Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:



Вторая лекция.

Роль учителя на уроке

У учителя – великая миссия на земле. Он учит, вдохновляет, наполняет смыслом жизнь подрастающего поколения. «Учитель словесности – не просто проводник знаний, он творец искусства. Притом, тончайшего: душевного, нравственного» (Е. Ильин).

Поскольку приобщение учащихся к чтению художественной литературы, формирование их читательской компетентности является основной задачей учителя литературы, он должен постоянно заботиться о том, чтобы

- заинтересовать школьников чтением,

- вызвать у учащихся потребность в чтении,

- научить детей выбирать соответствующую литературу для чтения с учетом возраста и личных интересов,

- формировать навыки анализа художественного произведения,

- организовывать исследовательскую работу учащихся,

- развивать устную и письменную речь школьников,

- формировать эстетический вкус учащихся.

Для того, чтобы организовать урок литературы как «противоядие пошлости и нравственному уродству современного общества» (В. Непомнящий), учитель литературы должен

- быть увлечен своим предметом,

- любить детей.

- уметь разбираться в искусствах,

- иметь развитую эмоциональную память,

- быть разносторонне одаренным (главное – дар слова),

- иметь эстетический вкус и высокую читательскую культуру,

- испытывать жажду поиска новых форм, методов, приемов обучения на уроке,

- иметь тонкий душевный склад.

Базовыми компонентами профессионализма учителя являются:

- общекультурный уровень,

- предметная подготовка,

- психологическая подготовка,

- дидактическая подготовка,

- опорные человеческие качества: сориентированность, компетентность, нравственность, функциональность.

Творческий педагогический труд выявляет разные направления

деятельности учителя:

- исследовательское (анализировать педагогические явления; наблюдать за учащимися; изучать их интересы; анализировать литературоведческие проблемы, художественные произведения, результаты своего труда; обобщать опыт лучших учителей);

- конструкторское (разрабатывать систему преподавания предмета : методов, путей анализа, изучения биографии писателя, уроков, внеурочных мероприятий);

- организаторское (проводить учебно-воспитательную работу среди учащихся и в классном коллективе);

- коммуникативное (общаться с учащимися, их родителями, коллегами; выразительно читать и рассказывать, используя наглядность и технические средства обучения и др.)

Своеобразие урока литературы определяет личность самого учителя. Умение нестандартно, оригинально решать постоянно возникающие учебно-воспитательные задачи – это то педагогическое творчество, которое отличает одного учителя от другого.

     Сегодня учитель должен четко представлять себе традиционные и современные цели учебно-воспитательного процесса (Бэх И.Д.):

\

традиционные инновационные
учитель обучает всех детей сумме знаний, умений и навыков учитель способствует накоплению каждым ребенком собственного опыта
учитель определяет учебные задачи, формы работа, демонстрирует детям образцы выполнения задания учитель предлагает детям на выбор учебные задачи, стимулирует самостоятельный поиск решения
учитель стремится заинтересовать тем учебным материалом, который предлагает сам учитель стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор материала
учитель направляет учебную деятельность школьников в определенное русло учитель помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
учитель оценивает результаты работы учащихся дети самостоятельно замечают и исправляют ошибки
учитель решает детские конфликты дети сами находят выход из конфликтной ситуации

 

 Исходя из сегодняшних целей и задач литературного образования

школьников, роль учителя принципиально меняется по сравнению со вчерашним днем. Сегодня учащийся получает статус субъекта, деятельность которого направлена на предмет, на творчество. Но таковым можно назвать лишь учащегося, который осознаетучебную задачу, сам ищет пути решения, сам решает её и сам оценивает результат деятельности, ощущая при этом определенное удовлетворение.

И тогда мы можем говорить о созидательной деятельности. Выбрав учебную задачу или получив её от учителя, школьник сразу ''освобождается'' от диктата учителя, его мышления, становится хозяином ситуации и начинает действовать на свое усмотрение как свободное лицо. Тут он – субъект.

Творчески – исполнительская деятельность учителя сводится до минимума, потому что от этого зависит доля участия в ней самих учащихся. Сильныйучитель работает дома, а слабый – в классе. Основная функция учителя на уроке – организаторская, режиссерская: учитель должен строить и активизировать самостоятельную деятельность учеников, что требует высокой профессиональной квалификации и тщательной подготовки к уроку.

