Русь против нордического рейха 22 страница



    Законы истории – таинственная и непостижимая вещь. О ее смысле, движущих силах и сокровенной сути уже не одно тысячелетие спорят лучшие мыслители разных эпох. В свое время получила распространения теория Льва Николаевича Гумилева о пассионарных волнах, которые неожиданно приходят из космоса, приводя в движение целые империи и народы. По другой концепции, история предстает в образе стрелы, которая летит из прошлого в будущее по заранее предопределенной траектории. Либералы и марксисты на свой лад верят в то, что эта траектория ведет нас от низших форм к высшим, чтобы однажды привести его в совершенное состояние – к либеральному «концу истории» или торжеству коммунизма.

Что касается христианских мыслителей, то их взгляд на историю лишен наивного оптимизма и слепой веры в прогресс. В прошлом человечества мы можем разглядеть не только движение от простого к сложному, но и топтание на месте, временный упадок и даже длительный регресс. В христианском мировоззрении история предстает вечной и противоречивой борьбой двух сил – Бога и дьявола, света и тьмы, правды и лжи. Ее истинный смысл лежит за пределами «мира сего», его трудно постичь человеческим умом, и он во всей полноте откроется людям только после конца этого мира.

  Ещё раз обозначим в истории мировой цивилизации и нашей страны три больших периода – классический, модернистский и постмодернистский. Классическая цивилизация развернута по вертикали и устремлена к абсолюту - то есть Богу, истине, красоте и совершенству в христианском миропонимании. Власть людьми классической культуры понимается как некий вековечный порядок, проистекающий от самого Всевышнего. Поэтому фраза «Мы, милостью Божьей император Всероссийский» воспринималась в соотвестующую эпоху как нечто само собой разумеющееся и не вызывала усмешек у большинства жителей Российский империи. Не следует, конечно,  идеализировать монархическую форму правления, ибо земной царь – не обязательно святой, а земное царство – отнюдь не Эдемский сад. Вместе с тем надо хорошо понимать, что христианский государь – это помазанник Божий на троне, отвечающий за свою страну перед Богом, а не перед страстями жадной и одураченной демагогами толпы.

   В Европе классическая (традиционная) эпоха продолжалась до Великой французской революции, а в России – до февраля 1917 года. После этого мы вступили в эру модерна, когда в мировоззрении людей на место Бога пришел человек. Эта эпоха стоит на четырех идеологических китах -- атеизме, либерализме, национализме и социализме. Все они – порождения модерна, но, как любые родные братья, они могут ссориться (яркий тому пример - холодная война между социалистическим СССР и либеральными США), а могут мирно друг с другом уживаться. В России же парадокс советской власти состоял в том, что она под флагом марксизма смогла продолжить классическую линию развития цивилизации. СССР хранил верность вертикальному устроению власти, оставаясь в некотором роде монархическим государством: генсеки были своего рода царями.

 Такая ситуация сохранялась в России вплоть до «застойных» 1970-х годов, когда энергетический импульс революционного модерна стал иссякать. В стране начала постепенно заявлять о себе эпоха постмодерна, которая не ориентируется ни на какие высшие ценности и цели вроде свободы, равенства, братства, нации или социальной справедливости. Постмодерн -- это «игровая» цивилизация, которой свойственна тотальная пародия на мироздание, ироническая перекодировка смыслов.   Модерн утверждал отрицание (всего, кроме себя); постмодерн отрицает утверждение (в том числе и самого себя). Если в эпоху модерна для многих людей умер Бог, то в постмодерн умер и сам человек. 

 

                                                          ***   

      Особенность России состоит в том, что у нас три указанные эпохи мировой истории – классическая, модернистская и постмодернистская – сосуществуют в рамках одной страны-цивилизации. И приход Путина к верховной власти предельно обострил взаимоотношения между ними. С одной стороны, в гуще исторической схватки оказалась классическая установка на вертикальную власть, представляемая действующим президентом. Пусть с многочисленными издержками, ошибками и пороками, но он смог возродить российскую государственность, отстоять территориальную целостность страны и создать властную вертикаль. Он сумел ограничить влияние олигархов («иных уж нет, а те далече») и ввести власть денег в хоть какие-то «державные берега». Сейчас уже не все помнят, что во времена Ельцина российское государство было готово разлететься на мелкие куски, страной правила «семибанкирщина», а крупные бизнесмены творили произвол, не считая нужным даже платить налоги в казну. Путин значительно усилил Россию как государство, а наличие государства всегда лучше, чем хаос и анархия. Надо понимать и то, что не Путин лично учредил у нас дикий капитализм, противоречащий всей религиозно-нравственной традиции русского народа (отсюда и системная коррупция). Лично я со многим не согласен в его политике, ряда его шагов (или «не-шагов») я просто не понимаю, но при всех оговорках Путин со своей командой символизирует монархическую традицию русской государственности, которая – пусть в превращенных формах – никогда не уходила, и надеюсь, не уйдет из России. Недаром его так не любят на Западе, чувствуя в нем для себя метафизически иную силу.

