О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга 10 страница



Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под п р о ­с т о к ваши;

Погода размокропогодилась;

Нашего пономаря да не пер епоном аривать стать;

Расчу вствовавшаяся Варвара расчу в с т в о вала нерасчу вствов а в- ше гося Вавилу;

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Преодоление всех трудностей скороговорок и делает их великолепным тренинговым материалом для развития арти­куляции. Ведь скороговорка обязательно должна быть ч и с т о г о в о р к о й, то есть все звуки должны быть при быстрой речи точно произнесены. Поэтому скороговорку и называют еще чистоговоркой или чистобайкой. Вот некото­рые из известных чистоговорок;

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Фрол прям, Пров крив.

Шли три попа, три Прокопья-попа, три Прокопье-вича;

Говорили про попа, про Прокопья-попа, про Про-копьевича.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Скороговорка, являясь народнопоэтическим произведе­нием, требует искусства произнесения. А искусство — это искушенность, опытность, мастерство владения материалом. Овладеть сценической скороговоркой — это значит: а) до­биться того, чтобы активно работали сознание, мысль, во­ображение, воля, не позволяя языку «забегать» вперед мыс­ли, искажать смысл слов; б) осуществлять словесное дей­ствие, умея в отпущенное малое количество времени «вло­жить» свои видения и мысли в сознание партнера, слушате­ля; в) выполнять условие сценической скороговорки: чем быстрее речь звучит, тем четче должно быть произнесение, ярче голосовая модуляция. Выразительность, «обострен­ность» интонаций при быстром темпе убережет речь от пус­той болтовни.

Надо тренировать не «американский» темп речи, который, по мнению известного актера М. Чехова, не темп, а спешка, которой в большинстве случаев прикрывается пустота и бес­содержательность происходящего на сцене, а русский темп. Настоящий темп — это живое, подлинное чувство актера. «...Внутренний темп выражается в быстрой или медленной смене душевных состояний героя, изображаемого вами на сцене... Этому, а не «американскому» темпу следует учиться русскому актеру, быстрой, но четкой смене образов, жела­ний, чувств и эмоций всякого рода»80.

Вырабатывается сценическая скороговорка через мед­ленную, преувеличенно четкую речь.

Упражнение 107 «Вдолбить»

Вы «учите» своего друга верно произнести скороговор­ку: «Погода размокропогодилась». Надо, чтобы друг понял смысл сложного для произнесения слова, а значит, «увидел», как сыро и серо за окном. Не торопясь, точно по звукам, по ударности в слове повторите дважды текст скороговорки: «Погода размокропогодилась, размокропогодилась погода». Если у друга не получается, не переставайте «вдалбли­вать» текст, пока не добьетесь хорошего результата. Жела­ние «вдолбить» вызовет естественно медленное и четкое про­изнесение фразы. Друг подыгрывает вам «тупость», чтобы дать возможность действовать глаголом, «вдолбить». Толь­ко не пускать в ход руки, голову, брови, лоб. Действует лишь речевой аппарат.

Упражнение 108

«Я — педагог- речевик»

Вы педагог, диктуете текст трудной скороговорки. «Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколов-ски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, на­до колокол переколоколовать, перевыколоколовать».

Диктуете, четко артикулируя слова, подчеркивая окон-чания слов, ярко интонируя знаки препинания. Особенно точно указывается на ударения в трудных словах: не по-ко-локоловски, переколпаковать, перевыколоколовать и т. д. Старайтесь почувствовать перспективу во всем: в слове, фразе, мысли, помня и понимая, что существует свой темп произнесения каждого звука, слога, слова во фразе...

В самом деле, как различны по длительности звучания гласный Е и ударный А в слове переколпаковать!

Помогите себе выработать это внутреннее стремление к ударному слогу в слове приемом «дирижирования».

Упражнение 109

«Лепка слова»

«Дирижируйте» таким образом: вспомните, как ввинчи­вается электрическая лампочка в патрон. Оборот кисти руки I слева направо. Еще и еще раз. Лампочка ввинчена. А теперь «ввинчивайте» слова с одного оборота кисти. Легкое, быст­рое движение руки слева направо — и «ввинчено» слово «колпак». Кончается движение на ударном А, безударное же О звучит как короткое А, на нем вы не задерживаетесь. «Ввинтите» слова «не по-колпаковски». Ясно звучит ударный О, все остальные безударные гласные редуцируются и произносятся без излишней на них задержки.

