Ключевые идеи раннего романтизма:



Общая историко - культурная картина 19 века

 

Отличительные черты:

 

1)  Развитие науки и техники - тогда были изобретены устройства которыми мы пользуемся до сих пор (фотоаппарат, автомобиль, пулемет, лампа накаливания и т д). Также происходила популяризация прогресса по средством всемирных выставок(expo) Лондон 1951, Вена , была построена Эйфелева башня 

 

2)  19 век старался сам себя систематизировать - появление архивов, национальной библиотеки, государственный музей, возникают первые исторические школы. Издание энциклопедий, словаря ,хотя они издавались еще и в 17 веке, в 18 веке они выходят на поток( Британская энциклопедия, Оксфордский словарь)

 

3)  Статистика на высоте в 19 веке - пресса «TIMES» , соц репортажи , лит журналы, появляются обзорные статьи «О положении рабочего класса» Энгельс, «Капитал. Критика политической экономики» Карла Маркса . Тема власти прессы чувствуется в романе Флобера «Воспитание чувств»

 

4)  Опера- вид искусства, который объединял страны , не нужно было переводить оперу. В основном композиторы из Италии. Полина Виардо (прототип героини Санда «Консуэло»)

 

 

Были созданы первые снимки трех городов : Сан - Франциско, Париж, Лондон.

 

Европейский образ мысли и стиль жизни был чрезвычайно популярен в 19 веке, влияние Америки еще не такое сильное. Для Европы этот век был успешным , т к она являлась страной метрополией , не было катастрофических войн и революций.

 

 

Границы периодизации

 

Несколько вариантов

 

1)1801-1900 как календарный

2) Викторианская эпоха 1837-1901

 

Также датами знаменовавшими рубеж может быть 1871 г ( франко прусская война) и 1830 июльская революция

 

Мы будем основываться на теории Большого 19 века ( 1789-1914) Взятие Бастилии и 1 мировая война

 

Периодизация Эрика Хобсбаума : 1) до 1830 г эпоха революций и войн

                                                       2) до 1880 - эпоха капитала

                                                       3) до 1914 г эпоха империй

 

Литература 19 века не дает ровно поделить на лит направления

 

1)  романтизм

2)  Реализм

3)  Fin de siècle

 

Философское влияние -Фридрих Шлегель и Фридрих Ницше

 

 

Романтизм

 

Романтизм связан с восхождением Наполеона , который происходил из небогатого рода, жил в глухой провинции и смог добиться таких высот ( гимн во славу личности) . Также романтизм возникает как реакция на Фр буржуазную революцию и несет в себе просвещение , подлинный романтизм быстро кончается.

 

Отличительные черты:

1)  Внимание к природе (дикой в своей первозданности , она - нечто что скрывает тайну) Классицисты не умели ценить красоту гор, их отталкивала необузданная природа.

2)  Стремление к Бесконечности

3)  Множественность эстетических идеалов ( принимали и классицизм)

4)  Прямой контакт с читателем ( была популярна исповедь писателя, пришло от Руссо )

5)  Боговдохновенность ( гениальность) художника творца

 

Классицизм vs Романтизм

 

Классицизм(17 в) - античность (Гораций), греко- римское, языческое искусство

Романтизм - средневековье, искусство романских народов, христианство, готика

 

Предпосылки романтизма

 

Готический роман- в основе тайна и в средневековье, кладбищенская лирика, Оссиан (мистификация) , интерес к фольклору Гердера и Руссо и его руссоизм.

 

Романтизм – это стремление к Бесконечному.

 

Ключевые признаки романтизма:

1. множественность эстетических идеалов

2. новое восприятие природы

3. прямой контакт с читателем (исповедательность)

4. боговдохновенность (гениальность) художника-творца

 

Поэт(от греч. глагола делать) – тот, кто владеет поэтическим искусством. Для классических поэтов важно именно умение писать, форма, то как написано. Во время эпохи Возрождения не было скачка от обычного человека до поэта, тут нет разграничения, они равны. В романтическом понятии подразумевается, что поэт что-то большее, он превосходит обычного человека.

 

Романтизм дает творцам (художникам, архитекторам, музыкантам и др.) особый статус. Считают, что у них особенный внутренний мир.


Были четкие границы между личной жизнью, биографией и делом поэта - это доромантический тип. А в романтическом все в одно сливалось, биография тоже часть искусства. Иногда даже интересней самого произведения, поэтому часто использовали биографии в качестве произведений. Пример: Биография Байрона.

 

Смещение акцента на личность автора. Было много незаконченных произведений у романтистов. Произведения открыты миру, они без концовки. Из-за того, что происходило это смещение считали, что можно и не заканчивать, не дописывать.


Гениальность и исключительность поэта очень важна.

 

Элементы нового в романтизме:

1. Возрождение мифа и мифотворчество.

2. Ведущая роль фантазии (воображение).

-У романтистов акцент на то, что противоположно мимисису(подражание природе). Воображение главное.

3. Интерес к мистике, иррациональному (темы, мотивы эроса, смерти, сна, безумия).

