Особенности социалистического реализма



Ø правдиво изображая действительность как таковую, стремится к активной переделке как реальности, так и художественного мира;

Ø при верности деталей и традиционных реалистических художественных приёмов нередко возникает «приукрашивание» натуры и психологическая немотивированность «революционного преобразования» психики персонажей и их действий;

Ø приоритет содержания над формой;

Ø социальный оптимизм и утопизм;

Ø использование поэтики неоромантизма;

Ø в основе конфликта – теория классовой борьбы;

Ø отрицание ценности человеческой личности по сравнению с великой целью – мировой революцией;

Ø концепция социалистического гуманизма.

 

Этапы развития социалистического реализма

I этап – становление (20-30-е годы)

· революционная романтика

· пафос обновления («Новое время – новые песни»)

II этап – 40-е годы

· преобладание военной тематики

· романтика войны и Победы

· патриотизм

III этап – «обновление», 60-е годы

· настроения «оттепели»

· возвращение гуманизма и традиционного реализма

IV этап – «застой», 70 – 80-е годы

· отказ от обновления форм

·  борьба с постмодернистическими тенденциями

К классическим образцам соцреализма относят роман «Железный поток» А. Серафимовича, «Разгром» А. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. Островского. На протяжении нескольких десятков лет герой книги Островского, Павка Корчагин, привлекал своим мужеством, решительностью, честностью, верою в идею. С середины 30-х годов литературе был продиктован заказ от народа на «упрощение». Такая литература, в первую очередь, должна была стать «учебником жизни».

Для соцреализма слова «талант», «органичность», «искренность» стали сомнительными. Превыше всего становились «партийность», «идейность» писателя.

Согласно направлению социалистического реализма, содержанием книги должны были стать события, актуальные с точки зрения актуальной борьбы, злободневные факты и идеи. Внутренняя тема, частная жизнь исключены.

Настоящие герои – непременно борцы «за» и «против». «Смысл существования героя – в переделке жизни и в «воспитании» себя и окружающих по спущенным «сверху» образцам и директивам, меняющимся по обстоятельствам».

Соцреализму просто человек не нужен, необходим классовый человек. Стимул к созданию произведения – социалистический заказ.

«Показательно, что подлинные достижения советской литературы как бы выламывались из предписанных ей схем, хотя и испытывали их воздействие».

Неоднозначно развивалась в 30-е годы поэзия. Это период рождения таких поэтов, как Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Павел Васильев, Дмитрий Кедрин, Ярослав Смеляков, Алексей Сурков, Александр Яшин, Леонид Мартынов, Николай Заболоцкий, Василий Лебедев-Кумач, Александр Решетов. Продолжали работать поэты старшего поколения – Николай Тихонов, Николай Асеев, Михаил Светлов, Всеволод Рождественский. В 30-годы стали определяться голоса поэтов К. Симонова, О. Берггольц, Александра Фатьянова, С. Васильева, Маргариты Алигер и др.

Исторические события, так или иначе, повлияли на поэзию. Увлечение «производственной тематикой» приводило к серьёзным художественным потерям.

О Михаиле Исаковском М. Горький говорил, как о поэте, который видит две силы – город и деревню, которые не могут существовать друг без друга. А. Прокофьева называли поэтом «лирической агитки».

Поэзия обратилась к анализу психологии типического представителя народных масс. Стали появляться стихотворения-портреты: «Рассказ Матрёны» А. Твардовского, «Катюша» М. Исаковского, «Кукла» Д. Кедрина, «Про товарища» Я. Смелякова и др. Эти стихи пытались раскрыть внутренний мир героев. Лирика 30-х годов запечатлела основные процессы переустройства человека. Поэты стремятся подчеркнуть новые качества личности, рождающиеся в борьбе за социалистические принципы. Например, «Мастера Земли» (1931) М. Исаковского, «Полдень» (1930) А. Прокофьева и др. Была популярна поэзия Я. Смелякова («Если я заболею…», «Хорошая девочка Лида»), поэмы Д. Кедрина «Зодчие», «Алёна-Старица». Во второй половине 30-х годов усиливается патриотизм. В поэзии отражают события на озере Хасан, реке Халхин-Гол. Появляются стихи будущих поэтов-фронтовиков П. Когана, Михаила Кульчицкого, Николая Майорова.

Что же делать, мать?

У нас давно ведётся,

что вдаль глядят любимые сыны,

когда сердец невидимо коснётся

рука патриотической войны.

