Примерный список для реферирования



1.Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа. – МОСКВА, 1994.

2.Берк Э. Размышления о революции во Франции / Э. Берк. – МОСКВА, 1992.

3.Гоббс, Т. Левиафан…// Соч. МОСКВА, 1991. Т.2.

4.Гроций, Г. О праве войны и мира / Г. Гроций. – МОСКВА, 1956.

5.Дюги, Л. Конституционное право. Общая теория государства / Л. Дюги. –МОСКВА, 1908.

6.Иеринг, Р. Борьба за право / Р. Иеринг. – МОСКВА,1991.

7.Карамзин, Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском общениях // Карамзин Н. М. История государства Российского. – МОСКВА, 1997. Кн. 4. С.491-555.

8.Кистяковский, Б. А. В защиту права // Вехи. Интеллигенция в России. – МОСКВА, 1991.

9.*Кистяковский, Б. А. Государство правовое и социалистическое // Вопр. философии, 1996. №6.

10. Ковалевский, М. М. Из истории государственной власти в России / М. Ковалевский. – МОСКВА, 1905[1].

11. Ковалевский, М.М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений / М. Ковалевский. – МОСКВА, 1906. т. 1, 3.

12. Ковалевский, М. М. Что такое парламент? / М. М. Ковалевский. – СПб., 1906.

13. Констан, Б. О свободе у древних – в ее сравнении у современных народов // Полис. – 1993. – №2.

14. Локк, Дж. Два трактата о правлении // Соч. – МОСКВА, 1998. Т.3.

15. Монтескье, Ш. О духе законов // Избр. соч. – МОСКВА, 1955.

16. Платон Соч. в 3 т. – МОСКВА, 1972. Т.3.Ч.I.

17. Переписка И. Грозного с А. Курбским. – МОСКВА, 1993.

18. Победоносцев, К. П. Великая ложь нашего времени / К. П. Победоносцев. – МОСКВА,1993.

19. Посошков, И. П. Книга о скудности и богатстве / И. П. Посошков. – МОСКВА, 1997.

20. Руссо, Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. – МОСКВА, 1995.

21. Сперанский, М. М. Проекты и записки / М. М. Сперанский. – МОСКВА, 1964.

22. Спиноза, Б. Политический трактат // Избр. произведения: в 3 т. – МОСКВА, 1995. Т.2.

23. Солоневич, И. Л. Народная монархия / И. Л. Солоневич. – МОСКВА, 1953.

24. Спенсер, Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер. – СПб., 1877.

25. Спенсер, Г. Личность и государство / Г. Спенсер. – СПб., 1908.

26. Струве, П.Б. О мерах и границах либерального консерватизма // Полис. 1994. №3.

27. Татищев, В. Н. Избранные произведения / В. Н. Татищев. – МОСКВА, 1979.

28. Чичерин, Б. Н. Философия права / Б. Н. Чичерин. – МОСКВА, 1998.

29. Цицерон. Диалоги о государстве / Цицерон. – МОСКВА, 2008.

30. Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции с приложением «Библиогра­фии Вех». – МОСКВА, 1991.

 

4.3. Примерный список рефератов:

1. Методы управления государством в учениях Древней Индии и Китая.

2. Софисты и Сократ о принципах управления государством.

3. Идеальное государство Платона: ранние и поздние взгляды.

4. Ксенофонт, Платон и Макиавелли о добродетелях государя.

5. Грех и воздаяние в Ветхом и Новом Завете и исламе.

6. Государство, церковь, закон в учении Фомы Аквинского.

7. Цицерон и Н. Макиавелли о формах государства и их особенностях.

8. Тацит и Макиавелли о благе государства и способах его достижения.

9. Государственный суверенитет в трудах Ж. Бодена, Г. Гроция и Ж.-Ж. Руссо.

10. Русская монархическая идея: Илларион, Филофей, И. Пересветов.

11. Договорная теория происхождения государства: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо.

12. Анархизм об управлении обществом: Прудон, Бакунин, Кропоткин.

13. Д. Локк и Ш. Монтескье о разделении властей.

14. Государственный механизм в коммунистической теории: Мор, Кампанелла, Маркс, Ленин.

15. Достижение равенства в коммунистической теории: Мор, Кампанелла, Маркс, Ленин.

16. Демократизм у Спинозы и Руссо: общее и особенное.

17. Либеральная идея XIX во Франции, Англии и России: общее и особенное.

18. Пути и методы сохранения власти государем во взглядах Ксенофонта и Макиавелли.

19. Общее и особенное в учениях М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.