4. Реабилитация детского, женского, наивного-народного сознания как пра-истоков поэзии.

-Возрождаются фольклорные жанры. Интерес к женской психике. Романтики хотели вчувствоваться в женскую психику. Некоторые поэты даже говорили о своей женской душе.
В кругах романтистов было много женщин, но мало осталось творчества от них.

Ведущие жанры романтизма:



Лирика:

-песня

-баллада

Эпос:

-романтическая поэма

-сказка

-роман (воспитательный, исторический, странствований)


 

Драма:

- историческая национальная драма

- драма мистерия


 

+Литературная сказка/новелла сказка

+Романтические новеллы

 

НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ.

   1) Йенская школа (1795-1805)

   2) Гейдельбергская школа (1805-1812)

   3) Берлинская школа (1812-1822)

 

1) В городе Йен. Самая ранняя школа. Йенский университет. И.Т. Фихте. И. В. Гете. Именно тут начинается романтизм.

        Почему там?

1) Пространство сильного культурного притяжения конца 18 века. Недалеко город Вель, где живут Гете и Шиллер. Все считали что творчетсво Гете похоже на то, что сами хотели бы создавать. Гете – идол, надо было быть ближе к Гете (по ходу во всех смыслах, т.е подражать ему и ехать в универ рядом –Йенский универ-т.)

2)  Философ в Йенском универ-те Иоганн Фихте читал лекции. Он сподвиг первых европейских писателей продвигать романтическую практику. Для романтистов важен термин Фихте, который он пропагандировал. Этот термин об особом человеческом «Я».

Есть два Я:


1. Интуическое, которое стеснено окружающим миром. Нельзя пройти сквозь стены, и.т.д. Стеснено физически.

 

2. Свободное, включает в себя окружающий мир. Если Я центр окружающего мира, то окр.мир будет накручиваться вокруг Я. Безграничность Я. Творчество так же безгранично и бесконечно.


 

Так же студенты впечатлены после происшествий во Франции и тут професор философ, т.е. Фитхе, говорит, что все возможно, можно, и вы все свободны. Это естественно впечатлило студентов.

 

Французская революция станет всеобщей только благодаря немцам.

__________________________________________________________________________

Йенская школа романтистов: братья Шлегели (Фридрих и Август), Вакенродер, Тик, Новалис, Шлейермахер.

 

1. Август Шлегель сформировал кружок.

2. Вакинродер – мало его изображений, умер до формирования Йенской школы. Он берлинец, как и его друг Людвиг Тик. Оставил тексты, объединены в сборник.

4. Новалис – человек дворянского происхождения. Поставщик теорий. Выдающийся поэт и писатель.

5. Шлейермахер – не был писателем, был философом и теологом, и проповедником.

***

-Реформировать душу и сделать средством самореализации – это своеобразная революция романтистов.

- В школе были и теоретики и практики. Шлегели – были главными теоретиками.

- Переводчики – Шлегель и Тик. (переводили Сервантеса, Шекспира и др.)

__________________________________________________________________________

Фридрих Шлегель (1772-1829)

-Журнал «Атеней»

-Жанр фрагмента

-Сформировал ключевые идеи европейского романтизма в целом. Все после Йенской школы предвосхищалось его формулировкам

 

Очень образованный. Владел языками. Знал литературную историю хорошо.
Он реформатор, и не хотел излагаться в форме трактата как Кант, т.е не что-то старое, а превозносил в своей форме, так как оно к нему пришло. Нет рамок.

 

Писал в жанре - философский фрагмент. Это несколько абзацев или страниц – размышления. Фрагмент – одновременно и литературная теория. Выпускал частями в журналах романтистов в г.Йене. (Журнал «Атеней», под ред. Новалисом и братьями).

 

Ключевые идеи раннего романтизма:

1. Универсальная поэзия

2. Принцип «романтизирования»

3. Принцип романтической иронии

4. «Новая Библия явится как роман» - Ф. Шлегель

-Роман не входил в классическую поэтику. Роман стал центром после романтистов.

5. «Все романтическое должно быть сказочным» - Новалис.

-Указание на важность жанра сказки, как вставное или отдельное произведение типичное для романтизма. Важно понятие не только как жанра, важно пристустиве сказочного.

 

Ф. Шлегель. Фрагмент 116

«,,,Романтическая поэзия — это прогрессивная универсальная поэзия. Ее предназначение не только вновь объединить все обособленные роды поэзии и привести поэзию в соприкосновение с философией и риторикой. Она стремится и должна то смешивать, то сливать воедино поэзию и прозу, гениальность и критику, художественную и естественную поэзию, делать поэзию жизненной и общественной, а жизнь и общество — поэти­ческими...»

· Ассоцируется с «Я»

· Создаваемый текст будет относится ко всем сферам жизни. Это будет и критика, и философия. Это текст, который не будет обращать внимание на разделение жанров à не нужны границы.
Жизнь и общеcтво должны стать поэтическими благодаря поэзии. Все преображается, как бы не сдвигаясь.

Новалис. Фрагмент 215.

