Начало литературной деятельности писателя



 

Первые литературные опыты Горького относятся к ранней юности, когда он, подражая народной песне, начал писать стихи. Со временем образцами для него стали романтические произведения Пушкина, Лермонтова, Гейне, а также поэзия Некрасова и Шевченко.

Некоторые ранние стихи Горького, несмотря на их художественное несовершенство, характеризуют, однако, его как писателя, который с первых шагов литературной деятельности стремился к активному вмешательству в жизнь. Стихами и ритмической прозой Горький особенно увлекался в 90-е и в начале 900-х годов. Не все написанное им в этот период было равноценным. Однако такие произведения, как лирические песни из сказки «О маленькой фее и молодом чабане», лирико-романтическая «Легенда о Марко», романтическая, окрашенная тонкой иронией «Баллада о графине Элен де Курси» и особенно созданная на фольклорной основе сказка «Девушка и Смерть», представляют собой значительный вклад в историю русской поэзии вообще и в творчество Горького-поэта в частности. А такие шедевры его поэтического творчества, как «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике», написанные ритмической прозой, вошли в историю русской и мировой литературы как классические произведения революционной поэзии.

К стихам Горький обращался и в последующие годы, но теперь он чаще всего приписывал их героям своих прозаических и драматических произведений. Его стихотворения, собранные в отдельный сборник, говорят о том, что Горький был не только великим мастером реалистической прозы, выдающимся драматургом, но и незаурядным поэтом.

Первым критиком и учителем юного писателя был В.Т. Короленко, прочитавший в 1889 г. рукопись поэмы «Песнь старого дуба», написанной стихами и ритмической прозой, а также несколько стихотворений. Художественный уровень этих произведений был невысок, об этом Короленко прямо, но с большим тактом сказал молодому поэту. После этого Горький около двух лет ничего не писал, а тетрадь со стихами и поэмой сжег.

Первый рассказ А.М. Пешкова (1868-1936) «Макар Чудра», подписанный псевдонимом М. Горький, появился 12 (24) сентября 1892г. в тифлисской газете «Кавказ». Затем началась напряженная работа в периодической печати.

Литература сыграла огромную роль в жизни Пешкова. Это она помогла ему подняться над буднями быта, показав, как широка, трудна и в то же время прекрасна жизнь человека. Она же укрепила зародившееся чувство протеста против действительности. Литература содействовала и пробуждению творческого самосознания юноши, дав понять, что люди, которых он видит, отличны от людей, изображенных в произведениях русских писателей; это рождало желание самому рассказать об увиденном. [8, с. 63]

Однако начинающий писатель еще не был уверен в собственных силах. И только в пору тяжелой поденной работы в «Самарской газете» он придет к выводу, что не писать уже не может и что труд литератора неотделим для него от упорной борьбы с современным строем.

Ко времени создания первого свода своих сочинений в 1923 году Горький написал немало рассказов и очерков, но из большого их числа отобрал только 30. Чем была вызвана столь суровая взыскательность? Писатель отверг все, что напоминало о его ученичестве (следовании Чехову, Короленко и др.), все, что казалось недостаточно художественным. Ему, пришедшему в литературу снизу, надо было заявить о себе как о таланте, не нуждающемся в снисхождении. Вышедшие книги и роман «Фома Гордеев» раскрыли своеобразие горьковского мировосприятия.

На рубеже XIX - XX веков в связи с промышленными кризисами армия безработных значительно увеличилась, став объектом изучения литераторов. Внимание Горького привлекли не «экзотика» босятского быта, не сами трущобы, а причины, которые приводили людей туда. И это совершенно преобразило старую в литературе тему, старых героев. Горьковские босяки - продукт брожения, выражение стихийного протеста, зреющего в народной среде. Уход в босяки, бродяги означал несмиренность, нежелание мириться с участью рабов.

В изображении Горького босяки - не отвергнутые, а отвергавшие люди. Им противно стяжательство, мещанская тяга к сытости, суженности сферы проявления человеческой личности. Это вольнолюбцы, которым «хоть голодно, да свободно».

Бунтарство босяцкой вольницы …. обычно уродливые, анархические формы, но презрительное отношение к благоустроенной жизни сытых и подчеркиваемая независимость поведения делала фигуры босяков более привлекательными, чем фигуры их апнтиподов («Челкаш», «Мальва»). Это беспокойные, «задумавшиеся» люди, волнуемые не только своей судьбой, но и состоянием народной жизни в целом: «нужно такую жизнь строить, чтоб в ней всем было просторно, и никто никому не мешал». [16, с. 19]

Босяки-бунтари, встречающиеся в раннем творчестве Горького, казались писателю типичным явлением 90-х годов, но он не связывал с ними каких бы то ни было социальных надежд. Его правдоискатели не видят настоящих виновников столь несправедливой жизни и не понимают, каковы причины угнетения народа. Мотив социальной слепоты - один из основных мотивов раннего горьковского творчества. [20, с. 29]

Едва ли не всем с детства знакомы романтические образы горьковских легенд, сказок, «песен», аллегорий, исторических сказаний. Их отличительная черта - гордая непокорность судьбе и свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой, сильный и смелый, любит ничем не стесняемую свободу, без которой нет для него подлинного счастья и которая нередко дороже ему самой жизни.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!