ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ КИРЕЕВСКИЙ (1806—1856) ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ КИРЕЕВСКИЙ (1808—1856)



Есть критики, суждения которых современникам поначалу кажутся странными или спорными, а затем получают безоговорочное признание, берутся на вооружение другими кри­тиками. При этом имя высказавшего эти суждения первым иногда забы­вается, и редко кто вспомнит, кому критика обязана новым движением мысли. К таким критикам-первоот­крывателям принадлежал и И. В. Кн-реевский.

Он первым обратил внимание на характер творческой эволюции А. С. Пушкина, который, отдав дань двум школам — «итальяно-французской» и «байроновской», при­ходит к «самобытному роду поэзии», «самобытному созиданию», откры­вая «русско-пушкинский период» и в своей поэзии, и в развитии отече­ственной литературы («Нечто о ха­рактере поэзии Пушкина», 1828). И он же первым увидел в Пушкине поэта жизни действительной, поэта действительности («Обозрение рус­ской словесности 1829 года»).

И. В. Киреевскому принадлежа­ло и первое определение условий, необходимых для формирования на­родного поэта. «Мало быть поэтом, — скажет он, — чтобы быть народным; надобно еще быть воспитанным, так сказать, в средоточии жизни своего народа, разделять надежды своего отечества, его стремление, его утра­ты, ~ словом, жить его жизнию и выражать его невольно, выражая себя». Ему же принадлежат и став­шие крылатыми слова: «Поэт для настоящего что историк для про­шедшего: проводник народного са­мопознания». Высоко ценил И. В. Киреевского

А. С. Пушкин, считая его «Обозрение русской словесности за 1931 год» примером «истинной критики». Позд­нее, характеризуя И. В. Киреевского, Н. Г. Чернышевский отметит: «В нем была жажда истины, он пробуждал в других деятельность мысли». И это качество статьи И. В. Киреевского сохранили вплоть до наших дней.

Замечательным ученым-фольклори­стом был брат И. В. Киреевского --Петр Васильевич Киреевский. Его собрание русских народных песен насчитывает несколько тысяч тек­стов, собранных в разных уголках России, научно выверенных, возве­денных по возможности к самому раннему варианту. Начало этому собранию положили записи народных песен, сделанные А. С. Пушкиным. П. В. Киреевский не только сам собирал памятники народной поэзии, но и привлек к этому делу многих отечественных литераторов и писа­телей, в том числе Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова, В. И. Даля, которые записанные ими песни также переда­ли П.' В. Киреевскому.

Былины, исторические и лириче­ские народные песни, составившие собрание П. В. Киреевского, — золо­той фонд поэтического творчества русского народа, яркое свидетель­ство его богатой художественной культуры. Подвижническая деятель­ность П. В. Киреевского и многих других собирателей — А. Н. Афа­насьева, (1826—1871), П. Н. Рыбни­кова (1831—1885), П. И. Якушкина (1822—1872), И. А. Худякова (1842--1876) — настоящий научный подвиг, бессмертная страница в истории отечественного литературоведения.

52

Энциклопедический словарь юного литературоведа

Иллюстрация В. Щеглова к по»всти Д. А. Фурманоп кЧа паев».

не совпадающий с интересами народа, но и прямо им противоположный. Исключением является «Слово о полку Игореве», проник­нутое пафосом защиты Родины, объединения русской земли. Свой древний родовой ха­рактер сохраняет также героическое и в уст­ной фольклорной традиции, в частности в английской и шотландской народной поэзии (например, цикл баллад о Робине Гуде).

В эпоху Возрождения героическое снова претерпевает характерную трансформацию. Начиная с шекспировского Кориолана в евро­пейской литературе возникает образ героя, который всю свою сверхчеловеческую энер-

гию направляет против общества, вступая с ним в конфликт по причине своей непо­мерной гордости. Эпоха классицизма с ее абсолютистско-государственными идеалами обрекает героику такого рода на неизбежное крушение (театр Ж. Расина). но во времена романтизма персонаж, героически сопротив­ляющийся обстоятельствам и враждующий с окружающей средой, снова выходит на пер­вый план.

Просвещение и сопутствующий ему рево­люционный классицизм возвращают герои­ческому общенародный пафос, но в условиях стремительного нарастания буржуазного

«ПОЛТАВА»

КАК СОЗДАВАЛАСЬ Рассказ А. С. Пушкина о том, как он писал «Полтаву», записал с его слов М. В. Юзефович —друг брата писателя, Льва.

«Изо всех времен года, — вспоми­нает Юзефович,—он любил более всего осень, н чем хуже она была, тем для него была лучше. Он гово­рил, что только осенью овладевал им бес стихотворства, и рассказывал по этому поводу, как была им написана последняя в то время поэма «Полта­ва». Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся. дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записы­вал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и там, он ел на скорую руку, что по­пало, и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за

обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части. Я видел у него черновые листы, до того измаранные, что на них нельзя было ничего разобрать: над зачеркнутыми строками было по не­скольку рядов зачеркнутых же строк. так что на бумаге не оставалось уже ни одного чистого места. Не­смотря, однако ж, на такую работу, он кончил «Полтаву», помнится, в три недели».

53

Героическое

засилья с его непременной трезвостью и рас­четливостью героическая патетика носит во многом искусственный, ходульный характер, к тому же откровенно заимствованный у античного мира (на непременные античные декорации литературы периода Великой французской революции 1789—1794 гг. не­когда обратил внимание К. Маркс).

Качественно новый этап в художествен­ной судьбе героического начинается с появ­лением на исторической арене революцион­ного пролетариата и последовавшей затем эры социалистических революций. Литерату­ра запечатлевает, с одной стороны, ге­роику исторических событий, ставящих своей целью создание бесклассового общества и воспитание нового, гармонически развитого

человека, прочно связанного с таким общест­вом, а с другой — передает всю глубину такой героики, начисто лишенной эгоисти­ческих устремлений. Соответствующий спектр героического отражен в прозе М. Горь­кого и в поэзии В. В. Маяковского, во многих ^ДД произведениях советской литературы. При ^^1 всех различиях индивидуальных манер и стилей советских писателей их объединяет постоянный и напряженный интерес к герою, всецело устремленному к слиянию с револю­ционным коллективом, защищающему его интересы («Железный поток» А. С. Серафи­мовича, «Цемент» Ф. В. Гладкова, «Разгром» А. А. Фадеева, «Рожденные бурей» Н. А. Ост­ровского, «Хождение по мукам» А. Н. Тол­стого, «Города и годы» К. А. Федина).


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!