В расстегнутом тулупчике примятом

твой младший сын, упрямо стиснув рот,

с путёвкой своего военкомата,

как с пропуском, в бессмертие идёт.

Ярослав Смеляков

Поэт Ярослав Смеляков нарисовал в этих строчках будущий портрет поэтов и писателей, героев Великой Отечественной войны.

Кроме маршей и агиток в 30-е годы писались и поэтические произведения, которые можно отнести к вершинам русской лирической поэзии. Это и стихи А. Ахматовой, и М. Цветаевой, И Б. Пастернака и др. Важное место в поэзии 30 – 40-х годов занимает творчество Н. Заболоцкого.

Особые заслуги поэзии 30-х годов в создании массовой песни. Среди них «Песня о Родине» на стихи В. Лебедева–Кумача, «Орлёнок» на стихи Я. Шведова, «Дан приказ: ему – на запад…» на стихи М. Исаковского. М. Исаковский был действительно, популярен в 30-е годы. Многие его стихи стали песнями. Массовая песня широко использовала темы современности. Эмблемой массовой лирической песни стала «Катюша» М. Исаковского. В этом же ключе созданы « Песня о встречном» Б. Корнилова, «Песня о Волге» В. Лебедева- Кумача, «Песня о Москве» В. Гусева. На массовую песню повлияла народная лирическая песня. Проблематика и формы массовой песни 30-х годов становятся многообразнее и богаче, чем в 20-е годы. Опыт развития поэзии в 30-е годы повлиял на задачи, поставленные поэзии Великой Отечественной войной.

В заключение, хочется отметить, говоря о развитии литературы в 30-е годы, установление тоталитарного контроля за деятельностью писателя привело к делению литературы на официальную и неофициальную. Высокое положение писателя в рамках социалистического реализма оплачивалось усилением несвободы, социальным заказом, запретом на эксперименты, творческие дерзания, критику общественного строя.

Тема Великой Отечественной войны стала одной из главных тем в русской литературе II половины XX века. Развивалась она в 3 направлениях.

I поток – произведения художественно-документальные, в центре внимания которых были реальные исторические лица или события (А. Фадеев «Молодая гвардия», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»).

II поток – героико-патриотические произведения, воспевавшие подвиг народа и осмысливавшие масштабы разразившихся событий (К. Симонов «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», В. Гроссман «Жизнь и судьба», Чаковский «Блокада», продолжающие традиции Л.Н. Толстого).

III поток – батальонная проза, стремление которой показать судьбу отдельного человека в нечеловеческих условиях войны (В. Некрасов «В окопах Сталинграда», произведения В. Быкова, Б. Васильева, Ю. Бондарева).

Развитие темы Великой Отечественной войны началось ещё во время самой войны. На первый план вышли поэзия, песня, военный очерк, рассказ. Основная цель этих произведений – поднять дух советского солдата.

Второй этап в освоении этой темы начинается с произведения В. Некрасова «В окопах Сталинграда». В литературу пришли писатели, которые прошли войну, дослужились до лейтенантов, видели войну изнутри. Постепенно эта литература превратилась в антивоенную.

Особое место в этой литературе занимает В. Быков (1924 - 2003).

Василь (Василий) Владимирович Быков родился в 1924 году в Белоруссии. Пошёл на войну добровольцем. Был ранен, родные даже получили похоронку. После войны служил на Дальнем Востоке. В 1955 году вернулся в Белоруссию, стал работать в газете, начал писать прозу. В 1960-ом году была опубликована его первая повесть «Журавлиный крик». Появление следующих повестей: «Альпийская баллада», «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета» и др. – позволило критике заговорить о повестях нравственного эксперимента. В. Быков не рисует масштабных боёв, его интересует внутренняя жизнь героев, которых он ставит в ситуацию выбора.

Повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда», В. Кондратьева «Сашка», К. Воробьёва «Убиты под Москвой» не показывали подвиги русского солдата в боях. Не прославляли Сталина. Они показали войну изнутри. Это направление в литературе о Великой Отечественной войне продолжили В. Астафьев («Прокляты и убиты», премия А.И. Солженицына), Г. Владимов («Генерал и его армия»). Вернулась к читателю и книга В. Гроссмана «Жизнь и судьба», рассказывающая о жизни евреев во время войны. Трагична и судьба произведений К. Воробьёва. Проза Воробьёва – это мучительный опыт преодоления неудач.

