РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ)



Ордена Трудового Красного Знамени Инсти­тут русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР в Ленинграде — старейшее литера­туроведческое учреждение в нашей стране. Он был основан 15 декабря 1905 г. в качестве архивного учреждения «для собирания всего, что касается А. С. Пушкина как писателя и человека», и «для хранения всего, что касает­ся жизни и деятельности представителей рус­ской изящной словесности».

В апреле 1918 г. Пушкинский Дом как научное учреждение вошел в состав Акаде- * мни наук, а в июне 1930 г. на его основе был создан Институт русской литературы АН СССР.

С этого времени в институте изучается отечественная литература — от истоков до современности (XI—XX вв.). Здесь собира­ют, хранят, изучают и пропагандируют на­циональное культурное наследие отечествен­ного искусства слова, включая фольклор.

И нститут располагает богатейшим руко­писным отделом, в котором хранятся рукопи­си А. С. Пушкина (около 12 тыс. страниц), М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, Н. А. Некра­сова, Н. А. Добролюбова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоев­ского, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. А. Федина, Ю. Н. Тынянова, Л. М. Лео­нова и многих других писателей.

Фонограммархив института — один из крупнейших в Европе. В нем насчитывается свыше 70 тыс. записей русского фольклора и других народов нашей страны. В институте хранится около 10 тыс. экземпляров руко­писных книг, начиная с ХП в., в том числе автографы Ивана Грозного, протопопа Ав­вакума и других.

Литературный музей института, в кото­ром имеется более 300 тыс. экспонатов, зна­комит посетителей (около 20 тыс. в год) с жизнью и деятельностью русских и совет­ских художников слова. Он выпускает также специальные издания, посвященные отечест­венным писателям (декабристам, И. А. Кры­лову, В. А. Жуковскому, Н. В. Гоголю, М. Ю. Лермонтову, Л. Н. Толстому, И. С. Тур­геневу, И. А. Гончарову, Ф. М. Достоевско­му, А. П. Чехову), революционным демокра­там (В. Г. Белинскому, А. И. Герцену, Н. П. Огареву, Н. Г. Чернышевскому, Н. А. Добролюбову). Специализированная библиотека институ-

i \ ju ^нцип.ли1п;,цичс1;к.ии слов!

та насчитывает свыше 600 тыс. томон раз­личных отечественных и зарубежных изда­ний, в том числе уникальных (с автографа­ми писателей и т. д.).

Институт создает фундаментальные тру­ды, в которых русская литература исследу­ется на протяжении ее многовекового раз­вития. Уже изданы: «История русской лите­ратуры» в 10 и 4 т., история русской поэ­зии, драматургии, романа, цикл работ «Лите^ ратура и фольклор», монографии о творче­стве писателей-классиков, проблемные сбор­ники, различные серийные издания.

В настоящее время институт готовит тру­ды, в которых русская литература рассмат­ривается в системе духовной культуры на­шей страны, в процессе взаимодействия и взаимообогащения с литературами народов СССР и других народов мира. Особое вни­мание уделяется проблеме воздействия рус­ской литературы на нравственную жизнь общества и современному звучанию русской классики, изучению наследия русской рево­люционной демократии как исторической предшественницы марксизма в России. Гото­вится серия академических словарей («Сло­варь книжников и книжности Древней Ру­си», «Словарь русских писателей XVIII ве­ка», «Биографический словарь русских пи­сателей XIX--XX вв.»). Используя опыт со­здания «Лермонтовской энциклопедии». Пуш­кинский Дом работает над «Энциклопедией «Слова о полку Игореве» в 3 т., «Пушкин­ской энциклопедией» в 3 т.

Создается многотомное академическое издание «Русский былинный эпос».

Ученые института в своих работах стре­мятся раскрыть, какие новые идейно-эстети­ческие ценности, имеющие особую духовно-практическую значимость для современного этапа нашего общественного развития, созда­ла и создает русская советская литература («Октябрь и литература», «Современная русская советская проза», «Герой н кон­фликт в современной литературе», «Совет­ская художественная классика. Проблемы историко-функционального изучения», «По­беда и мир. К 40-летию Победы» др.). Публи­куются также разнообразные материалы из творческого наследия советских писателей, которые обогащают существующие предста­вления о социалистической культуре.

