Идея коллективной творческой деятельности



Вопрос 1

1. И.П.Иванов как автор коллективной творческой деятельности

                       

       Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов. Прежде всего многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А.С.Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено в этом наследии, в котором, как в клеточке, в наиболее осязаемом и вместе с тем глубокой форме выражалось бы главное в педагогике будущего, существенное отличие ее от традиций чрезмерной  опеки, авторитаризма и “свободного воспитания”. Это основное звено современной методики воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали коллективные творческие дела.

       Продолжил педагогическое наследие А.С.Макаренко и стал его последователем обаятельный, остроумный, кипучий, неутомимый и неугомонный Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”.[18]

       И.П.Иванова считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 в Ленинграде он создал творческую группу педагогов - Союз энтузиастов, 1959 году - Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) - школу районного актива старшеклассников, в 1963 году - Коммуну им. А.С.Макаренко - содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. В создании привлекательного для подростков образа жизни и творчества детей и взрослых во Всерооссийском лагере “Орленок” принимал участие десант из сорока членов КЮФ. “Орленок” и “Комсомольская правда” сыграли важную роль в распространении идей и методов И.П.Иванова.

       Когда вышла в свет книга "Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко" (ЛГПИ им. А.И.Герцена,1970), являющаяся предшественницей "Энциклопедии КТД", Игорь Петрович с горестью заметил: "Какую вредную книжку мы сделали". Он испугался слепого копирования, бездумного воспроизведения, слепого заимствования.

       В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П.Иванова. "Энциклопедия коллективных творческих дел" известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги на протяжении второй половины двадцатого века с увлечением "играют" в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) и многое другое. С увлечением играют потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

       Многие ученики и соратники И.П.Иванова (Л.Г.Борисова, профессор, доктор философских наук; Е.В.Титова, кандидат педагогических наук; И.Д.Аванесян, кандидат педагогических наук; С.А.Шмаков, профессор; и другие) продолжают внедрять идеи "коммунарской методики" в жизнь.

       В 1998 году в Санкт-Петербурге к началу Всероссийского съезда последователей академика И.П.Иванова "Воспитание и школа на рубеже XXI века" вышла в свет книга Л.А.Ивановой "Будущее в настоящем – жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова".

 

2.Понятие коллективной творческой деятельности

 

       Коллективная творческая деятельность - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.[18]

       Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям- вот что сплачивает воспитателей и воспитанников. Педагог Джойс Эпштейн пишет: “Когда родители, учителя , ученики и все-все видят друг друга как партнеров ,создается заботливое сообщество, и оно начинает работать.”[18]

       И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет “по ходу”, в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов, и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

       Методика проведения коллективных творческих дел - деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал “педагогика общей заботы”. Ее можно назвать “педагогика социального творчества” или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела- это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

       Важнейшие особенности коллективных творческих дел стали раскрываться особенно наглядно в сравнении с воспитательными мероприятиями для воспитанников-с различными формами открытой передачи готового общественного ценного опыта, которые в нашей методике были и будут необходимыми, но все же останутся вспомогательными средствами воспитательной работы.

       Каждое КТД- это прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Это совокупность определенных действий на общую пользу и радость.
       В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно- мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.

Поэтому оно- д е л о, но не простое дело, а к о л л е к т и в н о е, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической гражданской заботе. Кроме того, это - т в о р ч е с к о е коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно-важной практической задачи. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности- ведь оно частица жизни.

       Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, педагог, как заботливый и чуткий садовник, знает , что делать, в чем и как помочь, и как, идя навстречу воспитаннику, привлекая его к себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе, чтобы в скором будущем встать на собственные “духовные ноги”.

       Итак, задачи воспитательной деятельности педагога, диктуемые потребностями растущего человека:

       1.Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей. Потребность в творческой деятельности будет в этой обстановке удовлетворена.

       2.Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.

       3.Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.

       4.Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе, обучать способам саморегуляции, самореализации, самовосстановления, самореабилитации.

       “Воспитание есть, в сущности, самовоспитание, - писал еще в 20-е годы Л.С.Выготский, -Сегодня думаю, необходимо в полный голос сказать: Человек делает себя сам!

