Игра в Бога или переживание трагедии богооставленности?



Хронотоп жизни героев Т. Толстой. Детали места, пространства, времени как органические составляющие картины восприятия героев. Цветопись, звукопись, лексика в изображении ритма жизни героев.

О хронотопе рассказов Татьяны Толстой Аннотация.В статье анализируются образы пространства и времени в малой прозе Татьяны Толстой и особенности хронотопа ее рассказов. Большое внимание уделяется взаимоотношениям пространственно-временных образов в ее рассказах. В статье определены варианты функционирования моделей хронотопа в текстах рассказов и основные сложности в их определении.Ключевые слова:время, пространство, хронотоп, женская проза, конкретный образ, абстрактный образ.Рассказы Татьяны Толстой –яркое и заметное явление в литературе конца XX-начала XXI столетий. Понятные темы и проблемы, поднятые автором, тонкая ирония на разных уровнях текста, изысканные метафоры, умелое сочетание пространственно-временных образов и «вневременные» герои –отличительные особенности ее прозы, которые не позволяют остаться равнодушнымк ее произведениям. человека(героя), и сюжет. Ученый отмечал, что ведущим в понятии хронотопа является категория времени, поскольку это «преимущественная реализация времени в пространстве»[1; 399].Существует,  по мнению Бахтина, только один хронотоп, в котором время отходит на второй план. Это хронотоп средневековых символических романов-видений. Современная литература далека от канонов средневекового романа, однако «выключение» времени здесь также нередко. Действие как будто происходит вне времени. Особенно это заметно в литературе женской. Быт и бытие героинь (героев) находятся в настолько сложных отношениях, что часто непонятно, где автор говорито вечном, а где –о насущном (для его героев). Г. А. Пушкарь считает, что хронотоп составляет основу женской гендерной картины мира. Более того, ссылаясь на статью Е.Гощило, она говорит о том, что в 1980-х годах появились новые хронотопы, символизирующие деградацию большого стиля. И хотя о локальных хронотопах, которые подчиняются главным в произведении, и о том, что каждый мотив в произведении может иметь свой хронотоп, говорил еще М.Бахтин, именно этот факт и делает задачу выявления хронотопов в современной женской прозе совсем нелегкой.Однако, прежде чем анализировать хронотопы в малой прозе Татьяны Толстой, необходимо обозначиться с пространственно-временными образами в её рассказах. Пространственные образы можно условно поделить на конкретныеи абстрактные, некоторые из которых, в свою очередь, соотносятся между собой, являясь конкретным выражением абстрактного понятия(например, конкретный образ дачи наблюдаем через призму воспоминания персонажа).К конкретнымотносим город, квартира, дача, больница, дорога (кольцевая), лес (сад), диван (кровать). Абстрактныеобразы, характерные для произведений автора, –круг (встречается как в названии сборника, рассказа, так и в некоторых других образах), пространства памяти, Мечты, сна, фантазии.Время в рассказах представлено как прямым указанием на время суток или периоды жизни человека, так и косвенными указаниями на течение времени («Я ждала-ждала...», «когда знак Зодиака менялся на Скорпиона...», «Жил человек –и нет его» и т.д.). Время в рассказах Татьяны Толстой жестокое, беспощадное, но как будто живое и мудрое существо. Более того, она убеждена, что этот факт не требует подтверждений: «... Ада Адольфовна не очень-то разговорчива, ну и, кроме того, как

