Тема: Философия и эстетика «эпического театра» Б. Брехта. «Трехгрошовая опера»



Тема: Роман «Миссис Дэллоуэй» как памятник модернизма

План работы:

1. Эстетический манифест Вулф - статья «Современная художественная про­за».

а) Писатели «материалисты» и писатели «спиритуалисты» - в чем различие их позиций, по мысли В.Вулф? Просьба подобрать цитаты из статьи.

б) «Подлинная жизнь» и задачи романиста.

2. Понимание «реальности» Вирджинией Вулф.

3. Утверждение новых принципов художественной изобразительности в ро­мане «Миссис Дэллоуэй».

а) Особенности художественной организации времени и пространства

б) Композиционные «скрепы» романа: что создает ощущение целостности и единства художественного мира? С помощью каких приемов Вулф обнаруживает особые связи в хаосе эпизодов?

в) Тема Клариссы и тема Септимуса Смита. Их связь и взаимодейст­вие.

г) Особенности психологизма Вулф. Приемы передачи «потока сознания». Изображение «людского пото­ка».

д) «Второстепенные персонажи» и приемы их изображения. Насколько корректен применительно к художественной концепции Вулф термин «второстепенные персонажи»?

Литература:

- В. Вулф. Миссис Дэллоуэй

- В. Вулф. Современная художественная про­за. В инете: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/dudova-mihalskaya-trykov-modernizm/virdzhiniya-vulf-sovremennaya.htm - Выписать цитаты в соответствии с пунктом 1.

Обязателен к конспектированию один из нижеуказанных источников, или статья или видеолекция:

- М. Брэдбери. Вирджиния Вулф. В инете: http://magazines.russ.ru/inostran/2002/12/br31.html

ИЛИ

- А. Аствацатуров. Лекция о В. Вулф (видеозапись).
http://yandex.ru/video/search?text=%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%20%D0%92%D1%83%D0%BB%D1%84&path=wizard&parent-reqid=1463939175332752-401998810987591039349424-man1-1216&filmId=d1iy9BCdUXI

 

 

____________________________________________________________________________________ Семинар 2

Тема: Поэтика и проблематика романа Э.Хемингуэя “Прощай, оружие!”

План работы:

1. Анализ вводных абзацев романа:

а) голос лирического героя, его личность в стиле повествования,

б) система мотивов в этой вводной части романа в сопоставлении с поэтикой романа в целом,

в) характер восприятия войны.

2. Война и мотивы любви в первой части романа:

а) лирический герой среди “героев кодекса”,

б) любовь и “кодекс”,

в) ранение и роль этого эпизода в сюжетном развитии романа.

3. Любовь и изменение позиции героя во второй части романа.

4. Отношение к войне в третьей части:

а) эпизод с отступающими войсками,

б) эпизод с двумя девушками и мародерами,

в) эпизод расстрела.

5. Эволюция позиций героя от первой к последней части.

6. Общие особенности поэтики лирической прозы Хемингуэя.

 

Литература:

- Зверев А.М. Американский роман 20-30-х годов. М.,1982. (Глава о Хемингуэе).

- Лекции А. Аствацатурова https://vk.com/audio?performer=1&q=Андрей%20Аствацатуров и

https://vk.com/audio?performer=1&q=Андрей%20Аствацатуров

 

____________________________________________________________________________________Семинар 3

Тема: Поэтика романа У.Фолкнера "Шум и ярость"

План работы:

1. Фабульный материал и его организация в романе. Художественная необходимость и смысл этой организации.

2. Повествовательная позиция каждой части романа и их художественная содержательность.

3. Проблема и образ времени в романе.

4. Человек и мир в особенностях субъективной организации повествования Фолкнера.

(Особенное внимание на занятии будет уделено вопросам №№ 2 и 3)

Литература:

- У. Фолкнер. Шум и ярость

(необходимо сделать конспект одной из перечисленных ниже книг или видеолекций):

- Анастасьев Н.А. Владелец Йокнапатофы. М., 1991 (Глава «Самое лучшее поражение») http://www.kulichki.com/moshkow/culture/litstudy/anastasiew/Anastasiev_Vladeletz_Yoknapatofy.txt

- Злобин Г. Падение дома Компсонов. - Предисловие к роману //Иностранная литература. - 1973. - №1.

- Толмачёв В. М. У.Фолкнер: Многообразие романтизма // Толмачёв В. М. От романтизма к романтизму. — М., 1997.

Видеолекции:

· Видеолекция Ю. Каминской: http://www.lektorium.tv/lecture/14186 - простовато, но доходчиво (смотреть с 23-й минуты)

· Видеолекции А. Аствацатурова: https://www.youtube.com/watch?v=d8Tk3lZiL5Ahttps://www.youtube.com/watch?v=d8Tk3lZiL5A

 

____________________________________________________________________________________ Семинар 4

Тема: Проблема человека в романе А.Камю "Чума".

План работы:

1. Экзистенциалистское решение проблемы человека. Сущность экзистенциального действия, понятия абсурда и бунта, соотношение рационального и иррационального, индивидуального и социального в поведении человека. Экзистенциализм и проблема личного выбора.

2. Альбер Камю: от «Постороннего» - к «Чуме»

3. Жанровая специфика и стиль романа. Жанровые структуры романа-хроники, романа-притчи, философского романа, идеологического романа, романа-мифа. Содержательность художественной формы романа.

4. Социально-исторический и метафизический смысл образа Чумы.

5. Общий характер постановки проблемы человека. Императив моральной ответственности человека

6. Спор доктора Рие и Панлу.

Литература:

- А.Камю. Чума. Миф о Сизифе.

