ЮМОР И САТИРА В ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ЧЕХОВА



Когда известный путешественник Тур Хейердал набирал команду на папирусную лодку «Ра» для плавания в Атлантике, он, кроме мужества, энергии и умелости, требовал от семерки отважных обладания чувством юмора.
Воспитание чувства юмора зависит от развития у человека способности воспринимать смешное. Говорят, что смех — это чисто человеческое качество, отличающее людей от животных. Один юморист сказал: «Мозги наши настроены на определенные рельсы. И когда эти рельсы резко меняют направление, человек смеется». В анекдоте вся «соль» заключается в неожиданном переломе предшествующей логики, в неожиданном конце. Попробуйте определить, что смешного в изречениях польского писателя Ежи Леца:
«Все в руках человека. Поэтому их надо мыть как можно чаще»; «Если уж набрал в рот воды, то по крайней мере никого потом не оплевывай»; «Пока ветра нет, и у флюгера есть характер». В каком случае можно было бы применить эти высказывания?
Юмор — это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка. «Юмор — это расшалившееся сознание, — заметил один умный критик. — Впрочем, иногда юмор не только шалит, как дитя, но и дерзит своему учителю. Это уже сатира».
В сатире смех жгучий, искореняющий. Сатира — артиллерия смеха. По воробьям из пушек не стреляют. Сатира смеется над опасным, вредным для людей.
Приведите примеры известных вам юмористических и сатирических произведений, прочитанных или увиденных на сцене и на экране. Каков характер смеха в стихотворении Ломоносова «Случились вместе два Астрóнома в пиру...», в баснях Крылова, в повестях Гоголя? Где в рассказе Чехова «Хирургия» юмор, а где сатира?
Сам учитель может дополнить вступительное слово о Чехове следующими сведениями из работ литературоведов: «...больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними... Этого молодого, бессмертно-веселого хохота Чехову было отпущено столько, что, чуть только у него среди его тяжелых трудов выдавался хоть час передышки, веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с ним...»
В августе 1879 г. Чехов приехал в Москву и поступил в университет на медицинский факультет. Примерно в это же время он начал печататься в юмористических журналах, что отвечало его потребности, обозначившейся еще в детстве, — создавать смешное.
С самой ранней юности лет десять—двенадцать подряд Чехов работал, как фабрика, не зная ни минуты простоя. В течение ряда лет редкий номер журнала «Осколки» выходит без юмористических рассказов Чехова. По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Вгоняя свои юмористические произведения в сто строк, писатель достиг удивительного умения писать кратко. Впоследствии Чехов высоко оценил это умение, придя к выводу, что писать талантливо — значит писать кратко.
«Краткость — сестра таланта» — это Чехов повторял не раз. «Никаких предварительных подробных описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев и прочих подступов к действию — оно начиналось сразу... Отсутствуют развернутые авторские рассуждения. В основе сюжета лежит не биография героя или решение какой-то общественной проблемы, но прежде всего очень определенная бытовая ситуация, которая обозначается в первой же фразе. Мы еще ничего не знаем кто, но нам уже сообщено где и что. Рассказ-сценка — это „кусочек жизни“ без начала и конца» (по А. Дерману, Э. Полоцкой, А. Чудакову, К. Чуковскому и др.).
Опережающие задания всем ученикам многие методисты предлагают в форме домашнего самостоятельного чтения юмористических и сатирических коротких рассказов Чехова, например: фрагменты из «Жалобной книги» (Я. Аркин), инсценирование рассказов-сценок «Глупый француз», «Не в духе», «Радость» (А. Фомичева). Общее задание всем ученикам может быть таким:
— Попробуйте определить особенности юмористических рассказов Чехова. Как вы понимаете такое их определение: «Они смешные, но невеселые»?
— Вы уже изучали рассказы И. Тургенева и Л. Толстого. Почему чеховские рассказы гораздо короче? У Тургенева много описаний природы, портретов, авторских характеристик. А у Чехова?
В ходе дальнейших уроков следует постепенно накапливать материал для ответа на эти вопросы, имея в виду не только такие качества рассказов Чехова, как внешнее беспристрастие, но и использование таких форм юмористической и сатирической оценки героев, как значащие имена и фамилии; грустный взгляд сквозь веселый смех; отсутствие пейзажа как средства характеристики персонажа; выразительность, яркость художественной детали; контрастность образов; сценичность диалога, динамика повествования, а отсюда и лаконизм изложения; простота фразы; индивидуализация речи.
Мишенью в юмористических и сатирических рассказах Чехова были нравственное уродство, потеря человеческого в человеке, при этом, замечают литературоведы, жало сатиры направляется не только на героя, но и на тех, с кем он вступает в столкновение. Так, например, в рассказе «Хирургия» высмеиваются глупость и невежество героев.
К. Чуковский заметил, что юмористика Чехова прошла через столько мировых катастроф, за это время позабыты многие прославленные книги, а чеховские «однодневки» живут и живут, и читатели все хохочут над ними, и чеховский смех звучит заразительно и молодо, как и раньше.
В. В. Голубков в книге «Мастерство А. П. Чехова» целый раздел посвящает юмористическим рассказам Чехова, напоминая, что юмор был одним из основных свойств характера и творчества писателя. Даже за несколько часов до смерти Чехов придумывал юмористические рассказы. В рассказах Чехов использует все приемы создания комического: комизм отдельных положений и всего сюжета, комизм характеров, речи, имен и фамилий, даже описаний окружающей обстановки.
Речь персонажей выявляет в сжатой форме наиболее характерные черты героев, которым свойственно смешивать различные речевые стили: просторечие, литературный язык и профессионализмы (язык учителя, актера, медика, деревенского дьячка).
Большое место занимают в рассказах Чехова интонационные ремарки. Эти особенности можно увидеть при чтении и анализе рассказа «Хирургия».
«Хирургия» (1884). Брат писателя М. П. Чехов рассказывал, что Антон Павлович на врачебной практике в Воскресенской больнице однажды видел, как неопытный студент, заменивший врача, не мог вырвать у больного зуб и только сломал коронку. Пациент выругался и ушел. В воспоминаниях о Чехове неоднократно описывалось, как в гимназические годы братья Чеховы изображали прием у зубного врача. Антон большие щипцы для углей совал в рот брата Александра и после долгих усилий вытаскивал оттуда огромный зуб — пробку.
Этот излюбленный сюжет Чехов использовал в своем рассказе, который имел характерный подзаголовок «Сценка», подсказывающий учителю возможность исполнения его в классе в лицах.
Герой рассказа — фельдшер Курятин проявляет качества, которые Чехов в людях очень не любил. Вопросы и задания учителя должны направить внимание учеников на эти качества — невежество, самоуверенность и др.
В ходе беседы на уроке уместно предложить ученикам вопросы и задания, помогающие раскрыть желание Курятина играть роль, не соответствующую его возможностям, понять мотивы его поступков и высказываний:
— Осматривает ли Курятин больного? Каким образом он принимает решение? Как вы понимаете фразу: «Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы»? Фельдшер говорит, что хирургия — пустяки, раз плюнуть, что он все сделает в мгновение ока, а минуту спустя: «Сразу нельзя». Как вы объясняете его поведение?
— Какие черты характера раскрывает портрет фельдшера? Какое значение имеют его истрепанные триковые брюки и зловоние его сигары? Для чего автор описывает бородавку, похожую на муху, и красный платок дьячка?
— Что в речи фельдшера говорит о его профессии, образовании, характере?
— Что высмеивается в образе дьячка Вонмигласова? Он благочестив на самом деле или только внешне? Как в его словах сочетаются смирение, кротость с грубостью и несдержанностью?
— Как постепенно раскрывается в рассказе переход от благочестивого тона, от льстивости к раздражению, от церковно-славянского языка к просторечию? Зачем автор ставит рядом такие слова, как «иерей» и «гугнив»? Почему дьячок в конце рассказа забирает свою просфору?
— Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходство, некоторые параллелизмы, перекличку. Чем вы объясняете эти совпадения?
— Как вы оцениваете слова Курятина о том, что он рвал зуб самому господину Египетскому, о котором он говорит: «Образованность... один костюм сто рублей стоит»?
— Над чем смеется в этом рассказе Чехов? Только ли смешон этот рассказ?
— В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе играют роль ремарок? Используйте эти ремарки при чтении рассказа по ролям.