       Воспитатель не может по собственному произволу сделать ребенка ни лучше, ни хуже. Он может лишь в некоторой степени создать условия, благодаря которым ребенок захочет ( или нет) стать таким или иным...

       С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого. Объектом “воздействия” педагога должен быть не ребенок, не его черты(качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А внутренне-эмоциональное состояние ребенка, отношение к себе, жизненный опыт, установки, которые образуют такое психическое новообразование, как “Я - концепция” (самосознания).Оно и определяет поведение субъекта, тактику жизни, способы бытия.”[13]

       Поэтому воспитание в качестве самого общего определения, есть искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно-ценного поведения, т.е. возбуждения желания “быть хорошим”, нравиться окружающим, быть полноценным членом общества. Еще точнее воспитание- это искусство выращивания в ребенке нравственного отношения к себе и к социуму. А это возможно только при общении человека с человеком.

       Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел- гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

 

3.Виды, формы, структура коллективных творческих дел

 

       Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

                   Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, "Снежная сказка", трудовой сюрприз, фабрика, мастерская).

       Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в           познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные        КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость , наблюдательность и любознательность, пытливость ума,    творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная        щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция,   рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал).

                   Художественные КТД. Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кольцовка песен, концерт-"молния", кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и       настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (веселая спартакиада, "Космонавты и      метеоры", спартакиада народных игр, сюита туристских игр,   "Тайна", "Следопыт").

                   Общественно-политические КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

       Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной -организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, "живая газета", журнал-эстафета,коллективное планирование,общий сбор, гайдаровская разведка, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, ЧТП(чередование традиционных поручений, эстафета дружбы)

 Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

1 стадия – предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия /беседы, экскурсии и т.д./, готовятся к коллективному планированию.)

2 стадия – коллективное планирование. Начинается в (микро)коллективах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение (микро)коллектива. На сборе-старте выступают представители каждого (микро)коллектива. Принимается коллективное решение.

3 стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведение выбранного коллективного творческого дела создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в (микро)коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4 стадия – проведение КТД.

5 стадия – коллективное проведение итогов КТД. Происходит на общем сборе-огоньке: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

       Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами. "Финишная" рефлексия – коллективный анализ свершенного – тоже имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:

1.          Что было хорошего, что удалось и почему?

2.          Что не получилось и почему?

3.          Что предлагаем на будущее?

Принципиальное значение имеет также их последовательность.

Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда "финишная" рефлексия становится "стартовой", у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Наша цель – счастье людей!» и «Все – творчески, иначе – зачем!»

 

Вопрос 2

 

2) Воспитание – одна из основных категорий педагогики, отражающая целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности, она включает в себя формирование у воспитуемых качеств личности, а также социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного образования.

Сущность воспитания проявляется на практике как целостное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов деятельности, которое обеспечивает подготовку граждан к общественному труду, формирование их как гармонично развитых индивидов, личностей, субъектов деятельности и индивидуальностей.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Определены направления внеурочной деятельности, являющиеся содержательным ориентиром, основанием для построения соответствующих образовательных программ. В рамках перехода образовательных учреждений на ФГОС каждый педагогический коллектив определяется с организацией неотъемлемой части образовательного процесса – внеурочной деятельностью. Чтобы наметить перспективы развития внеурочной деятельности в условиях ФГОС необходимо изучить актуальное состояние организации внеурочной деятельности, а также наиболее эффективные формы ее организации.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ внеурочной деятельности, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. Главный заказ от классных руководителей — дать новые формы воспитательной работы. Часть педагогов получает удовлетворение прежде всего от того занятия, на котором ему предлагают сценарий, разработку формы. В то же время можно смело утверждать, что использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситуации педагог (организатор) навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он сам становится объектом замысла других людей и в такую же позицию ставит участников проводимой работы, что тормозит проявление и развитие творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и удовлетворить свои потребности. Для педагога-гуманиста очевидно, что строить работу с детьми по чужим сценариям нецелесообразно. Однако это не отрицает возможность использования уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы. Они нужны как для педагогов, так и для самих детей, которые, знакомясь с имеющимися наработками, опытом других, могут выбрать идеи и способы организации деятельности. В таком поиске может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Так как каждый ребенок и детское объединение уникальны, то и формы работы по своему содержанию и построению неповторимы. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.