Пушкинский Дом готовит академические собрания сочинений русских классиков (А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Ф. М. До­стоевского, Н. А. Некрасова, И. С. Тургене­ва, А. А. Блока), стараясь донести до чита­теля с максимальной полнотой, точностью их литературное наследие.

1 .

Такие собрания сочинений составляют основу для многочисленных и разнообраз­ных изданий классиков отечественной лите­ратуры как в нашей стране, так и за рубежом.'' Будут также подготовлены академические. издания произведений Н. В. Гоголя, В. А. Жу- i ковского, Д. И. Фонвизина, Н. С. Лескова,.-Н. Г. Чернышевского, И. А. Гончарова, В. В. Маяковского, С. А. Есенина и других писателей. '•

В различные исторические периоды в Пуш- ' кинском Доме плодотворно работали мно­гие выдающиеся ученые: А. С. Орлов, В. Н. Пёретц, И. И. Толстой, В. М. Жирмун-; ский, В. В. Виноградов, С. Д. Балухатый, П. Н. Берков, В. П. Андрианова-Пёретц, Б. Г. Реизов и другие, а во главе его стояли : А. В. Луначарский, М. Горький, П. Н. Са-кулин, П. И. Лебедев-Полянский, Н. Ф. Бель-чиков, А. С. Бушмин, В. Г. Базанов. ;

В 1980 г. за заслуги в развитии филологи- '\ ческой науки и подготовке научных кадров г институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

ИСТОРИЗМ ЛИТЕРАТУРЫ

ыслах. В 1пи III RC'fM ИСТИН

Историзм — литературоведческое понятие, обозначающее одно из важных свойств ху­дожественной литературы — ее способность в живых картинах, конкретных человече­ских судьбах и характерах передавать об­лик той или иной исторической эпохи. При этом термин «историзм» применяется в двух смыслах. В широком смысле историзм при­сущ всем истинно художественным произве­дениям, независимо от того, изображают ли они современность или далекое прошлое. Примером могут служить баллада «Песнь о вещем Олеге» и роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. В «Песни...», осно­ванной на летописном предании о смерти пер­вого киевского князя Олега, передан колорит седой русской старины: тут и языческие ве­рования в судьбу, в волхвов, и суровый дру­жинный быт, и величавость характеров лю­дей той эпохи, закаленных в боях и походах. Уже в языке («пращ», «тризна», «кудесник» и др.) А. С. Пушкин воссоздает дух далеко­го времени.

Совершенно к иным изобразительным средствам поэт прибегает в «Евгении Оне­гине». Роман в стихах позволяет свободно сочетать широкие картины общественной и духовной жизни России 20-х гг. XIX в. с могучей лирической стихией, со страстной авторской оценкой описываемого. Столь яр-

107

Историзм литературы

Иллюстрация к роману 5. Пру­са «Фараон».

Миниатюра иа рукописи

Смотр русским полкам на иСказания о Мамаевом по-Девичьем поле в Коломне, боище». XVtl в,

ко выраженная субъективность была одним из характерных исторических признаков той эпохи, когда личное, индивидуальное заяв­ляло о себе с невиданной силой. Поэтому для нас, отделенных от того времени боль-

шой дистанцией, «Евгений Онегин», как и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, сохраняет значение правдивейшего истори­ческого свидетельства: в нем верно схвачены характерные признаки времени. В этом смыс-

108

Энциклопедический словарь юного литературоведа

Н. М. Карамзин,

«Дон Кихот» М. Сервантеса и др.

