Методологические принципы наук о культуре



Синтез двух вариантов толкования специфики социальных наук в немецкой философии:

1) Дильтей: антинатурализм, вытекающий из факта осмысленности человече­ского поведения; интуитивистская концепция понимания ("метод вживания"); психологизм;

2) Риккерт: разграничение наук о природе и наук о духе; наука о культуре — история (специфический интерес к индивидуальному, индивидуализирую­щий метод); разграничение оценки и отнесения к ценности; надысториче-ский характер ценностей; социология как генерализирующая наука, близкая по методу к естественным наукам.

М . Вебер :

(1) Антинатурализм : специфика предмета социальных наук, вытекающая из осмысленности человеческого поведения (от Дильтея); концепция понима­ния (объяснению должно предшествовать понимание); отказ от дильтеев-ского метода "непосредственного вживания", (антипсихологизм), отказ от психологизма (субъективное интуитивное понимание не общезначимо).

(2) Разграничение естественных и социальных наук по методу (связанное с концепцией понимания).

(3) Разграничение оценочного суждения и отнесения к ценности (от Риккерта). Принцип свободы от ценностных суждений. Модернизация концепции Рик­керта: у Риккерта ценности — нечто надысторическое; у Вебера ценность исторична — это установка той или иной эпохи или свойственное ей на­правление интереса. (Историчность, относительность ценностей: у каждого времени свои абсолюты.)

Интерес эпохи = нечто более устойчивое и объективное, чем частный интерес исследователя. Однако нечто более субъек­тивное по сравнению с риккертовскими надысторическими цен­ностями <между Дильтеем и Риккертом>.

(4) Новое понимание структуры социального знания, взаимоотношения исто­
рии и социологии
: социальные науки не обязательно должны быть только
историческими. Они изучают как единичные исторические явления, так и
проблемы общего характера. Тесная связь истории и социологии (= тесная
связь анализа отдельных событий и обобщающих выводов), их взаимодо­
полнительность и "разграничение полномочий" (см. учение об идеальных
типах; различие между социологическим и историческим знаниями — раз­
личие количественное, различие в степени, а не по типу). История и социо­
логия — два направления научного интереса.

Если у Риккерта история использует индивидуализирующий метод и про­сто описывает все "как было", а социология подобна естественным наукам и пользуется общим с ними генерализирующим методом, то у Вебера это различие сглажено: метод один — конструирование идеальных типов; по­нимание предшествует объяснению; различия количественные, в степени обобщенности идеальных типов.

10


Предмет социологии

Самое общее определение: социология — наука , изучающая социальное действие (социальное поведение человека).

(Акцент на субъективном смысле действия.)

Не просто понимающая интерпретация субъективных смыслов поведения, но и изучение причинных связей : цель истории и социологии = "дать объяснение с точки зрения причинных связей и одновременно — понимающую интерпрета­цию" (Арон).

Взаимоотношение истории и социологии устанавливается исходя из того, что исследование причинных связей может быть ориентировано в двух направле­ниях:

(1) историческая причинность — определение единственных в своем роде, уникальных обстоятельств, вызвавших определенное событие;

(2) социологическая причинность — установление закономерной взаимо­связи между двумя явлениями.

(Соответственно: два вида идеальных типов — исторические и социологические)

Устанавливаемые социологией причинные связи имеют характер мягких за­кономерностей. Это не жесткие и неотвратимые законы ( versus Исторический материализм), а правила протекания социальных событий. Они имеют вероят­ностный характер.

Событие                    в той или иной степени                  Событие

(явление) А —              благоприятствует           — (явление) В

(делает более или менее ве-

_________________ роятным или невозможным )________________

t (разные степени вероятности)

Отсутствие односторонней, однозначной обусловленности общества каким-либо отдельным его элементом;

(жесткого детерминизма нет = принцип неопределенности);

многофакторный вероятностный причинный анализ (возможность детер­минирующего влияния одного элемента действительности на другие ее эле­менты исключается).


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!