20. Место и значение церкви в государстве: Аврелий Августин и Фома Аквинский.

21. Идеальное политическое и правовое устройство в трудах Платона и Ксенофонта.

22. М. Т. Цицерон о возникновении государства, его целях и задачах.

23. М. Т. Цицерон о естественных и человеческих законах.

24. Разделение властей, его назначение и правовое оформление (в произведениях Ш.Л. Монтескье, С.Е. Десницкого и Г. Гроция).

25. Суверенитет в понимании Ж. Бодена и Ж.-Ж. Руссо.

26. Ксенофонт, К. Тацит и Н. Макиавелли о способах и целях получения и удержания государственной власти.

27. В. С. Соловьев и Н. А. Бердяев об организации власти, месте и роли православной церкви в Российском государстве.

28. Основы и побудительные мотивы правомерного поведения в учениях Ф. Ницше и 3. Фрейда.

29. Учение Гегеля о гражданском обществе.

30. Роль и значение выдающейся личности в становлении правовой системы государства в произведениях Плутарха.

31. Гуго Гроций об основах международной политики.

32. Гуго Гроций о праве естественном и праве волеустановленном.

33. «Иосифляне» и «нестяжатели» о законе и праве в Российском государстве XVI века.

34. Проект преобразования государственного и правового строя в России в "Русской Правде" П. И. Пестеля, «Конституции» Н. М. Муравьева.

35. Учение о государстве и праве буржуазных либералов в России (Б. Н. Чичерин, Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский): общее и особенное.

36. Консервативные политико-правовые учения (К. Н. Леонтьев, Л. А. Тихомиров): общее и особенное.

37. Модель ограниченной монархии в учении М. М. Щербатова.

38. Проекты государственных преобразований С. Е. Десницкого и М. М. Сперанского: общее и особенное.

 

4.4. Вопросы повышенной сложности для повторения:

1. Классификации форм государства в произведениях Платона, Аристотеля, Полибия, Макиавелли, Бодена, Гоббса, Спинозы, Татищева, Монтескье, Руссо, И. Канта?

Сравните эти классификации. Воспроизводятся ли эти классификации в современной теории государства и, если да, какие именно?

Какие существовали критерии деления форм государства на «правильные» и «неправильные» в концепциях Платона, Аристотеля, Полибия, Монтескье? В чем особенности взглядов Мора, Кампанеллы и Морелли на ту же проблему? В чем своеобразие взглядов на соотношение форм государства и классовых противоречий гражданского общества в теории фон Штейна?

Каковы доводы Бодена и Гоббса против деления форм правления на «правильные» и «неправильные»? Убедительны ли эти доводы?

2. Кто из мыслителей был автором идеи «смешанной формы правления»?

О соединении каких форм правления писали Платон и Аристотель? В чем заключается, по Платону, различие основных форм правления? Каким образом взгляды Аристотеля на основные формы правления связаны с его представлением о классовой структуре общества? Кто из политических мыслителей был сторонником идеи «смешанной республики»? В чем суть этой идеи? Каковы особенности взглядов на устройство «смешанной республики» Полибия, Цицерона, Макиавелли, Мора, Кампанеллы?

Какие доводы против понятия смешанной формы правления выдвинул Боден?

Можно ли рассматривать современное представительное государство как «смешанную республику» и, если да, то в каком из институтов государственного права выражен каждый из ее элементов?

3. Общая характеристика основных политико-правовых тенденций средневековья?

Место церкви и религии в жизни средневекового общества. Роль создания первых феодальных государств во взаимоотношении церкви и власти. Политическое, экономическое, социальное и культурное значение крестовых походов в формировании мировоззрения средневекового человека. Средневековые города и их роль в формировании антицерковных настроений и движений. Ортодоксальное (теологическая парадигма) и еретическое направление.

4. Средневековые ереси IV-XV вв.?

Периодизация, движущие силы, идеология, специфика направлений. Ереси: арианство, несторианство, донатизм, богомильство, патарены, вальденсы, тиссарены, катары, альбигойцы.

5. Проявления инакомыслия в России в XIV-XVI вв.

Роль православной церкви процессе собирания русских княжеств, формирования российского централизованного государства. Первые ереси на Руси: стригольничество и жидовствующие. Нестяжательство: оппозиция или ересь. Церковь и церковная организация во взглядах нестяжателей. Проблема власти (происхождение, сущность и организация управления государством) во взглядах нестяжателей и иосифлян. Инакомыслие – свобода слова и мысли или преступление.