Кроме того, историзм — понятие, сложив­шееся в литературе XIX в. для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать свое­образие более или менее отдаленной эпохи, особенности характеров и поступков людей. Иначе говоря, писатель стремится подойти к прошлому исторически. Этот новый подход проявляется в создании так называемых исторических жанров: романов, драм, поэм на исторические сюжеты. Исторический жанр возник в литературе конца XVIII—начала XIX в. и связан в первую очередь с эстети­кой романтизма. Важнейшим признаком исто-

Иллюстрация А. Николаева к роману Л. Н. Толстого «Война и мири.

Иллюстрация П. Пинкисевича к роману В. Я. Шишкове «Емвпьян Пугачев»,

ле историзмом обладают великие произве­дения разных эпох — будь то «Илиада» Го­мера, «Слово о полку Игореве», былины, «Гамлет» н «Король Лир» У. Шекспира,

ризма в романтизме считалось воссоздание местного колорита, своеобразие националь­ных характеров, героического облика персо­нажей. Высшее художественное воплоще­ние принципы романтического историзма на­шли в творчестве В. Скотта (1771—1832), знаменитого «шотландского чародея», пора­жавшего современников умением схваты­вать характерные признаки минувших эпох и воплощать живые картины.

К В. Скотту с величайшим уважением относился А. С. Пушкин, основоположник исторического жанра в русской литературе. А. С. Пушкин дал новую, реалистическую трактовку проблемы историзма: это не про­сто красочный местный колорит и широкая панорамность изображения («срез» эпохи в разных социальных сферах), но и внимание к социальной борьбе, понимание народа как важнейшей исторической силы. В этом отно­шении особенно важна «Капитанская доч­ка», где характеры героев мотивируются ло­гикой их классовых интересов, где с глубо­чайшей симпатией нарисован вождь восстав­шего народа Емельян Пугачев.

109

История литературы

Традиции пушкинской исторической про­зы были развиты и обогащены в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Л. Н. Толстой свободно соеди няет судьбы вымышленных героев (Пьер Безухов, Андрей Волконский) с историческими лицами, кото­рые, в свою очередь, вписаны в панораму огромных по масштабу исторических собы­тий. При этом актуальные проблемы совре­менной Л. Н. Толстому духовной жизни (искания Пьера, князя Андрея) естественно сочетаются с разнообразными картинами рус­ской действительности первой четверти XIX в. — возникает, одним словом, органи­ческий синтез прошлого и настоящего, исто­рии и современности, свидетельствующий о глубине исторического художественного мыш­ления писателей.

Историзм связан с тем, насколько верно художник понимает смысл изображаемых им исторических событий, в какой степени он вооружен знанием законов общественного развития. Историзм литературы социали­стического реализма базируется на марк­систско-ленинском материалистическом по­нимании истории, утверждающем идею ре­волюционного развития мира.

К шедеврам советской исторической прозы относятся романы «Петр Первый» А. Н. Тол­стого, «Разин Степан» А. П. Чапыгина.

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Ни литературное произведение, ни творче­ство писателя невозможно понять вне связи со временем, с единым процессом литератур­ного развития. Поэтому в общей системе литературоведения важное место занимает наука, именуемая историей литературы и по-разному соотносящаяся с такими разделами, как теория литературы и литературная кри­тика (см. Критика литературная).

В литературе, как и в жизни в целом, «все течет, все меняется», постоянно что-то происходит. Эти события и процессы обла­дают различным масштабом, неодинаковым темпом — отсюда и разнообразие тех науч­ных методов и приемов, которыми опери­руют историки литературы.

Пойдем от частных процессов к общим. Каждое литературное произведение имеет свою творческую историю, историю созда­ния, проходит определенный путь от замыс­ла к воплощению. Воссоздание (по руко­писям, черновикам, воспоминаниям, днев­никам) этого пути — сложная и увлекатель­ная задача.

Писатель не просто пишет одно произведе­ние за другим, каждое из них ~" это духов­ный поступок. В переходе от темы к теме, от жанра к жанру, в эволюции индивидуаль­ного стиля писателя присутствует глубокая внутренняя логика (А. А. Блок назвал ее «чувством пути»). Выявить эту логику — еще одна важная задача, встающая перед исто­риком литературы, исследующим житейскую и творческую биографию художника.

