Тема: Противостояние человека и тоталитарного государства в жанре антиутопии



План работы:

1. Антиутопия и утопия. Происхождение жанра. Специфика жанра «антиутопия».

2. Социальный мир романа. Основные принципы идеологии как отражение сути тоталитарной философии. Принципы  устройства общества. Ритуал. Язык. Секс. Принципы и способы подавления личности на уровне мышления, эмоций и способах выражения (например, новояз у Оруэлла).

3. Герой антиутопии - «человек-функция». Детерминированность поведения героев языком и типом мышления.

4. Эволюция героя как стержневой сюжет антиутопии.  

а) Формы протеста против существующей системы: мимикрия, тайный бунт, …

б) Роль любви в сюжете антиутопии.

в) Образ «идеолога» антиутопического государства как антагониста героя.

5. Особенности поэтики романа. Способы выражения авторской позиции. Приемы сатиры.

 

Литература:

Внимание! В качестве художественных текстов для анализа могут выступать как классические (Замятин, Оруэлл, Хаксли, Берджесс), так и современные произведения литературы и кино в жанре антиутопии. НО: предварительно ознакомьтесь с признаками антиутопического жанра и соотнесите их с избранным вами текстом.  

- Зверев, А. Когда пробьет последний час природы // Вопросы литературы. 1989. № 1. С. 26–70 (текст позже пришлю)

- Латынина, Ю. В ожидании золотого века. От сказки к антиутопии // Октябрь. 1989. № 6. С. 177–188. https://ru.scribd.com/fullscreen/52390132?access_key=key-2ho03h2jf1fx52fwszom

- Сабинина, О. Б. Жанр антиутопии в английской и американской литературе 30-50-х годов ХХ века // Вестник Моск.ун-та. Серия 9. Филология. 1990. № 2. С. 51–57.

____________________________________________________________________________________ Семинар 8

Тема: Джон Фаулз между реализмом и постмоернизмом (роман «Коллекционер)

План работы:

1. Место романа в творческой биографии писателя. История создания и авторский замысел

2. Семантика названия и основная проблематика романа. Проблема искусства, свободы и духовной тирании. Сюжетно-композиционные особенности романа, особенности повествовательной манеры.

3. Образы рассказчиков.

4. Интертекстуальность: шекспировские аллюзии и их роль в раскрытии сюжета. Роль парафраза из «Бури» Шекспира

5. Роль контраста в романе

Литература:

- Д. Фаулз. Коллекционер

- Андреев Л. Г. Чем же закончилась история второго тысячелетия? (Художественный синтез и постмодернизм) http://www.philology.ru/literature3/andreyev-01.htm

- Храпова В. В. Композиционный лабиринт романа Джона Фаулза "Коллекционер"  http://www.philology.ru/literature3/khrapova-02a.htm

- Терновая Т. Ю. Шекспировские мотивы в романе Джона Фаулза «Коллекционер» http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/76158/11-Ternovaya.pdf?sequence=1

 

____________________________________________________________________________________ Семинар 9

Тема: Отражения культуры в постмодернистском романе и постмодернистском кино.

«Часы» М. Каннингема и «Часы» (реж. Стивен Долдри)

План работы:

1. Заглавная метафора романа/фильма. Возможности толкования.

2. Особенности повествования. Черты постмодернизма. Игра. Многоуровневость текста. Принцип монтажа. «Смерть автора» - ироническая игра с этой фразой

а) Литература: Полифонизм повествовательных инстанций в романе Каннингема.

б) Кино: Особенность художественного времени романа «Часы»: «читательское время»

3. Интертекстуальные связи как центральная черта поэтики Роман «Миссис Дэллоуэй» как центральный текст.

а) Литература: Каннингем: постмодернист, художественно осмысливающий шедевр модернизма.

б) Кино: Долдри: кинематографист, воплощающий на экране «супер-литературный» текст.

4. Время как связующий элемент

а) Литература: Концепция времени в романе. Связь концепции времени у М. Каннингема с образом времени в романе В.Вулф «Миссис Дэллоуэй». 

б) Кино: Повторяющиеся мотивы как воплощение «связи времен» в фильме С. Долдри. Взаимосвязи между героинями. Средства воплощения этих взаимосвязей

5. Время как философская тема романа: понимание времени героями произведения. Время в понимании главных героинь романа. Время в понимании Ричарда Брауна. «Счастье как мгновение». Жизнь как «череда часов».

Литература:

- М. Каннинем. Часы

- Часы (реж. С. Долдри)

- Стивен Долдри: «Часы» — фильм о трудных решениях» https://old.kinoart.ru/archive/2003/06/n6-article5

- Кумыш С. Писатель с большим размером ноги. Алфавит Майкла Каннингема

https://gorky.media/context/pisatel-s-bolshim-razmerom-nogi/

- Уланов А. Опасность чтения и письма. http://old.russ.ru/krug/kniga/20011015.html   

- Зорина К. Чтение для читательницы. Майкл Каннингем о часах, жизни и женщинах

https://www.ng.ru/ng_exlibris/2001-10-04/2_read.html

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!