6. Когда возникла теория естественного права? Перечислите ее главных представителей. В чем состоит качественное отличие теории естественного права XVII в. и последующих веков от суждений о «праве природы», «естественном праве» некоторых античных и средневековых мыслителей?

Назовите первых представителей теории естественного права в России. Какие противоречия имелись в теории Татищева? Как по-разному эти противоречия были преодолены в учении Щербатова и в учении Радищева? Каковы причины возрождения теории естественного права в наше время? Почему актуальность этой теории резко возросла после второй мировой войны?

7. Кем впервые выдвинута и обоснована идея естественных прав человека? Какие Вам известны политико-правовые доктрины, включающие и обосновывающие эту идею? Объясните, пожалуйста, как соотносятся права человека и права гражданина.

Совместима ли идея естественных прав человека с историческим материализмом? Какие политико-правовые доктрины содержали критику теории нрав человека, проистекающих из природы?

Назовите статью современной Конституции нашего государства, в которой выражена идея естественных прав человека (т.е. прав, принадлежащих человеку по природе).

8. Перечислите (в хронологическом порядке) известных Вам представителей теории разделения властей.

В чем ошибочность суждения, что эта теория возникла еще в Древнем мире или в средние века?

Почему Руссо нельзя относить к сторонникам теории разделения властей? В чем своеобразие взглядов Гегеля на разделение властей?

Можно ли считать представителями теории разделения властей Десницкого и Сперанского? В чем главное отличие их взглядов на разделение властей от идей конституционных проектов Муравьева?

Почему разделение властей отвергалось в теории марксизма-ленинизма?

9. Какие политические мыслители теоретически обосновывали различия между правом и моралью?

Какое значение это различие имело в политико-правовых концепциях Марсилия Падуанского, Томазия, И. Канта?

Можно ли относить к числу мыслителей, проводивших различие между правом и моралью, Макиавелли и, если нет, то почему?

10. Какие мыслители доказывали зависимость государства и его форм от экономики и классовой структуры общества? Что нового и исследование этой проблемы внесли Маркс и Энгельс?

Какие идеи о связи государства и права с экономикой общества, содержащиеся в произведениях Аристотеля, Руссо, Десницкого, Бабефа и других мыслителей (назовите), актуальны в наше время и заслуживают осуществления либо критики?

11. Насколько обоснованно распространенное представление о Платоне как идеологе тоталитаризма?

12. Какая разница между основными идеями произведений Платона «Государство» и «Законы»? Чем авторитаризм отличается от тоталитаризма?

13. Назовите (в исторической последовательности) известных Вам представителей той и другой идеи.

14. Назовите (в хронологическом порядке) известных Вам представителей теории анархизма. Переведите слово «анархия» на русский язык. В чем отличие теории анархизма от идеи отмирания государства?

Объясните, пожалуйста, чем теория анархизма и идея отмирания государства отличаются от теории непосредственной демократии Руссо. Каковы идейные истоки анархизма? Случайно ли все первые видные теоретики анархизма и сторонники идеи отмирания государства первоначально были гегельянцами, хотя Гегель обожествлял государство?

15. Когда возникла идея правового государства? Почему родоначальником этой идеи считается И. Кант, а не Платон, Аристотель и другие античные мыслители, писавшие о законах и считавшие необходимым строгое соблюдение законов всеми, в том числе правителями государства?

16. Какие мыслители обосновывали идею социального государства и почему эта идея поначалу противопоставлялась идее государства правового?

Чем обусловлено соединение идей правового и социального государства в настоящее время? В каких конституциях закреплены обе эти идеи?

17. Кому принадлежит определение «республика — дело народное»?

Расскажите, как развивалось это понятие в истории политической мысли, Какие определения республики (государства) даются в произведениях Бодена, Кампанеллы, Греция? В чем состоит особенность понятия «республика», содержащегося в книге Руссо «Об общественном договоре»? Почему в концепции И. Канта «республикой» называлась конституционная монархий?

18. Проведите параллели между политико-правовыми учениями таких отечественных и зарубежных мыслителей, как:

а) Тираноборцы, Курбский, Щербатов.

б) Пересветов, Боден.

в) Гоббс, Пуфендорф, Татищев.

г) Сперанский, Констан.

Найдите общую идею в политических учениях Прокоповича, Татищева и Монтескье. Как эта идея выражена в «Наказе» Екатерины II? Что, ссылаясь на такую же идею, писал де Местр о грядущей судьбе Франции и Соединенных Штатов Америки? Сбылось ли предсказание де Местра?