уже говорилось, время!Время все съело» [6; 5]. Особенно часто такая трактовка наблюдается в рассказах, где главными героинями выступают пожилые женщины, но и в других рассказах время (особенно связанное со сменой дня и ночи) «оживает» с помощью олицетворения: «... ночь дует в спящее лицо...[6; 388 ], «... утро прыщет в окно;... захлопнулись ворота ночного царства» [6; 140]. Названия рассказов, в которых содержится намек на время (суток, года, жизни и т.д.) скорее указывают на мироощущение их героев: для Алексея Петровича вся его жизнь –ночь. «У Алексея Петровича свой мир –в голове, настоящий. Там все можно. А этот, снаружи –дурной, неправильный». [6;144]В рассказе «Сомнамбула в тумане» также превалирует ночное, темное видение мира. Сомнамбулизм –это третья форма гипноза, особое психическое состояние человека, при котором он может двигаться, находясь при этом в состоянии сна. По мнению автора, в таком состоянии находится большинство людей. Они идут как бы по инерции, не понимая и не видя на самом деле, куда и зачем они идут. Образ ночи, заложенный в само понятие «сомнамбула», усиливается образом тумана, который еще больше препятствует четкому видению предметов и форм.Ночь для Татьяны Толстой время особенное. Она скрывает все и в то же время позволяет существовать параллельному миру теней, которые так напоминают её герои («есть человек –и нет его»).Не случайно именно это время суток вынесено в название одногоиз её рассказов и дало название целому сборнику. Еще одна стихия очень часто упоминается автором ночью. Это ветер: «По ночам Ленинград продувает весна. Ветер речной, ветер садовый, ветер каменный сталкиваются, взвихриваются и, соединившись в могучем напоре, несутся в пустых желобах улиц, разбивают в ночном звоне стекла чердаков, вздымают бессильные рукава белья, сохнущего между стропил...»[6;189]; «Ночью поднимается ветер, пролетает над бушующим пустынным озером, и набрав водяной пыли и гула безлюдных просторов, срывает с крыши железный лист и, прогромыхав им, швыряет в сад» [6; 210]; «... и ветхое её жилище развеет ночной ветер» [6; 224]. Ветер -уникальное сочетание пространства и времени в одном образе. Особенно четко это видно на первом примере: тут образ города (пространства) создается тремя ветрами –речным (Нева), садовым (парки и приусадебные участки жителей),каменным (стены городских домов). В то же время ветер –стихия очень стремительная, она часто приносит перемены, что само по себе уже больше соотносится с понятием времени. Автор, таким образом, использует образ ветра длясмены настроения в рассказе или как способ соединения прошлого и настоящего: «... Женечка говорит: «Вот помню...» [...] и Женечкины слова перебиваются ветром; я вижу, как шевелятся её губы, как тянется её наивный любящий взгляд; ветер подхватываетЖенечку, и звездами сыплются с неба годы, и, упав в жадную землю, прорастают чертополохом, лебедой и пыреем...» [6; 216]. Однако рядом со значением «перемены», которое часто ассоциируется с ветром, стоит упомянуть и об оттенке безвозвратности таких перемен, а отсюда и безысходности: «...неправда, никто не приедет, некому приехать, её больше нет, она стала тенью, и ветхое её жилище развеет ночной ветер» [6;224]. Образ земли уТатьяны Толстой как таковой отсутствует. Вместо него есть образы, которые можно отнести к пространственным и которые расположены на земле и связаны с её функцией плодородности. Это образы дома (дачи), сада (леса), дороги (незначительно). Стихия огня тоже упоминается вскользь (в названиях рассказов «Пламень небесный», «Огонь и пыль», а также с чисто практической целью –освещать в темноте). Стихия воды находит свое отражение и в таких инвариантах как дождь, река, озеро. У Татьяны Толстой стихия воды в разных её проявлениях часто сопровождает неприятные события или связана с ними: в озере по слухам якобы утонула девочка, гроза шла в момент смерти де душкив рассказе

