Опережающие вопросы и задания



Общие:

— Самостоятельно прочитайте дома полный текст рассказа «В дурном обществе». Определите, какой смысл имеет название «В дурном обществе».
— Определите, какие качества характеров героев рассказа представляются вам наиболее ценными и привлекательными.
— Что изменилось в характере Васи с тех пор, как его «дорога пролегла через» обитателей подземелья?
— Какое значение имели в жизни героев рассказа их дружба и взаимоотношения со взрослыми?

Групповые:

— Подготовьте выразительное чтение в лицах разговора Васи и Валека о булке и фрагментов из глав 3, 5, 7, 8.
— Подготовьте письменные ответы на вопросы: что такое «серый камень», который высасывает жизнь? Зачем писатель рядом с Марусей изобразил сестру Васи Соню? Как вы понимаете слова Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
— Подготовьте сопоставительный анализ образов: Васи и Валека; Сони и Маруси; судьи и Тыбурция.

Индивидуальные:

— Подготовьте краткие сообщения на темы «Детство и юность Короленко» и «Короленко — писатель и гражданин».
— Подготовьте выступления на темы «Жизнь и смерть Маруси» и «Жизнь и характер Валека».
— Подготовьте выразительное чтение заключительной сцены рассказа.

Содержание вступительного слова о Короленко включает в себя, как правило, следующие важные сведения. Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 г. в семье уездного судьи, про которого говорили, что нет такой силы, которая заставила бы его покривить душой против совести и закона, но при этом находили, что было бы более «по-людски», если бы он принимал подношения. Однажды судья по закону решил дело бедной вдовы против богатого помещика-графа. Вдова попыталась поднести в дар разные товары и огромную куклу с голубыми глазами.
Судья страшно разгневался и отправил подарки назад, но сестра Короленко так запротестовала, что отец вынужден был уступить, но сказал: «Через вас я стал-таки взяточником». Когда отец умер, за его гробом шло очень много бедных людей, а обыватели говорили: «Чудак был... умер, оставив нищих детей своих».
В. Г. Короленко, окончив Ровенскую гимназию, стал студентом Петровской земледельческой и лесной академии, но был исключен из нее за протест против действий начальства. Тюрьма, этапы, ссылка вскоре стали для него своеобразными «университетами». Он овладевает сапожным ремеслом, работает на железной дороге и везде пишет. За отказ присягнуть на верность царю Александру III он был выслан в Якутск, где вел жизнь крестьянина. Именно в якутской слободе Амга был написан им и рассказ, называемый часто и повестью, «В дурном обществе» (1885).
Однажды писателю сказали, что он мог бы стать террористом, но Короленко отвергал все крайности. По пути в ссылку он думал о только что убитом царе Александре II: смертельно раненного царя везут во дворец, поливая улицы его кровью. И Короленко жалеет его как человека. И тут же думает об участнике покушения Желябове. Улик на того не было, но он сам заявил о своей причастности к убийству. И писатель сблизил участи убийцы и жертвы, мечтая о примирении.
Кто-то из современных литературоведов сказал о писателе: «Гениев у нас много, но для меня есть один человек — как воплощение нормы, воплощение добра, осуществленной духовности — Короленко... Поразительно, как он все видел — и назад, и вперед». У Короленко было любимое изречение: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Подводя итоги своей жизни, Короленко писал в «Истории моего современника»: «Оглядываясь на этот эпизод моего прошлого, я должен сказать, что тогда я поступил именно так, как этого требовала моя совесть, то есть моя природа, и спокойствие, наступившее для меня тотчас после принятого решения, доказывало ясно, что в этом отношении я был прав».
Умер Короленко 25 декабря 1921 г. в Полтаве, где и был похоронен при огромном стечении жителей города и окрестных деревень.
Одна из современных статей носит название «Возвращение к Короленко». Заглавие это многозначно. Сейчас публикуются гневные письма Короленко Луначарскому, долгое время скрытые от читателей. Возвратился он ныне и в школьный курс литературы. Рассказ «В дурном обществе» («Дети подземелья») долгое время входил в школьную программу, затем исчез из нее, а ныне вновь вернулся под своим первоначальным названием. Это закономерное восстановление справедливости. В. Г. Короленко «как будто отогревает от жестокости, царящей вокруг», «...он озаряет читателя светом, несмотря на то, что нерадостны его сюжеты, горька участь героев» (Н. Д. Петропавловская).
