Через час отсюда в чистый переулок



Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

А я вам открыл столько стихов шкатулок,

                         я – бесценных слов мот и транжир.

За столиками воцарилась тишина. Люди, которые сидят перед ним, уютно устроившись за столиками, разморенные сытым ужином и вином, враждебны искусству. Это «толпа», которая взгромоздится «на бабочку поэтиного сердца… в калошах и без калош» и «будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь».

В зале зашикали. Кто-то неуверенно свистнул. Молодой человек в жёлтой кофте на эстраде непоколебим. Лишь плотно сжатые губы да лёгкая бледность, проступающие сквозь смуглоту лица, выдают волнение.

А на вальяжно рассевшихся за столиками падают слова, тяжёлые, как булыжники. Они вбивают сидящих в кресла:

                           А ели сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется – и вот

Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам

Я – бесценных слов транжир и мот.

Зал взорвался, послышались оглушительные свистки, истерический крик: «Долой!» Кому-то из женщин сделалось дурно. Стихотворение с вызывающим названием «Нате!» нашло своего адресата и произвело именно то действие, на которое автор мог рассчитывать.

 

Студенты работают с поэтическим текстом.

 

- Как представлен предметный мир этого стихотворения? (Ответ: Это конкретные примеры предметов потребления – обыденные и до дурноты банальные: «капуста», «щи», «белила», «калоши», «вещи».)

- Какой собирательный образ создаёт поэт? (Ответ: Отвратительный образ не людей, а мещанской толпы, который подчёркивает социальный, обличительный пафос стихотворения: «ваш обрюзгший жир», «вы смотрите устрицей из раковин вещей», «вы…грязные, в калошах и без калош», «толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь»)

- Какие поэтические средства использованы для создания образа «толпы» (Ответ: излюбленные развёрнутые метафоры, гиперболы, сравнения, эпатирующие «приличную» публику.)

- Кто противопоставлен отталкивающему образу буржуа? (Ответ: Персонифицированный образ автора: «я – бесценных слов мот и транжир», открывший людям «стихов шкатулок».)

Его мир в отличие от мира «толпы» красив и изящен, хрупок и беззащитен. «Поэтино (снова авторский неологизм!) сердце» сравнивается с «бабочкой», которую прикрывает маска «грубого гунна». И этот-то гунн не желает «кривляться» в угоду пустой, циничной, бездушной публике, выражая тем самым протест против непонимания и дисгармонии действительности. Это подчёркивается и порывистым неравномерным ритмом, и свободной рифмовкой, что напоминает речь неравнодушного человека, возмущённого таким миропорядком.

 

Ø Какие же характерные особенности стиха Маяковского мы сегодня обнаружили?

 

Студенты записывают в тетрадях.

 

1. Нарушение лексических и грамматических норм языка.

2. Нарочитая грубость, антиэстетизм.

3. Использование дерзких развёрнутых метафор, благодаря которым образы становятся яркими, пластичными, чувственными, запоминающимися. Излюбленными тропами являются также сравнения, гиперболы и авторские неологизмы.

4. Отсутствие равномерного ритма, что приближает «поэтический размер живому разговорному слову» – нервно-импульсивному, порывистому, а это соответствует принципам футуристов.

5. Новая графика: отказ от строфы как членения стихотворного текста на равные отрезки. Такое написание позволяет передать интонационные нюансы, которые трудно передавать традиционными знаками препинания, поэтому стих становится особенно эмоциональным, экспрессивным, темпераментным.

6. Произвольная рифмовка, когда можно рифмовать слова, стоящие не только на конце строк.

 

Разговор о Владимире Маяковском хочется закончить его обращением к нам, живущим сегодня, которых он называл «товарищи потомки». В поэме «Во весь голос» поэт написал:

 

Слушайте,

Товарищи потомки,

Агитатора,

Горлана-главаря.

Заглуша

Поэзии потоки,

Я шагну

Через лирические томики,

Как живой

С живыми говоря.

… Мой стих

Трудом

Громаду лет прорвёт

И явится

Весомо,

Грубо,

зримо…

 

Действительно, как он предрекал, его стих дошёл «через хребты веков и через головы поэтов и правительств», заставляя восхищаться необыкновенной яркостью, фантастической экспрессией и смелой новизной.

 

Домашнее задание:

1. Самостоятельно прочитать стихотворения «Скрипка и немножко нервно», «Вам!», «Гимн обеду!» Прокомментировать их с точки зрения новаторства Маяковского.

2. Выучить (на выбор) стихотворение Маяковского и поставить вопросы, которое оно вызывает, для обсуждения на занятии.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!