Слышите, как все слоги «бегут» под ударный? Где бы ни стоял ударный слог — в начале, в середине или в конце сло­ва, он звучит шире, весомее, слышнее всех остальных слогов. «Перевыколпаковать», — как только «ввинтили» слово (ос­тановилось движение руки после ударного гласного Ы), так ни один слог после него не «выскочил», не растянулся, не отстал.

Возьмите слова, в которых много, безударных гласных О, А, Я, Е, и поработайте над их редуцированием подобным приемом.

Упражнение 110

«Дирижер»

Подобно тому как ощущалось движение к ударному слогу в слове, нужно почувствовать движение к выделяемо­му слову во фразе, а также различную длительность зву­чания слов, различный «объем» их.

«Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала». Скажите эту скороговорку, желая донести до нас мысль о том, что ничего не получилось у Маланьи. Слышите: слово «не выболтала» звучит шире остальных слов? Оно — ударное. Оно — центр мысли. Все слова «бе­гут», стремятся к нему.

Сделайте упражнение таким образом: сопровождайте произнесение слов движением кисти руки («лепите» слова), а ударное слово — движением руки от локтя. Шире движе­ние — шире звучит слово. Движение руки — круг по солнцу (снизу — вверх, направо — вниз).

Назовите условно движение кисти руки — «лепка сло­ва», от локтя — «рубка слова», от плеча — «ковка слова».

«Лепите» маленькие, собранные, четкие слова, «срубите» слово средней величины, «выковывайте» большие, широкие, насыщенные глубоким содержанием слова.

Разные длительности слогов в слове, слов во фразе, фраз в куске, в мысли и создают бесконечное многообразие ритмов речи. Научитесь чувствовать различную «объем­ность» слов.

Затем возьмите какой-нибудь хорошо знакомый всем текст стихотворения, например «Парус» М. Лермонтова. «Продирижируйте» его. Заставьте слушателей произносить слова так, как этого хочется вам. Меняйте характер произ­несения слов. Смелее! Не только по фразам, но и в самой фразе. Следите за тем, чтобы не отставать в произнесении короткого слова (оно звучит в соответствии с движением вашей кисти руки), не торопиться произносить слово, когда движение широкое — от плеча.

Смелые переходы (даже в середине фразы) от крупного (ударного) к короткому слову и наоборот будут развивать у вас и ваших слушателей быструю реакцию, переключение темпа, подчинение речевого аппарата воле.

После такого чисто технического приема (темпо-ритм не рожден; не подсказан действием, видением, чувством) по­пробуйте продирижировать стихотворение, слушая свою природу, то есть исходя теперь из смысла стихотворения, из видений, из поставленной перед собой цели...

Заметили, что дирижируете своему чувству? Так и долж­но быть. «Вы прислушивались к своему внутреннему пере­живанию и внешне выявляли его темпо-ритм с помощью ди­рижирования»81.

«Дирижирование» дает свободу для проявления чувства в голосовом звучании, в подвижности интонаций. Поэтому широко пользуйтесь этим приемом в работе над словом. Ди­рижирование тренирует как «крупное» слово, так и четкую чеканную скороговорку.

Упражнение 111

«Растеряха»

Оправдывайте медленное, а затем быстрое произнесение скороговорки. Каким образом? Например: вы «ворона», ле­тите и «каркаете», пугая птиц.

 

В огор-роде

Огор-рошены —

Р-растер-рял

Гор-рох

Гор-рошины.

Огор-род

Не огор-рожен —

Не р-разыщете

Гор-рошин.

Кар-р!

Кар-р!

(Г. Усач)

А теперь вы «сорока-сплетница». Влетели и «выпалили» слова чистоговорки! Слова сыплются «горохом» — часто-часто! Но все должно быть понятно, о чем сообщаете. Речь четкая, слова «огорошены» и «огорожен» не путаются, интонации точны по мысли и выразительны по подтексту. Все ясно из вашей речи: хотите ли вы вызвать сочувствие к яв­лению, или высмеять его, или призвать на помощь... Помни­те о том, что «вы можете очень спокойно вкладывать в душу другого одно видение за другим, можете вкладывать их бы­стро, но непременно вкладывать, а не просыпать»82, — учил К. С. Станиславский (подчеркнуто мною. — 3. С).

Для тренировки умения при быстрой речи «не подрезать» интонационное звучание проделайте следующее упражне­ние:

Упражнение 112

«Модуляциограмма»

Движением руки (слева направо) на воображаемой сте­не или на реальной бумаге рисуйте «модуляциограмму» с тем, чтобы зрительно увидеть движение голоса, развитие «логической мелодии» фразы, мысли. Условно графически это будет выглядеть таким образом:

Конечным согласным П, активно произнесенным, фикси­руйте повышение и понижение тона голоса при развитии мысли («пики» высоты обозначены вертикальными черточ­ками). Смелое движение руки вверх и вниз, а за нею и дви­жение голоса! Избегайте «прямого как палка» голоса. Чем больше он гнется, вибрирует, движется в диапазоне, тем вы­разительнее будет речь.

