Стендаль (АнрИ Бейль) 1783-1842.



Родоначальник реализма как литературного направления. В эпоху Стендаля не сразу его оценили, и он сам не сразу осознал свой вклад.

1 половина жизни – воевал, путешествовал, писал очерки и эссе. Уже только в зрелом возрасте обратился к литературному письму. Родился в городе Гренобля, в семье юриста. Не было близких отношений с родителями, только дед определил воспитание и направление в литре.

Стендаль много времени потратил на гуманитарные науки. Младший офицер в войсках у Наполеона (учавствовал в походах в Россию). Стендаль не принимал активного участия в воен действиях. Но его военный опыт важен в литературном плане. В его романе «Пармская обитель» есть эпизод про битву при Ватерлоу, описывается глазами героя.

Стендаль обожал Наполеона. В ту эпоху люди тоже его любили. Писатель, которые обожествлял фигуру Наполеона скорее считался романтическим писателем. Если бы писал в молодости, то скорей всего был бы писателем романтиком.

После возвращения он познакомился с людьми из французских салонов. Италия – вторая Родина. Изучает памятники искусства, пишет путеводители.

В эпоху Наполеона нужно было проявлять себя, верить в Наполеона. После – другая эпоха. Вопрос Как стать счастливым был важен. Как еще стать счастливым? – важный пунктик для Стендаля. Что такое счатье? Он рассуждает в автобиографии. Ищет формулу счастья. Обращается к античной философии. Говорит, что есть минимум счастья, минимум комфорта. Свобода от боли и страха – это минимум счастья. Есть и максимум счастья – любовь. Много думал о любви. Был влюблен несколько раз. Эссе «О любви». Пишет о разных типах любви. Есть тщеславная. Есть страсть (вот она настоящая и счастье) .Приходит к романому письму, которое является реалистическими. Герой скорее приближен к романтическому типу. Грезит об эпохе Наполеона. Всегда сопровождает авторское сознание.

 

В нач. 20х дописывает «Красное и Черное».(когда совершилась июльская рев-ция) Авторский голос ориентируется на соц.среду героя.
1) ориентир на всю Европу, традиции. Пишет разные эссе. «Расин и Шекспир», где идеал –Шекспир.

2) 2ой идеал - Руссотонко чувствующий герой. В душе его персонажа главного - руссоиты , только чувствующие природу искусства, почувств. глубины души другого человека.

3) 3ий идеал Вальтер Скотт. (Принцесса Клевская) Парадигма в романе не могла быть без романа историчекого? Вальтера Скотта (придавала местный колорит, подробности жестикуляции, одежды и др.) Эпиграфы в романе К.иЧ. – это скоттовское.

 

Но у В.С. описания нужно ограничивать, описание ради описания.

«Принцесса Клевская» Описания функция – описание внутреннего роста героя. Типа внешний образ – отражает внутренний.

 

Особенности стиля:
-спонтанность. Стендаль под влиянием вдохновения. 53 дня – роман написал. (А Бальзак подробно разрабатывал схему )
- депоэтизация стиля («анти-стиль») в эпоху реформации француз стиля Этот стиль реформировался гос-ом = слова не повторялись в предложениях в рамках 1 страницы, абзаца и тд. Идеал – правильный стиль.

«Я не слишком сведущ в гармонии, однако мне кажется , что данное св-во стиоя свед-ет о пустоте»
СТЕНДАЛЬ не обращал внимания на красоту языка, важен диалог, традиционный слог нарушается, важно чувства героя адекватно выразить.
Стендаль ввел элемент уственности в письме (был в светском общ-ве) манер в салонах. 2 раза употребляял слово после правки – в ущерб стилю.
Риторические фигуры не употребляются. Не ищет изысканности метафор итд.
Его проза современникам казалась депоэтизированной. Воспринималась как анти-стиль.

 

Схема романа КиЧ
-История молодого человека , который приобрел жизненный опыт

-Герой ощущает трагический разрыв между миром мечты и реал. действит.