В ведении истории литературы находятся также творческие взаимоотношения разных писателей. Они изучаются и в плане личных контактов между литераторами, и в плане сопоставления их произведений и художе­ственных стилей с целью выявить черты сход-^ ства и отличия, моменты притяжения и of -" талкивания. Вместе с историей литератур­ных течений и направлений, историей лите­ратурной борьбы эти аспекты образуют си­стему, определяемую понятием литератур­ный процесс.

Путь исторического развития проходят жанры и стили, отдельные художественные приемы, способы композиционного построе­ния. Своя судьба есть у повторяющихся сю­жетов и мотивов. Это особая область исто­рии литературы — историческая поэтика.

По-разному складываются историччские пути национальных литератур: одни имеют многолетний традиционный опыт, другие про­ходят процесс «ускоренного» развития на протяжении сравнительно короткого времен­ного промежутка. Есть общие черты, характе­ризующие развитие литературы любой стра­ны, и есть особенности, присущие только данной национальной литературе. Исследова­ние этих проблем — еще один уровень исто-рико-литературной науки.

Наконец, высший «этаж» научного зда­ния — это история всемирной литературы, обобщающая закономерности развития всех национальных литератур, всех жанров и сти­лей, всех писателей, оказавших какое-либо влияние на ход мирового литературного развития.

История литературы пересекается и с исто­рией в более широком смысле — историей развития общества, историей искусства и культуры. Она не просто переносит законо­мерности исторической науки на свой пред­мет, а творчески применяет их к исследо­ванию литературы как своеобразного, не­повторимого феномена. Подлинная исто­рия литературы строится с учетом взаимо­действия внутренних закономерностей раз­вития литературы и общих закономерностей исторического развития общества, страны, человечества.

КЛАССИЦИЗМ

Классицизм (от лат. classicus — «образцо­вый») — художественное направление (тече­ние) в искусстве и литературе XVII—начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. На Западе классицизм формировался в борьбе против пышного барокко. Влияние клас­сицизма на художественную жизнь Европы XVII—XVIII вв. было широким и долговре­менным, а в архитектуре продолжалось и в XIX в.

Классицизму как определенному художе­ственному направлению свойственно отра-

Аплегорический сюжет. Шпа­лере XVIII в. Франция.

жать жизнь в образах идеальн-ющих ко всеобщей «норме», обра да и культ античности в классиц. сическая древность выступает в .^м^ разец совершенного и гармонического i ства.

Писатели и художники часто обращ. к образам античных мифов (см. Ант литература).

Классицизм достиг расцвета во Фр в XVII столетии: в драматургии (П. нель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер), в п (Ж. Лафонтен), в живописи (Н. Пу в архитектуре. В конце XVII в. Н. Буа поэме «Поэтическое искусство», 167^ здал развернутую эстетическую теорию сицизма, оказавшую огромное воэде< на формирование классицизма и в л странах.

Столкновение личных интересов и гра: ского долга лежит в основе франц^ классицистической трагедии, достигшей ных и художественных высот в твор' Корнеля и Расина. Персонажи Корнеля Гораций, Цинна) — мужественные, су люди, движимые долгом, целиком iioj ющие себя служению государственны тересам. Показывая в своих героях i воречивые душевные движения, Корн Расин сделали выдающиеся открытия i ре изображения внутреннего мира чел' Проникнутая пафосом исследования веческой души, трагедия заключала мум внешнего действия, легко укла лась в знаменитые правила «трех единс' времени, места и действия.

По правилам эстетики классицизма, го придерживающейся так называемой ) хии жанров, трагедия (наряду с одой пеей) относилась к «высоким жанр( должна была разрабатывать особенно ные общественные проблемы, прибегая тичным и историческим сюжетам, и отр; только возвышенные героические ст( «Высоким жанрам» противостояли кие»: комедия, басня, сатира и др., npi ные отражать современную действ] ность. В жанре басни прославился во ции Лафонтен, а в жанре комедии — ер.