Опыт изучения рассказа Короленко подсказывает, что анализ первых двух глав должен раскрыть экспозиционную функцию их в произведении. М. А. Рыбникова выделяет в них портреты Тыбурция и Валека, подчеркивает связь их с «дурным обществом» других бездомных нищих (1-я гл.), обращает внимание на «ужас одиночества» Васи в его семье (2-я гл.), что позволяет обозначить исходное противопоставление образов, выраженное уже в названии темы первого урока — «Две семьи». Итогом обсуждения на этом уроке может быть вопрос, предложенный В. А. Никольским:
— Чем похожи эти семьи одна на другую и чем они не похожи?
Второй урок посвящается жизни обитателей подземелья. Вопросы и задания имеют целью выделить ключевые эпизоды рассказа, например:
— Что произошло во время первого посещения Васей старой часовни? Почему Вася и Валек встретились как враги, а расстались друзьями? (В. В. Голубков.) Почему Валек и Маруся вышли из часовни одной дорогой, а Вася — другой? (М. А. Рыбникова.)
Кем, вероятнее всего, может стать Валек? Зачем автор дает в рассказе сопоставление Маруси и Сони? Расскажите о жизни и смерти Маруси.
— Что давала дружба Васе, Валеку и Марусе? (Н. Я. Мещерякова.) Как изменились ребята за время своей дружбы?
Переход к третьему уроку может быть намечен следующим образом:
— От чьего имени ведется рассказ? Какой характер это придает повествованию? (Г. В. Чирковская подчеркивает особенности рассказа-воспоминания взрослого человека о сильнейших впечатлениях своего детства.) Автобиографический характер рассказа позволяет учителю вместе с учащимися определить позиции писателя, авторское отношение к героям, в первую очередь к Васе. В связи с этим интересным может быть вопрос:
— Почему в рассказе нет портрета Васи?
Методисты считают важным выяснить, как и почему изменился Вася за столь короткий отрезок времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось таким значительным для всей семьи Васи (Г. В. Рыжкова), какую дорогу в жизни выберет Вася (В. А. Никольский)? «Судя по всему, сын судьи... не только не будет ревностно служить безжалостному „господину закону“, как его отец, но и вступит с ним в конфликт» (И. Каплан).
В связи с этим беседа на уроке включает обсуждение семейных проблем, например:
— Какие представления друг о друге сложились у судьи и его сына? Понимали ли они друг друга? Какими в действительности были Вася и его отец?
— Как вели себя при встрече судья и Тыбурций? Что заставило Тыбурция прийти в дом судьи? Почему впоследствии отец Васи скажет, что был виноват перед сыном? (Н. Я. Мещерякова, В. А. Никольский и др.) Подвести итоги работы позволяют вопросы и задания более общего характера:
— Как изображает писатель взаимоотношения между родителями и детьми?
— Сравните поведение Тыбурция и судьи по отношению к детям.
— Кому сочувствует писатель? А против чего он протестует?
— Какие человеческие качества в людях утверждает в рассказе писатель? В чем именно вы видите у героев проявления доброты, милосердия, уважения к человеку? Почему Вася с отцом и Соней посещали могилу Маруси? О чем говорит то, что они посещали ее вместе? Какие обеты давали на этой могиле Вася и Соня?
Завершением изучения рассказа могут быть письменные работы различного типа: «История Васи» (пересказ с элементами характеристики); «Что рассказал Тыбурций отцу Васи?»; «Какую дорогу в жизни выберет Вася?»; «Как повлияли на семью судьи события рассказа?» (ответы на вопросы); «Как дружба скрасила жизнь Васи, Валека и Маруси?» (домашнее сочинение).

 

А. И. КУПРИН. «ТАПЕР»

В программу 5 класса и в учебник включен небольшой рассказ писателя «Тапер». Тема открывается статьей о писателе. Учитель дополнит сведения о писателе сообщением о его сиротском детстве, когда после смерти отца ему и его матери пришлось поселиться в Московском вдовьем доме, затем о его проживании в Разумовском сиротском пансионе, учении в гимназии, обучении в военном училище, когда появилась первая публикация (рассказ «Последний дебют»).
Многие рассказы А. И. Куприна уже известны пятиклассникам. Целесообразно провести беседу с учащимися об этом, рассказать, что первые его произведения были одобрены и поддержаны Н. Михайловским, В. Короленко. И все-таки Куприну в начале его самостоятельной трудовой жизни пришлось перепробовать многие профессии (репортер, управляющий при постройке дома, конторщик и т. д.). В 1896 г. появились сборник очерков («Киевские типы») и сборник рассказов («Миниатюры»). Репортерская работа на заводах Донбасса дала ему материал для повести «Молох». В 1902 г. писатель знакомится с М. Горьким, появляются повесть «Поединок», много рассказов, знаменитый шедевр «Гранатовый браслет». В 1920 г. он переезжает с семьей в Париж, в 1936 г. возвращается в Россию. Его творчество высоко оценили писатели и простые читатели («Почему он большой писатель? Да потому, что он живой... в каждой мелочи живой»).
Рассказ «Тапер» может прочитать учитель, после чего выяснить, насколько он понят и понравился ли пятиклассникам.
Школьники готовят пересказ статьи о писателе и пересказ рассказа.

