Задание: вспомнить, какая легенда связана с открытием периодической таблицы химических элементов. Фронтальный опрос.



Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями.

Переворот в естествознании произвели ученые, проникшие в тайны «странного мира» — мира элементарных частиц. В 1895 г. были открыты рентгеновские лучи (по имени немецкого ученого Вильгельма Рентгена). Это открытие сразу получило применение в медицине и технике. Затем последовали открытие радиоактивности и исследования в области атомного ядра, связанные с именами таких выдающихся физиков, как Мария Склодовская-Кюри (Польша), Пьер Кюри (Франция), и Эрнест Резерфорд (Англия).

Ученые проникали не только в тайны атомного ядра, но и лучше узнавали Вселенную. Был открыт Нептун. Нептун был открыт в Берлинской обсерватории 24 сентября 1846 года Иоганном Галле и его помощником Генрихом д’Арре на основании расчётов Урбена Леверье. Независимо от Леверье аналогичные расчёты для поисков заурановой планеты произвёл Джон Кауч Адамс. Обнаружению восьмой планеты предшествовала длительная история исследований и поисков.

В конце XIX в. благодаря техническому прогрессу появился кинематограф. Братья Люмьер изобрели в 1895 г. первый кинопроектор и основали в Париже первый в мире кинотеатр для демонстрации фильмов. Кино очень быстро превратилось в вид искусства и развлечений XX в.

Естествознание XIX века, постигло, казалось, почти все тайны мира. Отсюда позитивизм, некая самоуверенность, вера в силу человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы (вспомним Базарова: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник"). Научные открытия рубежа веков перевернули представления о познаваемости мира. Ощущения кризиса естествознания выразились формулой "Материя исчезла". Это привело к поискам иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму.

Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании. Очевидной была неудовлетворенность рационально-позитивистскими основами духовной жизни. Как считал философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое - либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев; "конец истории сошелся с ее началом").

4. ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩ. ЖИЗНИ

Основными направлениями общественной мысли на рубеже 19-20 веков стали

- мысль переделать мир (в основе которой учение Маркса и Энгельса – марксизм)

- мысль переделать человека, выраженная авторами сборника «Вехи»

Марксизм – это экономическое и политическое учение, созданное немецкими экономистами и мыслителями Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX века.

Задание: ответить на вопросы.

Знакомы ли вы с их деятельностью? Что известно о них? Вспомните, как назывался их труд, знакомы ли с его основными положениями? Фронтальный опрос.

В основе учения лежит идеология пролетариата, полагающая, что рабочий класс – наиболее передовой. По мнению авторов учения, в идеальном обществе будущего не должно существовать классового расслоения, денег и частной собственности. Такое общество Маркс называл коммунистическим.

Напомнить про рабочие листы.

Идеи марксизма (читает один ученик) :

· упразднение частной собственности;

· упразднение эксплуатации одного человека другим;

· отказ от денежных отношений;

· общество должно быть бесклассовым;

· религия – пережиток прошлого;

· прийти к коммунизму можно лишь с помощью пролетарской революции;

· установление диктатуры пролетариата – политической власти, защищающей интересы класса рабочих.

Карл Маркс считал, что история развивается по спирали и в итоге человечество придет к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности, денег, товарных отношений, но в более прогрессивном виде. Конкуренцию и борьбу за ресурсы он считал признаком примитивности общества, которая будет преодолена по мере развития. Труд, по мнению Маркса, перестанет быть вынужденным средством для существования, а станет добровольным.

Марксизм в России

Первой организацией в России, которая официально считала себя марксистской, стало «Освобождение труда», образованное в Женеве в 1883 году. Ее задачей было распространение идей Маркса в России со ставкой на интересы рабочего класса.

На протяжении своего существования группа (а особенно – ее основатель Георгий Плеханов) активно поддерживала отношения с Лениным. Георгий Плеханов.

Дальнейшее развитие идей марксизма в России связано с именем Владимира Ленина, который использовал теорию для достижения своих политических целей.

В распространении марксизма на территории России большую роль сыграла нелегальная газета «Искра», основанная Лениным в 1900 году. В ней публиковались агитационные материалы и информация о борьбе за права рабочих. Газета издавалась до 1905 года.

Первый номер газеты. По мере нарастания недовольства рабочего класса, внешнеполитических проблем и развития революционного движения в России учащаются выступления против монархического строя и забастовки. В дальнейшем это приводит к роспуску Государственной думы, отречению Николая II от престола, а затем – к Октябрьской революции 1917 года.

Как называли теорию Ленина в последствии? - Марксизм-ленинизм

В СССР термин «марксизм-ленинизм» использовался для обозначения обобщенного и доработанного Владимиром Лениным учения Маркса.