 

4.5. Примерные вопросы к зачёту:

1.Предмет, методы и периодизация истории политических и правовых учений. Понятие и структура политических и правовых учений.

2.Общая характеристика политико-правовых идей Древнего Востока.

3.Основные правовые идеи Древней Индии (брахманизм и буддизм).

4.Государственно-правовая мысль Древнего Китая (конфуцианство, легизм).

5.Общая характеристика политико-правовой мысли Древней Греции.

6.Платон о праве, идеальном государстве и обществе.

7.Идея правового государства у Аристотеля.

8.Общая характеристика римской юриспруденции.

9.Цицерон об обществе, законах и государстве.

10. Общая характеристика средневековой политико-правовой мысли.

11. Государственно-правовые концепции раннего христианства.

12. Раннехристианские и средневековые ереси: общее и особенное.

13. Теологическая концепция государства и права (А. Августин и Ф. Аквинский). 

14. Правовые школы: особенности средневековой юриспруденции.

15. Н. Макиавелли о государстве и власти. 

16. Теория государственного суверенитета Ж. Бодена.

17. Русская правовая и государственно-политическая концепция IX – XVII вв.

18. Внутрицерковная дискуссия нестяжателей и иосифлян: сравнительный анализ.

19. Концепции Филофея «Москва – III Рим».

20. Иван IV Грозный и Андрей Курбский о самодержавии и государстве.

21. Общая характеристика политико-правовых учений Нового времени.

22. Концепции естественного права и общественного договора у Гроция и Спинозы: сравнительный анализ.

23. Идея общественного договора и естественного права Т. Гоббса.

24. Дж. Локк о естественном праве, законах и государстве.

25. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве.

26. Ж.Ж. Руссо о народном суверенитете.

27. В.Н. Татищев об общественном договоре и «просвещенной» монархии.

28. Учение С.Е. Десницкого о государстве и праве.

29. Англосаксонская модель консерватизма XIX века (Э. Берк).

30. Евроконтинентальный консерватизм: Ж. де Местр и Л. де Бональд.

31. Государство, право и мораль в учении И. Канта.

32. В. Гегель о праве, государстве и гражданском обществе.

33. Государственно-правовая теория исторической школы права.

34. Либеральная идеология XIX – начала XX вв.

35. Утилитаризм И. Бентама.

36. Социальный либерализм Дж. Милля и Л. Штейна: сравнительный анализ.

37. Государственно-правовая концепция Б. Констан.

38. Юриспруденция марксизма.

39. Общая характеристика социологического и юридического позитивизма (от древнекитайского легизма к Г. Харту).

40. Англосаксонский юридический позитивизм (Дж. Остин).

41. Европейский юридический позитивизм (К. Бергбом и А. Эсмен).

42. «Реалистическая» теория права Р. Иеринга.

43. Славянофилы и западники: политико-правовая дискуссия.

44. Неоконсерватизм Л.А. Тихомирова.

45. М.М. Сперанский о форме государства, власти, праве и свободе.

46. «Охранительный» либерализм Б.Н. Чичерина.

47. Общая характеристика анархической идеологии.

48. Анархическая концепция М.А. Бакунина.

49. Проблема государства и права в анархической концепции П.А. Кропоткина.

50. Российская концепция юридического позитивизма (Г.Ф. Шершеневич).

51. Общая характеристика политико-правовых теорий XX века.

52. Теория солидаризма Л. Дюги. 

53. Школа «свободного права» Е. Эрлиха.

54. Институционализм М. Ориу.

55. Школа «социологической юриспруденции» Р. Паунда.

56. «Чистое учение о праве» Г. Кельзена.

57. Аналитическая юриспруденция Г. Харта.

58. Теория бюрократии М. Вебера.

59. Теория элит – Г. Моска и В. Парето.

60. Классические фашизмы о государстве и праве.

61. Политико-правовая мысль Китая в XX веке (Сунь Ятсен и Мао Цзэдун).

62. Политико-правовые идеи Индии в XX веке (Махатма Ганди).

63. «Революционная теория права» СССР.

64. Государство и право в работах В.И. Ленина.

65. Психологическая теория права Л. Петражицкого.

66. Государственно-правовые идеи евразийцев.

67. Религиозно-правовая философия Н.А. Бердяева.  

68. Теория государства и национального правосознания И.А. Ильина. 

69. Становление исламской политико-правовой мысли: периодизация, течения и мазхабы, секты.

70. Проблемы государствопонимания в шариате.

71. Радикальные организации: причины появления, идеология, расхождение с шариатом.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!