   Наряду с традиционной державной линией, в «царствование» Владимира Путина  активно проявился  модернистский вектор российской цивилизации, представленный, как уже говорилось,  либерализмом («Эхо Москвы»), социализмом (КПРФ) и национализмом (журнал «Вопросы национализма» и др.). Либералы мечтают превратить Россию в «нормальное» европейское государство на основе чуждого ему западного менталитета («КАЛ» -- космополитизм, атеизм, либерализм). На московских и питерских площадях заметны ныне  также красные флаги коммунистов, что неудивительно – русская душа всегда была отзывчива к идеям социальной справедливости. Кроме того, в 2010-х годах  активно заявила о себе националистическая идеология. Появление национализма в эру модерна вполне понятно и объяснимо – это своего рода реакция на космополитизм, вера в силы своего народа и желание ему успеха. В этом плане здоровый национализм заслуживает поддержки. Но опасность приходит, когда национализм вырождается в шовинизм – то есть в ненависть к другим народам. При всей важности нации, она не должна заменять Бога – вот в чем вопрос…

       В 2010-х годах проявил свою социокультурную активность и «сетевой народ» Москвы и Петербурга – яркий  продукт общества и культуры постмодерна. Его представители живут не столько в реальной России, сколько в виртуальном мире Интернета, законы которого по наивности они хотят перенести в российскую действительность. Любители флешмобов и пародий, «сетевые хомячки» не преследует никаких метафизических целей, будь то христианство, социализм, нация или даже классический либерализм. Им ненавистна любая ценностная иерархия в политике, искусстве, обществе, идеологии.  Я играю в свою игру и сам устанавливаю себе правила -- так рассуждает человек эпохи постмодерна.

    С точки зрения социологии, в «партии интернета» участвуют главным образом мелкобуржуазные слои или, как предпочитают говорить сегодня, «средний класс». Эти люди хорошо обеспечены, имеют сравнительно неплохое образование и сутками напролет сидят в сети (в скобках замечу, что Интернет крайне неоднороден – в нем можно встретить как порнографию, так и богословие). Все они объединены комплексом «антивласти», которое на Руси чаще именовали смутой. Смысл слова «смута» в русском языке достаточно понятен: интеллектуальная экзальтация, мятеж гордого духа. Это демонстрация враждебности к государству как таковому. Не случайно антипутинские демонстрации 2011-12 годов назвали «революциями норковых шуб». Их участники кричали «Путин, уходи!», но на самом деле они гнали русскую государственность в принципе. Государство – это узаконенная (юридически упорядоченная) национальная практика, опирающаяся на определенные – в нашем случае, православные – духовные ценности. И вот как раз подобной вертикальной организации жизни наши либералы (и примкнувшие к ним националисты) не выносят и мечтают от нее избавиться.

   В таком плане прослеживается немало параллелей между февралем- 2012 и февралем-1917. Сто лет назад либеральная интеллигенция объявила войну классической вертикали русской власти в лице Царя и Церкви. В феврале 1917 года лозунг «Долой самодержавие!» горячо поддерживали многие деятели «серебряного века», богемные обитатели «Бродячей собаки» и завсегдатаи светских салонов Петрограда. Ключевую роль в свержении Николая II тогда сыграли либеральные и националистические думцы, предавший своего главнокомандующего генералитет и даже князья – все они во время февральских событий ходили по Петрограду с красными ленточками. Точно так же лозунг «Россия без Путина!» выкрикивали  в 2012 году на столичных  площадях представители  бомонда -- писатели, телеведущие, рокеры  и гламурные «светские львицы».

   Таким образом, основные энергии русской истории продолжают действовать независимо от текущих электоральных предпочтений. Классическое сакральное отношение к государству («Третий Рим») коренится в глубочайших слоях народного духа и фактически не поддается никаким пропагандистско-информационным и даже насильственным манипуляциям. Против него оказались равно бессильны февралисты 1917 года и революционные интернационал-коммунисты, а Сталин (национал-большевизм) даже выстроил на нем свою коммунистическую империю.

       В сегодняшней интерпретации русская религиозно-державная идея может выступить в новой форме сознательной опоры на большинство народа. Так или иначе, вся наша история свидетельствует, что глубинные основы русской духовной онтологии неизменны, равно как, по сути, и соответствующие ценностные структуры Востока и Запада. Каждый большой народ – это отдельная мысль Бога. Любые модернизации/либерализации/социализации/национализации возможны в России только под знаком Верховной Цели. Существуют цивилизация-Восток, цивилизация-Запад и есть цивилизация-Россия -- она же тайная Святая Русь. Это ещё раз подтвердила Крымская весна 2014 года и последующая героическая оборона Донбасса. Впервые после распада СССР русский народ и государство показали, что они живы и в состоянии постоять за себя. Крымчане плакали от радости -- они возвратились в Россию! Даст Бог – так будет и впредь. 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!