Как подготовиться к выразительному чтению



1. Перечитайте текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

2. Определите свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3. Мысленно представьте себе их.

4. Решите, что будете сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства—тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.

6. Прочитайте сначала текст вслух для себя. Проверьте еще раз, со всем ли согласен. Не забудьте, что произносите текст перед слушателями и общаетесь с ними.

7. Прочитайте текст выразительно.

Начиная с этапа непосредственной подготовки выполнению каждого упражнения и заключительному исполнению должен сопутствовать всесторонний анализ.

Вопросы к детям

а) удалось ли чтецу «нарисовать картины», то есть «видел» ли он то, о чем читал или говорил (если «увидели» слушатели, значит, «видел» чтец);

б) достиг ли исполнитель своей цели, то есть создал ли нужное настроение, передал ли отношение автора и свое собственное к картинам, событиям, явлениям;

в) что особенно удалось чтецу, что не получилось.

Если такой анализ регулярно сопровождает чтение детей, он, безусловно, дает свои плоды: дети учатся наблюдать за качеством чтения, отмечать достоинства и недостатки в исполнении, а это уже шаг к анализу собственного чтения.

Умно использовать ошибку детей  в процессе анализа, чтобы помочь ему разобраться и научить выразительно читать, — это одна из сторон педагогического мастерства. Воспитатель побуждает к анализу детей, сам должен давать образцы анализа.

Достоинства и недостатки, выявляемые при чтении следует классифицировать, выделяя: 1) технические, 2) интонационно-смысловые, 3) образно-эмоциональные.

Сделайте пояснение, раскрыв характер каждой из названных групп ошибок.

К группировке ошибок в выразительности следует приучать и учащихся. Поначалу нужно облегчить задание, предложив одной части класса делать замечания по произношению, другой — анализировать с точки зрения использования интонационных средств выразительности (логические ударения, паузы), третьей — следить за нюансами в выражении чувств и представлений. При этом нужно стремиться к тому, чтобы замечания были доброжелательными.

Анализ выразительности чтения следует начинать с характеристики достоинств, а потом переходить к недостаткам. Необходимо также объяснять, что и почему нравится или нет. К этому же нужно приучать и детей.

План для своего анализа выразительности чтения (составьте схему для анализа своего чтения или чтения своего сокурсника при взаимопроверке).

1) Правильно ли раскрыта читающим идея произ ведения?

2) Верно ли переданы образы?

3) Выделены ли основные элементы сюжета?

4) Передано ли читающим свое отношение к описываемому в произведении?

5) Проведено ли деление произведения на части?

6) Точно ли передана мысль каждой части?

7) Сделаны ли паузы между частями?

8) Правильно ли расставлены логические ударения и паузы?

9) Выдержан ли темп?

10) Достаточно ли правильно использованы сила и высота голоса?

11) Достаточно ли ясно и четко прочитан текст?

12) Были ли допущены орфоэпические ошибки? Какие?

13) Было ли правильным дыхание?

14) Достаточно ли выразительны были поза, жесты и мимика?

15) Осуществлялось ли общение с аудиторией?

16) Какова оказалась сила воздействия чтения на слушателей?

Связно составленная по предложенным вопросам оценка чтения явится развернутым отзывом на него.

Квалифицированно оцените свое и его исполнение.

 

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ

ЗАГАДКИ

Загадки — это хороший материал для обучения детей выразительности речи и чтения.

В процессе смысловой работы над загадкой (анализирующего восприятия, отгадывания) учитель предлагает вообразить нарисованную в загадке картину. Загадка записывается на доске. В ней отыскиваются и подчеркиваются наиболее важные по смыслу слова, помогающие лучше увидеть то, что «спрятано» в загадке, и таким образом отгадать ее.

Определяются место и длительность пауз, они обозначаются. Затем дети читают загадку выразительно. Учитель может предложить им прочитать с разными намерениями. Первый раз так, как будто человек сам себя спрашивает, недоумевая: «Что это такое? Никак не могу догадаться». Второй раз — зная отгадку и любуясь картинкой, которая стоит за словами.

Если учитель не удовлетворен чтением учащихся, он показывает, как читается загадка (с разными интонациями).

