Жизненный и творческий путь Джеймса Джойса.



Практическое занятие № 1. Роман Д. Джойса «Улисс».

1. Новаторство Д. Джойса – проблема повествования в романе: стиль «потока сознания»; автор, герой и читатель в модернистском тексте; Д. Джойс как Стивен Дедал (эпизод «Сцилла и Харибда»).

 Поток сознания - в литературе модернизма ХХ в. стиль, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления ассоциаций, нелинейности, оборванности синтаксиса. Понятие П. с. принадлежит американскому философу, одному из основателей прагматизма Уильяму Джеймсу. Он считал, что сознание подобно потоку или ручью, в котором мысли, ощущения, переживания, ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо переплетаются подобно тому, как это происходит в сновидении (см. также психоанализ).П. с. представляет собой форму, имитирующую устную речь, внутренний монолог.

Начало литературе потока сознания положили Джеймс Джойс и Марсель Пруст. В их творчестве впервые с огромным вниманием, как бы под увеличительным стеклом, была рассмотрена память человека как грандиозное вместилище жизненного опыта и этот опыт был утвержден в его собственном самодовлеющем значении. Предшествующая жизнь была истолкована как нечто более существенное для духовной ситуации личности, чем факты действительности, входящие в ее сознание в данный момент. Сознание начало отрываться от его жизненных импульсов и все более и более трактоваться как спонтанный, саморазвивающийся поток.

XX век в искусстве начинается с манифестов авангардистов различных течений, групп, школ. Они заявляли, что отказываются от традиции, от классического художественного опыта, оказавшегося в кризисе. Авангардное искусство стремилось к открытию новых средств выразительности, к утверждению новой истины, возможно, непостижимой, странной для толпы обывателей, но ясной для художника. Такое направление в искусстве XX в. принято обозначать термином «модернизм» – общее название направлений искусства и литературы конца XIX – начала XX в. В широком смысле охватывает кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство, функционализм и т. д., то есть все авангардистские направления, противопоставившие себя традиционализму в качестве единственно истинного «искусства современности». Модернистские течения в западном искусстве (экспрессионизм, кубизм, футуризм и т.д.) предлагали новые экспериментальные техники. Все формы модернизма жаждали избавиться от влияния прошлого. Писатели-модернисты особенно точно отразили кризисные явления в жизни современного им общества, передав ощущение бессилия человека перед лицом пугающего своей абсурдностью мира, выразив чувство тоски обреченного на одиночество художника, которому открывается «бездна, невидимая другим» (В. Н. Лосский). В художественном мире модернизма преобладают мрачные краски предчувствия конца, ожидания неминуемой гибели, даже воли к смерти. Картина обреченности мира в модернистских произведениях дополняется образами будущего обновления, радостной встречи с новой эпохой человеческого братства, гармонии, правды и красоты. Неслучайно многие модернисты приветствовали революционные события в России и других странах, взывали к очистительной «буре восстания», способной разрушить «сытый мир» буржуа . Миф как особое состояние сознания стал одной из важнейших культурных категорий XX в. С точки зрения крупнейшего философа культуры XX в. М. Элиаде, современный человек выходит из нечеловеческого ритма собственного существования посредством «мифологических» сценариев поведения (театра и чтения). Элиаде сформулировал тезис о том, что миф – это прототип, образец любых людских обрядов и видов деятельности. Мифологическое сознание, согласно его теории, переживает ренессанс в философии и в искусстве XX в., в продукции современных средств массовой информации. Литературный текст по своей структуре начинает уподобляться мифу, характерными чертами которого являются циклическое время, игра на стыке между иллюзией и реальностью, уподобление языка мифологическому праязыку с его «многозначительным косноязычием».[2] В литературоведении модернизм нередко связывают с особенностями нового художественного языка и создание которого им всецело приписывается; «точкой зрения», «потоком сознания», усложненной метафоричностью, иносказательностью и т.д. В эти годы и был создан «Улисс» — «Евангелие» не только английского, но и всего западноевропейского и американского модернизма. Ирландский писатель Джеймс Джойс, действительно, в значительной степени повлиял на мировую культуру. Он и в наше время остается одним из самых широко читаемых англоязычных прозаиков. В 1999 году журнал Time включил писателя в список «100 героев и кумиров XX века», сказав, что Джойс осуществил целую революцию. Улисс был назван «демонстрацией и подведением итога под всем современным движением [модернизма].

