II. Понимание образа Руфи в традиции ранних отцов Церкви



(с I по VIII в. от Р.Х.)

 

Следует отметить, что объяснения отцов Церкви относительно образа Руфи-моавитянки нередко носят назидательно-аллегорический характер, а в событиях книги усматривается некий тайный смысл: указание на Христа или Новозаветную Церковь.

Они так же, как и раввины, стремились дать ответ на вопрос: почему язычница по происхождению вошла в общество народа Божьего и сделалась прабабкой Давида, из семьи которого происходил Господь Иисус Христос? Ведь и у Матфея (гл. 1), и у Луки (гл. 3) в родословии Мессии находится место для этой женщины. Так, включение Руфи в общество народа Израиля представлялось отцам некоей тайной (таинством), провидением Божьим[48].

 

 

II .1. Тема любви и верности

Несмотря на запрет Закона Моисеева евреям вступать в брачный союз с моавитянами (приводится место - Втор. 23:3), по мнению Амвросия Медиоланского (4 в. по Р.Х.), Руфь стала частью Израиля (и брак ее с Воозом легитимен) лишь благодаря своим «святости и незапятнанности в нравах, выходящим за рамки закона». Она демонстрирует не кровное родство, а «родство души». Руфь становится прообразом для всех язычников, вошедших, как и она (благодаря своим благодеяниям), в Церковь Христову. Именно благодаря делам любви –  «праведности в отношении Ноемини, почтительности в отношении умерших» - Вооз избирает Руфь себе в жены[49]. Иероним Блаженный также подчеркивает доброту Руфи: «Она никогда не оставляла Ноемини и была для нее утешением». Именно за это она удостоилась стать предком Христа[50]. Иерониму вторит Феодорит Кирский (386-457 по Р.Х.), который восхваляет Руфь за то, что она «по мысленному благочестию и памяти о супруге предпочла своим родственникам старую и больную женщину»[51], и снова акцент - на верности.

 

II .2. Тема истинного обращения

Отцы Церкви обращают внимание на то, что Руфь не только прилепилась к Ноемини, но - и к Господу, Богу Израиля. Амвросий говорит о ее «почтении к Богу»[52], а Павлин Нольский (350-е-430-е гг. по Р.Х.) в своем стихотворении «Великое Разногласие», противопоставляя принятые Орфой и Руфью решения, обращает внимание на решимость последней из них до конца следовать за Господом:

«…Руфь идет за свекровью,

Которую Орфа бросает –

В одной вероломство,

В другой изобилует вера:

Первой родина более жизни,

Второй - более Бог…»[53].

А Исидор Севильский (560-636 гг. по Р.Х.) видит в поступке Руфи прообраз Церкви. Он пишет: «Она чужестранка из язычников, оставившая родную землю и всё, что к ней относилось. Она ушла в землю израильтян. Когда ее свекровь отговаривала идти с ней, она настаивала» - далее следует цитата из книги Руфь, 1:16-17. «…Эта речь [т.е. слова Руфи – прим. С.Д.] не оставляет сомнения в том, что она есть образ Церкви. Ведь церковь призвана к Богу из язычников таким же образом: через оставление своей земли (т.е. идолослужения) и отказ от всего земного Она исповедовала веру в то, что Тот, в Кого верят святые, есть Господь Бог…»[54].

 

 

II .3. Тема женской скромности

Феодорит Кирский в сцене на гумне (Руфь, 3) усматривает, что оба - и Вооз и Руфь - поступают целомудренно. Руфь, услышав от Ноемини, что Вооз им – родственник, подумала о нем, поскольку мечтала выйти за него замуж, чтобы сохранить память об умершем муже. «Ноеминь подсказывает ей лечь у ног Вооза, но не для того, чтобы отдать ему свою красоту… таким образом она положилась на целомудрие и праведность этого мужа»[55]. Феодорит говорит также о том, что Вооз похвалил отчаянный поступок Руфи, но «не изменил целомудрию, а по закону воздержался от брачной связи». Он также хвалит моавитянку за то, что та «поступила так не от порабощения страстью», ведь если она была бы водима страстями, то не пришла к тому, кто годился ей в отцы [56]…

Также можно упомянуть один Анонимный комментарий (PG 56:619)[57], который одновременно подчеркивает и скромность, и смелость Руфи в сцене на гумне, ведь она «была вдохновлена Богом <…> не боялась ни того, что он отвергнет ее, как праведный муж отвергает похотливую женщину, ни того, что обманет ее, ни того (и это самое худшее), что, обманув, отвергнет, как поступают многие мужи. Но, послушно следуя намерениям свекрови, она искренне верила, что Бог устроит ее дело, зная, что в мыслях ее, ибо не похоть вела ее, а вдохновляла, скорее, набожность».

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!