 

П. П. БАЖОВ. «МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА»

Урокам по изучению сказа Бажова «Медной горы Хозяйка» можно было бы дать название «Долговекий мастер». Бажов действительно мастер на долгие века. Уместен был бы на первом уроке и эпиграф к теме — слова самого Бажова: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом... Вне труда нет и человека». Этот эпиграф мог бы послужить материалом для вопроса, на который надо ответить в процессе изучения темы:
— Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»? Каким бывает труд, в который вложена душа человека? Ответом на этот вопрос должен служить и рассказ о жизни и творчестве самого писателя.
Бажов родился 28 января 1879 г. в семье горного мастера Сысертского завода под Екатеринбургом. Он стал учителем и каждый год странствовал по Уралу, беседовал с камнерезами, старателями, рудокопами, людьми «огненного труда» — литейщиками. У него был большой запас жизненных впечатлений, когда он начал работать над созданием книги «Малахитовая шкатулка».
Еще в детстве мальчик Паша Бажов с нетерпением ждал каникул, чтобы в нынешнем городе Полевском снова встретиться с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого все ребята звали «дедушка Слышко». Слышко сердился, когда мальчики просили его рассказать сказку: «Сказку старухи маленьким сказывают. А я — про старинное житье помню. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказки!»
«Побывальщина» — это «сказ без тайности», т. е. без элементов фантастики. «Сказ» — это как бы устный монолог-повествование, передача чужой устной речи, обладающей своеобразной манерой. Сам Бажов отличал сказ от сказки тем, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие, что и отличает его от сказки.
Но в то же время Бажов называл себя и сказочником. Удачно выражал он свое понимание сказа народными словами: «Было — не было, а былым пахнет». У сказа ярко выделяется такая речевая особенность, как непосредственное обращение рассказчика к слушателям со своим пронизанным живой разговорной интонацией словом. При чтении сказа в классе следует подчеркнуть эту разговорную интонацию обращенного именно к слушателям произведения.
В 1934 г. затеяли выпустить сборник уральского устного народного творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, что сказы эти лишь в памяти людей. Вспомнил тогда Бажов сказы дедушки Слышко, да и других людей расспрашивал и записывал, а потом стал создавать и свои сказы. В частности, сказы о камнерезах дед Слышко ребятам не рассказывал, их создал сам Бажов, использовав разные источники.
В горнорабочих сказах услышал Бажов о Малахитнице, Хозяйке Медной горы. У Бажова Малахитница не только хозяйка «земляных богатств», но и хранительница секретов высшего мастерства. Она воплощение красоты самой уральской природы. Она всегда в окружении быстрых ящериц, иногда и сама ящерицей оборачивается.
Сказ «Медной горы Хозяйка» впервые был опубликован в 1936 г. Он положил начало целой группе сказов о Малахитнице, которые можно рекомендовать ребятам для внеклассного чтения («Приказчиковы подошвы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Таюткино зеркальце» и др.).
В сказах подчеркивается, что никаким богатством нельзя купить любовь, а завоевать ее можно только великим мастерством, которое рождает красоту, равную природе. Природа же участвует во всех человеческих делах. И язык бажовских сказов тоже как бы часть природы. Бажов уважал «своеглазное знание», его сказы передавали то, что он сам видел на Урале.
Хранительницей Природы является Хозяйка Медной горы. Она расправляется с дурными людьми и помогает тем, у кого за душой есть зерно таланта, и сила ее велика. «Сама» — с уважением называет ее дед Слышко. Это сказочной красоты женщина, очень подвижная, «на месте не посидит», «артуть девка». Ей присущи лучшие человеческие чувства, и она может проникнуть в мысли и чувства других людей.
Она презирает трусливых и жадных, снисходительна к людям, близким ей, любит и помудровать над иным человеком, пошутить, хохочет заливисто. Она одаряет нагрубившую ей девушку, а когда Катя попросила простить ее, горько и грустно Хозяйка отвечает: «Ладно, что каменной сделается!» Но Хозяйка горы не каменная. Она женщина и умеет ценить душевное тепло (по В. Крупину, М. Батину, Л. Скорино и др.).
Перед первым уроком по теме следует дать опережающие вопросы и задания всему классу (прочитать всем сказ «Медной горы Хозяйка») и отдельным учащимся (подготовить сообщения о жизни и творчестве Бажова, выразительное чтение в лицах сцены встречи Степана с Хозяйкой Медной горы на Красногорском руднике, выразительное чтение портрета Хозяйки и др.).
Основой беседы на уроке могут быть следующие вопросы и задания:
— Как Степан объясняет, что он не боится Хозяйки? Какое испытание своего бесстрашия он получил от Хозяйки? Почему он решился на дерзкие слова приказчику? Чем закончилась эта история?
— Хозяйка сказала, что поведение Степана можно «чести приписать». За что она его хвалит? Почему она называет его Степаном Петровичем? Почему она не обиделась, когда Степан отказался стать ее женихом?
— Прощаясь, Хозяйка запрещает Степану говорить о ней, даже вспоминать, а у самой слезы. Как вы это объясняете?
— Опишите сцену расставания Хозяйки со Степаном. Какие детали говорят о том, что она взволнована? Как она относится к Степану?
— Почему Хозяйка не позволила барскому наушнику Ваньке Соченю упоминать имя Степана?
— Через кого и как породнилась Хозяйка Медной горы с людьми?
— Согласны ли вы с тем, что в Хозяйке соединились лучшие качества людей физически здоровых, внешне красивых, духовно прекрасных? Подтвердите свою мысль примерами из текста сказа.
— Какое значение имеет в сказе то, что Хозяйка накормила Степана «щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается»?
— Почему не только Хозяйка, но и Степан стали невеселы? Что огорчило Степана, хотя он и стал вольным? Куда он ходил на охоту и почему не приносил добычу? Опишите сцену его смерти.
— Почему автор кончает сказ словами о том, что если встретится худой человек с Хозяйкой, то будет ему горе, да и доброму радости мало?
— В каком сказе Бажова говорится о дальнейшей жизни семьи Степана, о его вдове Настасье и дочери Тане? Подготовьте рассказ о судьбе Тани по сказу «Малахитовая шкатулка».
— Какие кино- и телефильмы, созданные по сказам Бажова, вы видели? Чьи иллюстрации к сказам из «Малахитовой шкатулки» вы знаете?
Закончить урок можно следующим сообщением: «На памятнике П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из одного его сказа: «Работа, она штука долговекая, человек умрет, а дело его остается». Как объясняют эти слова учащиеся?

