Тема: Поэтическое новаторство В.Маяковского.



ЗАДАНИЕ: Прочитать материал, составить конспект, подготовить пересказ

Этот поэт вошёл в литературу глашатаем бунта и протеста против серой, будничной, неприглядной действительности:

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краски из стакана…

Его творчество всегда было предметом острых споров. И не только творчество. Он прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, он был человеком легкоранимым, и подчёркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищённость. Он был и тонким лириком, и «грубым гунном», несомненно, человеком невероятно талантливым, одним из ярчайших имён в литературе XX века. Кто же это? Взгляните на него.

 

    Маяковский был поэтом, ненавидевшим довольных и сытых. Он сгорал в костре немыслимой любви к людям. И ему не хотелось говорить привычным языком, ему хотелось кричать. М.И. Цветаева так охарактеризовала поэта: «Маяковский начал с явления себя миру, с громогласия. Он стоял и орал, чем больше орал, тем больше народу слушало… пока не доорался до 150-миллионной площади всей России».

Мы уже знаем, что первые шаги в творчестве Маяковский сделал как поэт-футурист.

Ø Что вы помните о футуризме, о его эстетической программе? (Ответ: Авангардистское течение в русской поэзии, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедавшее разрушение форм и условностей традиционного искусства. Футуристы провозгласили себя творцами нового искусства и сформировали концепцию нового языка).

Ø Почему их не устраивал существующий язык? (Ответ: Потому что он не отражал динамику современной жизни. Новая действительность требовала новых форм экспрессивности и выражения новых смыслов).

Ø Чем отличается язык поэтов-футуристов? (Ответ: Футуристы вынесли искусство на улицы, в народ. Их слово было нацелено на громкую декламацию, на чтение вслух. Искусство, по их мнению, должно будить и будоражить, и поэтому зачастую свою позицию они утверждали путём отрицания, антиэстетизмом, вызовом, эпатажем).

 

Таковы и ранние стихотворения Маяковского, который на первых порах утверждал себя в группе футуристов. Что же нового внёс в поэтику и каковы характерные особенности стиха Маяковского?

 

Прочитайте оглавление, названия стихотворений поэта.

 

Задание: Прочитать

 

- Что можно отметить особенного в этих названиях? (Ответ: обилие броских обращений, привлекающих внимание читателя, например: А вы могли бы? Нате! Послушайте! Вам! Эй! К ответу!)

- Можно ли по названиям стихотворений определить тематику поэзии раннего Маяковского? (Ответ: Внешний мир, город (Утро, Ночь, Порт, Из улицы в улицу, Вывескам, Адище города.) и образ «Я», противопоставленный ему (Я, От усталости, Любовь, Кофта фата, Я и Наполеон, Надоело, Себе, любимому, посвящает эти строки автор…)).

Уже в одном из первых стихотворений Маяковского можно увидеть необычные образы, необычную форму, необычную графику стиха, ошеломляющую поэтическую новизну

 

Чтение стихотворения «Из улицы в улицу».

 

Анализ поэтического текста

 

- Какой приём использует поэт в первых строчках стихотворения? (Ответ: Строчки-анаграммы, прорифмовывающие затем стих почти насквозь.

                                                            У-

лица.

Лица

                                                            у

догов

годов

                                                           рез-

                                                           че.

                                                       Че-

                                                       рез

железных коней…)

- Что ещё особенного обнаруживается в этом стихотворении? (Ответ: Скрежещущая звукопись, нарушение норм языка, разнообразие тропов (эпитеты, сравнения, метафоры, авторские неологизмы), которые создают экспрессивные, запоминающиеся и удивляющие образы: «Фокусник / рельсы / тянет из пасти трамвая»; «Ветер колючий / трубе / вырывает / дымчатой шерсти клок»; «Лысый фонарь / сладострастно снимает / с улицы / чёрный чулок».)

Яркая пластика стихов Маяковского выдаёт в нём художника. Он видит мир в красках, в веществе, в плоти. Дерзкие развёрнутые метафоры соединяют несоединимое и создают броские образы.

Обратимся к ещё одному раннему стихотворению поэта.

 

Комментированное чтение стихотворения «Нате!»

 

 Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало недоумённые вопросы. В полном разладе с этим миром и появилось стихотворение «Нате!». Маяковский прочитал его на открытии кабаре «Розовый фонарь» в присутствии весьма благопристойной буржуазной публики. Двадцатилетний Маяковский, автор двух десятков стихотворений, вышел на эстраду уже в конце вечера, остановился, расставив ноги, хмуровато, исподлобья вгляделся в зал, выдержал паузу, заставившую умолкнуть этот гудящий улей, и в пространство зала зазвучал слегка дрожащий от напряжения, густой необыкновенного тембра бас:


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!