К военному эпосу В.П. Астафьева можно отнести повесть «Пастух и пастушка» (1967, 1989), роман «Прокляты и убиты» (1992 0 1993). Повесть «Пастух и пастушка» отразила конфликт в мировоззрении писателя, конфликт, связанный с растущей агрессией против советского прошлого. Его друзья, Вячеслав Кондратьев и Юлия Друнина, не выдержали этого и покончили жизнь самоубийством. А Виктор Астафьев всю свою боль выложил в «Прокляты и убиты». Посмертно за это произведение ему присудили премию А.И. Солженицына. Роман «Прокляты и убиты» рассматривают обычно как итог многолетних размышлений автора. Он показывает самые неприглядные стороны войны: изнанка войны простого русского солдата, штрафбаты. С точки зрения жанра роман вобрал в себя опыт другого произведения писателя «Царь-рыбы». В романе «Прокляты и убиты» 2 части, 2 книги – «Чертова яма» и «Плацдарм». Некоторые отмечают влияние А. Платонова и А. Солженицына. Исследователи отмечают в романе полемику В. Астафьева с М. Шолоховым. В романе «Прокляты и убиты» отмечаются некоторая несерьёзность, внутренняя противоречивость в образах героев. Ещё одной особенностью можно считать включение своих писательских рассуждений.

Ещё одним писателем, рассказывающим о новой грани войны, стал Г. Владимов с его романом «Генерал и его армия». В этом произведении автор рассказывает о том, как действия военных контролировали органы НКВД, как пытались заставить людей доносить друг на друга.

Среди тех, кто рвался на фронт и обивал пороги военкоматов, был и будущий писатель Борис Львович Васильев. В своей книге «Летят мои кони» писатель вспоминает:

«В воскресенье 22 июня 1941 года мы с ребятами из нашего класса бежали купаться на реку Воронеж. На углу Комиссаржевской и Энгельса нас застигла гроза; ближе всего оказался навес над подъездом бывшей нашей – она была неполной, то есть семилеткой, а мы уже учились в девятом – школы № 54. Мы спрятались под ним и громко вопили от восторга перед громом, ливнем и молниями, а потом открылась дверь, и вышел директор Николай Григорьевич, которого мы когда-то боялись. Лицо его было серым. «Мальчики, - сказал он. – Война, мальчики!» А мы заорали «Ура!»

Из 4 семнадцатилетних парнишек, глупо оравших «Ура!» в день начала Великой Отечественной войны, в живых остался я один».

Родился писатель в Смоленске 21 мая 1924 года. Отец – Лев Александрович – кадровый офицер царской армии. Впоследствии – Красной и Советской армии. Он «чудом пережил три армейские чистки, бившие больше всего по бывшим офицерам царской армии…». Мать – Алексеева Елена Николаевна – выходец из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века. Её дядя и отец были организаторами кружка «чайковцев», проходили по процессу «193-х», участвовали в создании в Америке коммун фурьеристского типа.

Б.Васильев вспоминал: «Конечно, мы не ощущали всего ужаса террора, но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере… Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойней будет моя жизнь». Частично воспоминания об этом периоде жизни отразились в романе «Завтра была война», главной героине которого предстоит сделать сложный выбор: отказаться от отца, объявленного врагом народа, или не стать предательницей по отношению к нему.

Поколение Васильева – первое поколение, родившееся после гражданской войны. Мальчикам его поколения почти всем пришлось сложить свои головы в Великой Отечественной войне.

Обучаясь в воронежской школе, Васильев играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9 класс, началась война. И он ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона, и 3 июля 1941 года был отправлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1942 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и закончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Б.Васильев вспоминал: «Мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой, в марте 43-го – я нарвался на минную растяжку. Но на теле не оказалось ни царапины».

В 1943 году он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина, где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии. Драматичный эпизод в начале знакомства стал эпиграфом их последующей жизни. О нем автор упоминает в своей книге «Век необычайный»: «…Я уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. И понял, что меня занесло на неразминированный участок обороны. Осторожно развернулся к юной жене, а она оказалась предо мною. Лицом к лицу.

- Мины.

- Я знаю. Боялась кричать, чтобы ты не бросился ко мне. Сейчас мы осторожно поменяемся местами, и ты пойдешь за мной. Шаг в шаг.

- Первым пойду я. Я знаю, как и куда смотреть.

- Нет, ты пойдешь за мной. Я вижу лучше тебя.

