И роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»



1. История создания романа «Робинзон Крузо» (путевой дневник Вудза Роджерса, судьба Александра Селькирка). Понятие робинзонады.

2. Своеобразие повествовательной манеры Дефо.

3. Жанровая природа романа «Робинзон Крузо». Двуплановость структуры романа: занимательность и философско-аллегорический смысл повествования.

4. Тематическое своеобразие романа.

5. Концепция образа Робинзона Крузо.

6. Пятница: «образ–оппонент», «образ–идея», или …?

7. Писатель и Читатель («правда» и «вымысел» в романе).

 

Литература

Дефо Д. Робинзон Крузо.

История всемирной литературы в 9-ти тт. М., 1985. Т.5. http://feb-web.ru/feb/ivl/vl5/vl5-0462.htm (для обязательного конспектирования).

Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966. (глава о Дефо)

Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев-Одесса, 1983.

Урнов Д. Робинзон и Гулливер. М., 1973.

 

 

                                                                                                                                   Семинар 6.

Поэтика жанра философской повести.

Вольтер «Кандид, или Оптимизм»

 

1. Истоки жанра философской повести.

2. Основные черты жанра. Какое значение для философской повести XVIII века имеет идея Разума?

3.Философские повести Вольтера. Место философских повестей Вольтера в ряду произведений этого жанра.

4. «Кандид» как философская повесть

- Теория Лейбница о предустановленной гармонии и ее отражение в повести.

- Проблема мирового зла в повести.

- Критика современности в повести.

- Смысл образа Эльдорадо.

- Функция фантастики и гротеска.

- Смысл финального эпизода.

 

Литература

Вольтер. Кандид, или Оптимизм.

Бахмутский ВЯ. В поисках истины (Философские повести Вольтера)// Бахмутский В.Я. Пороги культуры. (выкладываю в группу сканы) (для обязательного конспектирования).

Забабурова Н.В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра (http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/articles-fra/zababurova-francuzskij-filosofskij-roman.htm )

Аверинцев С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. №3. (http://ec-dejavu.ru/e/Encyclopaedia.html )

Артамонов С. Вольтер и его век. М. 1990.

 

                                                                                                                                   Семинар 7.

Л. Стерн и английский сентиментализм

1. Сентиментализм как литературное направление и мироощущение. Осознание недостаточности и однобокости идей Просвещения в оценке сентименталистов.

2. Творческий путь Стерна. Сущность литературного новаторства Стерна.

3. «Сентиментальное путешествие». Жанровое своеобразие. Пародирование жанра путевых заметок. «Сентиментальное путешествие» – это путешествие куда?

4. Новаторство в образе Йорика. Типичный ли сентименталистский герой – Йорик? Саморефлексия Йорика (привести эпизоды, демонстрирующие особенности мышления героя). Йорик – «положительный» или «отрицательный» герой?

5. Особенности композиции и стиля (обратите внимание на игру с «типовыми» элементами композиции, - например, предисловие, финал текста и проч.). Литературные аллюзии в романе.

6. «Сентиментальное путешествие» как «сентиментально-юмористический» роман.

 

Литература

Стерн Л. Сентиментальное путешествие.

История всемирной литературы в 8 т. Т. 5. – статья о сентиментализме и Стерне. (http://feb-web.ru/feb/ivl/vl5/vl5-0682.htm) (для обязательного конспектирования).

Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие». М, 1988.

Елистратова А. Лоренс Стерн. (Предисловие к книге Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди. Сентиментальное путешествие. - М., 1968)  

(http://www.philology.ru/literature3/elistratova-68.htm)

Е. Краснощекова «Сентиментальное путешествие». Проблематика жанра (http://ideashistory.org.ru/pdfs/21krasnoshchekova.pdf)

 

 

                                                                                                                                   Семинар 8.

Философское и художественное своеобразие трагедии Гете "Фауст"

 

1. Эволюция замысла пpоизведения, истоки фаустовской темы. Эволюция обpаза Фауста.

2. Структура произведения. Роль Прологов.

- Какие три точки зрения на творчество выражены в «Прологе в театре»? Как характеризуется жанр «Фауста» в заключительной реплике директора?

- Спор между Богом и Мефистофелем в «Прологе на небесах» как отправная точка в споре о природе человека. Какую точку зрения на человеческую природу выражает каждый?

3. "Споp о человеке" в тpагедии. Смысл обpаза Фауста, идейно-философская наполненность этого обpаза. Значение финальной сцены второй части. Почему душа Фауста не достается Мефистофелю? Просветительская апология «дела» в произведении.

4. Фауст и Мефистофель. Смысл обpаза Мефистофеля. Условия договора между Фаустом и Мефистофелем.

5. Система персонажей в трагедии

- Бог и Мефистофель;

- Фауст и Вагнер;

- Фауст и Мефистофель;

- Фауст и Маргарита.

7. Идейно-художественное своеобpазие "Фауста".

 

Литеpатуpа

Прочитать и предоставить конспект одной из указанных критических работ

Жиpмунский В.М. Истоpия легенды о Фаусте // Жиpмунский В.М. Очеpки по истоpии немецкой классической литеpатуpе.- Л., 1972.

Жиpмунский В.М. Твоpческая истоpия "Фауста" Гете // Жиpмунский В.М. Очеpки по истоpии немецкой классической литеpатуpе.- Л., 1972. Пп. 1 и 2 скачать можно здесь: http://www.twirpx.com/file/1425496/ 

Аникст А."Фауст" Гете. Литеpатуpный комментаpий. - М., 1979. Можно скачать здесь: http://www.twirpx.com/file/256454/

Аникст А. Гете и Фауст: От замысла к свершению. - М., 1983. http://imwerden.de/pdf/anikst_goethe_i_faust_1983.pdf

Волков И.Ф. "Фауст" Гете и пpоблема художественного метода.- М., 1970 (факультативно).

 

                                                                                                                                 Семинар 9.


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 360; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!