«...Романтизировать что-то - это значит придавать всему обычному выскоий смысл... всему конечному отблеск Бесконечного...»

· Нужно сделать усилие чтоб преобразить себя и все окружающее тоже изменится

· Отличительная черта Новалиса – действительно мог видеть в обыденнном необыкновенно возвышенное. Например ремесло. После юридического получил инженерное образование. Считал что это необычная профессия, тк он опускался в недра земли.

 

Ф. Шлегель.Фрагмент 41.
Про иронию.

“… Она есть самая свободная из всех вольностей, так как благодаря ей человек способен возвыситься над самим собой, и в то же время ей присуща всяческая закономерность, так как она обусловлена и необходима. Нужно считать хорошим знаком, что гармонические пошляки не знают, как отнестись к этому постоянному самопародированию, когда попеременно нужно то верить, то не верить, покамест у них не начнется головокружение, шутку принимать всерьез, а серьезное принимать за шутку...»

«...это настроение, которое с высоты оглядывает все вещи, бесконечно возвышаясь над всем обусловленным, включая сюда и собственное свое искусство, и добродетель, и гениальность…»

· Есть Сократское обозначение иронии. Ирония – это высказывание, которое под видом серьезного скрывает насмешку над тем, что может восприниматься серьезно.

· Романтическая ирония отличается многоступенчатостью. Мультипликация иронии на разных уровнях. Например, кто-то выразился иронично. Но это ироническое отношение тоже может быть иронично оценено. Но и этот второй ироник тоже может быть иронично оценен. (Короче замкнутый круг, все друг над другом стебаться могут.) Поэтому поэт сразу сам себя иронизирует.

 

Людвиг Тик (1773-1853).

“Кот в сапогах” Драма.

· Прямое воплощение принципа романтической иронии.

· Драма не для постановки. По сюжету Шарля Перо.

· Драма о том, как эта драма ставится.

· Много накладок, то занавес рано поднимается, то актеры не одеты. Автор выходит извиняется, а его закидывают.

· Тик ввел несколько уровней иронии.

 

“Белокурый Экберт” (1797).

· Новелла-сказка

 

1. Криминальная линия (преступления)

2. Психологическая линия (подсознательный порыв к новому)

3. Мистический план (“лесное уединение”)

-образ бесконечно творимой,творящей природы

Лесное уединение потом вошло как романтический символ, сказочный элемент.

Немецкий романтизм «Белокурый Экберт» 1797
Новелла-сказка
1) криминальная линия (преступление)
2) психологическая линия (подсознательный порыв к новому)
3) мистический план
«лесное уединение»
образ бесконечно творимой, творящей природы
Мотивы раннего романтизма сказались
Идея бесконечности, перспектива обрести более широкий мир
Берта стремится вырваться из уединения, которое стесняет её. После прорыва оказывается в ещё более стеснённой ситуации (ей так кажется).
Брак (инцест) оказывается узостью, ироничностью, ограниченностью.
Постоянно меняется природа творящая саму себя - воплощение старухи, которая постоянно меняет свой облик.
Берта не выдерживает испытание (лесное уединение).

Новалис (Фридрих фон Гарденберг, 1772-1801)
Остался только один портрет
Необыкновенная интенсивность мышления, старался донести её до собеседника, быстро говорил.
«Генрих фон Офтердинген» 1801 (название запомнить!!!)
Не закончен
Подлинно романтический поэт
Естественна привязанность героя к средневековью (начало 11-12 веков)
Герой - личность полулегендарная, имя упоминается в средневековых хрониках, автор рыцарского романа в стихах, до нас не дошло, известно, что принимал участие в соревновании поэтов. Поэт от рождения - герой.
Г.ф.О только начинает осознавать себя романтиком художником.
Сюжет простой: Г.ф.О совершает путешествие из родного города в родной город матери (Аугсбург). Встречается с девушкой, которую видел во сне - Матильда. Любил ещё до рождения. До рождения была вторая жизнь (узнает в пещере отшельника). Существует, и в настоящем, и в прошлом времени и после смерти.

Состоявшая часть в романе заканчивается встречей с Матильдой. Встреча с ней означает осознание его себя поэтом. Сама вселенная осуществляет союз двух людей (акт любви, акт творчества). Не отделяемая сфера жизни: идея универсальной поэзии. 1 часть - ожидание
2 часть - свершение (не была написана)
Вдохновением для первой части стал роман Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера» 1796. Роман пронизан лирической стихией. Антимейстер получился у Новалеса. Гетевский герой выбирает профессию отличную от искусства, становится хирургом, человеком полезной профессии. У Новалеса герой не отказывается от движения души ради долга: нельзя ли делать от души и быть полезным обществу? (философия Канта).