Упражнение 113

«Глобус кружится»

Вы любознательный мальчишка. Подошли к глобусу, рассматриваете его:

Круглый-круглый

Глобус школьный,

Словно мячик

Волейбольный.

Вот он

Шар земной

Какой!

Я толкнул его

Рукой.

Поехали

Материки,

Поплыли

Две Америки,

Африка,

Австралия,

Европа

И так далее...

Меридианы

Линии,

И океаны Синие... 

Закружилась

Вся земля:

И леса,

И поля,

И деревни,

И мосты,

И деревья,

И кусты, 

И дорога,

И народ,

И собака

У ворот,

И дом,

И комната моя,

И шкаф,

И стол,

И стул,

И я.

(Генрих Сапгир)

Легко представить, как постепенно убыстряется темп речи, доходит до самого быстрого: закружился и стол, и стул, и сам мальчишка. Разделите стихи на четыре части — четыре темпа.

Первая часть — подошли, рассматриваете. Темп речи умеренный до слов: «Я толкнул его рукой».

Во второй части темп убыстрился: «Поехали материки» до слов «И так далее...».

Третья часть (надо предположить, что еще раз толкнули шар и он закрутился быстрее) — еще ускорился темп речи со слова «Меридианы» до слова «Синие».

Четвертая часть (еще раз толкнули уже быстро вращаю­щийся шар) — самый быстрый темп речи: «Закружилась вся земля...».

Упражнение 114

«Спринтер»

Вы бегун на короткую дистанцию (спринтер), а сейчас, призвав на помощь свое воображение и веру, помогаете вы­работке сценической скороговорки, используя свой спортив­ный опыт. Вспомнили, как активно работает у вас весь орга­низм во время бега: и мысль, и воля, и мышцы ног, тела, рук? Почему бы не пробежать мысленно, приводя тем са­мым весь организм в активное состояние? И со словами:

 

Темпу речи помогу —

Стометровку пробегу.

Пробегу я не ногами,

Мне полезнее словами,—

начали действовать:

Старт. Сигнал. Рывок! Бегу!..

Сил своих не берегу:

Коротка ведь стометровка —

Сразу темп взять — тренировка.

Я несусь быстрее ветров,

Что секунда — десять метров...

Десять, двадцать, тридцать, сорок...

Никаких нет оговорок.

Темп свой быстрый не спускаю.

Финиш! Ленту обрываю!

После слова «бегу» сразу же берется быстрый темп ре­чи. Причем темп ради темпа ничего не дает, только приуча­ет к пустой болтливости. Старайтесь передать точно все, что проделываете мысленно. Работайте для зрителя. Интонации должны быть ясными, определенными по мысли. Ярко пе­редавайте видение и при скороговорке.

Слова четкие — в стремлении к ударному слогу, фразы собранные — в стремлении к выделяемому слову: все «бе­жит» к финишу. Язык подчиняется вашей воле, мыслям, цели.

Упражнение 115

«Три круга»

В этом упражнении добейтесь постепенного нарастания темпо-ритма речи. Мысленно пробегая дистанцию, коорди­нируйте скорость бега со скоростью произнесения: чем бы­стрее с-каждым, кругом бег, тем больше убыстряется темп речи.

 

Темп речи убыстрять учусь.

Сейчас три круга я промчусь.

Вот в ПЕРВЫЙ круг пустился я.

Хоть речь и быстрая моя,

Но до предела далеко.

Я говорю слова легко.

И на пути ни оговорки,

В том помогли скороговорки.

Вот в круг вступил теперь ВТОРОЙ.

Ускорился темп речи мой.

Все собранней, короче слово.

Точна предельно мысль моя.

А интонация готова

Все выразить, что вижу я.

Вот ТРЕТИЙ круг! Еще быстрее,

Чтоб финиша достичь скорее!

Слова «строчат из пулемета»:

«Тра-та-та-та!» Язык наметан.

Весь речевой мой аппарат,

Готовый к бою, только рад,

Когда пред ним трудней задача.

Тренировался — есть удача!

Кто ж тренингом пренебрегал,

Тот в мастерстве своем отстал!