«Свидание с птицей», во сне Наташе из рассказа «Вышел месяц из тумана» не удается в очередной раз понять что-то главное и «глухая вода сомкнулась...» [6;159].Действие в рассказах Татьяны Толстой часто происходит в жилых помещениях или каким-то образом привязано к ним (квартиры, чащекоммунальные, дача, больница). Это не только пространство, на котором происходит действие многих рассказов, это еще и способ характеристики персонажей и наличие собственного жилья часто превозносит его владельца над другими людьми. Среди пространственных образов в рассказах Татьяны Толстой заметное место занимают дача и сад. Эти образы объединяют рассказы о детстве: «Самая любимая», «На золотом крыльце сидели...», «Свидание с птицей», а также рассказ «Пламень небесный» и, как правило, сосуществуют вместе. Как вариант, вместо сада может упоминаться лес («Пламень небесный»). М.С.Галина в статье «Деструктивные начала в женской прозе» указывает на то, что сад встречается в женской прозе гораздо чаще, чем лес, хотя наравне с водой считается символом потустороннего мира. «Возможно, причина в том, что лес по сути своей не является женским символом –удаление в лес и последующее возвращение во многих культурах использовалось именно для мужской инициации; [...]Сад, пространство не столько окультуренное, сколько плодоносящее, кажется в этом смысле женственней и безопасней -он, как и вода, является призрачным убежищем от невыносимого настоящего ... »[3;178].Принимая во внимание образы пространства и времени, вернемся к особенностям хронотопа в рассказах Татьяны Толстой. М. Бахтинсчитал, что и временне,и пространственные отношения всегда эмоционально, ценностно окрашены.Одним из главных хронотопов можно назватьхронотоп города (чаще всего–Петербурга). Хронотопы квартиры, дачи сада могут быть вспомогательными, а могут быть также главными, если картина мира ограничивается этими образами. Наглядным примером этому может быть рассказ «Сомнамбула в тумане», где жизнь главного героя ограничивается не просто квартирой (своей или любовницы), а сужается до одного дивана, с которого он может видеть карту мира, висящую у него над головой. Так же и объективная реальность детей ограничивается территорией дачных участков, своих и соседских («Свидание с птицей», «Самая любимая», «На золотом крыльце сидели»).Помимо реальных хронотопов города, квартиры и т.п. можно говорить и о хронотопах сна, памяти, которые идут «параллельно» с ними, имея свои пространственные и временные образы (часто та же квартира, но в другое время). Будучи реальной (для них самих) частью жизни героев, пространство сна или воспоминаний в объективной реальности рассказчика воплощается в конкретный предмет, связывающий два эти мира (например, письма и альбом с фотографиями Шуры («Милая Шура»), эмалевый голубок-брошь Сони («Соня»), шапка, спасшая жизнь мальчику Сергею во время войны «Спи спокойно, сынок»). Такое внимание к деталям, наделение вещей особым смыслом является одной из отличительных черт прозы Татьяны Толстой и еще больше стирают грани между этими двумя реальностями.ВыводыОтобразить взаимоотношения основных пространственно-временных образов рассказов Татьяны Толстой можно в следующих схемах: 1.

время повествования герой из «настоящего» обращается к «прошлому» при помощи своих воспоминаний, а потом снова возвращается в «настоящее»: «Круг», «Милая Шура», «Самая любимая», «Спи спокойно, сынок». 2. В некоторых рассказах время «условно» настоящее;т.е.показаны ситуации из жизни героев, которые происходят в ихнастоящем, поэтому воспринимаются читателем также в настоящем; часто рассказ является историей жизнигероев, описанной также в настоящем времени: «Петерс», «Ночь», «Огонь и пыль». Сюда же можно отнести и автобиографические рассказы, в которых переданыпереживания автора в определенный момент жизни.3. Группа рассказов,в которых есть ключевое событие, делящее жизнь героев на периоды.«Белый лист» (событие -операция);«Соня» (событие –письмо-розыгрыш); «Река Оккервиль» (встреча с певицей Верой Васильевной); «Охота на мамонта» (встреча с мужчиной); «Поэт и муза» (встреча с мужчиной).Татьяна Толстая широко использует пространственно-временные возможности воспоминаний и мечты: при помощи первого приема персонажи отправляются в прошлое, при помощи второго –в будущее. Еще один вариант узнавания о прошлом –«справка»от рассказчика. Будущее время (событие) предполагается читателем из того, что рассказчик уже знает или о чем мечтает (синтетическое время в рассказах).Сон –еще одна форма реальности для героев Толстой. В целом,затруднения в определениях особенностей хронотопав творчестве Татьяны Толстой возникают прежде всего, из-за отношений автор-рассказчик-персонаж,поскольку далеко не всегда автор является рассказчиком, от имени которого ведется повествование. В связи с этим появляются авторские отступления, которые принимают форму «потока сознания», деформируют общую сюжетную линию «сбивают», если таковая имеется, и значительно усложняют рассмотрение хронотопа.

2) Время: оппозиция «тогда–теперь» в событийной канве рассказов. Роль воспоминаний в общей контексте событий жизни героев.

Игра в Бога или переживание трагедии богооставленности?

Поэма Вен. Ерофеева ˝Москва-Петушки˝ (1969-1970, опубл. 1988-1989)

Текст, возникший на стыке двух эпох: бого- и правдо-искательства и начала новой ˝игровой˝ эпохи русской литературы.

Множественность ˝ключей˝ к прочтению поэмы, неправомерность однозначной интерпретации.

˝Реалистический ключ˝ в двух его вариантах: ˝гоголевском˝ и ˝некрасовско-платоновском˝ - сюжет поэмы как картина абсурда российской действительности, мира ˝мертвых душ˝; как извечного пути русского правдоискательства, вариант ˝путешествия с открытым сердцем˝.

˝Сентименталистский ключ˝ (традиции ˝Сентиментального путешествия˝

Л.Стерна и ˝Путешествия из Петербурга в Москву˝ А.Радищева): актуальность

не внешнего, а внутреннего сюжета, путешествия чувствительного сердца.

