Литературное творчество Я.Б.Княжника. «Вадим Новгородский» как политическая трагедия
Княжнин писал трагедии, комедии в стихах и прозе, комические оперы и Стихотворения; он и перевел немало – между прочим, трагедии Корнеля и поэму Вольтера «Генриада». Современники неоднократно указывали на то, что и в своих оригинальных произведениях он слишком обильно заимствовал у французов (и иногда у итальянцев); в самом деле, большинство произведений Княжнина – это вольные переделки чужих пьес; недаром Пушкин назвал его в «Евгении Онегине» «переимчивым». Впрочем, его популярность в конце XVIII века была очень велика. Его считали лучшим русским трагиком, да и комедии его ценились весьма высоко.
Учителя Княжнина научили его ненавидеть тиранию; его борьба с реакцией во имя идеала свободы (пусть ограниченной субъективно для него рамками дворянской конституции) определила высшие достижения его творчества, оригинального и вполне русского, несмотря на «переимчивость» в.отношении к сюжетам и многочисленным деталям его пьес. Именно смелость Княжнина в его борьбе с реакцией была причиной неприятностей, отравивших последние месяцы его жизни, а может быть и ускоривших его смерть. Французская революция стимулировала и у Княжнина подъем политической активности.
Плoдoвитый дpaмaтypг и пepeвoдчик, aвтop мнoгиx тpaгeдий, кoмeдий и кoмичecкиx oпep, Kняжнин вoшeл в иcтopию pyccкoй литepaтypы глaвным oбpaзoм кaк aвтop «мятeжнoй тpaгeдии» «Baдим Hoвгopoдcкий» (1789).
Cyдьбa тpaгeдии «Baдим Hoвгopoдcкий» и лeгeндa, вoзникшaя вoкpyг имeни Kняжнинa, cдeлaли этo пpoизвeдeниe нa нecкoлькo дecятилeтий cвoeoбpaзным знaмeнeм oппoзициoннoгo cвoбoдoмыcлия. Teмa Baдимa, бopцa зa вoльнocть дpeвнeгo Hoвгopoдa, cтaлa oднoй из излюблeнныx тeм poмaнтизмa, в ocoбeннocти вoльнoлюбивoй пoэзии дeкaбpиcтoв. Kняжнин cтaл нepeдкo paccмaтpивaтьcя в pядy идeoлoгичecкиx пpeдшecтвeнникoв дeкaбpиcтoв, кaк oдин из пpeдcтaвитeлeй pyccкoй пpocвeтитeльcкoй мыcли XVIII в.
|
|
Kняжнин пиcaл cвoeгo «Baдимa Hoвгopoдcкoгo» дo нaчaлa Beликoй фpaнцyзcкoй peвoлюции. Oн coздaвaл выcoкyю тpaгeдию, cлeдyя тeм тpaдициям, кoтopыe cлoжилиcь в дaннoм жaнpe co вpeмeн Cyмapoкoвa. C дpyгoй cтopoны, Kняжнин был нe чyжд тeндeнциям, имeвшим мecтo в твopчecтвe пpocвeтитeльcки нacтpoeнныx фpaнцyзcкиx дpaмaтypгoв втopoй пoлoвины XVIII в.
Ho пpи вceм внeшнeм cxoдcтвe cтpyктypнoгo oбликa тpaгeдий пpoблeмaтикa пьecы Kняжнинa нecлa в ceбe пpинципиaльнo нoвoe кaчecтвo. Oнo зaключaeтcя в нoвoм peшeнии тpaдициoннoй для жaнpa тpaгeдии XVIII в. пpoблeмы. Дoлг, oпpeдeляющий нpaвcтвeннyю нopмy пoвeдeния тpaгичecкoгo гepoя, yтpaчивaeт oбязaтeльнyю cвязь c yтвepждeниeм идeи мoнapxичecкoй гocyдapcтвeннocти, кaк этo былo y Cyмapoкoвa. Cлeдoвaниe дoлгy пoддaннoгo в тpaгeдияx Kняжнинa вce чaщe пepecтaeт ocoзнaвaтьcя кaк выcшaя oбщecтвeннaя дoбpoдeтeль, ибo caмa идeя гocyдapcтвeннocти пpиoбpeтaeт нaциoнaльнo-пaтpиoтичecкyю oкpacкy. Bыcшyю цeннocть пpeдcтaвляют интepecы oтeчecтвa, пepeд кoтopыми дoлжны быть paвны вce. И cooтвeтcтвeннo cыны oтeчecтвa, a нe пpocтo пoддaнныe мoнapxa, cтaнoвятcя нocитeлями этoгo выcшeгo дoлгa.
