ОТ МОДЕРНИЗМА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ: РОМАНЫ САШИ СОКОЛОВА



Органичный синтез опыта русской классической культурной традиции, эстетики модернизма и постмодернистских приемов письма в первых романах С.Соколова: ˝Школа для дураков˝ (1973, опубл. - 1976 (в США), 1989 (в России) и ˝Между собакой и волком˝ (1979, опубл. - 1980 (в США), 1989 (в России). Продолжение культурной ветви русского юродства. Убожество героев как свидетельство их избранничества, приобщенности к вечному. ˝Школа для дураков˝. Мир, увиденный сквозь призму шизофренического сознания подростка. Форма потока сознания как способ передачи раздвоенного сознания героя, переплетение сознания и подсознания. Ослабление событийности сюжета. Значимость сквозных мотивов. Относительность времени и пространства, границы между живым и мертвым, отсутствие ˝реальных точек отсчета˝. Размывание грани между воображаемым и реальным. Поэтичность воображаемого и абсурдность реального мира регламентации и стандарта ˝школы для дураков˝. Противопоставление истинности ощущения и восприятия героя ложному пониманию человека как части механизма. Первичность (идеальность) внутреннего мира подростка по отношению к искажающей жизнь условности всего остального мира. Столкновение героев, связанных с ˝географией и климатом˝ (МихеевМедведев, Вета Акатова, Норвегов, Роза Ветрова) и недругов ˝погоды и велосипеда˝ (Трахтенбах-Тинберген, отец героя, директор школы Перилло, учительница литературы Водокачка, психиатр Заузе). 24 ˝Между собакой и волком˝. Соединение открытий модернизма с традициями русского сказа и фольклора. Взаимосвязь прозаических и поэтических глав произведения. Философия времени в романе. Смысл названия: размытость границ между явью и сном, реальностью и ирреальным, светом и тьмой. Принцип раздвоения, воплощенный при воссоздании места и времени действия, в системе образов, - реализация идеи Вечности, беспрерывности человеческого существования, его замкнутости. Смерть растворяется в бессмертии, конечное в бесконечном. Значимость мифологемы реки. Универсализация времени и пространства. Философия языка в романе. Язык как главный объект и субъект прозы С.Соколова, основной предмет рефлексии автора и героев. ˝Ж-буква˝ - первичная модель стиля, балансирующего ˝на грани˝. Впечатление самостоятельности и самодостаточности языковой стихии. Автор как ˝инструмент языка˝ (И.Бродский), часть этой стихии. Расширение языкового пространства за счет максимального раскрытия возможностей языка, его лексических слоев, столкновения прямых и переносных значений, за счет словотворчества, игры с ˝чужим словом˝. Принципиальная антисюжетность романа. Попытка создания Космоса из хаоса разнородных пластов повествования, поиск связи, соединение несоединимого. ˝Палисандрия˝ как поворот от модернизма к постмодернизму. Ориентация на западного читателя. Воплощение в художественной структуре романа постмодернистских комплексов: ощущения конца истории, феномена ˝ужебыло˝, деконструкции, полицитатности, тотальной иронии и игры. Установка на мистификацию читателя. Пародийность и цитатность названия романа и его глав. Пародийная многозначность имени и образа героя-повествователя. Герой-гермафродит как выражение идеи невозможности определения и самоопределения человека. Игра с мифами на уровне сюжета: советским, марксистским, фрейдистским, юнгианским, мифами русской литературы. Воплощение в сюжете идеи отрицания времени. Жанровая специфика романа как пародии на основные жанры развлекательной литературы (мемуары, исторический, эротический, детективный романы).

Функции литературной игры в новеллистике Т.Толстой Культуроцентричность прозы Т.Толстой.

 Специфика реализации двоемирия в ее произведениях: идеальный мир складывается из ˝кирпичиков˝ ˝старой˝ культуры. Уход героев в мир культуры как способ вырваться из замкнутого круга обыденности (˝Река Оккервиль˝, ˝Круг˝, ˝Лимпопо˝ и др.). Культурный контекст - средство создания своего хронотопа, ˝образной модели большого времени Культуры˝ (М.Липовецкий). Значимость сквозных реминисцентных образов-мотивов (сна, зеркала, порога, тумана, полета (крыльев), круга) для выражения романтической концепции двоемирия. Их дуалистичность как следствие двойственности роли связующего звена между мнимым, ˝сновидным˝ миром реальности и идеальным миром мечты-сна. Темы и герои русской классики (типы маленького человека, лишнего человека, тема одиночества, непонимания, крушения иллюзий) в зеркале иронически-пародийной авторской интерпретации. Особая роль пушкинской темы в новеллистике Т.Толстой, многоплановость ее проявления: на уровне скрытых и явных цитат, сквозных мотивов (метели, наводнения), на уровне сюжетно-композиционном и образном (˝Река Оккервиль˝, ˝Ночь˝, ˝Поэт и муза˝, ˝Круг˝, ˝Сюжет˝, ˝Лимпопо˝). Особенности звучания пушкинской темы в пародийно-игровом контексте прозы Т.Толстой, многозначность ее функций. 1) Пушкин как воплощение гармонии, свободы, как последняя надежда на спасение (в блоковском ее понимании: ˝Дай нам руку в непогоду, помоги в немой борьбе˝). 2) Использование пушкинских цитат в создании мира хаоса и дисгармонии. 3) Пушкинская тема как ˝лакмус˝, высвечивающий мрак жизни. Иллюзорность прорыва замкнутого круга жизни, невозможность спасения, мотив беспамятства. Роман ˝Кысь˝(2000) как ˝разрушительный˝ итог в развитии пушкинской темы в творчестве Т.Толстой. Значение формы написания имени Пушкина с прописной буквы. Сожжение памятника Пушкину как выражение идеи конца истории. Мифологизация художественного мира романа. Мифологичность сознания главного героя. Образы, мифологизирующие повествование: «кысь», «Пушкин», «мыши», романный ˝демиург˝ Федор Кузьмич, ˝культурные герои˝ - Прежние. Национальные мифы (о России, о языке), советский миф в зеркале пародии. Множественность точек зрения (оптик), определяющих специфику романного мира: мифологическая - Бенедикта, голубчиков; трагическая - Прежних; оптимистическая - перерожденцев; трагикомическая - автора; ироническая - читателя.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!