Сон о голубом цветке - эротический сон, волны - женские тела. Голубой цветок олицетворяет мечту. В цветке вырисовывается девичье лицо - лицо Матильды. Встреча с ней символична для всей Вселенной и для него самого - выбирает род деятельности. Герой живет по интуиции, вслушивается в себя и действует исходя из внутреннего голоса: отказ от того, что нужно, полезно и добродетельно. Новалес делает роман уникальным, идея романтизирования представлена в его романе идеально. Романтизм любит возрождать мифы - «Г.ф. О.» - возрождение мифа об Орфее и Ариэле. Состояние предчувствия для романтика важнее реализации - Г.ф.О предчувствует переход. sehnsuckt - устремление к объекту вне предложенный жизни.

«Гимны к ночи» 1800
Небольшой сборник из 7 текстов
Первые 6 - ритмическая проза
Контент - лютеранство протестантской церкви. Хотел подчеркнуть отношение к явлению ночи. Ночь понимается в фигуральном смысле: ночь - смерть, день - жизнь.

Свет - Темнота Бодрствование - Сон
Жизнь - Смерть
Земное бытие - Загробный мир
Временное - Вечное Преходящее - Бессмертное «Свету положены пределы - в бессрочном и беспредельном царит ночь»

Левая сторона оппозиции - классическая парадигма
Правая сторона оппозиции - смерть объясняется христианством, то, что предпочитают романтики.

«Гейдельбергская школа» 1805-1812
Представители: К. Брентано, А. фон Арним, Й. Гёррес, братья Гримм.
Преимущественно были филологами. Люди руководящие с живым интересом к языку, фольклору. Интерес был спровоцирован исторической ситуацией - Наполеоновские войны. Они породили идею нации в Европе. Собрание народных текстов или которые выдавались ими.

«Волшебный рог мальчика» 1804 поэтический сборник. Собран: Клеменс Мария Брентано ( 1778-1842 ) и Ахим фон Арним ( 1781-1831 )
В основном искали уже имеющиеся записи - в монастырской библиотекарш , покупали бумажные носители на ярмарках и т.д. Песенные традиционные сюжеты. Например, миф «Лорелей». Этот сборник знаменовал появление романтической поэзии как она есть.

Братья Гримм и их сборник сказок, создана была к битве народов при Лейпциге (1813). Являли собой сборник текстов. Результат интервью носителей. Объединяли и рассортировали, что уже было. 220 текстов. Потребность в адаптированном издании для детей - (50 текстов). (НУЖНО ПРОЧИТАТЬ ОДНУ НЕАДАПТИРОВАННУЮ). Братья Гримм оправдали существование сказок в литературе, национального фольклорного наследия, филологическая самоотверженность в подходе к изданию текста.

Ещё одним поэтом этой школы является Йозеф фон Эйхендорф ( 1788-1857 )
Писал лирику в основном Новелла «Из жизни одного бездельника» (1817) И все было очень, очень хорошо...
Пронизан романтическим чувством бесконечного. Герой - он артист в самоосуществлении. Открыт жизни, весёлый, жизнерадостный. Романтический текст впитывает в себя все установки «Волшебного рога мальчика».
«Веселый странник» - стихотворение. Был набожным человеком, что сказывается в стихотворении.

«Берлинская школа»:
представителем был Адельберт фон ШАМИССО 1781-1838 происходил из французской семьи. Был разносторонним (естествоиспытатель). Писал стихи и прозу. К романтизму отнести можем «История Петера Шлемиля» ( 1813 ). История о человеке, который продал собственную тень.

Генрих фон КЛЕЙСТ ( 1777-1811 )
Писатель, биография была точно романтическая: стремление к романтике, которая накладывается на просветительский долг. Мораль была важна ему. Семья многого от него ожидала. Двойное у него самоубийство в предместье Берлина. Застрелил подругу (Vogel), затем себя.
Обручение на Сан - Доминго ( 1811 )
Текст на проблематику расовой дискриминации. Восстание чёрного населения против французских колонизаторов. Тони - дочь мулатки. 3/4 - белая, 1/4 - негритянка. Влюбляется в представителя колонизаторов - в Густава. Тем самым меняет идентичность, вне зависимости от цвета кожи выбирает ее, после привязанности к Густаву, принимает себя белой.

Густав понимает свою ошибку слишком поздно (выстрелил в неё, затем в себя). Романтичность - безусловность событий, жестокость.

Эрнст Теодор Амадей ГОФМАН (1776-1822) Золотой горшок (1814) Песочный человек (1815) Крошка Цахес по прозванию Циннобер ( 1819 )

Гофман работал чиновником, литератором. Воспрянул пафос раннего романтизма. Отношение личности художника (особенное).

Филистер - ироничное отношение к окружающему.

 

Лекция 4

 

Эрнст Амадей Гофман был хорошо переводим и стал быстро популярен, именно с ним ассоциируется немецкий романтизм. В его произведениях присутствует несложная фантастическая образность, а главным героем является пассивный гений(мечтательный студент, художник), который отдаляется от реального мира и попадает в мир безумия, мир-сон, мир - мечту.