Но если Маркс писал о диктатуре пролетариата, которая выражала бы интересы рабочего класса, то Ленин установил революционную диктатуру, которая контролировала не только политическую и экономическую, но также частную жизнь членов общества.

В этом заключается основное отличие марксизма и марксизма-ленинизма

Мысль переделать не мир, а человека является основой сборника «Вехи»

"Вехи" - сборник статей о русской интеллигенции, выпущенный в 1909 году, в Москве, группой религиозных философов (Бердяев, Булгаков, Струве, Франк, Гершензон, Изгоев, Кистяковский), которые выступали с критикой идеологии и практических установок революционной, социалистически настроенной интеллигенции, политического радикализма, идеализации народа (пролетариата).

Авторы «Вех» выступают как настоящие идейные вожди целого общественного направления, давая в сжатом наброске целую энциклопедию по вопросам философии, религии, политики, публицистики, оценки всего освободительного движения и всей истории русской демократии.

СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА «ВЕХИ».

• М. О. Гершензон. Предисловие.

• Н. А. Бердяев. Философская истина и интеллигентская правда.

• С. Н. Булгаков. Героизм и подвижничество.

• М. О. Гершензон. Творческое самосознание.

• Б. А. Кистяковский. В защиту права.

• П. Б. Струве. Интеллигенция и революция.

• С. Л. Франк. Этика нигилизма.

• А. С. Изгоев. Об интеллигентной молодежи.

Содержание сборника обозначило, прежде всего, необходимость переоценки ценностей образованного общества, их иерархичности.

Исследуя в разных плоскостях проблему интеллигенции, участники "Вех" были едины в основополагающем принципе признания "теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами общежития".

Авторы доказывали существование абсолютных нравственных ценностей, приоритетность ценностного поиска в национальной философской и культурной традиции перед западными заимствованиями.

Авторы "Вех" призывали интеллигенцию к своеобразному покаянию, осознанию своей роли в настоящем и прошлом российской истории, к углублению во внутренний мир и движению к религиозному гуманизму.

Основа его проблематики касалась вечных вопросов соотношения "духовности" — в истории и в личности, эту духовность выражающей.

Основные идеи сборника (читает один ученик)

1) от идеи социальной революции к революции духовной

2) опасность фанатического служения, каким бы то ни было теоретическим программам

3) моральная недопустимость веры в универсальную значимость тех или иных общественных идеалов

4) гибельность революционного пути для России

Вехи» несомненно явились главным событием 1909 года. Ни до, ни после «Вех» не было в России книги, которая вызвала бы такую бурную общественную реакцию и в столь короткий срок (менее чем за год!) породила бы целую литературу, которая по объему в десятки, может быть, в сотни раз превосходит вызвавшее её к жизни произведение…

Но веховские настроения охватили лишь небольшую часть интеллигенции. Большинство образованного общества продолжало исповедовать различные формы либеральных и революционных воззрений.

5. ТЕЗИС НИЦШЕ… (заранее подготовленный доклад ученика)

Культурологическая интерпретация

Полисемия ницшеанских образов – общепризнанный факт. «Смерть Бога» – не исключение. Возможностей интерпретации этой метафоры - множество. Наиболее распространенной является культурологическая трактовка, согласно которой «Бог» означает традиционные европейские ценности, а «смерть Бога», соответственно, – их разрушение.

Религиозная интерпретация

Религия, согласно Ницше, превратила людей в рабов. Раб – это тот, кто не может основание своей жизни находить в себе самом. Как только научные открытия пошатнули авторитет религии, тут же вскрылась рабская сущность европейцев. «Если бога нет, то все позволено». Раб не способен на самоограничение. Безумие, возникшее в тот период, а затем накрывшее всю Европу – доказательство правоты Ницше относительно его презрительных оценок своих современников.

Философская интерпретация

В рамках философского прочтения ницшеанской метафоры «смерть Бога» понимается как отказ от детерминизма (философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности) и логоцентризма (означает тенденцию опоры, зачастую необоснованной, на центральный элемент любого текста или предмета философского анализа, в то время как такого центрального элемента может и не существовать).

Понятие «Бога» выражает идею наличия финальной и исчерпывающей внешнего влияния, и метафора «смерти Бога», соответственно, – развенчание идеи внешней причинности. «Смерть Бога» в таком случае оказывается не только показателем разрушения, но и утверждением поля новых возможностей осмысления реальности.

Главная цель стремлений человека — это не польза, не удовольствия, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Жизнь является космичной и биологичной: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возвращения». Воля к жизни обязана проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека.

Настоящее же величие человека в том, что он мост, а не цель. Ницше писал: «Человек — это канат, протянутый между животными и сверхчеловеком».

5. Домашнее задание. (2 мин.)


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!