-Герой встречается с 2 женщинами принадл к противоположн.типам: 1 – ту которую хотел бы полюбить а 2ая – сильная характером, похожая на него женщина, которой был бы Стендаль

-У него находится могущественный покровитель

-Ему вредит враг

Стендаль не тратится на описание второстеп персонажей

До КиЧ тоже писал роман, нои не имел успеха

 

 НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯР РОМАНЫ: 1) КиЧ 2) Люсьен Левен 3) Пармский монастырь

 

КиЧ: « Там было темно и пусто. По случаю праздника все переплеты окон были затянуты темно-красной материей, благодаря чему солнечные лучи приобретали какой-то удивительный оттенок, величественный и в то же время благолепный. Жюльена охватил трепет. Он был один в церкви. Он уселся на скамью, которая показалась ему самой красивой: на ней был герб г-на де Реналя.

На скамеечке для коленопреклонения Жюльен заметил обрывок печатной бумаги, словно бы нарочно положенный так, чтобы его прочли. Жюльен поднес его к глазам и увидал:

"Подробности казни и последних минут жизни Людовика Женреля, казненного в Безансоне сего..?"

Бумажка была разорвана. На другой стороне уцелели только два первых слова одной строчки, а именно. "Первый шаг?"

- Кто же положил сюда эту бумажку? - сказал Жюльен. - Ах, несчастный! - добавил он со вздохом. - А фамилия его кончается так же, как и моя... - И он скомкал бумажку.

Когда Жюльен выходил, ему показалось, что на земле, около кропильницы, кровь - это была разбрызганная святая вода, которую отсвет красных занавесей делал похожей на кровь.

Наконец Жюльену стало стыдно своего тайного страха.»

Подзаголовок романа – хроника ХIX столетия

 

Социальная хар-ка персонажа:

- низкое происхождение «сын рабочего» и др

- обладает незаурядными кач-ами

- обостренное чувство собств.достиности

- феноменальная память

 

 

· Оноре де Бальзак (1799 - 1850)
Был знаком со Стендалем, переписывался с ним. Получил юридическое образование. Стремление к славе через писательство. Бескорыстная любовь к аристократизму. Отношения с Эвелиной Ганской, была его читательницей.

«Человеческая комедия» (1832-1850)
Сознательная аллюзия на «Божественную комедию».
Предисловие
Идея этого произведения родилась из сравнения человечества с животным миром.
Есть только одно живое существо. Создатель пользовался одним и тем же образцом для всех живых существ. Живое существо - это основа, получающая свою внешнюю форму, или ,говоря точнее, отличительные признаки своей формы, в той среде, где ему назначено развиваться.

«Человеческая комедия» как цикл произведений:

-Картина французских нравов последних десятилетий , 1789-1848. Важно было для него быть историком современности
-охват всех французских провинций и Парижа
-охват всех сословий , профессий, социальных состояний , возрастов
-глубокая «научная» аналитика ( « доктор социальных наук » ). Часто сравнивает биологические и человеческие типы (с животными). Акцент на естественной научной составляющей.
-техника возвращающихся персонажей ( Растиньяк , Вотрен)
Структура:
3 раздела: 1) этюды о нравах (представляют собой наблюдения следствий), 2) философские этюды (выяснение причин, последствий), 3) аналитические этюды (анализ оснований, смысл глобальных процессов)

·

Последовательность от более конкретного к более абстрактному
Выделяет в этюдах о нравах - сцены:
1 ) Сцены частной жизни ( Гобсек, Отец Горио)
2 ) Сцены провинциальной жизни (Евгения Гранде)
3) Сцены парижской жизни (Блеск и нищета куртизанок)
4 ) Сцены политической жизни (Случай из времен террора )
5)Сцены военной жизни (роман Шуаны)
6)Сцены сельской или деревенской жизни (Лилия в долине)