 

У Новалиса Генрих фон Офтердинген вбирает в себя весь мир - прошлое и будущее

 

У Гофмана все мистическое стягивается к фигуре героя: один мир - прекрасен, другой - обывательский, буржуазный, наполненный ограниченными целями. ( двоемирие)

 

Принято считать, что романтизму свойственно двоемирие , мы можем наблюдать это и в произведениях русских романтиков, но исконному романтизму свойственна целостность мира, а двоемирие в романтизме начинается с Гофмана. Хотя намеки на двоемирие были еще у Эйхендорфа, но оно у него изображено без целостных категорий, а вот Гофман на нем уже фиксируется. То есть Гофман является романтиком на исходе

 

У романтиков была манера не дописывать произведения намеренно, Гофман же всегда дописывал свои книги, он писал на поток, порой писал довольно неряшливо, перевод на другие языки сглаживает несовершенства его письма.

 

В его произведениях присутствует гротеск, анималистика ( живые животные), живые автоматы, готика, фантастические сказки - все это хорошо воспринималось публикой.

 

«Кот Мур» - единственное незаконченное произведение, т к умер. Если бы Гофману удалось его дописать то он превратился бы в готический роман.

 

Также в произведениях Гофмана присутствует явление медиальности ( смотреть на человека через стекло и видеть его совершенно другим) - очки, подзорная труба:

 

1)Кукла Олимпия ( Песочный Человек)- Натаниэль смотрит на нее через позорную трубу и она предстает перед ним прекрасной.

 

2)Крошка Цахес

Фея заколдовала карлика Цахеса и теперь он всем кажется благородным и красивым

 

Английский романтизм

 

Первый этап (1798-1810)- Уильям Вордсворт, Кольридж, Саути( потом отошел)

Второй этап ( 1810-1832) 1832- смерть Скотта

 

Уильям Блейк был предромантиком, сектантом, был как бы обособлен от других и не входил ни в одну группу англ романтиков. Он рисовал иллюстрации к Мильтону, Данте, Библии, которые назывались темперами. Вдохновившись библейскими мотивами он пишет наше любимое произведение song of innocence and experience или Песня опыта и невинности. Он готовил почву для следующих английских романтиков.

 

Период -Озерная школа

 

Уильям Вордсворт, Кольридж, Саути , озерная потому что все эти поэты жили в озерном краю Англии ( грубо говоря в глуши)

Им характерна полемика с классицизмом, они сформировали свое кредо в сборнике «Лирические Баллады», через два года выходи 2 е издание.

 

Они шли к простоте, но каждый своим путем: например Вордсворт через любовь к простым людям, нищих, детей . В его произведениях много диалогов и он придавал возвышенность простым словам. « Нас семеро» , «Мальчик идиот» «Люси Грей»

В стих Нарцисс очень простая метрика, предложения, слова.

 

Английские романтики тяготили к сенсуализму( доверие чувствам)

Немцы к эмпиризму

 

Кольридж шел к простому от сложного , через мистические образы. Он написал наше второе любимое произведение - Сказание о старом мореходе и мы такие интеллектуалы что уже читали его в оригинале.

Сам Кольридж был опиумным наркоманом, но по неволе, т к тогда все свойства опиума не были открыты . Он яркими мазками изображал экзотические образы, порой эти образы были даже не связаны друг с другом.

 

Это произведение написано в стихотворной форме, но рядом присутствуют глоссы( описание сюжета в прозе) , т к порой непонятно что присходит исходя из поэтического повествования.

Мореход - ни живой ,и ни мертвый, ему дарована жизнь в смерти.

Альботрос - хороший знак у моряков, когда мореход убивает его , то начинает гнить море , равновесие в мире нарушено.

Вся команда погибает и Жизнь и Смерть в жизни разыгрывают жизнь моряка.

Ангелы вселяются в матросов чтобы те могли довести морехода до суши.

 

Период

Китс, Шелли, Скотт, Байрон

 

Китс

Аналог Новалиса, тоже умер от чахотки в 23 года

У Китса язык сложнее чем у Кольридж, они музыкальнее, слова пытаются выразить цвет и запах.

 

Шелли

Был абстрактным и аллегоричным.

 

Тема: Английский романтизм

Джордж Гордон Ноэл Байрон 1788-1824

 поэт

 

Не был в ладу с лейкистами, было полемическое противостояние между ними. Ему не нравится консертивная привязанность Ворстворда к старой Англии. У Байрона все по-другому. Герои у него мятежные, не довольные окружающим миром.

 

Озерная школа-романтизм покоя, персонажи знают свой идеал, бесконечность внутри себя.

Романтиз развития /движения-это 2ой этап романтизма Англии.

 

Байрон был революционером по натуре.

Участвует в национально освободительном движении Греции. Для Байрона революция-это движение истории,видел в этом романтический культ бесконечности.

Важно для него было единство жизни и творчества, хотел жить, соответствуя своим идеалам в его творчестве. Таким был Новалис. Поэзия и жизнь дополняют друг друга у Байрона.

 

Заседал в палате лордов, дважды выступил с речами.

1 речь защита католичкских верований ирландцев.

2 речь в защиту луддитов. Но в целом политическая деятельность не привлекала.

 

Он гордился своей принадлежностью к аристократии, не брал деньги за публикации произведений, был не нуждающимся человеком .