Если текст загадки содержит звукоподражание, его можно использовать для работы над передачей звукоподражания. Известный методист М.А. Рыбникова писала: «Нужно приучиться не только видеть картины, которые рисует поэт, но и слышать з в у ч а.н и е стиха, его инструментовку, звукоподражание и звукопись», а также: «Если загадка рисует картину с помощью звукописи или звукоподражания, то педагог подчеркивает своим произношением этот звуковой эффект и требует от детей такого же сознательного и четкого произнесения».

 

1. Подберите загадки и прочитайте их выразительно.

2. Определите методическую цель задания.

Умеешь ли ты выразительно загадывать загадки? Когда произносишь загадку, надо выделять слова, которые обозначают самое главное, голосом. Прочитай загадки Б. Заходера, выдели в них самые главные —для отгадки — слова. Выучи одну из них и загадай дома папе или маме.

 

Он с жадностью пьет —

И не чувствует жажды.

Он бел —

А купается только однажды:

Он смело ныряет

В кипящую воду,

Себе на беду,

Но на радость народу...

И добрые люди

(Вот это загадка!)

Не скажут:

Как жалко...

А скажут:

— Как сладко!

(Отгадка: кусок сахара.)

 

Я становлюсь волшебником,

 Когда они со мной:

Хочу — и дождь из облака

Прольется проливной,

Хочу — и волны синие

Заплещутся в реке,

И взять могу я радугу

И подержать в руке...

(Отгадка: цветные карандаши.)1

СКАЗКА

Сказка читается (а лучше — «сказывается») в естественной, разговорной (сказительной) манере. Педагог как бы обращается к детям, сообщая о том, свидетелем чего он являлся. Не случайны в сказках выражения «И я там был...». Чтение сказок предполагает тесный контакт со слушателями, ведь сказки — это жанр устного народного творчества и рассчитаны они на слушателя.

Язык сказки отличается наличием устойчивых выражений («как сыр в масле катается», «слезами умылась»), тавтологическими повторами («ждал-пождал», «живут-поживают»), постоянными эпитетами («чистое поле», «красная девица»). для создания колоритного сказочного языка образные слова и выражения при чтении нужно выделять интонацией (замедлением темпа, напевностью, усилением голоса).

Одной из особенностей сказки как жанра является преподнесение содержания по принципу антитезы: добро противопоставляется злу, ум — глупости, трудолюбие — лености. Учитывая это, при чтении нужно особенно ярко выделять голосом контрастные места, что усиливает впечатление от сказки и помогает детям лучше понять ее смысл.

Сказочные герои имеют устойчивые, прямолинейные характеры (за исключением некоторых авторских сказок). Из этого вытекает особенность исполнения сказки: нужно так читать (рассказывать) сказку, чтобы дети сразу поняли, каков этот герой и как к нему относиться. Речь персонажей следует передавать с учетом их характеров и поведения.

Если сказка имеет присказку (обычно это относится к волшебным сказкам), то читать ее нужно в среднем темпе, ритмично, выделяя образные слова и словосочетания. Последняя фраза выделяется более замедленным, загадочным голосом, чтобы дети почувствовали, что сказка вот-вот начнется.

После чтения присказки делается длительная пауза, чтобы слушатели могли сосредоточиться и подготовиться к слушанию самой сказки.

Многие сказки начинаются устойчивой речевой формой — зачином «Жили-были», «Давным-давно» ... Зачин читается замедленно, несколько приглушенно, немного напевно, таинственно, чтобы вовлечь детей в атмосферу чудесного повествования.

Сказка представляет собой цепь ярких, небольших эпизодов, чтение которых требует от исполнителя умения словесно нарисовать законченную картину. Эпизод от эпизода нужно отделять длительной паузой. Это позволит ребенку пережить, осознать прочитанный эпизод и подготовиться к восприятию следующего.

Сказкам присущ прием трехкратного повторения эпизодов. При этом каждое повторение предполагает постепенное нарастание напряжения, которое в третьем случае достигает кульминации, после чего наступает перелом в действии. Учитывая это, при чтении (рассказывании) сказки нужно стремиться к передаче нарастания эмоциональной напряженности, выделяя слова, усиливающие напряженность. Повторы придают сказочному стилю ритмичность и предполагают неторопливость изложения.

