Тот, кто не имеет жены, призывается к каким-либо действиям



 Bi a dáké lásán, enu ni i yo ni

Ничего не делать – означает приглашать проблемы и беспокойство

Nini ejó, àini òràn

Иметь жену также трудно, как и не иметь ее

È nià kò l´óbinrin

Тому, у кого нет жены

Ó t ó k ó k á w ó l ´ ori sok ú n gba o j à lo

Следует плакать и рыдать на рынке

Ki is é òràn àsejú

Это не является крайностью

Ò r à n à s es á k ó

Или чрезмерной реакцией».

Этот стих показывает традицию йоруба, согласно которой женщина необходима для мужчины так же, как Ò sun была необходима шестнадцати Оду в момент творения. Здесь также проявляется противоречивое отношение мужчин к женщинам. Это может быть отнесено к вере, что, подобно Ò sun, все женщины – потенциальные àjé, которые обладают eye, «силой птицы». Страх перед этой экстраординарной силой заставляет мужчин ублажать женщин, поскольку они взаимодействуют с «нашими матерями» (àwon iya wa Òsòròngà). Это выражение является синонимом àjé и часто неправильно переводится как «ведьмы». Вследствие этого, во многих социальных, религиозных и политических структурах мужчины стараются умиротворять «наших матерей» и молится им, чтобы использовать их силу на благо общества. Как правитель северо-восточного королевства йоруба Ila-Orangun, Oba William Adetona Ayeni, говоря о птицах на своей короне, сказал: «Без матерей я не смог бы править».

Несмотря на то, что, казалось бы, большинство силы на земле йоруба сейчас сосредоточено в руках мужчин, устная традиция и культурное искусство не дают никаких оснований думать, что так было всегда. Например, мы не вполне точно знаем пол Odùdúwà, прародителя расы йоруба, поэтому у нас есть основания предполагать, что он мог быть как женщиной, так и мужчиной. Неопределенность пола Odùdúwà будет иметь большее значение, когда мы узнаем больше об Ò sun – Òrisà, который никогда не игнорируется ее последователями, и чьи различные аспекты продолжают проявляться в культуре и сообществе йоруба.

Если мы взглянем на «корону Odùdúwà» из Idànrè в штате Ondó, мы будем поражены ее сходством с другой короной из Ilésà в штате Ò sun, которую носят женщины вот уже 20 лет.

Корона Idànrè, несмотря на древность и простоту исполнения, невероятно искусно сделана. Она приблизительно конической формы и имеет все элементы, которые позволяют идентифицировать ее как подлинный символ божественного авторитета среди йоруба. William Fagg так описывает эту корону: «Она состоит из огромного ряда красных птиц, которые по большей части сделаны из камней, но могут включать и несколько кораллов… Корона включает в себя также огромный разнообразный ассортимент бусин… Она не так велика, как короны из Бенина, но похожа на предков ниспадающих бус на коронах девятнадцатого и двадцатого столетий» (Fagg 1980:12)

Корона из Ilésà называется adé àforisokùn и носится наиболее старшими жрицами Owári, третьего или четвертого «правителя» земли Ijesha, где Ò sun все еще имеет многих последователей. Согласно устной традиции Ijèsà, Owá был воинственным, импульсивным и очень могущественным правителем. Корона àforisokùn во многом напоминает «корону Odùdúwà». Возможно, они выполняли и похожие функции.

Короны Odùdúwà и adé àforisokùn обе имеют osù, особый мешочек, обладающий магической силой, который прикрепляют или пришивают на вершину корон йоруба. Скрытый под декорациями из бус или украшениями птицы на коронах, osù никогда не должен быть открыт и его содержимое никогда не должно быть показано тому, кто носит эту корону. Можно предположить, что живучесть, сила и авторитет божественных королей были тесно связаны с ингредиентами этого osù.

Покрывало (ibòjú), которое является важной частью корон йоруба, представлено примерами Idànrè и Ilésà. Предназначенное для того, чтобы скрыть личность того, кто носит корону, который, как предполагается, действует от имени Òrisà (божество), iboju adé àforisokùn показывает, как выглядит корона Idànrè в действии. Жрицы Owári держат метелочку из белого лошадиного хвоста в правой руке и состоящий из двух частей скипетр, символизирующий их власть, в левой. Они также носят большие ожерелья из бус и дорогие цепи, которые свисают у них вдоль всего туловища. Поддерживаемые с двух сторон помощниками, жрицы демонстрируют свою силу, влияние и авторитет.

Корона с покрывалом является одним из наиболее важных символов и передатчиком божественности тем, кто ее носит. Она также стирает половые различия через визуальные представления. Слово йоруба oba (правитель) не имеет отношения к полу и не может иметь только значение «король», как в этом убедились множество исследователей. Следующие приветствия oba не имеют отношения к какому-либо одному полу:

«K á biy è si


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!