Современный учитель литературы в процессе работы исполняет разнообразные роли:

- роль энтузиаста, который мотивирует учащихся на достижение цели;

- роль специалиста, имеющего знания в области литературы;

- роль консультанта, который помогает организовать работу;

- роль руководителя процессом обучения;

- роль координатора групповой работы;

- роль человека, который задает вопросы с целью выявления ошибок;

- роль эксперта, анализирующего результаты работы и т.д.

Учитель может оказывать влияние через разного рода поддержки, но мастерство педагога основывается на умении вести учебно-воспитательный процесс и одновременно ''стоять в стороне'', оставляя ученику роль интеллектуального лидера.

Основным каналом автономного руководства процессом обучения. воспитания и развития становится специально направленная подготовка урока. Продуманная организация, режиссура урока способствуют развитию и воспитанию учащихся в процессе обучения.

И тогда проблема учебной мотивации в школе сводится не к тому, чтобы сформировать стремление ребенка к деятельности, к самоутверждению, - а к тому, чтобы её сберечь, не растерять, не разрушить, обеспечить школьнику радость собственного достижения.

Для того, чтобы организовать исследовательскую и творческую деятельность учащихся, развить соответствующие компетенции, необходимые для решения нестандартных заданий, обусловленных текстом произведения, научить самостоятельному поиску истины, необходимо создать:

- благоприятную психологическую атмосферу урока (взаимоотношения между учителем и учениками на принципах сотрудничества, доверия, взаимного уважения, когда учитель постоянно оберегает право ученика на ошибку, на чувство собственного достоинства, право быть Человеком);

- эмоциональный характер обучения (отсутствие эмоции – источник равнодушия на уроке и нежелания учиться);

- индивидуализацию процесса обучения (создать возможность каждому ученику, учитывая его интеллектуальный уровень, занять '' свой пьедестал'');

- ''дух поиска'' на уроке, что ведет к полифонии мышления, поливариативности решений.

Приемы, которые используются для активизации учебной репродуктивно-

творческой и поисковой деятельности учащихся, могут быть такими:

- интригующее начало урока,

- полемический характер изложения материала,

- контрастное сопоставление аргументов,

- рассмотрение проблемных вопросов,

- сопоставление произведений литературы с экранизацией, театральной постановкой,

- творческие задания,

- самостоятельный поиск решения проблем и т.д.

Так учащиеся вместе с учителем создают оригинальное: мысль,

вопрос, проблему, действие. Они становятся сотворцами,  урока, различая при этом гармонию и дисгармонию, прекрасное и безобразное, сопоставляя собственные мысли и чувства с мыслями и чувствами героем произведения, т.е. познают жизнь и художественную литературу.

В литературном произведении не может быть все понятным, если это происходит, то произведение теряет свою таинственность.

Принципиально важно создать атмосферу на уроке литературы, когда не все решено, когда есть простор для мысли и чувства, когда ученик сам захочет вернуться к любимой книги еще раз, прочитав ее наедине. Поэтому важно неотвернуть дидактикой от талантливой книги. Сегодня необходимо прислушаться к Софии Русовой, которая считала: ''Не нужно учителю исчерпывать тему: необходимо давать детям возможность самим дойти до нее. Дайте детям проявить сначала элементарное творчество, и оно у них будет развиваться все больше; дайте им материал, развивайте воображение детей, и их творческие силы будут крепнуть''.

Урок литературы может быть нестандартным и традиционным, азартным и ''тихим'' (чтение любимых страниц, беседа, лекция …) Важно, чтобы форма высвечивала, а не затемняла содержание. Чтобы личность учителя подчеркивала, а не перечеркивала личность писателя.

Поскольку формирование читательской компетентности (в первую очередь умения анализировать, интерпретировать художественный текст, адекватно его воспринимать), главная задача учителя литературы – быть посредником между литературой и учащимися. Это под силу учителю, имеющему хорошую литературоведческую и культурологическую подготовку, творческое, художественно-педагогическое мышление и хорошую методическую подготовку. Такой учитель научит детей понимать глубинную сущность художественного произведения, а значит, сможет заложить в сознание учащихся основы читательской культуры.

 

                          Подготовка учителя к уроку

При подготовке к уроку учителю как организатору общения писателя и учащихся необходимо:

- изучить требования к программе по литературе и саму программу;

- спланировать изучение темы от урока к уроку;

- изучить материал (текст произведения, критическую и методическую литературу, учебник);

- продумать цели и задачи урока в соответствии с программой и возрастными

и другими особенностями (техникой чтения, объемом памяти, уровнем знаний и умений) учащихся;

- отобрать содержание материала на урок в соответствии с целями и задачами;

- определить тип и структуру урока;

- продумать методы, приемы работы на уроке;

- продумать виды работ на уроке;

- продумать оценивание работы учащихся на уроке

- написать план урока.