 

С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»

Работу над пьесой-сказкой Маршака «Двенадцать месяцев» многие методисты и учителя предлагают начать со знакомства с драмой как родом литературы. Так, Р. Н. Сац сопоставляла с учащимися сказки в прозе, в стихах, на картинах художников, в музыке, в театре, на экране. Возникали естественные вопросы:
— Чем отличается пьеса от других произведений? Какие пьесы вы знаете, видели? Попробуем определить, чем отличаются драматические произведения.
Драма (от греч. — действие) предназначена для постановки на сцене, и поэтому многое в ней рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумами и т. д. В пьесах, как правило, нет портретов героев, пейзажей, прямых авторских характеристик, авторской речи. Драматург раскрывает свою идею, показывая поступки, воспроизводя слова персонажей. Диалог (беседа, спор между персонажами) составляет основу действия драматического произведения, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами. Важную роль в пьесе играют афиша — список действующих лиц, часто характеризующий их, и ремарки (от франц. — замечания, примечания) — пояснения, которыми драматург определяет возраст, внешние особенности персонажей, их состояние, поведение, жесты, интонации. Перед актами (действиями), сценами в ремарках даются описания места действия, обстановки.
При чтении драмы необходимо воображать, мысленно представлять себе в живом действии героев пьесы; облегчает такое восприятие пьесы выразительное чтение по ролям сцен из пьесы и даже исполнение ролей на сцене школьного театра. «Слово драматурга — звучащее слово. Оно рассчитано на произнесение. В выразительном чтении реализуются заложенные в тексте мысли, чувства, настроения героев» (В. П. Медведев).

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!