Байрон ставит подвиг выше, чем достижения поэтические. Он строго относился к своей внешности, был склонен к избыточному весу, маленький рост. Всю жизнь боролся с полнотой. Умер он от лихорадки, в Греции.

 

Когда уходит из жизни, он уже абсолютный идол, такой же популярный , как Наполеон. Умер рано.

Но был повод для радости в его смерти - такой человек не должен стариться, истинный романтик должен уйти красиво, героично.

 

Творческое наследие поэтическое:

~Паломничество чайльд

~Восточные поэмы

~Каин

~Дон Жуан

 

Байрон в творчестве не стремился полностью уйти от сложившихся традиций. Отказывается от фиксированной строфики, жанров. Он в своих произведениях берет то, что было наработано веками в литературе- спенсорову строфу . Это его отличие . По стилю - классицист, по содержанию- романтик.

В его лирике можно проследить историю его душевной жизни, его влюбленности.

 

~Паломничество чайльд Гарольда

Книга имела огромный успех.

Поэма в четырех частях 1812, 1816, 1818

Поэма включает автобиографичечкий материал, построил поэму по контуру своей жизни.

~Маршрут произведения: Путешествие из Великобритании, затем едет в Испанию, в Мальту , Балканы, Константинополь.

~Источники - 1. описательная поэма (автор выбирает тему, обычно географический объект , артитектурное сооружение и пишет о нем описательную поэму александрийским стихом). Это находим в произведении Байрона в заключительных песнях Гарольда, в третьей и четвертой.

2. Другой источник- "Сентиментальное путешествие" Стерна.

Важный момент -в книге есть места, где жили великие люди.

Литературный персонаж- двойник автора . Байрон наделяет персонажа ограниченным набором качеств, это герой, но он не индивидуум.

Мы не знаем причину разочарования героя, только намеки, иначе герой перестанет быть интересен. Лирический герой изведал полноту пресыщения, разочаровался в дружбе, любви.

Главный герой наблюдатель, пассивный зритель. В 3,4 песнях почти уже не упоминается герой.

 

Он вче время ищет успокоения и забвения.

Мотивировка путешествия- дитя цивилизации должен отправиться туда, где нет цивилизации. Гарольд хочет быть ближе к природе. Понимает, что все страны не вернут ему то, что он утратил. Был у албанских горцев , в Венеции.

 

Присутствует образ океана, моря в 4 песне.

Спенсорова строфа сост из девяти строчек, по сути это ямб- восемь строчек пятистоп ямбом, девятая строчка- шестистопным.

 

~Восточные поэмы

Гяур, Абидосская невеста, Корсар, Лара, Осада Коринфа, Паризина.

 

Название 'восточные' из-за места действия, кроме Лары и Паризины .Главный конфликт поэмы- противоборство общества и героя. Руссоистская теория присутствует ( все рождаются добрыми, но из-за гнета общества он становится злым)

У Байрона герой разочарованный , мир не понял добрые интенции героя , и он разочаровался, начал мстить, избирает способы мести- решает стать предводителем пиратов.

В конце герой остается одинок, отстранен от мира.

Повествование не последовательно.

 

~Каин - пример романтической драмы-мистерии, использование библейского мифа , присутствуют мильтоновские моменты, в частности в организации пространства . Каин и Авель начинают обретать самосознание, идентичность . Каину удаётся заглянуть в загробный мир.

 

~Дон Жуана не окончил. Должен был состоять из 50 глав, а написано только 16. Главный герой недоступный, туманный, похож чем-то на Тома Джонса. Попал в Турцию в рабство, затем в Россию, стал фаворитом Екатерины 2, видим, что через обычного персонажа автор создает широкую панораму разных наций. Видим, что замысел был грандиозным.

 

Вальтер Скотт 1771-1832

Мистификация личности

Знатный и богатый человек

Печатался инкогнито, скрывался под псевдонимами. Когда оказался на грани разорения, пришлось признаться в написании некоторых произведений. Начинал как поэт, как автор баллад на Шотландские сюжеты. Был юристом по образованию.

За неполные 19 лет написал 20 исторических романов. У Скотта история - это нечто очень ценное, трактовка истории была оригинальной, история для него была поступательным процессом.

 

 