Остановимся на каждом из этапов подготовки к уроку.

Подготовка к изучению литературы в данном классе начинается с изученияпрограммы. Важно внимательно изучить объяснительную записку к программе для определения целей и задач изучения литературы с учащимися данного класса, выделения того, какие знания, умения и навыки необходимо развивать у школьников на протяжении учебного года. Необходимо выяснить, сколько текущих и контрольных работ нужно выполнить за год (четверть), какие виды упражнений по развитию речи учащихся необходимо выполнить.

Затем необходимо написать календарно-тематический план на год (полугодие), распределить материал по четвертям и темам (тематический учет знаний – необходимое условие учебного процесса). Допустим, на четверть отводится 36 часов литературы, из них на изучение произведений 28 часов, на уроки развития речи – 6 часов, на уроки внеклассного чтения –2 часа. Распределим материал по темам. Помним, что в течение четверти необходимо провести 4 текущих контрольных работы (цель – проверить процесс усвоения материала, на уроке для работы отводится 10-15 минут и могут быть оценены не все учащиеся; если на работу отводится весь урок - оцениваются все учащиеся) и 2 итоговых контрольных работы. 

Приведем пример календарно-тематического плана для 10 класса (одна тема):

 

  Содержание программного материала  Колич. часов  Дата
 1. Русская поэзия второй половины Х1Х века: своеобразие и основные тенденции развития.  6 часов 1час     11.10
2. Лирика Ф. Тютчева 1 час 14.10
3. Лирика Н. А. Некрасова. 1 час 18.10
4. Лирика А. Фета   1 час   21.10
5. Тематическая аттестация по изученной теме. Итоговая контрольная работа.     1час   01.11
6. Урок развития речи. Конкурс на лучшего чтеца русской поэзии второй половины Х1Х в.   1час   03.11

 

Таким образом, данный план предусматривает изучение русской поэзии второй половины Х1Х в., обеспечивает итоговый контроль за усвоением материала (что дает возможность оценить успехи учащихся и тем мотивировать и активизировать их деятельность) и развитие устной речи школьников путем выразительного чтения выбранных самостоятельно и выученных наизусть стихотворений любых поэтов второй половины Х1Х в. (что дает возможность обогатить знания и привить интерес к творчеству широкого круга поэтов, о которых не шла речь на уроках ранее).  

Календарно-тематический план может включать в себя и такие параметры: тема урока, цель, задачи, теория литературы, оборудование, домашнее задание, межпредметные связи, методы работы, список литературы …

 

П лан урока литературы

Следующий этап – написание плана конкретного урока. Для этого учитель обстоятельно знакомится с текстом художественного произведения, материалами учебника, необходимой критической литературой и методическими рекомендациями в соответствии с темой урока. Важно, чтобы урок соответствовал современным тенденциям преподавания литературы.

Для того, чтобы урок имел свою концепцию и обеспечивал качественный процесс изучения литературы, необходимо определить его цели изадачи  в соответствии с целями и задачами литературного образования школьников и требованиями программы. При этом важно помнить, что на уроке необходимо обеспечить усвоение темы урока (обучающая задача), развивать у учащихся читательские и другие компетенции (развивающая задача) и воспитывать школьников средствами художественной литературы (воспитательная задача). Сегодня необходимо отойти от так называемых ''воспитательных моментов'' на уроке, а воспитание осуществлять путем постижения глубины смысла художественного текста.

 

Алгоритм написания плана урока.

1. Определить общие дидактические основания преподавания литературы

 (авторитарные, коммуникативные, традиционные, личностно ориентированные…) с учетом школы, класса, программы.

2. Выбрать принципы обучения и принципы, регламентирующие

 образовательный процесс.

3. Определить место урока в данной теме, в программе по литературе.

4. Сформулировать тему урока, определить его цели и задачи. Продумать объем знаний, умений и навыков учащихся.

5. Определить литературоведческую концепцию урока, отобрать историко-литературный материал.

6. Выбрать форму проведения урока.

7. Главный вопрос урока (вытекающий из темы) сформулировать как проблему.

8. Разработать основные учебные ситуации урока, их последовательность (опрос, работа с текстом, домашнее задание и т.д.).

9. Выбрать методы, приемы, формы работы на уроке для развития разных сторон читательского восприятия, формирования читательских и творческих способностей учащихся.