Организаторская, творческая деятельность нашла свое целостное воплощение в разработанной И.П. Ивановым системе и методике коллективных творческих дел (КТД).

КТД - форма работы, которая направлена на:

- Развитие творческих способностей.

- Развитие интеллектуальных способностей.

- Реализацию коммуникационных потребностей.

- Обучение правилам и формам совместной работы.

Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер.

Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.

Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по обшей жизненно-практической заботе.

Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и воспитанников, необходимые для целенаправленного развития у воспитанников целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни и к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств.

Первая стадия - предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД. Намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводят «нацеливающие» воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию, рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.

Все это в наибольшей степени характерно для стартовой беседы, во время которой воспитатели увлекают воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском оптимального решения нескольких важных задач-вопросов: Что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором?

В направляющих действиях воспитателей методы побуждения (увлечения) воспитанников подкрепляются методами убеждения: рассказом-размышлением, разъяснением и, в особенности, беседой-размышлением.

Вторая стадия - коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.

Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного коллективного творческого дела создаются или сводный отряд добровольцев, или специальный орган - совет дела, в который входят представители от каждого микроколлектива. На своих заседаниях сводный отряд добровольцев выбирает командира, а совет дела - председателя.

Оба эти объединения действуют только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобные органы созда ются уже в новом составе.

При этом воспитанники применяют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и те знания, умения, навыки, что были усвоены ими в учебном процессе или накоплены ранее во внеучебное время.

В этой опорной воспитательной ситуации возникает необходимость таких действий воспитанников, которые нужны для развития положительных личностных качеств и преодоления отрицательных, но которые не могут возникнуть сами собой, в результате ранее накопленного опыта, так как этот опыт у разных воспитанников различен.

Необходимо помнить, что направляющие действия воспитателя достигают цели, если имеют характер жизненно-практической заботы об успешной подготовке КТД, а их воспитательное значение скрыто от воспитанников и открывается лишь в необходимых случаях.

Можно применить немало средств, побуждающих воспитанников к целенаправленному и добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Среди них выделяются следующие: увлечение добрым сюрпризом, в том числе весьма эффективна подготовка микроколлективами отдельных частей общего проекта «по секрету» от других участников; помощь товарищеским советом, например, предложением нескольких вариантов, способов выполнения «на выбор»; увлечение «трудного» воспитанника «секретным договором» с ним; доверие ответственным поручением; обращение к воспитанникам за помощью, с просьбой показать, научить; товарищеское требование от имени коллектива; товарищеский контроль и товарищеское напоминание; товарищеское поощрение (особо важно) всеми формами одобрения, а также похвалой (развернутым одобрением) и наградой морального характера от имени коллектива - за преодоление наибольших трудностей, за самоотверженную заботу о товарищах в период подготовки КТД.

Четвертая стадия - проведение КТД. Руководитель коллектива и другие воспитатели, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, без ложного пафоса, но увлеченно и убежденно говорят о самом главном, нужном. Действия воспитанников являются исходными, в них проявляется опыт, примененный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела.

Поэтому на этой стадии воспитатели используют направляющие действия, которые, однако, уже не носят столь длительного, систематического характера, как на стадии коллективной подготовки, а совершаются быстро, по возможности незаметно для остальных участников КТД. Обычно это - увлечение воспитанников личным примером бодрого настроя, мажорного тона, доброй шуткой.

Если позволяет обстановка и есть время, эти действия подкрепляются убеждением в необходимости с честью выходить из затруднительного положения (путем товарищеского разъяснения, короткого рассказа-размышления, короткой беседы-размышления) и всегда подкрепляются приучением к инициативным, дружным, самостоятельным действиям.

Действия воспитанников на данной стадии являются по преимуществу характерными, «показательными»; в них особенно четко проявляются и положительные качества воспитанников, и их слабости.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе-огоньке, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные во просы-задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

Вопросы в этом случае выступают исходными направляющими действиями воспитателей, а выдвигаемые по этим вопросам мнения и предложения - исходные действия самих воспитанников.

Производные направляющие действия руководителя коллектива и дру гих воспитателей, сопоставление мнений, уточняющие вопросы, развитие и обобщение предложений, высказанных воспитанниками, - представляют собой товарищескую воспитательную заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в размышлении об опыте своих товарищей и своем собственном, в его сравнительном анализе и оценке, в извлечении уроков на будущее.