Концовку сказки следует читать в разговорной манере чтобы разрядить внимание слушателей, помогая им «пере" ти» из сказочного мира в реальный. Последняя фраза читается медленно, с интонацией завершения повествования. Так как обычно сказки имеют счастливый конец, то при чтении концовки нужно передать удовлетворение, чтобы помочь детям пережить радость от счастливой развязки.

1. Как вы считаете, кому прежде всего предназначены рекомендации к выразительному исполнении сказок — педагогу или детям?

2. Подготовьте выразительное чтение сказки «Гуси-лебеди». Прочитайте в студенческой аудитории. Получите отзыв товарищей.

7. Сделайте методический анализ фрагмента урока выразительного чтения русской народной сказки «Гуси-лебеди».

 

Воспитатель рассказывает сказку или читает ее выразительно. Для проверки понимания ее основной мысли учитель спрашивает:

— Кто виноват был в том, что гуси-лебеди унесли мальчика из родного дома? Что пришлось пережить Маше, чтобы вернуть мальчика домой?

— Рассмотрите иллюстрацию на странице 103, — предлагает далее учитель. — Что изображено на ней, какой момент сказки.  При рассказывании в первый раз смотрите на картинки, а во второй раз—говорите по памяти.

— Как вы отличаете сказку от рассказа? (В сказке чудеса: печка, яблонька разговаривают с Машей; Баба Яга страшная, злая, гуси ей служат, и тоже злые.) А кто добрый, хороший? (Печка, яблонька, речка, ежик.) Когда вы слушали сказку, кому вам хотелось помочь? (Маше.) Но ведь Маша не послушалась отца и мать? (Дети думают, ищут объяснения своей симпатии к Маше.)

— Как Маша исправила свою ошибку? Почему ей это удалось? (Все помогали ей.) А сама Маша какая была? (Добрая, смелая, находчивая, любила братца, хотела его спасти.)

— Прочитайте пословицу, написанную на доске. («Умел ошибиться, умей и исправиться»). Как вы эту пословицу можете применить к Маше? (Маша ошиблась и сама исправилась.)

—Сейчас давайте прочитаем выразительно отрывок из сказки, где Маша спасает братца (с. 106). Нам тоже хочется помочь Маше. Мы волнуемся за нее и за Ванюшу. Когда действие развивается быстро, ускоряйте чтение. Где надо по смыслу, повышайте и понижайте голос.

БАСНЯ

0 значении выразительного чтения басен  писала М.А. Рыбникова: «Чтение басен приучает к более живым и бытовым фразировкам, к более свободной расстановке пауз, к беглой перекличке голосов в диалоге, к введению многочисленных вопросных и восклицательных интонаций»1.

Содержательное и жанровое содержание басни определяет особенности ее чтения. Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи, тон. Чтец непосредственно обращается к слушателям и сообщает о событиях, которые как будто бы действительно имели место. По словам Е.В. Язовицкого, «исполнитель басен — не оратор, не актер, а человек, образно и эмоционально рассказывающий своим друзьям интересный, поучительный случай, из которого они должны извлечь тот или иной урок практической морали»2.

С.Т. Аксаков свидетельствует о том, «...как читает, или, лучше, рассказывает басни свои Крылов: это неподражаемая простота и естественность»3.

Если басня имеет стихотворную форму, то ее чтение пред полагает обязательное соблюдение ритмических (построчных) пауз.

Одной из жанровых особенностей басни является то, что основной смысл (за редким исключением) сформулирован в морали, которая освобождает от раздумий над идеей произведения.

1. Сопоставьте различные точки зрения на вопрос! об исполнении морали в басне, определите свою позицию.

«Моралистическая тенденция басни требует от исполнителя четкого и ясного ответа на вопрос: зачем я читаю, что я хочу сказать своим исполнением? Поэтому установление конкретной целенаправленности является одним из главнейших принципов исполнения басенного текста. «Хочу заклеймить бездельника»,

1) «Хочу обличить клеветника», «Хочу разоблачить коварный замысел врага», — говорит себе читающий и этой четкой целеустремленности подчиняет все детали и все особенности своего исполнения»1.

