Отправной точкой развития социалистического реализма стал I съезд Союза советских писателей, состоявшийся в 1934 году.



Раздел 4. Русская литература XX века

Тема 4.1. Русская литература I половины XX века

История литературы XX века сложна и трагична. Она тесно связана с историческими событиями. В начале XX века на развитие литературы повлияли 3 революции (1905, Февральская, Октябрьская), русско-японская война 1904–1905 годов, Первая мировая война (1914-1918), гражданская война. После состоявшегося революционного переворота большое количество представителей культуры, не принявших революцию, покинули родную землю и за рубежом создали литературу русского зарубежья. Философский пароход (1922) был последним, кого выпустили из Советской России. Много писателей и поэтов погибло во время репрессий. После Октябрьской революции литература разделилась на советскую литературу, литературу русского зарубежья и литературу «потаённую».

Ещё до революции в литературе господствовала поэзия, которая в 1933 году Н. Оцупом была названа серебряным веком. С конца 1880-х годов развивался символизм, давший литературе 2 поколения: старшие и младшие символисты. Основу направления создал образ символа. Идейным обоснователем символизма стал В. Брюсов. В борьбе с символизмом возникает направление акмеизма, почти полностью уничтоженное властью. Акмеисты вернули в литературу конкретно-чувственный мир, вещественный мир. Однако талант А. Ахматовой, О. Мандельштама оказался шире рамок течения акмеизма, и они стали писать другую поэзию.

Футуризм, появившийся в Италии, неплохо развивался на территории Советской республики. Кубофутуристы представлены братьями Бурлюками, В. Хлебниковым, В. Каменским, молодым В. Маяковским. Кубофутуристы издали декларацию «Пощёчина общественному вкусу», где обосновали свою теорию, в связи с движением вперёд к будущему они предлагали скинуть с корабля современности Пушкина и всю классику. Кубофутуристы выпустили «Садок судей» и «Садок судей II». .Ещё одной футуристической группой стали эгофутуристы во главе с И. Северяниным, которому отдали звание «короля поэтов».

Другим направлением футуристов стала «Центрифуга» во главе Б. Пастернаком. Многие художники присоединялись к футуристам, например, «Ослиный хвост», «Бубновый валет»

Литература 20-х годов была разнообразной. Существовали литературные группировки различной направленности: РАПП, ОБЕРИУ, «Серапионовы братья» и др.

«С начала 1930-х годов в области культуры установилась политика жесткой регламентации и контроля. Многообразие группировок и направлений, поиски форм и методов отражения действительности сменились единообразием».

Современные оценки литературы 30-х годов противоречивы. Это связано с историческими событиями, происходившими в России. В 20-е годы главной в литературе была тема революции и гражданской войны, 30-е годы – это Магнитка, Кузбасс, Челябинский тракторный, рождение советской авиации, романсы Вадима Козина, творения Д. Шостаковича и т.д. С другой стороны, усиливаются репрессии (Шахтинское дело, уничтожение крестьянства, крестьянских поэтов, военачальников). В 1929 году был освобождён от своего поста нарком просвещения Луначарский. Особые полномочия получил при поддержке И. Сталина РАПП. «На первый план выдвигались задачи «активизации сил враждебной идеологии в литературе и искусстве».

Литература отразила ломку жизненного уклада и переделку сознания человека.

Создание в 1934 году Союза советских писателей окончательно сделало литературу оружием идеологии. Литература устремилась в «светлое будущее». И многие писатели искренне верили в то, что новой эпохе необходим новый герой.

Термин «советская литература» первоначально не включал в себя узко политический, идеологический смысл. Он обозначал всю послеоктябрьскую литературу в России. Однако в 1929 году под пером И. Сталина термин приобретает совсем другой смысл.

«Вернее всего, - писал Сталин, - было бы оперировать в художественной литературе понятиями классового порядка, или даже понятиями «советское», «антисоветское», «революционное», «антиреволюционное» и т.д.».

В качестве вредной литературы Сталин называет «Бег», «Багровый остров» М. Булгакова.

«Период с 1935 по 1941 год характеризуется тенденцией к монументализации искусства. Утверждение завоеваний социализма должно было находить отражение во всех видах художественной культуры. Каждый вид искусства шёл к созданию монумента любого образа современности, образа нового человека, к утверждению социальных норм жизни».

Главная проблема, возникающая в 30-е годы – это проблема взаимоотношений литературы и власти.

Авторитарная власть настороженно относится к слову, поэтому пытается на него воздействовать. Существует 2 вида воздействия:

1. запрещать печатать то, что не удовлетворит цензора;

2. делать то же самое, только после выхода из печати и привлекать писателей за то, что нарушили существующие законы.

Художественное слово нельзя толковать прямо, как статью или листовку. Предварительная цензура сковывает свободу слова писателя. Если предварительная цензура не разрешает, художественное произведение остаётся в рукописи. Такая ситуация в период существования социалистического государства образовывалась не однажды. Тоталитарное государство диктовало сюжеты, темы, героя, требовала подтверждения лояльности режиму (писатели, не вступившие в партию, были вынуждены писать в главе «партийность» - сочувствующий). Советская литература всё время боролась с инакомыслящими. В такой ситуации удалось выстоять только гигантам (Ахматова, Пастернак, Булгаков, Мандельштам и некоторые др.) и людям, у кого был сильный, способный изгибаться стержень (М. Шолохов, А. Твардовский, А. Толстой). Остальных писателей диктатура сломала. Давление власти было подобно давлению асфальтного катка. В литературе образовались ниши, которые и заполнили писатели (М. Пришвин, А. Грин, К. Паустовский, В. Каверин, А. Гайдар, Б. Житков). Такое давление привело к формированию детской литературы, замечательной переводной школы, развитию исторического романа.

Отправной точкой развития социалистического реализма стал I съезд Союза советских писателей, состоявшийся в 1934 году.

Социалистический реализм «требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма».

В основе социализма лежит марксистская мифология: обожествление пролетариата в его мессианской функции (М. Горький «Мать», В. Маяковский «150000000», «В.И. Ленин»).

I съезду предшествовало постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», которым упразднялись все литературные организации, кроме РАПП, и создавался единый Союз писателей. В сознание писателей вносилась мысль об ответственности творческих свершений. Съезд был открыт М. Горьким. Выступали С. Маршак, А. Толстой. Заговорили о возвращении классики.

«Социалистический реализм – это точное отражение эпохи 30-х годов как эпохи предвоенной, требовавшей предельной монолитности, отсутствия раздоров и даже споров, эпохи аскетичной, но крайне целостной, враждебной аморальности, антипатриотизму. С течением времени социалистический реализм больше стал опираться на часть «социалистический». Стали говорить о политическом контроле, о социальном заказе (например, М.Шолохов «Поднятая целина»).

Считается, что соцреализм господствовал в литературе до 80-х годов XX века.

Основное свойство соцреализма - опора на коммунистический, общественно-политический и эстетический идеал, искренняя вера в социализм и коммунизм. Судьба личности и общества рассматривается в тесной взаимосвязи.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!