10. Продумать способы организации эмоциональной атмосферы урока.

11. Разработать программу развития речи школьников (устной, письменной, монологической, диалоговой, полилоговой).

12. Определить объем и характер изучения теоретико-литературных понятий (при необходимости).

13. Определить роль учителя и учащихся на уроке, объем и виды деятельности (репродуктивной, творческой, исследовательской) и формы сотрудничества.

14. Продумать задания для коллективной. групповой и индивидуальной работы на уроке.

15. Определить объем и виды самостоятельной работы учащихся.

16. Продумать способы активизации деятельности учащихся.

17. Продумать возможности использования внутрипредметных и межпредметных связей.

18. Выбрать оборудование для урока.

19. Определить систему контроля знаний, умений и участия в учебном процессе учащихся.

20. Определить предполагаемый темп урока.

21. Продумать задание на дом (закрепляющее, углубляющее, обобщающее, опережающее) и способы его объяснения.

22. Продумайте «переходы» от одной учебной ситуации к другой, чтобы урок приобрел композиционную стройность.

23. Оформите план-конспект урока литературы.

Во время написания плана урока можно лист разделить на три графы (этапы работы, деятельность учителя, деятельность учащихся). Но можно написать и следующим образом…

 

 Пример плана  урока литературы в 10 классе.

Тема урока: «Базаров в системе действующих лиц» (по роману

И.С. Тургенева ''Отцы и дети'').

 

Цель урока – формирование читательской культуры школьников.

 

Задачи:

- проанализировать образ Базарова через его взаимоотношения с другими героями;

- развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

- воспитывать толерантность.

Тип урока – урок обобщения знаний.

 

Оборудование: репродукция картины Репина ''Старики на могиле сына''.

 

Методы работы: беседа, сообщения учащихся, дискуссия.

 

                                                   Ход урока.

1. На доске записан эпиграф урока: '' Точно и сильно воспроизвести истину,

реальность жизни - есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями'' (И.С. Тургенев).

2. Сообщение темы и задачи урока (задача – в конце урока ответить на

вопрос, почему именно таков эпиграф урока).

3. Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:

- Каким предстает перед нами Базаров?

- Что мы узнаем о его прошлом?

- В какое время в жизни России мы встречаемся с ним?

- Докажите, что Базаров – нигилист.

- Как мы узнаем, каких взглядов придерживается Базаров?

- Каковы личностные качества героя?

4. Ученик, получивший заранее индивидуальное задание, устно раскрываетвопрос: «Темы споров Базарова и Павла Петровича, точки зрения оппонентов» (задача классу – составить сравнительную характеристику Базарова и Павла Петровича как ярких представителей «отцов» и «детей» в романе).

5. Коллективное обсуждение сравнительной характеристики героев по примерному плану:

1.Две сильные личности, настроенные друг против друга враждебно.

2.Общее:

а) не поддаются чужому влиянию,

б) самолюбивы.

3.Отличие:

а) неказистый внешний вид Базарова – изящный Павла Петровича,

б) ''плебейские манеры'' Базарова – аристократизм Павла Петровича,

в) Павел Петрович все время вызывает Базарова на спор – Базаров старается не обращать на это особого внимания,

г) Базаров не противоречит себе, не роняет собственное достоинство, Павел Петрович – отступает от аристократических принципов,

д) Базаров – человек твердых убеждений, Павел Петрович имеет только привычки,

е) Базаров трудится - Павел Петрович бездельничает.

ж) взгляды оппонентов на народ, на искусство, на науку и т.д.

6. Сообщение учащегося: «Характеристика Аркадия». (Задача классу – ответить на вопрос: ''Почему Аркадий оказался только временным союзником Базарова?'')

7. Сообщение учащегося: «Характеристика Ситникова и Кукшиной». (Задача классу – ответить на вопрос: ''Что сближает Базарова с этими людьми?'').

Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:

- Что вы можете сказать о родителях Базарова?

- Как Базаров относится к родителям?

- Много ли общего у него с родителями?

- Осуждаем ли мы его за такое отношение к родителям?

- Как характеризуют Базарова его отношения с Одинцовой?

- Почему несчастна любовь Базарова и Одинцовой?

- Одинок ли Базаров? Почему одинок?

9. Дискуссия: «Нужен ли Базаров обществу, в котором находится?»

10. Чтение подготовленным учеником отрывка романа, где описано, как умирал Базаров. (Задача классу – подумать над словами Писарева: ''Умереть так, как умер Базаров – все равно, что сделать великий подвиг'').


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!