Шестая стадия - стадия ближайшего последействия КТД. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов коллективного творческого дела.

Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела, которые можно назвать связями развертывания КТД - развертывания нужных развивающих действий.

Следует заметить, что КТД играет ведущую роль в развитии определенных звеньев гражданского отношения к жизни, к определенным видам деятельности социальных объединений. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость использования КТД во внеурочной деятельности.

В заключение можно привести слова В.А.Сухомлинского, который так оценивал роль коллектива: «Любая структура, любое организационное строение коллектива играет свою роль в воспитании учащихся лишь тогда, когда они имеют положительный опыт коллективистских взаимоотношений, приобретенный в первичных коллективах».

«Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируется благодаря взаимному влиянию. Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей».

 

Вопрос 3

 

 

Идея коллективной творческой деятельности

Идея совместной жизни – творчества детей и взрослых – возникла в Ленинграде в конце 50-х годов, ее авторы – профессор Игорь Петрович Иванов и его коллеги из “Союза энтузиастов” – ленинградские учителя и вожатые.

В принципе идея радостной жизни, творчества как способа воспитания существовала к тому времени довольно давно. Тут и огромные крестьянские семьи, где каждый чувствует себя нужным, потому что забот хватает на всех, и школы-коммуны 20-х годов. Но заслуга Иванова в том, что он превратил разрозненные идеи, порожденные повседневной жизнью рядом с детьми, в стройную педагогическую систему, технологию, дающую уже сколько лет блестящие результаты.

Иванов основал свой метод на очень простых вещах. Дети – люди действия, это видно невооруженным глазом из собственного окна, даже без высшего педагогического. Ребятня во дворе целый день возится: что-то выдумывает, обсуждает какие-то правила. Самому маленькому – едва шесть, у самого большого уже голос ломается. Что у них может быть общего, почему им так хорошо вместе? Потому что у них есть дело, задуманное и осуществленное.

Собственное дело, общее дело... За него-то и ухватился ленинградский профессор. Как человек, работавший в школе, он знал, что ребенок отличается от взрослого обязательным присутствием неизбежного воспитателя рядом. Ребенок и взрослый слишком часто вместе. И если присутствие взрослого лишь бесконечный надзор и опека, жизнь становится каторгой для обоих. А что если быть не просто рядом, а действительно вместе: придумывать, поддерживать, осуществлять? Так Иванов предложил взрослому другие роли – не контролера, а генератора идей, вдохновителя, помощника. И главное – взрослый может помочь там, где эта помощь действительно требуется. И ребята не воспримут ее как посягательство на независимость. Ведь он может то, чему они пока еще только учатся, – анализировать качество этой общей жизни. Но ведь надо еще и сделать что-то, чтобы этот анализ не превращался в пустые разговоры!

 

Иванов и тут придумал хитрый ход – жизнь детей должна быть ежедневно наполнена массой сменяющихся событий, авторами которых были бы они сами. Это его знаменитая система коллективных творческих дел. Творчески – значит с импровизацией, потому что дети очень не любят готовить что-нибудь слишком долго и ненавидят запоминать наизусть специально. Зато обожают переодеваться и выдумывать. Значит, если концерт-”ромашка” – пять минут подготовки, и вот вам отличный туземный танец или номер канатоходца для цирка. И совершенно не важно, что канат тот вообще лежит на полу, а туземец просто обмотался полотенцем. Всем весело – значит, цель достигнута.

Творчески – это значит еще и с напряжением мыслей, чувств, мышц, так, чтобы к вечеру падать от усталости и воспоминаний было бы на всю оставшуюся жизнь. Но неужели кто-нибудь будет так стараться для себя? Значит, нужна высокая цель.