2) «Если даже мораль басни следует читать простодушно, незлобиво, с оттенком легкой шутки и добродушной насмешки, на которую нельзя обидеться, то тем более это нужно сказать об исполнении основного текста басни»2.

3) «Известная вещь, насколько надо быть осторожным и даже щепетильным в деле поучения, чтобы не заставить поучаемых соскучиться. Поэтому, в интересах автора и проводимой им идеи, «мораль» басни следует читать возможно мягче, т.е. легко и даже игриво...»3.

4) «Мораль должна быть прочитана так, чтобы дети обратили на нее внимание и задумались над ней. Однако никогда не следует им навязывать мораль и читать нарочито серьезно. Она всегда должна вытекать из рассказа, подводить итог повествованию»4.

Так какое же чтение морали басни вы считаете более приемлемым в наше время — с пафосным обличением или с лукавым поучением? Зависит ли это от уклона конкретной басни в сторону сатиры или юмора? А от личности исполнителя?

2. Подготовьтесь к чтению морали, проверив на практике свои выводы по предыдущему заданию.

1) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(И. А. Крылов. Ворона и Лисица)

2) К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

(И.А. Крылов. Мартышка и очки)

3) Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

(И. А. Крылов. Чиж и голубь)

4) «Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!»

( . А. Крылов. Стрекоза и Муравей)

 

Наличие морали облегчает чтецу определение исполнительской задачи. Однако другая особенность басни — аллегоричность — усложняет ее исполнение. Перед чтецом встает вопрос о том, какой образ следует представлять — тот, который рисует автор, или тот, который подразумевается. Опытный исполнитель будет видеть и тот, и другой, однако учителю при чтении детям целесообразно ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором, например Лисы, Вороны, Волка. Ягненка и т.д. Если у исполнителя при чтении не получится яркого, четкого образа, то «изюминка» басни исчезает. Поэтому особое внимание нужно уделить передаче образов, характеров персонажей.

«... У Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный характер, — писал В.Г. Белинский, — и проказница-мартышка...; и лисица у него везде хитрая, уклончивая, бессовестная...; лев — грозно могучий, величественно страшный»1. Это облегчает читающему представление каждого действующего лица, а следовательно, и его выражение.

 

Итак, определить характер и суть словесного действия басенных персонажей нетрудно. Характеры однозначны, а их действия определенны и прямолинейны.

 

1. Какова цель Лисы (И.А. Крылов. Ворона и Лисица)? Как лисица действует для ее достижения? Определите исполнительскую задачу. Прочитайте соответствующие строки басни, стремясь к передаче словесного действия Лисы.

2. Ознакомьтесь с предлагаемыми ниже цитатами, определите свое отношение к исполнению прямой речи персонажей.

1) «... Излишнее оживление речи персонажа может привести к искажению той лукавой интонации рассказчика, на которой как раз и зиждется основной художественный эффект басни»1.

2) «Басни требуют от чтеца смелого, характерного показа образов, с яркой передачей их интонации, манеры речи, поведения»2.

3) «Известно, что чтецу увлекаться изображением животных нельзя, так как это приводит к актерскому разыгрыванию по ролям и автор-рассказчик почти совсем исчезает, что нарушает целостность басни и может исказить ее смысл»3.

4) «Исполнитель басни впадает в банальность и в том случае, если старается перевоплотиться в образы-персонажи и «сыграть» их перед слушателями. Хороший исполнитель всегда остается рассказчиком, который как будто наблюдает поведение персонажей со стороны. Однако исполнитель — не безразличный наблюдатель. И это находит отражение в его интонации»4.

5) «... В большинстве случаев именно разоблачительный характер исполнения речи и поступков действующих лиц служит наиболее полному раскрытию идейного содержания, сатирической направленности басни»5.

Безусловно, речь героев читается с учетом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. Однако следует осторожно подходить к их изображению. Нужно лишь пересказать, процитировать речь басенного персонажа, но не стремиться «сыграть» его роль, перевоплотившись в образ.