Английский романтизм
Вальтер Скотт (1771-1832) - "шотландский чародей". Сделал историю доступной, интересной посредством своих романов.
Исторические романы Скотта:
-История - нечто самоценное
-Работал как автор с выделением ключевых , поворотных ( переломных ) событий , определяющих последующую судьбу нации или страны
-исторические компромиссы ( « средний путь » ). Итог развития существующего конфликта неизбежно - это компромисс, синтез, позитивный пафос придавал тем самым в конце сюжета.
В основном исторические романы, исторический фон и в литературном плане нужно организовывать сюжет.
Исторический роман как жанровый синтез
1. авантюрно - нравоописательный роман ( традиции романного жанра сопровождались предисловиями-наследник Фильдинга , Смоллет )
2. сентиментально - психологический роман ( анализ внутр движений, Ричардсон )
3. готической роман ( Радклиф )
В центре романов Скотта
а ) ситуация формирования новых наций ( Айвенго )
б ) складывание новых национальных государств ( Квентин Дорвард )
в ) внутри сложившейся нации ( государства ) назревает серьезный общественный катаклизм ( Пуритане , Уэверли - конфликт на уровне середины 18 века в Шотландии. Движение связанное с осознанием своей самостоятельности шотландского этноса.
Типология романов Скотта
1. романы « шотландские » (Уэверли , Пуритане , Роб Рой , Эдинбургская темница )
2. романы . « английские »
(Айвенго , Вудсток )
3. романы из истории других стран и народов
(Квентин Дорвард, Талисман)
« Приемы » Скотта - романиста
-события удалены от современности на время жизни трех поколений
-опора на легенду , предание ( « память народная » ). Подкрепляет романную концепцию, что изображается в противовес существующей легенде, действенное с потенциалом произведение на читателя. Статус легендарного (например, Мария Стюарт, Робин Гуд). Не разрушает сложившийся стереотип в мифе/легенде, подкрепляет, иллюстрируя ситуациями из своего романа. Делает ставку на ключевые признаки эпохи, которая характеризует её, гиперболизирует нравы 2-ух столетий, например, смешивает, так как картина эпохи будет казаться запоминающейся, густой. Тип сюжета один и тот же: приблизить современного читателя к далеким эпохам.
- « сквозной герой » как частное (вымышленное) лицо (Айвенго такой персонаж, к примеру)
-ядро сюжета- : встреча « сквозного героя » с реальным историческим лицом. Ввёл моду на эпиграф, употребление которых, показывало, что он хорошо знал английскую литературную традицию. Показывали знание им драм Шекспира (исторических драм). Использовал приём Шекспира, но наоборот: у Шекспира было больше исторических лиц, чем вымышленных (частных), у Скотта главным героем всегда является вымышленное (частное) лицо (например, Айвенго встречается с Ричардом Львиное Сердце). Этот приём использует и А. С. Пушкин (Гринев - частное лицо, встречается с Пугачевым).
- реальное историческое лицо вначале предстаёт как лицо частное

«Сквозной герой»
1) главный двигатель сюжета
2) замещает в повествовании самого автора: чаще всего 2 враждующие стороны, герой не связан ни с одной из партией, он проходит сквозь идеологические установки, он нейтрален
3) Его позиция близка к норме 19 века. Онближе к типу 19 века, имеет набор человеческих качеств 19 века, чтобы читателю было легче воспринимать эпоху.
Он выступает мерилом нравственности.
Характеристика контекста
- « местный колорит »
- национальная специфика
- социальный статус гepоя
- языковые характеристики
Пафос высокой нравственности:
-моральная безупречность поведения главных героев (нет ни малейшей эротической окраски)
-человечество идет к добру и справедливости (концепция истории - глубокий нравственный смысл в ней заложен, из любой ситуации есть выход)
Французский романтизм
-позднее созревание (Наполеон не жаловал романтиков, любил классицизм, пока он царствовал и не было никакого романтизма)
- фиксирован на современности
- герой как тип более обыкновенен (герой французских романтиков не автономен от фона, движения, контекста, необходимость от контакта с окружающей действительностью вводит его в меланхолию, носитель мировой скорби)
- связь с классицизмом и реализмом
- влияние рационализма (чужеродность фантастики)

Периодизация французского романтизма
1 . РАННИЙ период : конец XVlll в . - 1815 г .
Шатобриан , де Сталь
2. СРЕДНИЙ период : 1815 - конец 1820 - х гг .
Ламартин , Виньи , Нодье , Констан
3. поздний период : конец 1820 - х гг. - 1860e
Гюго , Санд

Представители:
1) Ф.Р.де Шатобриан (1768-1848)
2) Ж.де Сталь (1766-1817)

Трактат « О Германии » ( 1813 )
-интерес немецкой литературы к внутреннему миру человека
-к фольклору
-мистика
-национальное средневековье
Она выводит Францию из нарциссизма нации, показывая, что можно научиться чему-то и у немцев. Ездила туда 2 раза, так как Наполеон запрещал приближаться к Франции. Разграничила Францию от Германии, классицизм от романтизма.

Виктор Гюго (1802-1885)
Творил и как романист и как драматург. Во Франции ценят, как поэта-лирика. Привлекают яркие по образам , выплески страстей, контрасты в творчестве.

Предисловие к драме « Кромвель » ( 1827 )
-отход от книжных «правил» искусства и готовых «рецептов»
-обращение к самим фактам и событиям вместо рассказа о них
-соблюдение «местного колорита»
-поэтика контрастов , гротеск

 

РЕАЛИЗМ

 

Вторая треть 19 в

 

Слово имеет широкое значение - любое правдивое, лишенное элементов фантастики изображение окружающего мира.