Философские этюды: Шагреневая кожа
Поиски абсолюта
Серафита

Аналитические этюды: Озорные рассказы
Физиология брака
Отец Горио ( 1834 ) -
« возвращающиеся » персонажи : неисчерпанность и неисчерпаемость судьбы героя
-показ одного персонажа глазами другого (например, служанка Сильвия о графине де ресто: «слишком красивая, чтобы быть приличной». Отец Горио о ней: «Бедное дитя»). У Бальзака произведение-фреска.
-полицентричность романа : каждый, даже побочный персонаж наделен собственной судьбой.
-маркированные пространственные пункты скрещения судеб персонажей: пансион Воке, салон Сен-Жерменского предместья.
Время действия - реставрация, 1819
Место действия очень конкретное - Париж, пансион.
Пансион - ад, дно - аллюзия на Данте. В то же время и почва, которая может помочь подняться. VS Салоны Сен-Жерменского предместья=небеса обетованные, Рай
Общее: трагедии и тут и там, похожи по типу, законы те же.
Горио=Христос отцовства vs Вотрен=дьявол
Нет эпилога. Мы не узнаем, что с кем стало в итоге, потому что 1) роман направлен в гипертекст, 2) автор ставит задачу показать пульсацию времени, которая двигает героев как пешки на шахматной доске и его интересуют переходы из одного состояния в другое, динамика, энергия). В описаниях много глаголов, а не прилагательных, потому что автор хочет показать ощущение действия. Действие охватывает всего два месяца. Произведение даёт понять, что в пансионе долго не прожить: нужно либо опуститься ниже, либо взлететь наверх. Жизнь в пансионе выталкивает героя на движение. Все персонажи живут предчувствием, на пороге перемен. Все чего-то хотят. Эпоха двигает персонажа, динамизируя его.
Специфика персонажей:
Горио:
-образ строится на оксюмороне: ничтожное оказывается величественным
Герой произведения является отцом в такой же степени , в какой святой или великомученик является христианином ( Бальзак в письме к Э.Ганской )
-образ совмещает временное и вечное

ГОРИО vs. Король Лир: отличия
-не три , а две дочери
-любовь к дочерям как доминанта характера Горио ( мания , фантазм )
-разрыв между частным и общим у Горио
Но дочери и того и другого поступают с ними также
Эжен де РАСТИНЬЯК
-типовые , а не индивидуальные черты ( сходство со « средним » героем Скотта )
-посредник между сферами , вхож в разные круги
-« естественный человек», претерпевающий трансформацию
Эжен де РАСТИНЬЯК vs . Жюльен СОРЕЛЬ
-разный исход карьеры и судьбы
-Сорель - подлинный « герой » , Растиньяк - нет
-Сорель - аналитика , четкий план действия, Растиньяк- спонтанность
-значимость для Растиньяка объективно - субьективной категории « успеха »

Вотрен
-прототип - агент полиции Видок
-герой - идеолог ( идея бунта ) Растиньяк уже видел три главных лика общества : Повиновение , Борьбу , Бунт - семью , свет и Вотрена .
-связь с романтическим героем- разбойником ( ср . Конрад )
-образ шута
-образ сатаны

 

· 21.05

Литература последней трети 19 века.

Черты:
⁃ Декаданс - эстетизм + символизм, мера чувствования
⁃ Эстетизм
⁃ Символизм
⁃ Натурализм - тоже декаданс
⁃ Новая драма - проблематика и структура новая, но содержательно связана со всем остальным

Гюстав Флобер.

Получил достаточное наследство, чтобы жить безбедно.
Жил в поместье, называл его «Берлога», оттачивал там свои тексты.

Фридрих Ницше.

Декаданс - осознание, движение мировой истории к некому рубежу.

Был, в основном, автором философских работ, эссе:
⁃ рождение трагедии с духом музыке
⁃ Человеческое слишком человеческое
⁃ По ту сторону добра и зла
⁃ Антихрист
⁃ Сумерки идолов

По образованию - филолог-классик. Успел побыть профессором классической филологии. Проявил себя как литератор (стихи) и композитор (музыкант).

Главные идеи Ницше:
⁃ Бог умер (верит в материю, не верит в бога)
⁃ Долой прежнюю мораль
⁃ Сверхчеловек (который сможет отказаться от всего, будут следовать инстинктам, не будут под чьей-то властью₽

Натурализм.
Предпосылки - 1860-к годы, творчество братьев Гонкуров и Джордж Элиот.
Философское основание позитивизма.

Позитивизм.
Огюст Конт
«Курс позитивной философии».
Этапы развития человеческой способности познания по Конту:
0. Теологическая стадия (миф, религия, вера)
0. Метафизическая стадия (абстрактные понятия - ср. немецкая классическая философия)
0. Позитивная стадия (разум в сознании собственной ограниченности - эмпиризм) б
Представители позитивизма:
0. Герберт Спенсер
0. Эрнест Ренан
0. Ипполит Тэн - «История английски литературы», «Философское искусство». Порок и добродетель - такие же продукты, как и купорос и сахар.

