ТВОРЧЕСТВО МИХАИЛА АФАНАСЬЕВИЧА БУЛГАКОВА (1891–1940)



 Задание 1. Посмотрите в словаре значение слов и словосочетаний. 


 

автобиография

инсценировка

 летописец

либретто

очеловечивание

 плеяда

просвещение

репертуар

фельетон

эпиграф

авторская концепция

гражданская война

добровольческая армия

духовная академия

евангельская история

марксистская догма

полиграфическая продукция

сатирическая пьеса

тоталитарная власть

фантасмагорическая жизнь


 

 

Задание 2. Прочитайте слова и постарайтесь понять их значение с помощью синонимов и антонимов.

 откровение = прозрение

карать = наказывать

науськивать = натравливать

пёс = собака

сотворить = создать

шиш (прост.) = кукиш, фига (разг.)

губительность ≠ спасительность

запретить ≠ разрешить 

ненавидеть ≠ любить

низший ≠ высший

уничтожить ≠ создать

успех ≠ неудача, провал

 

Задание 3. Прочитайте текст о творческом пути М.А. Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. Семейные традиции переданы Булгаковым в романе «Белая гвардия» (1924) укладу дома Турбиных. В 1909 г., по окончании лучшей в Киеве Первой гимназии, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 г., получив диплом, работал врачом в селе Никольское Смоленской губернии, затем в г. Вязьме. Впечатления тех лет легли в основу цикла рассказов «Записки юного врача» (1925–1926). Литературовед М. Чудакова писала об этом периоде жизни Булгакова: «В эти полтора года он увидел свой народ лицом к лицу, и, возможно, именно взгляд врача, знающего, что без элементарного просвещения и примитивных хотя бы гигиенических норм нельзя рывком перескочить в новый светлый мир, укрепил уверенность Булгакова в губительности для России вскоре наступивших революционных потрясений». Ещё студентом Булгаков начал писать прозу – по-видимому, в основном связанную с медицинской тематикой <…>. По воспоминаниям сестры, в 1912 г. он показывал ей рассказ о белой горячке. После Октябрьской революции 1917 г. Булгаков вместе с женой Т. Лаппа вернулся из Вязьмы в Киев. Кровавые события, свидетелем которых он стал, когда город переходил то к красным, то к белым, то к петлюровцам, легли в основу некоторых его произведений (рассказ «Я убил», «1926» и другие, роман «Белая гвардия»). Когда в 1919 г. в Киев вошла Добровольческая армия белых, Булгаков был мобилизован и в качестве военного врача уехал на Северный Кавказ. Выполняя свои медицинские обязанности, Булгаков продолжал писать. В «Автобиографии» (1924) он сообщил: «Как-то ночью, в 1919 г., глухой осенью, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнёс рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов». Первый фельетон Булгакова «Грядущие перспективы», опубликованный с инициалами М.Б. в газете «Грозный» в 1919 г., давал жёсткую и ясную картину как современного писателю общественно-политического и экономического состояния России («оно таково, что глаза... хочется закрыть»), так и будущего страны. Булгаков предвидел неизбежную расплату войной и нищетой «за безумие дней октябрьских, за самостийность изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег... за всё!» Ни в те дни, ни когда-либо впоследствии писатель не питал иллюзий относительно «очистительной силы» революции, видя в ней лишь воплощение социального зла. <…> В 1921 г. Булгаков приехал в Москву. Начал сотрудничество с несколькими газетами и журналами в качестве фельетониста. Произведения разных жанров публиковал в газете «Накануне», выходившей в Берлине. В газете «Гудок» Булгаков сотрудничал с целой плеядой писателей – И. Бабелем, И. Ильфом и Е. Петровым, В. Катаевым, Ю. Олешей. Впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести «Записки на манжетах» (1923), которая не была издана при жизни писателя. Главным героем повести является человек, подобно Булгакову приехавший в Москву, чтобы начать жизнь с чистого листа. Необходимость написать бездарную пьесу для того, чтобы «вписаться» в новую жизнь, угнетает героя, он чувствует свою связь с прежней культурой, которая для него воплощена в Пушкине. Своеобразным продолжением «Записок на манжетах» явилась повесть «Дьяволиада» (1925). Её главный герой, «маленький человек» Коротков, оказался в самой гуще фантасмагорической жизни Москвы 1920-х гг. и стал её летописцем. В Москве происходит и действие других повестей Булгакова, написанных в эти годы, – «Роковые яйца» (1925) и «Собачье сердце» (1925, опубликована в 1968 в Великобритании). В 1925 г. Булгаков опубликовал в журнале «Россия» роман «Белая гвардия» (неполный вариант), работу над которым начал ещё во Владикавказе. Трагедия гражданской войны, разыгрывающаяся в родном писателю Киеве (в романе – Город), показана как трагедия не только народа в целом, но и «отдельно взятой» семьи интеллигентов Турбиных и их близких друзей. Булгаков с пронзительной любовью рассказал об атмосфере уютного дома, в котором «пышут жаром разрисованные изразцы» и живут любящие друг друга люди. Герои романа, русские офицеры, в полной мере обладают чувством чести и достоинства. В год публикации романа Булгаков начал работу над пьесой, сюжетно и тематически связанной с «Белой гвардией» и получившей впоследствии название «Дни Турбиных» (1926). Процесс её создания описан автором в «Театральном романе» («Записки покойника», 1937). Пьеса, которую Булгаков несколько раз переделывал, представляла собою не инсценировку романа, а самостоятельное драматургическое произведение. Спектакль «Дни Турбиных», премьера которого состоялась в 1926 г. во МХАТе, имел огромный успех у зрителей, несмотря на нападки официозных критиков <…>. Спектакль выдержал 987 представлений. В 1929–1932 гг. его показ был запрещен. Вскоре после «Дней Турбиных» Булгаков написал две сатирические пьесы о советской жизни 1920-х гг. – «Зойкина квартира» (1926, шла на московской сцене два года), «Багровый остров» (1927, снята с репертуара после нескольких спектаклей) – и драму о Гражданской войне и первой эмиграции «Бег» (1928, запрещена к постановке незадолго до премьеры). В конце 1920-х гг. Булгаков подвергался резким нападкам официальной критики. Его прозаические произведения не публиковались, пьесы были сняты с репертуара. В начале 1930-х гг. на сцене МХАТа шла только его инсценировка «Мёртвых душ» Гоголя; пьеса о Мольере «Кабала святош» (1930–1936) некоторое время шла в «исправленном» цензурой варианте, а затем тоже была запрещена. В марте 1930 г. Булгаков обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе. Разрешение работать, данное Булгакову, оказалось излюбленным коварным ходом Сталина: произведения писателя по-прежнему были запрещены к публикации. В 1936 г. Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. В это время Булгаков писал роман, начатый ещё в 1929 г. Первоначальный вариант (по собственному определению писателя, «роман о дьяволе») был уничтожен Булгаковым в 1930 г. В 1934 г. была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 г. название «Мастер и Маргарита». В это время Булгаков уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене Е.С. Булгаковой. Работа над романом была закончена в феврале 1940 г., за месяц до смерти писателя. За годы работы над «Мастером и Маргаритой» авторская концепция существенно изменилась – от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является только составляющей сложного композиционного целого. Текст насыщен множеством ассоциаций – в первую очередь, с Фаустом Гёте, из которого взят эпиграф к роману и имя сатаны – Воланд. Евангельские истории художественно преображены Булгаковым в главах, представляющих собою «роман в романе» – произведение Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. <…> Только в 1967 г. вдове Булгакова <…> удалось опубликовать роман в журнале «Москва». Публикация стала важнейшим культурным событием 1960-х гг. По воспоминаниям критиков П. Вайля и А. Гениса, «эту книгу немедленно восприняли как откровение, где в зашифрованном виде содержатся все ответы на роковые вопросы русской интеллигенции». Многие фразы из романа («Рукописи не горят», «Квартирный вопрос только испортил их» и др.) перешли в разряд фразеологизмов. Умер Михаил Афанасьевич Булгаков в Москве 10 марта 1940 г.

 

Вопросы и задания

1. Какое образование получил Булгаков?

2. Расскажите о первых литературных опытах писателя.

3. Какие взаимоотношения были у Булгакова с советской властью? Как вы думаете, почему?

4. Что вы знаете о драматургической деятельности Булгакова?

5. Расскажите о творчестве писателя. Какие его произведения вы знаете?

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Чтение романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

2. Написать эссе (500-1000 слов), в котором будет отражено личное впечатление о прочитанном.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

В.А. Крутецкая, Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классах. СПб., 2010 – с. 261-266


Дата добавления: 2020-11-27; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!