Другое дело, когда басня читается по ролям. В этом случае исполнитель каждой роли перевоплощается в свой образ, обращается не к слушателям, а к партнерам, воздействует на них. При чтении по ролям непосредственное воздействие на слушателей осуществляет только тот, кто читает за автора-рассказчика.

При выразительном чтении и при чтении по ролям нужно стремиться к целесообразному использованию не только интонации, но и неязыковых средств. Как и во всем, здесь нужно соблюдать меру.

В школьной практике имеют место случаи, когда исполнитель, изображая персонаж, в буквальном смысле щелкает зубами («Волк на псарне»), становится на четвереньки и начинает хрюкать («Свинья под дубом») и т.п. Не следует переигрывать, утрировать. Нужно выбирать лишь те средства выразительности, которые не отвлекают от смысла басни, а помогают раскрыть его, и пользоваться ими нужно в той мере, которую подсказывает специфика басенного жанра. Конечно, если басню представить в драматургической форме, здесь будут действовать свои законы, однако при этом велика опасность впасть в пародийность.

 

 «Обучая читать стихи и мерно останавливаться, чувствовать объем строки (предложения), мы воспитываем в детях чувство ритма. Это одна из задач выразительного чтения. Заучивая наизусть стихи и читая их, приучаясь давать голосом мерные объемы слов, учащиеся воспитываются музыкально, они учатся владеть речью, подавать ее мерными толчками мыслей-слов», — писала М.А. Рыбникова.

Выразительное чтение стихотворения педагогом — одно из основных условий полноценного восприятия детьми поэтического текста. Оно помогает учащимся погрузиться в эмоциональный мир стихотворения, углубиться в его содержание, выявить отношение автора к описываемым явлениям.

«... Прочесть как следует произведение лирическое — вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу: нужно и душой и сердцем почувствовать всякое слово его — и тогда уже выступать на публичное его чтение», — писал Н.В. Гоголь, который сам был прекрасным чтецом.

Лирические произведения, тонкие по форме, небольшие по объему, концентрированные по мысли и чувству, читать непросто. Не углубляясь в вопросы литературоведческого характера о специфике стихотворной речи, отметим важнейшие особенности чтения поэтических текстов.

 «Создавая лирическое произведение, поэт раскрывает перед читателями свои затаенные думы, все свое! сердце. Точно так же чтец, исполняющий лирику, u может оставаться сторонним и равнодушным к читаемым им стихам. Поняв и усвоив все авторские пожелания, чтец через свое творческое отношение и в результате взволновавшего его чувства — исполняет стихи как бы «своими словами». В момент исполнения слушатель «заражается» переживаниями автора через чтеца. Таким образом, чтец берет на себя всю ответственность за передачу верного образа и правильной мысли.

Чтец, выступающий с лирическими стихами, ни на миг не может выключить себя из круга переживаний, так как только они и являются тем единственным средством, которое заставляет откликнуться аудиторию и незаметно для себя понять и почувствовать вместе с чтецом все то, о чем он читает. Но читать нужно искренне, оберегая каждое слово, каждый поэтический образ.

Хочется предостеречь от излишней напевности, граничащей с дурным вкусом. Но вместе с тем необходимо сохранять все нюансы стихотворной мелодии, ее ритмические оттенки, подчеркивающие сущность и значение слов. Поэзия — это вдохновенное проявление мысли. Звук слова всегда направлен к раскрытию значения слова. Изучив все особенности поэтического произведения, чтец должен, проникновенно и трепетно передавая каждую мысль, каждый образ, каждое слово, раскрыть его содержание посредством вдохновенной поэтической речи1.

 

РАССКАЗ

 

1. Какие из известных вам условий достижения выразительности речи имеют отношение к чтению литературы эпического рода — рассказа?

2. Познакомившись с высказываниями мастеров художественного слова, сформулируйте рекомендации к выразительному чтению, вытекающие из наличия в рассказе сюжета и персонажей.

1) «Внимание слушателей и общение с ними в большей степени зависят от умения вычертить сюжетную линию рассказываемого, от умения заинтриговать ею слушателей. Но самым важным условием общения является точное знание того, о чем ты рассказываешь. Без этого не может быть истинного общения.

