Восстание Корея Дафана и Авирона.



Кризис, вызванный поклонением золотому тельцу, был потрясением для Моисея и выявил двойственность его сложных отношений с народом. Опасаясь филистимлян, осевших на юге прибрежной полосы Ханаана, Моисей ведет народ кружным путем. Скитания по пустыне кажутся нескончаемыми, тяготы и лишения непреодолимыми, а Земля обетованная недосягаемой. Ропот и подспудное недовольство не прекращаются и выливаются в открытый бунт против Моисея и Аарона (последний был назначен первосвященником). Родственник Моисея Корей (Корах) из колена Леви и его сообщники Датан, Авирам и Он из колена Реувен оспаривают авторитет Моисея и его брата, обвиняя их в самовластии. К ним присоединяются 250 «именитых людей», претендующих на право быть жрецами. Моисей призывает предводителей восстания к себе, но те категорически отказываются предстать перед ним. «Разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне, и ты еще хочешь властвовать над нами? Привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли ты нам во владение поля и виноградники? Глаза людей сих ты хочешь ослепить? Не пойдем!» (Чис. 16:13–14).

На этот раз Бог решает покарать бунтарей, прибегая к чуду, которое должно послужить знамением и предостережением: зачинщиков поглощает земля, а их приверженцы сжигаются (Чис. 16:17).

Но и самые жестокие меры не могут успокоить народ. Взрывы негодования, недоверия и непослушания неоднократно повторяются (Чис. 20:1–13; 21:4–8; 25:1–9). Даже брат и сестра Моисея, Аарон и Мирьям, протестуют против женитьбы Моисея на эфиопке (Чис. 12:1–3), и оба они несут наказание. Почти во всех этих случаях Моисей пытается отклонить или смягчить кару Божью, но и сам не может избежать наказания за то, что, вопреки повелению Бога, ударил жезлом по скале, чтобы извлечь из нее воду, когда Бог приказал всего лишь «сказать... скале, и она даст воду». Согласно традиционной экзегезе, Бог видит в употреблении силы сомнение Моисея в Его всесилии и запрещает ему вступить в страну отцов, в которую он ведет народ. Моисею суждено умереть в пустыне у берега Земли обетованной в Заиорданье (Чис. 20:7–13). По другой версии, Моисей был наказан за грехи народа (Втор. 1:37; 3:26; 4:21).

Лазутчики и 40 лет странствования по пустыне

Но еще более горькое разочарование постигает Моисея, когда посланные в Ханаан разведчики возвращаются убежденными в том, что завоевать эту страну невозможно, так как ее жители, среди которых исполины, непобедимы. И хотя на самом деле страна течет молоком и медом, она «поедает своих жителей». Возмущенный народ вновь бунтует и требует возвратить его в Египет. Двое из разведчиков, не разделяющие мнение остальных, пытаются увещевать народ, но толпа угрожает забить их камнями (Иисус Навин/Осия и Халев). Разгневанный Бог вновь решает истребить народ Израиля, но и на этот раз Моисею удается добиться у Бога прощения и смягчения приговора: «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз и не слушали гласа Моего, не увидят землю, которую Я с клятвой обещал отцам их...» (Чис. 14:23–24). Они умрут в пустыне, и лишь следующее поколение, выросшее в пустыне, удостоится завоевать Землю обетованную и поселиться в ней. Завоевание Ханаана возлагается на воспитанника Моисея Иехошуа бин Нуна (Иисус Навин).

Смерть Моисея

После сорокалетнего пребывания в пустыне народ приближается к Ханаану. Поколение освобожденных рабов «жестоковыйного народа» (Исх. 32:9; 33:35; 34:9; Втор. 9:6, 13) вымерло. Моисей, несмотря на свой возраст («сто двадцать лет»; Втор. 31:2), все еще полон сил: «зрение его не притупилось, и свежесть его не истощилась» (Втор. 34:7). Тщетны все его мольбы и увещевания изменить уготованную ему участь и разрешить вступить в будущую Землю Израиля: ему дозволено лишь окинуть ее взором с вершины заиорданской горы Нево. Моисей умирает в «земле Моавитской» после того, как сам Бог показывает ему с горы Нево всю Землю Израиля (Втор. 34:1–5), «никто не знает места погребения его даже до сего дня... И оплакивали его сыны Израиля... тридцать дней» (Втор. 34:6, 8). Чтобы избежать поклонения могиле Моисея, место, где она находится, сохранено в тайне.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!