Жажда помощи другому всегда горит в ребенке. Недаром же С.Соловейчик говорил: предложите детям построить спортплощадку в своем лагере – все окажутся лентяями, скажите: в соседней деревне пожар – и все будут героями. Ребенок хочет высокой жизни, но почти никогда не может создать ее себе сам. Ему нужны испытания, экстремальные обстоятельства, потому что только в преодолении он растет. Отсюда все эти прыжки с крыш, чердаки, подвалы. А тут приходит взрослый, для которого подъем среди ночи и спасение погибающего урожая – педагогическая норма. И он говорит: “Работа очень трудная, пойдут только добровольцы”. Редкий мальчишка не согласится жить так. И постепенно в этой общей заботе вырастает взгляд на себя: вот, оказывается, сколько всего я могу – выдумщик, храбрец и шутник. А ребенок и не подозревал в себе этого. Постепенно помощь другому и радость за него превращаются в обыкновенную привычку, не требующую экстремальных обстоятельств. Такие предупредительные, заботливые, чуткие ребята. Всегда кажется, что дети, приобретшие этот опыт, какие-то специально отобранные. Да нет, ничего особенного. Просто жизнь, которую они сами построили, идеалы, на которых они вырастали, совпали с их детскими устремлениями.

Иванов очень точно заметил: дети обожают быть вместе – значит, надо дать им эту возможность. Они больше всего любят играть и выдумывать – значит, должно быть творчество всегда и во всем. Чуть ли не двадцать четыре часа в сутки. Не как декларация, а как образ жизни. И вся разновозрастная команда эту жизнь проектирует. Для этого и существуют советы дела. Совет дела – очень воспитывающая вещь. Во-первых, все друг друга слушают, потому что говорят по очереди. А во-вторых, даже самый нетворческий ребенок в конце концов раскрывается. Потому что если собраться вместе тем, кто умеет придумывать, и тем, кто еще только пробует, обязательно родится что-нибудь интересное. И главное – и тот, кто реально придумывал, и тот, кто только поддакивал, будут считать себя авторами идеи. Детская уверенность в своих силах начинает расти на глазах. И если в самых первых советах дела почти все должны были придумывать взрослые, то через несколько лет даже самые робкие фонтанируют идеями, а взрослый сидит в уголке и еле успевает записывать.

Для ребят очень важно, если все их задумки осуществятся. И тут совет дела выступает уже в роли не только создателя интересной жизни, но и ее организатора. Автоматически, без специальных педагогических разговоров возникает сотрудничество старших и младших. По-другому и не получится – когда дел много, работа найдется всем. И тут самое парадоксальное – главные все. Каждый думает: если не я, то кто? И чувствует свою значимость. Ведь от него много чего зависит. Но мало того что он дело делает и другим помогает, так еще должен все время видеть, что и как кругом происходит. “Огонек” – ключ к общей жизни. Этот странный огонек, костерок из трех полешек – мера крепости общего духа и педагогического мастерства взрослых. В конце каждого дня дети садятся в круг и выдают его оценку. Что сегодня получилось? Что – нет? Кому от нашего дня было сегодня хорошо? Что делать, чтобы не повторялись сегодняшние ошибки? В кругу говорят все: кто-то распространяется долго, кто-то бросит пару слов. Взрослый никогда не говорит после всех, чтобы не было похоже на подведение итогов. Это просто голос из хора, своя точка зрения.

Вот, собственно, и вся суть. Только-то – коллективное создание радости для кого-то с последующим общим же обсуждением? Да, но за неделю или месяц сбора в каком-нибудь лагере или даже собственной школе, опустевшей на каникулах и потому не давящей привычными стереотипами, таких радостных событий происходит столько, с такой скоростью и плотностью, что хватило бы на несколько лет неспешной жизни. Оттого взрослые и дети успевают увидеть себя с разных сторон и удивиться. И обрадоваться. И не захотеть жить по-другому. Всегда помощь, всегда радость, всегда творчество. Иначе зачем?

 

Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности,творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.

Воспитательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело - ее главный методический инструмент, который складывается из совокупности приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. В организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие.

Одной из наиболее важных характеристик воспитательной системы, построенной на основе идеи общей заботы, является соуправление и самоуправление. Здесь главное - не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Каждый коллектив конкретной школы сам определяет, какие органы самоуправления ему нужны. Есть органы постоянные, есть временные, есть и такие, которые создаются для подготовки и проведения только одного дела. При этом их состав постоянно обновляется, а сами органы самоуправления достаточно гибки и подвижны.

Самоуправленческая деятельность может осуществляться в таких видах, как участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива; участие в работе педсовета; работа в постоянных и временных органах самоуправления; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; дежурство по школе, классу, спецпосту; деятельность советов классов; деятельность дежурных командиров; участие в работе лагерных сборов и др.

