Тот, чей авторитет не может быть разрушен



Al á se

Тот, кто наделен à se

È keji -Ò ris à

Тот, кто сравним только с Ò ris à

Ik ú

Смерть, олицетворение завершения

B à b á- Y è y é

Отец-Матерь».

Наиболее важный элемент в концепции йоруба о божественном лидерстве – àse, энергия или жизненная сила, необходимая, чтобы контролировать физический мир, а также создавать, направлять и преобразовывать социальные и политические процессы. Следовательно, абсолютно неразумно исключать Ò sun из института oba. ÀseÒ sun может быть использована как основная сила в случае силовой борьбы. Ò sun, в этом контексте, символизирует «наших матерей» и женскую силу.

Из доступных археологических находок, в основном из Ilé-Ifè (священный город йоруба), можно увидеть важность роли женщин, начиная с древнейших времен. Медная пара фигур, найденная в Ita Yemòó в 1957 году, также как и другие головы из терракоты, найденные в том же городе, дают некоторое представление о роли и положении женщин йоруба во времена, предшествовавшие колонизации.  В этой паре, более короткая фигура с узкими плечами представлена женской. Ее одежда едва покрывает груди, и эту одежду до сих пор носят женщины йоруба, когда они не одевают bùbá (блузка). Ее плечи украшены лентой из бусин или ткани, которая свисает вдоль всего тела, заканчиваясь на левом бедре. Эта лента – знак, показывающий женский статус и, возможно, указывает на принадлежность к культу. Эта интерпретация имеет смысл, если мы посмотрим на одеяние членов женского культа, называемого Yeye Olórisà в Òwò, который расположен на расстоянии сотни миль к востоку от Ifè. Здесь члены этого культа носят подобные ленты на груди. Женская медная фигурка одета как важная предводительница со всеми регалиями, как и фигурка мужского рода.

В Ondó, другом важном городе йоруба, расположенном на расстоянии 45 километров к юго-востоку от Ilé-Ifè, существует Olóbùn или по другому Oba Obinrin (правитель женского пола), которая руководит рынком и играет важную роль в установлении ритуалов и церемоний, относящихся к Òsemàwé (правитель мужского пола) Ondó. Она носит два белых пера цапли в добавлении к красному перу попугая, которое носят мужские правители на земле йоруба. Она владеет небольшой белой метелкой из лошадиного хвоста, которая показывает ее высокий статус, и каждый день своей жизни носит безукоризненно чистую одежду. Она носит красные трубчатые коралловые бусины на шее, запястье и лодыжке, согласно с традицией Ondó. Когда она сидит на своем троне, возле Olóbùn всегда стоит небольшой сосуд из тыквы, на вершине которого в определенном порядке расположены ракушки каури. Igbá ajé (тыква изобилия) символизирует высокое положение Olóbùn как правительницы рынка и управляющей коммерческими сделками. До тех пор пока должность Olóbùn не исчезла в 1980 году, она несколько раз в месяц посещала рынок и коммерческие учреждения со своим òpá-ajé (жезл изобилия), который также показывал ее статус. Такие визиты были призваны поддержать и определить экономическую ситуацию сообщества.

                                                  Olóbùn

                      Igbá ajé

В Ondó все еще вспоминается, что первым традиционным правителем была женщина по имени Púpùpú. Сегодня, Olóbùn и ее женские правители занимают очень высокие, а иногда и наивысшие политические посты и обладают очень большим влиянием на высокопоставленных людей в городе Ondó. При избрании Òsemàwé в конце семидесятых годов, Olóbùn представила кандидата на трон, Robert Adekolurejo, людям Ondó. Подобным образом, в процессе церемоний, сопровождавших это избрание, старшие от Olóbùn и другие жрицы Ondó выполнили ритуальное жертвоприношение, чтобы открыть дорогу для мирного правления. Таким образом, роль женщин представляется опороченной недоброжелательными силами и махинациями, но они все еще политически более могущественны, чем правитель, представляя силу, стоящую за троном.

Скрытая сила женщин может быть лучше понята, если мы исследуем, как она связана с Eégún, маскированием Предков на земле йоруба. Слово Eégún относится к тайной силе Предков. Pierre Verger предполагает, что Eégún могла первоначально принадлежать женщинам. Это слово также используется как эвфемизм для женских гениталий, потому что они скрыты. Клитор традиционно почитается, как содержащий скрытую силу, которой женщина может пользоваться для совершения чего-либо. Кроме того, заслуживает внимание тот факт, что традиция йоруба дает привилегии женской тройне (ato), когда она приходит, занимать высокие посты в тайном и управляющимся мужчинами сообществе Eégún.

Все эти атрибуты также ассоциируются с Ò sun и являются неотъемлемой частью ее влияния, экстраординарной проницательности и способности делать то, что другие Òrisà делать не могут. Таким образом, тайная сила Ò sun даровала ей титул «лидера àjé». Следующие отрывки из ее oriki подтверждают ее исключительные способности:

«Она – мудрость леса

Она – мудрость реки

Когда врач бессилен

Она исцеляет свежей водой

Когда медицина бессильна

Она исцеляет свежей водой».

Многие жрецы, жрицы и последователи Ò sun верят, что сила воды может исцелять их болезни и избавлять от проблем. Вода, основной целительный агент Ò sun, является активным ингредиентом в приготовлении èrò (смягчающее, успокаивающее средство/медицинский препарат). В процессе ритуалов считается, что вода производит гармонию и мир, что помогает устранить напряжение и гнев. Таким образом, с помощью свежей воды, Ori человека может быть «смягчен» если он испытывает «тяжесть» (le), которая привлекает необъяснимые и всевозможные несчастья. Следующее заклинание, использующееся при приготовлении èrò, показывает, как, согласно традиции йоруба, понимается действие воды:

«Bi ooru b á m ú

Когда погода ужасно жаркая

Ab è b è ni i b èé

Опахало смягчает ее

Bi in á b á á j ó koko

Когда жара вспыхивает снова

Omi l à á fi i pa á


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!