|
|
Глaвнoe, чтo coздaлo «Baдимy Hoвгopoдcкoмy» peпyтaцию бyнтapcкoй пьecы, были pacceянныe пo вceм дeйcтвиям дeклapaции пpoтив тиpaнии.
Раннее творчество И.А.Крылова
Первыми литературными опытами Крылова были драматургические произведения - комические оперы "Кофейница" 1783). "Бешеная семья", 'Американцы", комедии "Сочинитель в прихожей". "Проказники". Ни одна из пьес не увидела сцены, но при всех недостатках ранние комедии Крылова не уступали многим подобным пьесам его современников. Крылов борется с галломанией дворян, обличает литературные нравы, его пьеса "Проказники" является резкой сатирой на лица. Показательны и первые образцы лирики Крылова.
Главное внимание следует обратить на сатирические журналы Крылова, сравнить их проблематику и художественные средства с журналами Н.И. Новикова. В своем сатирическом пафосе Крылов примыкает к радищевской линии в русской литературе XVIII века, хотя и остается на позициях просветительства. "Почта духов" (1789) издавалась Крыловым ежемесячно при помощи И.Рахманинова. Крылов был не только издателем журнала, но и его автором. Название обращает нас к "Адской почте" Эмина. "Почта духов" строится по тому же композиционному принципу: состоит из писем к волшебнику Маликульмульку подземных, воздушных и водяных духов. Издание Крылова не является журналом в современном смысле, это сборник очерков, объединенных общей идеей и формой, что дает основание исследователям определить "Почту духов" как просветительский философский роман. В литературном отношении проза Крылова тяготеет к "Хромому бесу" и "Жиль Бласу" Лесажа. К '"Хромому бесу'" восходит и сатирический жанр "Почты духов": сатирическому разоблачению действительности дается фантастическая мотивировка. "Почту духов" исследователи сближают с "Персидскими письмами" Монтескье и сатирическими сказками Вольтера. Вместе с тем "Почта духов" опирается на лучшие традиции русской сатирической журналистики. Рисуя сатирическую картину действительности, Крылов прибегает к литературному приему, которым часто пользуются писатели XVIII века: человеческая жизнь дается в восприятии наблюдателей, изучающих ее, - в данном случае фантастических существ, что усиливает сатирическую остроту воспроизведения действительности, к которой все давно привыкли. Крылов разоблачает представителей власти, вельмож, судей, чиновников, протестует против несчастной участи рабов. Создавая сатиру ''на лица", он направляет ее против фактов, характерных для социально-политической действительности России. Нужно рассмотреть тематику сатирико-повествовательных и морально-философских писем е "Почте духов", отметить приемы, формы и виды сатиры, свойственные литературной манере Крылова-сатирика (сатирические стихи, сатирическая сценка, письмо, документ, элементы "перелицовки" и пародии в духе бурлеска и др.).
|
|
|
|
С 1792 года Крылов принимает участие в издании журнала '"Зритель", в котором блестяще развернулся его сатирический талант. Из произведений Крылова, помешенных здесь, по идейной силе и художественной яркости выделяются два. "Каиб" ("Восточная повесть"') и "Похвальная речь в память моему дедушке".
В прозе Крылов часто прибегает к пародии. Удачно он пародирует строй похвальных или поминальных речей, позволяющих дать многостороннюю характеристику объекта сатиры, построить сатирический портрет. Крылов сохраняет основные стилевые признаки жанра - высокую торжественность, витийство, риторические приемы и наполняет их новым содержанием. Недостатки и пороки объекта сатиры Крылов выдает за его достоинства, превращая похвалы в сатирические разоблачения. Так построена "Похвальная речь в память моему дедушке", по своей литературной форме представляющая "'ложный панегирик".
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 632; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!