Говорили мы почему-то очень тихо, но лейтенант Васильева говорила так, что спорить было бессмысленно. И мы пошли. Шаг в шаг. И – вышли. С той поры я часто попадал на минные поля… Вот уже более шести десятков лет я иду по минному полю нашей жизни за Зориной спиной. И я – счастлив. Я безмерно счастлив, потому что иду за своей любовью. Шаг в шаг».

Начало литературной деятельности оказалось связано с непредвиденными осложнениями. Первым произведением, вышедшим из-под пера Васильева, стала пьеса «Танкист» (1954). В постановке Центрального театра Советской армии под названием «Офицеры» эта пьеса была запрещена. И только потом появился известный фильм «Офицеры». Писателя не остановили трудности. В 1969 году в 8 номере «Юности» была напечатана повесть, сделавшая Васильева знаменитым, «А зори здесь тихие». «Зори…» многократно переиздавались, переиздаются вплоть до сегодняшнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий. В 2015 году был снят новый фильм «А зори здесь тихие» режиссёром Ренатом Давлетьяровым.

Замысел повести возник в результате внутреннего несогласия с тем, как изображают войну. Борис Львович вдруг осознал, что его притягивают судьбы тех, кто оказался на войне оторванным от своих и мог рассчитывать только на собственные силы. Борис Васильев не щадит читателя: концовки его произведений, как правило, трагичны.

Писатель рассказывал: «Строго говоря, у моих зенитчиц нет прообразов… И все-таки они не придуманы мною. За годы войны я встречал много женщин в солдатских шинелях… Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины ушли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами. Женщина не только спасала и перевязывала раненых, но и убивала врага, напавшего на её землю, на её дом, на её детей».

«Не женская это доля – убивать», - скажет одна из героинь Великой Отечественной войны в интервью писателю Светлане Алексиевич. В её словах звучит весь ужас случившегося.

«Замысел повести родился от «толчка в памяти». 9 июля 1941 года, было это под Оршей, в своем первом боевом задании в лесу, среди живой зелени лесной поляны, я увидел тела двух мертвых деревенских девчушек… Много потом я видел горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не смог…

Не менее сложным путем шел я и к образу старшины Васкова. Я немало слышал от читателей «Зорь», что книга воспринимается, как невыдуманные воспоминания Федота Евграфовича, единственного оставшегося в живых. Не было такого старшины Васкова: во всяком случае я его не знал».

Война стала главным событием в жизни Васильева. Поэтому неслучайно, что он пишет о ней.

Из-под его пера вышло достаточно большое количество книг. В романе «Были и небыли» автор повествует историю рода Алексеевых (в романе и других книгах – Олексиных), историю участия своих прадедов в русско-турецкой войне. В последние годы писательский взор Васильева обратился к русской истории. Вышли романы «Вещий Олег», «Ярослав и сыновья», «Ольга – королева руссов».

Писателя всегда волновало нравственное состояние общества. Поэтому роман «Не стреляйте в белых лебедей» занимает особое место в его творчестве. В поединке с циничными браконьерами погибает главный герой Егор Полушкин, вступившийся за доверенную его охране природу. Стреляющие в лебедей и забивающие ногами их защитника, они, прежде всего, убивают в себе всё человеческое. Добро уязвимо, как всякое нравственное начало и требует от нас защиты не в одиночку, а всем миром.

Борис Львович Васильев – лауреат различных премий, в том числе премии Президента России, независимой премии движения имени академика А.Д. Сахарова. Российская академия кинематографических искусств вручила ему «Нику» - «За Честь и Достоинство».

О чем бы ни писал Борис Васильев, масштаб его личности писателя, уровень его мышления и таланта придают каждой строке широкое общечеловеческое звучание, вызывая у читателей чувство. «Я никогда ничего не исправлял в своих работах по указанию цензуры. Не потому, что я уж такой диссидент – вот чего нет во мне, того нет – а потому, что в то время я, кончая одну работу, уже думал о другой и не хотел терять время попусту» - говорил Васильев.

Рассказы Васильева о послевоенных судьбах фронтовиков неизменно проникнуты горечью – слишком многие из недавних солдат оказались потерянными в мирной жизни – и чувством вины перед ними за равнодушие и бессердечие общества.

И все-таки благодарная память о погибших в этой войне вечна. Она будет жить во всех поколениях, будет передаваться от отца к сыну. От сына к своему сыну. Шрамы войны не затянет время.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!