- Лекция О.Ю. Пановой из цикла «Западная литература XX века» (Экзистенциализм. Жан-Поль Сартр, Альбер Камю. Лекция - 12) https://www.youtube.com/watch?v=V2Hx9SF0vFI&list=PLve86Uo20sGb7C3eQeB-CNEBHBXXVBbdf&index=13 (на обязательное конспектирование)

- Великовский С. Проклятые вопросы Камю. http://www.philology.ru/literature3/velikovsky-89.htm

- Ерофеев В. Мысли о Камю http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-franciya/erofeev-mysli-o-kamyu.htm

- Великовский С. В поисках утраченного смысла. М., 1979.

____________________________________________________________________________________ Семинар 5

Тема: Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества". Особенности поэтики романа

План работы:

1. Особенности творческого пути  Маркеса. Понятие «магического реализма» (материал о маг реализме очень внятно, хотя и коротко, изложен в видеолекции Кофмана).
2. «Сто лет одиночества» как обобщение судьбы латиноамериканского континента. Национальная мифологема одиночества (эпопея о роде и трагедия одиночества). Эпопея о роде, переживающем трагедию одиночки.
3. Основные сюжетные линии романа, отражение в них мифологических представлений и архетипов.
4. Особенности изображения пространства в романе

а) образ Макондо.

б) Макондо как «земля обетованная».

в) Способы моделирования пространства.

5. Особенности изображения времени в романе

а) образы времени в романе

б) историческое и метафизическое время.

в) технический прогресс,

г) проблема смены поколений и цивилизаций

6. Основные проблемы романа: родовой замкнутости, любви и брака, личности и цивилизции, биологического, материального и духовного в развитии личности.
7. Особенности поэтики романа: соединение возвышенного и низменного, комического и трагического; карнавальность текста; соединение эпических, мифологических и библейских элементов.

 

Литература:

- Г.Г. Маркес. Сто лет одиночества

- Земсков В. Гарсия Маркес: Очерк творчества. – М., 1986. Глава ««Для великого смеха всех грядущих поколений», или Роман о конце одиночества». http://marquez-lib.ru/library/markes-ocherk-tvorchestva4.html   

- Вераксич И.Ю.: Зарубежная литература. ХХ век Курс лекций. Лекция № 26. Литература Латинской Америки. http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/veraksich-hh-vek-kurs-lekcij/lekciya-26.htm

- Казанкова К. Фольклорно-мифологический аспект творчества Габриэля Гарсиа Маркеса (рассказы 1940—60-х гг., роман "Сто лет одиночества"). Глава «Фольклорно-мифологический характер сюжетно-композиционной основы романа «Сто лет одиночества». Пруденсио Агиляр и Мелькиадес», можно также посмотреть главу «Авторская мифология Г.Г. Маркеса»  http://marquez-lib.ru/library/folklorno-mifologicheskiy-aspekt.html

- Кофман А. Истоки магического реализма. Видеолекция // http://postnauka.ru/video/21287

____________________________________________________________________________________Семинар 6

Тема: Философия и эстетика «эпического театра» Б. Брехта. «Трехгрошовая опера»

 

План работы:

1. Истоки полемики Брехта с аристотелевским театром, критика базовых понятий концепции Аристотеля. Цель и основные принципы брехтовского театра.

2. Теория эпического театра Б. Брехта. Приемы, создающие «эффект очуждения».

3. История создания и литературная основа пьесы Б. Брехта «Трехгрошовая опера».

4. Отражение принципов эпического театра в «Трехгрошовой опере».

5. Характеристика системы персонажей. Мэкки-Нож и Пичем как антагонисты. Сходство и различие в деятельности их «фирм».

6. Проблематизация классических понятий нравственности в образах героев. Критик Майя Туровская: герои «чувствуют по канону, а действуют по обстоятельствам». – Прокомментируйте данное высказывание, желательно с опорой на текст.

7. Зонги, их значение в поэтике пьесы.

Литература:

- Б. Брехт Трехгрошовая опера. Перевод С. Апта

- Зингерман Б. И. Случай "Трёхгрошовой оперы" // Зингерман Б. И. Очерки истории драмы 20 века. http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/zingerman-sluchaj-trehgroshovoj-opery.htm

- Лекция Юлианы Каминской об эпическом театре Б. Брехта: https://www.lektorium.tv/lecture/28647

(Один из двух указанных выше источников - На обязательное конспектирование)

- Лекция Галины Макаровой «Театр Бертольта Брехта» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15556013043098232971&text=Эпический+театр

- Сурков Е. Путь к Брехту.
http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/surkov-e-put-k-brehtu.htm

- Фрадкин Борис. Творческий путь Брехта-драматурга.
http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/fradkin-tvorcheskij-put-brehta-dramaturga.htm

- Луков Вл. А. Зарубежная литература. Практикум. Занятие 10. Пьеса Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/lukov-praktikum/breht-mamasha-kurazh-i-ee-deti.htm

 

Стоит посмотреть театральное воплощение пьесы (хотя бы исполнение зонгов):

Театр Советской Армии, 80-е годы (Мекки-Нож – Андрей Миронов) https://youtu.be/WKo9F2jv_50

Театр «Сатирикон», 1996 (мекки-Нож – К. Райкин): https://youtu.be/Aq7JVRnyNLI  и https://youtu.be/aeVzzjBeLHI

МХТ им. Чехова, 2009 (Мекки-Нож – К. Хабенский): https://youtu.be/PS74FGDJQV4  (здесь запись всего спектакля, но качество плохое)

КСТАТИ! Наш СамАрт тоже поставил «Оперу», и, говорят, очень ярко ))

 

____________________________________________________________________________________ Семинар 7


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!