ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ПИСАРЕВ (1840—1868)



Д. И. Писарев -~ русский публи­цист и литературный критик, фило­соф-материалист и утопический со­циалист, революционный демократ. Воспитанник истор и ко-филолог иче-ского факультета Петербургского уни­верситета Писарев, еще находясь на студенческой скамье, стал регулярно выступать в печати. Менее десяти лет -- с 1859 по 1868 г. длилась литературная деятельность Писаре­ва, причем почти половину этого сро­ка он провел в одиночной камере «русской Бастилии» — Петропавлов­ской крепости, куда был заточен за памфлет, в котором содержался при­зыв к низвержению самодержавия.

Уже в своих ранних публикациях, посвященных романам «Обломов» И. А. Гончарова, «Дворянское гнез­до» И. С. Тургенева, рассказу Л. Н. Толстого «Три смерти», Писа­рев убедительно раскрывает своеоб­разие таланта каждого из этих ху­дожников, чутко улавливает связь ти-

пических характеров с русской дей­ствительностью, ее животрепещущи­ми проблемами. И хотя позиции юно­го критика еще недоставало поли­тической определенности, а самое понимание действительности подчас отличалось расплывчатостью, в его статьях и рецензиях обнаруживалось воздействие идей В. Г. Белинского.

Самый плодотворный этап в дея­тельности Писарева наступил в 1861 г.. когда он, будучи ведущим со­трудником журнала «Русское слово», стал одним из ^властителей дум» по­коления 60-х гг.

В укреплении связи литературы с жизнью народа критик видел непре­менное условие ее успешного разви­тия. Против уродливых обществен­ных отношений;*— господствовавших в России, были направлены статьи Писарева «Стоячая вода», «Писем­ский, Тургенев и Гончаров» (1861). Резкому осуждению он подверг ге­роев фразы, беспочвенных мечтате-

125

Критика литературная

природы, архитектуры, обычаев и нравов народов, — он помогает по-новому, более глу­боко, органично, тонко понять психологию художника, сам процесс его творчества, со­здаваемую им художественную картину мира во всей полноте местных впечатлений, ассоци­аций, жизненных образов.

Только побывав в пушкинском Михайлов­ском, мы можем понять, прочувствовать всю силу переживаний поэта, насильно оторван­ного от друзей и общественной жизни. Со­поставляя пушкинские стихотворения, кото­рые, так сказать, «на слуху» у каждого из нас, с собственными мыслями и чувствами, навеянными домом поэта, его обстановкой, картинами природы, вдумчивый читатель ясно представит себе острое чувство тоски, одиночества, неволн, ощущение окружающей оглуши», «мрака заточенья», — оценит всю ту гамму драматических переживаний поэта.

Только побывав в Болдине, мы поймем творческие истоки знаменитой Болдинской осени и сквозное для этого периода творче­ства Пушкина поэтическое переживание огра­ниченного, замкнутого пространства, физи­ческого ощущения плена, «пира во время чумы», нашедшее свое отражение в «Малень­ких трагедиях», «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» н других произве­дениях.

Только побывав в Ясной Поляне, мы поймем трагедию ухода Л. Н. Толстого и оценим многие кричащие противоречия великого пи­сателя и мыслителя, проблемы русской жиз­ни, поставленные им перед обществом Рос­сии. И так в каждом случае, когда

мы пытаемся понять взаимосвязь твор­чества писателя с теми или иными литератур­ными местами.

Всеми этими вопросами – разысканием неизвестных сведений, документов и материа­лов о жизни и творчестве писателей в том или ином крае, о влиянии местных событий и явле­ний на их произведения, на процесс творче­ства — и занимается особая наука -~ лите­ратурное краеведение, возникающая «на сты­ке» литературоведения и традиционного крае­ведения (разновидности географической науки). С помощью литературных краеведов, энтузиастов своего дела н патриотов родного края удается создавать в различных краях литературные музеи, заповедники, становя­щиеся в областном и отечественном масштабе важными и влиятельными центрами культур­ной, воспитательной и просветительной работы, способствующими повышению эстети­ческой, нравственной, политической, экологи-^^ ческой культуры нашего народа, воспитанию^ патриотизма и гуманизма.

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ

Критика литературная (от греч. kritike — суждение, искусство разбираться, су­дить) — одна из составных частей литера­туроведения, т. е. науки о литературе. Тесно связанная с историей и теорией литературы, занятыми преимущественно определением природы словесного творчества, установле-

лей, не способных к действию. В ка­честве первоочередной задачи вы­двигалось им воспитание нового по­коления демократической интелли­генции, призванного нести в народ разумные идеи преобразования об­щества, сознание нетерпимости суще­ствующего миропорядка. Гимном че­ловеку дела прозвучала программная статья «Базаров» (1862). В ней со­держался призыв отрешиться от бла­годушия и иллюзий по поводу реформ царского правительства. Спустя два года в статье ^Реалисты» Писарев развернул и углубил многие мысли о герое тургеневских «Отцов и де­тей». В условиях спада революцион­ной волны Писарев предлагает «хи­мическим путем», т. е. кропотливой пропагандой демократических идей, неуклонно готовить общественное сознание к коренным социальным пе­ременам. В первую очередь он рас­считывает на разночинную молодежь, на «мыслящий пролетариат» (так на-

звана статьи о романе Чернышевско­го «Что делать?»).

В статье «Разрушение эстетики» (1865), полемически заостренной про­тив реакционной проповеди «искус­ства для искусства», критик давал материалистический ответ на вопрос об отношении художественного твор­чества к действительности. Вместе с тем он порой игнорировал слож­ную специфику искусства, его объ­ективные закономерности. Эти оши­бочные взгляды критика сказались и на его конкретных суждениях о творчестве русских писателей. Осо­бенно отчетливо это отразилось в статье «Пушкин и Белинский» (1865). Однако в лучших своих работах Пи­сарев сумел с непревзойденным ма­стерством определить объективное общественное и историко-литератур-ное значение произведений.

1 26 Энциклопедический словарь юного литературоведа

нием основных закономерностей эстетичечко- вает главным образом современное литера-го освоения действительности, анализом клас- турное развитие, истолковывает художествен-сического литературного наследия, критика ные произведения с точки зрения современ-литературная — в отличие от них — оцени- ности.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!