В XVII в., пронизанном передовыми ми Просвещения, классицизм пров страстной критикой порядков фeoдaJ мира, защитой естественных прав 41 ка, свободолюбивыми мотивами. Ег личает также большое внимание к i нальным историческим сюжетам. Кр; шими представителями просветител] классицизма являются Вольтер во Фр{

114

Энциклопедический словарь юного литературоведа

И. В. Гёте и И. Ф. Шиллер (в 90-е гг.) в Германии.

Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII в., в творчестве А. Д. Канте­мира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоно­сова, и достиг развития во второй половине столетия, в творчестве А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, М. М. Хераскова, В. А. Озе­рова, Я- Б. Княжнина, Г. Р. Державина. В нем представлены все важнейшие жанры — от оды и эпопеи до басни и комедии. Замеча­тельным комедиографом был Д. И. Фонви­зин, автор знаменитых сатирических ко­медий «Бригадир» и «Недоросль». Русская классицистическая трагедия проявила го­рячий интерес к национальной истории («Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Вадим Новгородский» Я. Б. Княжнина и др.).

В конце XVIII—начале XIX в. классицизм как в России, так и во всей Европе пережи­вает кризис. Он все более теряет связи с жизнью, замыкается в узком кругу услов­ностей. В это время классицизм подверга­ется острой критике, особенно со стороны романтиков.

КОМЕДИЯ

Комедия оптимистична по своей природе, а оптимизм, вопреки расхожему мнению, — понятие чрезвычайно объемное. Он требует известного простодушия, но без мудрости утрачивает свой смысл. Мудрость смеха от­личает подлинную комедию.

В свое время теоретики предложили такую классификацию: комедия нравов, комедия ха­рактеров, комедия положений. Жизнь показа­ла, что подобное разделение в определенном смысле условно. Полновесная картина нравов может быть представлена только в живых характерах. Вспомним ^Тартюфа». Перед нами — яркое изображение нравов, дове­денные до обобщающей полноты характеры и забавные, озорные положения.

Год от года и век от века комедия обна­руживала все большее богатство, все но­вые и новые грани. Она могла быть сати­рической, героической, лирической. Чем та­лантливей был автор, тем органичней слива­лись в его творении различные элементы.

«Горе от ума» — классическая сатира, исполненная лирической силы. Столь же яв­ственно в ней героическое начало: бунт Чац-кого — не случайная вспышка, недаром же так много исследований посвящено воз­можным связям его с декабризмом. В коме-

дии, которая начиналась с бытовых картин, на наших глазах зреет сатирический социаль­ный пафос, а история неразделенной любви вдруг обретает героическое звучание.

Если же говорить о первооснове комиче­ского, то следовало бы назвать закон не­соответствия. Имеется в виду то воздейст­вие, которое оказывает несоответствие мни­мого истинному, иллюзии — реальности, того, что декларируется, тому, что делается, наконец, несоответствие пропорций в отно­шении к той или иной ситуации, либо неоп­равданно заниженного, либо нелепо преуве­личенного. Несоответствие — это та почва, на которой вырастают такие свойства коме дии, как гипербола, заостренность, абсурд

Никто не умел так выявлять сущность про исходящего, доводя его до абсурда, как Н. В. Гоголь. В незавершенной пьесе ^Вла­димир третьей степени» чиновник в конце концов воображал себя орденом. В «Женить­бе» нерешительный Подколесин выпрыгивает перед самой свадьбой в окошко, в «Ревизоре» шалопая и лоботряса принимают чутьли не за особу, приближенную к самому императору. Эти ошеломительные повороты усиливают возможности комедии.

Однако — и это важно помнить не только автору комедии, но и ее исполнителям ~ чем крупнее несоответствие, чем оно фан' тасмагоричней, тем большей серьезности тре-

Иплю^трация Ю. Гершковича к номедии У. Шекспире иУи-рощенив строптивой»,

бует воплощение. Невероятное действенно н убедительно лишь в реалистической об­становке.