В данной воспитательной системе используются разнообразные формы, методы, приемы обучения и воспитания: общественный смотр званий, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, "Робинзонада", КВН и т.д. Это позволяет ученикам реализовать различные способности. Важнейшим условием воспитания в этой системе выступает совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забота) и духовных (товарищеское уважение и товарищеская требовательность).

 

Вопрос 4

 

Форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом:

1) учитываются интересы и потребности каждого; 2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; 3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле; 4) данная форма является по исполнению неповторимой.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач, находя каждый раз новый вариант.

К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий. Методика работы педагога и коллектива на каждой стадии подробно описана в литературе1.

Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом взрослые не диктуют, не навязыва­ют, а размышляют вместе с учащимися.

Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.

Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Поэтому велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое дове­рие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, воз­никающих во время проведения КТД из-за разных непредви­денных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и другими средствами: опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.

Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказали предложения, поделились своими впечатлениями, переживаниями. Говорили о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые дела.

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, которые используются почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. А для того, чтобы она была предложена школьниками, нужно создание специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, — это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен ин­дивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием — отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием — защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение любого КТД требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы. КТД — лишь один из компонентов общей системы средств воспитания. Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях, близких людях, окружающем мире.

Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности коммунарства как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности успешно используются практиками.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

— доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;

— определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

— создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

— от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его инте­ресам и желаниям;

— создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

— оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности

Вопрос 5

 

Виды творческой деятельности                  Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленныйна познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самогосебя.Существуют различные виды творческой деятельности.
Творческая деятельность
Художественно-эстетическая
Декоративно-прикладная
1. ИЗО                                   - музыка2. шитье                                 - вокал3. вязание                               - хореография4. макраме                              - драм. театрСреди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всегоизобразительным искусством, в частности детское рисование.По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о еговосприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения,мышления.Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия пошитью, вязанию.Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят квыполнению изделия.Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципуцветовой гаммы.В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческоевоображение.Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка.Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений,повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольномвозрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который вдальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитиюмузыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмическиедвижения под музыку, в частности танцевальные.Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развиваетмузыкальный слух и вокальные способности.Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемыеэтюды, музыкально-танцевальные импровизации.        Методы развития творческих способностей у детей        Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающаязавесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины,известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и,наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развитияизобретательского и исследовательского таланта.Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитиетворческих способностей.Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному.Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.В процессе организации обучения развитию творческих способностей большоезначение придается общедидактическим принципам:- научности- систематичности- последовательности                         - доступности- наглядности- активности- прочности- индивидуального подхода                       Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этогонужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своемразнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят изобщей идеи и обладают характерными творческими способностями.1. Каждая игра представляет собой набор задач.2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разнымиспособами передачи информации.3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могутвозбуждать интерес в течение многих лет.5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческихспособностей.6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимособлюдать условия:- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создаютатмосферу свободного и радостного творчества.

 

 

Вопрос 6

 

Вопрос 7

 

1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.

Коллектив (от др.слав. «коло» - круг, колесо) – объединение людей, основанное на принятии общих целей, единых духовных и других ценностных ориентациях, сходных интересах, единых правилах и нормах поведения, и выполняющее в соответствии с этим совместную общественно полезную деятельность.

 

Коллектив как субъект и объект воспитания.

 

Признаки коллектива (по Макаренко):

 

-совместная устремленная к социально-значимым целям деятельность;

-отношение ответственной зависимости;

-наличие органов самоуправления;

-наличие лидера;

-наличие общественного мнения и традиций.

 

Принципы развития коллектива:

-гласность;

-ответственная зависимость;

-перспективные линии развития;

-«правило параллельного действия».

Отношения в коллективе:

 

-гуманистические;

-нейтральные;

-асоциальные.

Стадии развит коллектива:

 

1) приняты цели коллектива; есть совместная деятельность; формируется актив; есть микроколлективы.

2) все дела для многих преобретает нравствственный смысл; бурное развитие самоуправления;

3) преобладают гуманистические отношения; поведение ребенка приобретает устойчивость, стремление к самовоспитанию.