Ипполит Тэн: три фактора порождения морали:
0. Раса (биологическая принадлежность, наследственность)
0. Среда (климат, но и социальная среда)
0. Момент (стечение обстоятельств, может даже состояние голода)
Натурализм:
⁃ Изучать не характеры, а темпераменты
⁃ Инстинкт древнее морали
⁃ Детерминизм
⁃ Фатализм
⁃ «Научный подход»: наблюдение, эксперимент - главные принципы писателя-натуралиста.

Натурализм.

Эмиль Золя.

Натуралисты Америки - Джек Лондон, Теодор Райзер

Главный труд Золя - романный цикл (20 романов)

⁃ Ругон-Маккары - единственная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи (1871-1893)
Алелаида Фук - все герои происходят от неё. Она мать, Бабушка и тд

Чрево Парижа
Западня
Жерминаль
Творчество

· 28.05

Герхарт Гауптман

«Стрелочник Тиль» (1888)
«Перед восходом солнца» (1889)
«Ткачи» (1892)
«Потонувший колокол» (1898)

Социалист Альфред Лот - «Раньше я, возможно, даже не чувствовал и не сознавал, что в стремлениях моих было нечто чудовищно пустое...»

Доктор Шиммельпфенниг - «Везде и всюду пьянство!»

Огромную роль в драме играют ремарки.

«Новая драма»
⁃ Хенрик Ибсен
⁃ Август Стриндберг
⁃ Бернард Шоу
⁃ Морис Метерлинк

Ключевые признаки:
Ставит в центр -
0. Социально-значимая проблематика (пьеса-дискуссия). Гендерное неравенство. Кукольный дом Ибсена
0. Столкновение человека и действительности, враждебной ему, которая искажает сущность его духа
0. Жизнеподобие
0. Значение ремарок, в частности, минус-ремарок (пьеса «Слепые», персонажи начинают прислушиваться, а зрители всматриваться)
0. Подтекст
0. Принцип аналитической композиции
0. «Четвёртая стена» при постановке

Ибсен.
0. Кукольный дом
0. Враг народа
0. Строитель Сольнес
0. Привидения
0. Дикая утка

Кукольный дом: «Уютная комната...»

Метерлинк «Слепые»
«Старый-старый, первобытней северный лес под высоким звёздным небом».

Эстетизм

Представители:
0. Оскар Уайльд
0. Жорис Карл Гюисманс
0. Стефан Георге

Эстетизм:
0. Искусство - подлинное метафизическое утешение (взамен религии, как альтернатива науке у натуралистов)
0. Разведение красоты и морали (О. Уайльд «Кисть, перо и отрава», «Этюд в зелёных тонах»; Шарль Бодлер «Гимн красоте»
0. Эстетизация злого и безобразного
0. Отказ от канона в искусстве (О. Уайльд «Критик как художник»)
0. Не искусство подражает жизни, а наоборот - жизнь подражает искусству

Два главных произведения эстетизма:
0. «Наоборот» (Ж. К. Гюисманс) 1884
0. Портрет Дориана Грея (О. Уайльд) 1890
Уайльд ориентировался на Гюисманса

Символизм (определение Жана Мореаса, 1866) - символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний, она стремится облечь идею в чувственности постижимую форму....»

Символизм -
0. враг поучений и объективных описаний
0. Стремится облечь идею в явственно постижимую форму
0. Форма - не самоцель, она следует выражению идеи
0. Все феномены нашей жизни значимы не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-идей
...

Истоки символизма - романисты (Фихте, Новалис, Эдгар Алан По)
Главный предшественник - Шарль Бодлер
Одно из ключевых стихотворений символизма - Бодлер - «Сплин и идеал»
Поль Верлен «Томление» - говорит о невыразимом, задачи поэзии становятся невыразимы
В центре символизма - понятие символа. Символ - это образ, который многозначен. Бодлер - «Человек и море». Душа человека сравнивается с морем. Создаётся некая бинарная конструкция.
Бодлер «Соответствия» - главный псалм символистов. «В единении находятся живом все тоны на земле, цветы и ароматы».

А. Рембо
А - чёрный, белый - Е; и - красный, у - зелёный.

Символизм:
0. Символ
0. Суггестия - внушение
0. Синэстезия - восприятие одного явления разными системами чувств; восприятие акустического явления глазом и т.п.

Ключевые фигуры:
Стефан Милларме - вождь французского символизма
Поль Верлен
Артюр Рембо

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!