В наши дни все более заметное место за­нимает трагикомедия. Это объясняется и об­щей закономерностью литературного разви­тия XIX-—XX вв. — взаимодействием жанро­вых форм и тем, что трагикомедия показы­вает время во всей его сложности и динами­ческих противоречиях.

комедии Смешные

КОМПОЗИЦИЯ

С чего начать произведение? Чем его закон­чить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что по­том? О чем рассказать подробно и о чем ко­ротко? От чьего лица строить повествова­ние?

Эти и многие другие вопросы, возника­ющие перед писателем, связаны с компози­цией (от лат. compositio — расстановка, составление) художественного произведе­ния И решать их приходится не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют та­кой принцип архитектоникой (по-гречески " «строительное искусство»). Не случайно, что слово это по происхождению и смыслу близ­ко к слову «архитектура». Подобно архитек­тору, прозаик или поэт вырабатывает какой-то план, проект будущего произведения. Но поскольку он сам выступает и строителем своего словесного здания, то по ходу творче­ской работы композиционный план может меняться. Так, в процессе работы над рома­ном «Евгений Онегин» А. С. Пушкин неодно­кратно перестраивал «форму плана»: вместо двенадцати глав написал восемь, а еще одну главу под названием «Путешествие Онеги­на» дал в качестве приложения к тексту ро­мана. Неожиданным, по признанию поэта, оказалось для него такое фабульное собы­тие, как замужество Татьяны, а закончил автор свое обширное произведение внезап­ным открытым финалом, отказавшись от изо­бражения дальнейших судеб героев. Но все это, конечно, не было каким-то нарушением законов художественной композиции: ар-

хитектоника — дело интуитииное, н наилуч шее композиционное решение не «вычисля­ется» писателем, а открывается ему в момент творческого прозрения.

На каждом шагу перед автором произве­дения возникает множество возможностей. Первое распутье — выбор системы повесгйо-вания. Оно может вестись от лица героя. 'Гак,

в «Капитанский дочке» Пушкина рассказчи­ком выступает Гринев, через его наивно-непредубежденное восприятие автор стре­мится отчетливее показать объективную ло­гику такого сложного исторического собы­тия, как пугачевское восстание. А, скажем, Н. В. Гоголь в «Мертвых душах» или Ф. М. Достоевский в «Преступлении н нака-

В школьной практике рецензирование является одним из видов письмен­ных работ но литературе. В млад­ших классах ученики пишут отзыв о прочитанной книге. О}) содержит некоторые сведения об авторе про­изведения, формулировку темы и глав­ных мыслей книги, рассказ о ее ге­роях с рассуждениями об их поступ­ках, характерах, взаимоотношениях с другими действующими лицами. В отзыве отмечаются и самые инте­ресные страницы книги.

Рецензия в старших классах — это развитие и усложнение формы от­зыва.

Определенной формы рецензия не имеет. Обязателен в ней разбор произведения, включающий рассуж­дения о теме рецензируемой вещи, ее идеях, о том, как эти идеи во­площаются в художественной ткани произведения, нисколько верна и ин­тересна психология героев, как они проявляют себя в различным ситуа­циях. Надо рас крыть и позиции ав­тора книги.

Далее следует рассказать о форме произведения, например, о его компо­зиции, значении пейзажа и особен­ностях языка. О языке лучше всего говорить по ходу разбора содержа­ния, тем самым подчеркивая един­ство формы и содержания. Хотя ре­цензия предполагает оценку произве­дения, она не обязательно должна содержать прямые суждения. Оценка должна вытекать из самого произ­ведения, заключаться в тех мыслях, которые автор рецензии высказыва­ет по ходу разбора. Уместно в ре­цензии сопоставить разбираемую книгу с другими, близкими по теме и мыслям.

Рецензии помещаются в школьной литературной газете, пишутся на ли­тературных олимпиадах. Они могут стать основой выступлений на чи­тательских конференциях и диспутах. Смысл работы над рецензией — выработка умения выражать свои ли­тературные взгляды.

117


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!