 

Разновидности детского коллектива:

-школьный класс (возраст, единая программа обучения, требования-классный руководитель);

-клубные объединения (добровольное, разновозрастные, интерес по творческим видам деятельности);

-детские организации (общественное, имеет свои правила, членство);

-временные детские коллективы (15-45 дней: лагерь, экспедиция, туристический поход).

 

Функции коллектива:

-организаторская (каждый член коллектива становится субъектом своей общественно-полезной деятельности);

-идейно-воспитательная (каждый становится носителем и пропагандистом определенно идейно-нравственных убеждений коллеектива);

-стимулирующая (способствует формированию личности, регулирует поведение членов коллектива).

 

Методы формирования коллектива:

 

-метод предъявления требований;

-метод организации деятельности;

-метод организации отношений;

-метод коррекции поведения.

 

Структура коллектива:

первичный коллектив - коллектив, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. По характеру деятельности первичные коллективы делят на:

 

-организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции);

-организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу могут быть одновозрастными и разновозр. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Формируется актив и избирается староста.

 

 

Вопрос 8

Знаменитый педагог А.С.Макаренко разработал методику и принципы воспитания в коллективе и труде. Воспитание молодого поколения в духе коллективизма всегда было непростой задачей. Основной идеей А.С.Макаренко было воспитание детей в коллективе и через коллектив, благодаря коллективному влиянию. В его понятии коллектив - это объединение людей для достижения общих целей в общем труде; объединение, отличающееся определённой системой полномочий и ответственности, определённым соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. В работах А.С.Макаренко того периода содержится понимание необходимости реализации идеи соединения образования и воспитания с трудом, а также развития способностей и дарования каждой формирующейся личности.

 

Ещё один, также немало важный вид воспитательной методики А.С.Макаренко - это воспитание детей в семье. А.С.Макаренко внёс огромный вклад в разработку этого трудового метода воспитания и профессионально осветил все проблемные стороны семейного воспитания. Главнейшим условием семейного воспитания А.С.Макаренко считал наличие полной семьи, как первого стабильно крепкого коллектива, где один или оба родителя являются авторитетом для своих детей. Им были выявлены несколько видов родительского авторитета:

 

авторитет подавления. Это самый страшный вид авторитета. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Дети, обычно, забиты, безвольны;

авторитет расстояния. Родители уделяют ребёнку как можно меньше времени;

авторитет педантизма. В этом случае наоборот. Родители чрезмерно опекают своих детей;

авторитет любви или «ложный» авторитет. Родители готовы пойти на многие уступки, лишь бы дети их слушались;

авторитет доброты. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь устойчивостью, мягкостью и добротой родителей.

Деятельность великого педагога А.С.Макаренко не прошла бесследно. Детям, по воле случая которым удалось познакомиться с его методикой обучения и воспитания А.С.Макаренко, нашли своё место и в коллективе сверстников, и в жизни. Некоторые родители были не против воспитания своих детей методами, разработанными А.С.Макаренко.

 

А.С.Макаренко обогатил педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приёмами, он разработал свою собственную уникальную коммунарскую методику работы с трудными детьми и подростками, беспризорниками. Творческий педагог - А.С.Макаренко дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разобрал проблемы, выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него в советской педагогике.

 

Опыт А.С.Макаренко в работе с трудными подростками и беспризорниками - уникальное педагогическое наследие советского времени, которое, мы считаем, не должно уходить в забвение. Лучший опыт передовых отечественных педагогов стоит передавать новому поколению педагогов. Опыт и педагогические идеи А.С.Макаренко могут и должны быть переосмыслены и освоены молодым поколением педагогов и воспитателей.

Показатели сложившегося детского коллектива:

успех коллектива в любой деятельности;

наличие гуманистических отношений между детьми;

мировоззренческое единство,

активность всех членов коллектива;

стремление к социально-значимым делам, не совсем интересным, но необходимым;

потребность к самопознанию, к самовоспитанию, соблюдению принятых в лагере норм поведения;

общественное мнение действует постоянно.

 

Вопрос 9

 

Детское самоуправление - важнейшее педагогическое средство способствующее решению комплекса воспитательных задач.