 

ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ
И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Раздел «Из русской литературы XIX века» завершается произведениями Фета и Плещеева, Пушкина и Никитина, Тютчева и Сурикова о родной природе. На первом уроке школьники читают наизусть произведения о родной природе, известные им по начальной школе и самостоятельному чтению. Далее учитель обращает их внимание на то, что такие стихотворения не только показывают слушателям и читателям пейзаж, но передают настроение автора, мироощущение поэта. Именно это учитель продемонстрирует на примере стихотворных произведений или отрывков из них.
Чтением небольшой статьи и включенных в учебник стихотворений открывается новая тема. Различным временам года посвятили свои произведения писатели. Многие из них описали наступление весны и связанные с нею настроения. Каковы они? Как описывается наступление весны разными поэтами?
Школьники читают тексты стихотворений, выбирают стихотворения, которые будут учить наизусть к следующему уроку.
Пятиклассники подготовят рассказ об одном из авторов и прочитают наизусть стихотворение этого автора, включенное в учебник.
Таким образом, на следующем уроке звучат все стихотворения, которые есть в учебнике, исполняемые школьниками, и рассказы об авторах прочитанных текстов.
В конце урока подводятся итоги работы пятиклассников: кто подготовил наиболее интересные рассказы об авторах? Кому из пятиклассников удалось максимально передать при чтении настроение, характерное для прочитанного стихотворения?
На следующем уроке проверяется домашнее задание. Учитель знакомит с одним из стихотворений И. А. Бунина, рассказывает о нем и переходит к новой теме.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