Перед рассказчиком всегда стоит задача не только самому сделаться живым заинтересованным свидетелем событий, но непременно активно заинтересовать слушателей настолько, чтобы они также стали участниками происходящего.

Рассказывая, надо уметь показывать! <...> Но часто чтецы, как это ни странно, отлично зная всю разницу между театром и искусством рассказывания, вместо того чтобы рассказывать слушателям о героях, начинают их играть, стараются перевоплотиться в образ и тем самым прерывают линию воображения слушателей, прекращают общение с ними. Происходит это, вероятно, потому, что часто кажется, что сыграть тот или иной персонаж рассказа легче и проще, чем рассказать о нем, и что, играя, можно ярче воздействовать на воображение слушателя. Это неверно»1.

2) «Как читать рассказ, — говорил Станиславский, — в котором несколько действующих лиц? Предположим, что вы читаете «Злоумышленника». Вы должны рассказать о мыслях крестьянина, но не изображать его дикции. В вашу интонацию может вкрасться его интонация и даже жест, потому что вы уже начинаете действовать и переживать за него. Но если вы перестанете действовать и начнете и з о б р а ж а т ь, вы попадете в штамп. Вы должны входить в предлагаемые обстоятельства действующих лиц, но не копировать их, передавать свое отношение к ним, а не изображать их интонации.

Не забывайте, что у вас есть отношение рассказчика к этому человеку, о котором вы говорите, и сколько бы в рассказе ни было действующих лиц, к каждому из них у вас будет свое отношение — это сделает их разнообразными.

Помните, что, начиная рассказывать, вы должны точно знать, во имя чего вы рассказываете, какие мысли и чувства вы хотите вызвать в слушателе.

И к этой основной цели вы должны стремиться»1.

3. Исходя из всего известного вам о художественном исполнении прозы, подготовьтесь и прочитайте любой рассказ из хрестоматии для дошкольников. Помните совет И.М. Москвина: «Надо сказать, что читать рассказ, пожалуй, труднее, чем исполнять роль в пьесе. Здесь самое главное — не потерять простоты.  Читая, актер должен все время представлять себе, что вот собрались его приятели, которым он должен рассказать что-то интересное, и это интересное он будет рассказывать именно им»2.

Попросите товарища дать оценку вашему чтению.

Как вы считаете, правила выразительного исполнения действительны только при чтении или, в той же мере, при пересказе прозаических произведений?

4. Самостоятельно сформулируйте рекомендации для чтения эпической поэзии (стихов с сюжетом, персонажами...).

Подготовьтесь и прочитайте одно из эпических стихотворений. (Например: В.В. Маяковский. Кем быть? СВ. Михалков. А что у вас? С.Я. Маршак. Рассказ о неизвестном герое.)

Запишите свое исполнение на магнитофон, сделайте анализ своего чтения.

 

Самостоятельная работа № 9.

Составление аннотированного списка литературы по теме «Диагностические методики обследования выразительной речи дошкольников», Форма контроля: на гуглдиске.

Ссылка для 142 группы - https://drive.google.com/drive/folders/1MqAERiGSA0OSUCm62W7BNn4cnvnleJ-g?usp=sharing

Ссылка для 141 группы - https://drive.google.com/drive/folders/1k6BNLT7ZLZOUU2fMmgKKg2JWMSyRDEBj?usp=sharing

Аннотированный список литературы представляет собой список диагностического материала и аннотации по определенной проблеме .

1.Подобрать диагностическую методику по теме, изучить содержащуюся
в них информацию;

2.Точно, в соответствии с требованиями составить библиографический список: автор, название, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

3.В аннотации следует указать, какие параметры выразительности речи будут обследоваться в результате использования данной диагностической методики.

4. Как будет осуществляться оформление и анализ результатов диагностического обследования.

5. Кому рекомендовано использование данного диагностического материала.

7. Обговорить с воспитателем на педагогической практике возможности использования подобранных диагностик в работе с детьми своей возрастной группы.

Рекомендуемая литература для подготовки:

1.Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. Сфера., 2009

2.Мониторинг в детском саду. Под ред. А.Г.Гогоберидзе. СП «ДЕТСТВО-ПРЕСС»., 2011.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!