Текст «Улисса» содержит много тайн и загадок, но Джойс предпочитал оставлять их без ответа. Исследователи с помощью различных методов пытаются разгадать все темные места Улисса, однако, их остается еще немало. Как пишет Е. Гениева, «Джойс мечтал об идеальном читателе, который посвятит всю жизнь чтению, изучению, расшифровке «Улисса». Не без иронии и даже некоторого злорадства он говорил, что насытил свой текст таким количеством загадок, что ученые, комментаторы, критики, литературоведы будут до скончания своих дней биться над их разгадкой».

Жизненный и творческий путь Джеймса Джойса.

 Джеймс Джойс (1882-1941) — один из величайших писателей XX века. Джойс родился в Ирландии, но большую часть жизни провел в добровольном изгнании вдали от родной страны, обычаи и законы которой он не мог принять. Тем не менее, Ирландия и Дублин — тема и место действия практически всех книг писателя.

Изгнанничество — одна из важнейших тем творчества Джойса. Джойс покинул Ирландию в 1904 году со своей спутницей Норой Барнакль и возвращался на родину после этого лишь несколько раз по делам. С Норой Джойс провел всю жизнь, хотя официальный брак между ними был зарегистрирован только в 1931 году, у них было двое детей — Джорджио и Лючия. К несчастью, Лючия заболела шизофренией, и после нескольких приступов агрессии Джойсу пришлось отправить ее в клинику. Джойс воспринимал болезнь Лючии как наказание за своего «Улисса».

Джойс получил католическое иезуитское образование, и вполне мог стать священником, но вместо этого после окончания колледжа Джойс порывает с католицизмом. Однако Джойс продолжал постоянно размышлять о вере, католицизме, католических догматах, что отразилось в его произведениях. Джойс очень трепетно относился к тому, чтобы его произведения были опубликованы и прочитаны как можно большим количеством людей. Однако с публикацией его произведений постоянно возникали проблемы из-за цензуры. Так, сборник рассказов «Дублинцы» был отвергнут 40 издателями, а один раз отпечатанный тираж был сожжен. В публикации также несколько раз было отказано «Портрету художника в юности», пока книга не была выпущена в США, но больше всего не повезло «Улиссу», который был запрещен в США до 1933 года, в Англии до 1936 г., а в Ирландии книга появилась только в 60-х годах. Если же книга выходила, Джойс предпочитал получать ее именно ко своему дню рождению — 2 февраля. Что касается отношения к Джойсу в Ирландии, то даже после смерти писателя оно долгое время оставалось негативным. Радикальные перемены произошли только в 1982 году, когда во всем мире отмечалось 100-летия со дня рождения писателя. Книга Джойса «Улисс» принесла ему мировую славу, вызвав самые противоречивые отклики, и перевернула представление о литературе. Слишком многое в «Улиссе» оставалось непонятным. Однако Джойс предпочитал оставлять вопросы без ответов. В шутку он говорил: «Я загадал столько загадок и головоломок, что ученым потребуются века, чтобы разгадать, что же я имел ввиду, и это единственный путь обеспечить бессмертие». Закончив работу над «Улиссом», Джойс приступил к новому большому произведению — Finnegans Wake, окончательное название которого он держал в тайне вплоть до выхода книги. На это произведение, частями появляющееся в печати под названием «Work in progress» («Вещь в работе») Джойс потратил 17 лет. Finnegans Wake было настолько трудным для прочтения, что некоторые посчитали, что либо Джойс выжил из ума, либо окончательно ослеп (зрение Джойса из года в год ухудшалось) и всучил издателю нелепицу, либо просто пошутил над всеми. После языковых экспериментов Finnegans Wake Джойс собирался написать что-то очень простое и короткое. Спустя два года после выхода Finnegans Wake Джойс внезапно умер в Цюрихе, где и был похоронен. Но так же, как и при жизни писателя, в наше время читатели и ученые пытаются разгадать загадки Джойса.[5]


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!