И. А. БУНИН. «КОСЦЫ»

Рассказ «Косцы» напечатан в альманахе «Медный всадник» в Берлине. Перепечатывая, Бунин неоднократно редактировал его.
В написанных незадолго до кончины заметках «Происхождение моих рассказов» Бунин сделал такую запись о «Косцах»:
«Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге... и все говорили: „Так... могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди“. Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, легкостью и всем существом. Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот березовый лес».
Разумеется, важно, когда и где родилась у автора мысль написать произведение, когда оно было напечатано, что легло в основу этого рассказа. Это особенно интересно в связи с жизнью и творчеством И. А. Бунина, проведшего большую часть своей жизни в эмиграции и всегда помнившего свои ощущения, связанные с Россией.
В то же время необходимо, чтобы этот рассказ был прочитан учителем, чтобы максимально было передано настроение, которым рассказ пронизан. Вот начало рассказа о том, как это было давно («это было бесконечно давно»). В самом деле автор написал этот рассказ в 1921 г. в Париже... И он хочет, чтобы читатель это осознал. Но как живы воспоминания о том, как они шли по большой дороге, а поблизости от нее косцы косили и пели... Вокруг лес, «еще не утративший своей красоты... глушь серединной, исконной России». Писатель рассказывает об этой красоте, которая окружала его и косцов. Кто же эти косцы? Что знает о них автор и что рассказывает нам? Что его удивляет в них, восхищает?
В чем была прелесть этого пения? Как воспринималось каждое слово песни писателем и исполнителями-косцами? Почему автор вспоминает о родине, родной стороне, о сказках?
После чтения необходимо, чтобы школьники высказали свое отношение к прочитанному, к услышанному ими. Важно осторожно навести их на мысль об особой восприимчивости песен — слов и мелодии — косцами и автором рассказа, попытаться, чтобы дети хотя бы отчасти прониклись особым сочувствием к певцам, поняв их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне, к родине, откликнулись сами на эти чувства и настроения.
Дома школьники еще раз перечитают рассказ, научатся читать его выразительно, подготовят ответы на вопросы учебника.
Как реагируют школьники на бунинский рассказ «Косцы»? Что им нравится, что удивляет, привлекает? Приведем примеры ответов учащихся московской школы № 1666 (учительница Е. В. Михайлова):
«Мне понравилось в рассказе описание природы... Будто сидишь и слышишь пение косцов, которое льется через лес и поля...»
«В своем рассказе И. Бунин передает чувство любви к родине, привязанность русского человека к своей земле. Кажется, где бы ни были косцы, в Рязанской или Орловской губернии, — везде слышится их протяжная песня, выражающая любовь к своей родине...»
«Песня косцов вовсе и не была песней, а была самой душой России. Это было не пение, а вздохи груди, легкость и естественность, присущая только русскому человеку...»

 

В. Г. КОРОЛЕНКО. «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ»

Методические рекомендации по изучению рассказа «В дурном обществе» (а также под другим названием — «Дети подземелья») планируют ход уроков по-разному: в основе системы уроков — принцип анализа «вслед за автором», или тематический принцип, или пообразный анализ. Опыт подсказывает, что оптимальный вариант может включать в себя эти виды изучения рассказа, накладывая на канву целостного анализа текста по ходу действия две основные темы: изображение жизни обитателей подземелья и формирование характера и духовного роста Васи (Т. В. Чирковская). Последняя тема позволяет организовать сопоставление таких пар образов, как Вася и Валек, Соня и Маруся, судья и Тыбурций. Такой сопоставительный пообразный анализ М. А. Рыбникова рекомендовала в качестве итогового. Можно предложить, исходя из этого, следующее примерное планирование темы:
1-й урок. Две семьи. Слово о В. Г. Короленко. Обмен впечатлениями учащихся от самостоятельного прочтения рассказа. Чтение учителем в классе 1-й и 2-й глав рассказа.
2-й урок. Жизнь среди серых камней. Жизнь обитателей подземелья. Комментированное перечитывание фрагментов 3—6 глав рассказа.
3-й урок. Васина дорога к правде и добру. «Дурное общество» и история Васи. Что способствовало изменению характера Васи и его отношения к людям? (Комментированное чтение фрагментов 7—8 глав и Заключения.)
4-й урок. «Человек создан для счастья, как птица для полета». Итоговая беседа — сопоставительный анализ образов рассказа. Роль портретов, пейзажа, сравнений в композиции рассказа «В дурном обществе». Заключительное слово учителя.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 467; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!