 

1) Античный реализм ( античный роман - стихийный)

2) Возрожденческий реализм ( Боккаччо; муж рогоносец который выпрыгивает из окна)

3) Просветительский ( Дефо, Филдинг, Руссо)

4) Критический реализм ( применяется в 19 веке, Стендаль Флобер, Диккенс) в сочетании с социалистическим реализмом

5) Классический реализм ( начиная со Стендаля «Красное и Черное») В России - Толстой, Достоевский, Тургенев

 

Во Великобритании до 1901 - литература Викторианской эпохи - длиннее реализма

В Германии - поэтический/бюргерский реализм ( сильное влияние романтизма)

 

Мировоззренческая основа реализма:

 

1) представление о материальности , вещественности окружающего мира в частности природы, о реальности , насущности человеческих отношений и связей индивидуума с социумом

2) Живопись : Милле «стога.Осень» , ( художники Барбизонской школы) - конкретность . Курбе «После полуденный отдых»

3) Любит субстанцию социального , раскрытие соц обусловленности событий и характеров

4) Отношения к действительности , как к факту социальному и тем самым - историческому

5) Социализация героев - включение индивидуализма в обществ взаимосвязи . У Байрона герои в какой то мере социальны , есть отрицание социального опыта ( намеки на это) Конрад не вписывается в социум ищет общества более архаические

6) Личность выступает пунктом связи поколений и времен . Моветон ничего не сказать о герое - чей сын, присутствие истор сознания на уровне судьбы героя

 

Национальное самосознание - развился в эпоху романтизма . Стендаль писал очерки не только от фр , но мы чувствуем его самосознание француза

 

Сословная идентичность.

 

Романтический роман- ведущая жанровая платформа для осмысления типов соц поведения

Главный жанр - роман . Важно изучить соц поведение, отдельные биографии , как человек вырисовывается социально. Роман - зеркало. Включает и идеализм , прошлые эпохи, красоту реального мира, (лужи и ухабы )

 

Маленький роман - история становления молодого чувствительного и жаренного героя на фоне конкретно исто ситуации и во взаимосвязи с этой ситуацией.

Филдинг «Том Джонс» ( хоть и не чувствительно , не столь сложный)

Герой дан как индивид , личность ( из сентиментализма , романтизма)

И + соц тип ( из просвящения) Он представляет социальную среду но только как личность

 

Автор : расширение редакционно - издательских баз - она начинает диктовать автору свои условия - широкий сбыт возможен , индустриализация печатно- изд дела , повышение общего образовательного уровня ( средний слой жены , дети читают , появляется массовый читатель ) Следовательно профессионализация писательства( Бальзак , Диккенс) Роман - фельетон ( Диккенс, множество фанатов в США)

 

Реальный роман- романная полифония , социальное разноречие, зона живого контакта автора, героя и читателя , причастность к живой современности

Реализм во Франции 1830 ых годов 

 

16.04

Реализм во Франции.

 

Про прошлую лекцию: Реалистический роман сопровождался расширением читательских масс. Читательские ожидания трасформируются в эпоху реализма. Для людей необходимо что-то для индификации в литературе, найти некую опору для себя., необходимо сделать репрезентацию в системе персонажей, окружающей среде. Романты давали портрет читательской массы. Жизнь состоит из обычных людей, (а не из героев) и они тоже хотят быть частью произведения.

 

Июль 1830 – примерно к 70-80 гг реализм смещается как литературное направление. 30,31 – произведения Гюго, включая “Собор Парижской Богоматери”.

ИСТОРИЯ, ЧТО ПРОИСХОДИЛО ВО ФРАНЦИИ:

Июль 1830 - Июльская революция во Франции – положила конец монархии.

Реставрация Бурбонов (1814-1830).

Для романов важно когда происходило действие. До или после революции, реставрации.

Вторая Республика 1848-1852

Вторая Империя 1852-1870                         

Важные фигуры:

Наполеон III(племянник Бонапарта)

Людовик 18

Карл 10

Филипп Орлеанский (Луи-Филипп I) 1830-1848 более демократичный правитель. Переходный вариант. Был человеком из побочной ветки Бурбонов. Монарх условный(не по наследству). Он признавал хартию (промежуточная конституция). Жесты были ближе к демократизации. Правитель полу-монарх, полу-буржуа. Интересовался финансами. Перестал удовлетворять общество. Была буржуаизация общества. Луи Филипп (или Король Груша) ушел в 1848, когда произошла еще одна революция (тоже отразилась в литературе).

 

Вторая Республика, Империя - связаны с фигурой Наполеона III.

1870 – Франко-Прусская война.

1871 – Версальский мир (унижение для Франции).

 

ПЕРЕОДИЗАЦИЯ ФРАНЦУЗСКОГО РЕАЛИЗМА:

1 период 1830 – 1850 (Стендаль, Бальзак)

2 период 1850 – 1880 (Флобер, Мопассан)

 

1 период) Газетно-журнальное дело развивается (пресса). Появляется много авторов, появляются физиологические очерки (короткий текст, который представляет социальные типы – ростовщик, рабочий, банкир итд). Физ.очерки важны, тк подготовили почву для реалистической лит-ры.

 

2 период) Уже другая задача реализма.

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!