Детское самоуправление:

· обеспечивает включение детей в решение значимых для школы проблем;

· формирует социальную активность детей;

· способствует развитию лидерства;

· предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Дети сами:

· определяют проблему;

· ищут пути ее решения;

· принимают решение;

· организуются для его реализации.

Модель развития детского самоуправления включает в себя: 

Ø Определение цели деятельности.

 

Ø Принятие цели, коллективное обсуждение целей.

 

Ø Выдвижение идей.

 

Ø Обсуждение вариантов решения. «Мозговой штурм».

 

Ø Коллективное принятие решения. Выбор вариантов действия.

 

Ø Реализация решения, организаторская деятельность.

 

Ø Коллективное подведение итогов

 

Детское самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подготовить детей к новой совместной деятельности, при этом они на последующих этапах с каждым циклом все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии коллективом.

Детское самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности детского коллектива. При этом оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов детей.

Признаками детского самоуправления являются:

· самостоятельность в принятии решений;

· коллективность в принятии решений и организации жизнедеятельности детского объединения;

· инициатива учащихся в проведении дел, постановке проблем;

· единство слова и дела;

· действенность органов самоуправления;

· критичность членов коллектива, требовательность к себе и другим.

Дети включаются в самоуправленческую деятельность 

в том случае, если:

· создается ситуация добровольности: включается в дело, работу тот, кто хочет;

· обеспечивается понимание важности и значимости предстоящей работы;

· на учеников возлагается полная ответственность за результат;

· учащимся оказывается полное доверие, исключается открытая подстраховка со стороны педагогов;

· обеспечивается подготовленность учащихся к предстоящей работе.

     Структура детского самоуправления -

это взаимосвязь и взаимодействие органов самоуправления.

Высшим органом является сбор коллектива, а исполнительным – совет дела. Совет выбирается общим сбором. В органы могут входить как дети, так и взрослые.

Сбор – это высший орган самоуправления в детском коллективе. Главное его назначение – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат сбора – конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. На обсуждение выносятся проблемы взаимоотношений, благоустройства, проблемы, связанные с организацией отдыха, труда, конкретных дел. Сбор выбирает актив, утверждает совет дела, заслушивает отчет, анализирует работу, определяет основные направления деятельности, утверждает план. Сбор проходит демократично. Необходимо учить детей порядку проведения сбора, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства – иными словами, учить детей демократичному проведению сбора. Педагог во время сбора заинтересованно работает вместе с детьми, думает, советует, ищет лучшие варианты решений.

Организация работы совета дела позволяет всем учащимся участвовать в организаторской деятельности в зависимости от их интересов и их возможностей.

Но в определении структуры самоуправления участвуют сами дети. Структура динамична и постоянно развивается, изменяется, зависит от задач, проблем, которые решает коллектив, и от содержания его деятельности.

       Сначала надо увлечь детей каким - либо общественно значимым делом, а затем создавать соответствующий орган самоуправления для его организации.

       Взаимодействие педагога и органа детского самоуправления может осуществляться по – разному. В состав органов самоуправления педагоги и учащиеся входят «на равных» и действуют как единомышленники. Педагоги выступают в качестве консультантов, советчиков, скрыто направляя деятельность этих органов.

Великий педагог А.С. Макаренко советовал:

· педагог не должен делать за детей того, что они в состоянии выполнить сами;

· педагог ни в коем случае не должен подменять орган самоуправления и самостоятельно решать вопросы, подлежащие ведению органа самоуправления;

· педагог при обсуждении вопросов свое мнение и предложение высказывает последним, ненавязчиво обосновывая свою точку зрения;

· если педагог считает невозможным выполнение решения органа самоуправления, он не должен отменять решение, а обращается к общему сбору;

· педагог добивается того, чтобы принятое решение было выполнено.

Такой подход позволяет удовлетворить потребность многих детей в лидерстве, развивает у них организаторские и коммуникативные умения, способствует развитию самодеятельных начал в коллективе.

       Важным средством проявления и развития детского самоуправления являются конкретные дела.

 

Вопрос 10

 

1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

 

4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А. С. Макаренко выделил несколько стадий (этапов).

Первая стадия — становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т. д.) превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

Вторая стадия — усиление влияния актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив выступает уже как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Основная цель педагога на этой стадии — максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движение вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

 

Вопрос 11

 

 

Вопрос 12

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 353; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!