Приметы сентименталистского героя в Веничке. Культ чувствительности и

жанровая специфика поэмы: проникновение поэтического начала в прозаический текст.

˝Модернистский ключ˝: богооставленность действительности, воспринятая как данность; стремление постигнуть и воплотить знание о сверхреальности, путешествие в мире культуры. Широта культурного поля поэмы.

Внешние признаки постмодернизма: нарушение эстетических и нравственных ˝табу˝, использование библейских тем в ˝недопустимом˝ контексте;

широкое использование разнообразных форм игры, столкновение различных

культурных кодов. Вовлечение читателя в игровое поле. Фрагментарность

текста. Многомерность его жанровой структуры.

Парадоксальный синтез христианской картины мира и постмодернистского ˝антуража˝. Отсутствие дискредитации высокого, хотя и предстающего в

˝низовом˝ его проявлении.

Своеобразие героя - ˝двойника автора˝, повествователя и основного участника действия: инфантильность и наивность сочетается с присущим ему

восприятием мира как текста. Близость героя типу юродивого, олицетворяющего собой трагический вариант смехового мира. Пьянство Венички как самоизвольное мученичество. Функции христианских реминисценций в поэме.

Специфика организации времени и пространства в поэме с точки зрения

христианского интертекста: соотношение пути героя со страдным путем Христа; Петушки - синоним рая, Кремль - ада; время действия - пятница, 13-ое;

превращение линейного пространства в пространство замкнутого круга. Активизация трагических мотивов Евангелия по мере развития действия. Ассоциативная связь убийц Венички с римскими легионерами, казнившими Христа.

Смерть героя как поглощенность Хаосом, как следствие того, что впустил

его в свою жизнь, слишком близко приблизился к нему.

Деконструкция памятника или Игра ˝в классики˝? ˝Пушкинский дом˝ Андрея Битова (нап.-1971, опубл. 1987-1990)

Ощущение исчерпанности культурной эпохи 60-х и необходимость поиска новых форм. Деконструкция литературного мифа, роман как ˝антиучебник русской литературы˝ (А.Битов). Стремление преодолеть превращение русской литературной классики в музей, а ее творцов и героев - в его экспонаты. Значение образа разоренного музея. Игра как основной структурообразующий принцип. Многоплановость игровых значений заглавия: Пушкинский дом как академический институт, сыгравший свою роль в создании литературного мифа; имя Пушкина как знак русской культуры, необходимость возвращения живого смысла имени, недопустимость поглощения его ˝музеем˝; многозначность интерпретации пушкинской темы дома (уклад, традиция и литература как ˝дом˝ для русского писателя); ассоциативная связь заглавия с образом и темой Петербурга, заданность культурного временипространства романа. Отсылочный характер заглавия (˝Пушкинский дом˝ А.Блока). Цитатность как один из важнейших принципов организации художественного мира романа. Его очевидная литературоцентричность. Функции игры с цитатами. ˝Пушкинский дом˝ как ˝филологический роман˝. Специфичность роли автора в тексте: комментатор происходящего; исследователь процесса творчества; рефлексия над собственным текстом. ˝Автолитературоведение˝ (В.Курицын) как особенность композиции и стиля произведения. Вариативность повествования, наличие нескольких версий сюжета, принципиальная открытость, незавершенность финала, комментарии к роману как следствие отказа от завершенности авторской позиции. Филологическая игра: использование языков различных жанров (психологического, философского романов, семейно-бытовой хроники, научной статьи); сближение героев романа с определенными литературными типами, сложившимися в русской классической литературе (лишнего человека, ˝героя нашего времени˝, маленького человека, ˝мелкого беса˝); использование классических сюжетных ˝ходов˝ (ситуации испытания любовью, дуэли). Наполнение классических схем и образов новым смыслом. 23 Своеобразие системы образов: Дед, Отец и Сын Одоевцевы - образызнаки различных историко-культурных эпох. Процесс перерождения подлинной интеллигентности, которая предполагает внутреннюю свободу, нравственный багаж, в интеллектуализм, не предполагающий этих качеств. Интерес автора к деформациям души под влиянием системы, к последствиям этого процесса. Прием двойничества в системе образов романа (Лева Одоевцев - ˝бес˝ Митишатьев). Принципы реализма, модернизма, постмодернизма в романе ˝Пушкинский дом˝. Влияние Пушкина, Достоевского, В.Набокова, М.Пруста.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!