Рассчитывайте свои возможности. Не начинайте гово­рить сразу в быстром темпе. Прибавляйте его постепенно с «каждым кругом». Мастерство владения сценической скоро­говоркой покажите в последней части стихотворения.

Устройте игру: вдвоем «пускайтесь в бег» словами. Бо­лельщики (товарищи) фиксируют победу. Кто первым без оговорок, четко по мысли и произношению закончит текст, кто будет более убедителен, тот и победит. Умейте сосредо­точить внимание на выполнение своего задания. Пусть вас не сбивает товарищ, который тоже говорит и «бежит» вмес­те с вами. Это хорошая тренировка сосредоточенного и мно­гоплоскостного внимания.

Действуйте! Не получилось? Сбились? Естественно. Для того чтобы выполнить задание, нужна тренировка, приспо­собление организма к новым обстоятельствам.

Для четкого произнесения скороговорок в самом быст­ром темпе должен быть натренирован и готов к действию весь организм, а не- только мускулы языка: и дыхание, и голос, и мускулатура тела.

Упражнение 116

«Репортаж»

Вообразите, что вы как спортивный комментатор ведете радиорепортаж о футбольном матче;

 

Шастает мяч бросками,

Мечется меж носками

Кожаных бутс пудовых,                                                           Средний темп

Сплющить его готовых.                                                             произнесения.

То он уходит здраво

Прямолинейно вправо.

То он уходит влево

Краткой дорогой гнева,

То он встает со звоном

Свечкой над стадионом,

Дерзко приподнимая

Доброе небо мая.

Вот его вновь погнали                                                            Темп речи

Вниз по -диагонали.                                                                  убыстряется.

Вот его завернули,

Держат на карауле.

Вот он, попав в болтанку,

Скачет вдоль стадиону,                                                     Самый быстрый

Вот он ударил в штангу                                                       темп

Лбом со всего разгона.                                                           произнесения

Прыгнул назад с капризом,                                                   речи.

К центру рванулся с лёта,  

Но воротился низом

И угодил в ворота!

(В. Васильев. «Стадион «Динамо»)

Слушатель не видит игры, поэтому надо очень точно пе­редать мысль: все движения мяча. Для этого необходимо ос­вободить свою речь от лишних ударений, выделяя только са­мые важные слова (выделены). Здесь, при описании того, каким образом забивается гол, явно ощущаются три ступени нарастания темпа речи: от среднего до самого быстрого. «Доборы» воздуха частые и незаметные.

Упражнение 117

Кулик»

Вы «кулик». Живете на болоте. Прогуливаясь, встрети­ли «цаплю», приглашаете ее в гости. Во всех подробностях и деталях описываете приметы, по которым «легко» найти ваш дом:

 

— Я живу за пятой кочкой,

За двенадцатым листочком,

Возле первого сучка,  

Там, где лужа велика,

Где стоит корявый пень,

Гриб со шляпкой набекрень,

Где поломанная ветка,

Где лягушка-домоседка.

Я живу — недалеко,

И найти меня легко,

Приходите, если запомнили.

(С. Струин)

Не торопитесь в передаче подробностей «адреса» — спе­шить некуда, потому что вы прогуливаетесь.

А теперь измените обстоятельства с тем, чтобы умень­шить время для действия. Вы бежите через болото — торо­питесь домой и на ходу сообщаете «адрес». Добейтесь того, чтобы речь была быстрой, но точной по передаче мысли, ви­дений, подтекста. Действие остается то же самое, но време­ни для достижения цели отводится гораздо меньше.

Значит, надо сдвинуть внутреннюю жизнь, чтобы быст­рее заработала мысль, быстрее задвигалась кинолента ви­дений, быстрее задействовал внешний аппарат воплощения. Только от сдвига внутреннего темпа изменяется внешний темп — скорость речи. Иначе — пустая, бездейственная бол­товня, и только!

Еще одно упражнение для тренировки темпа речи, по­зволяющее вырабатывать скороговорку «выдержанную в темпе, четкую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли»83.

Упражнение 118

«Королевская считалка»

Успокойте разволновавшегося товарища, прочтя ему «ко­ролевскую считалку» английского писателя А. Милна (в пе­реводе Н. Воронель):

 

Король империи Перу

(Точнее — император)

В делах знал толк и меру,

Ума имел палату

И повторял считалку,

Полезную для всех.

Когда очки, к примеру,

Терял владыка Перу,

Когда, съезжая с горки.

Он падал носом в снег,

Когда горшок с цветами

Ронял на платье даме,

Когда на шляпу новую

Садился невзначай,

Когда, бродя по лужам,

Он забывал про ужин,

Опаздывал в столовую

И пил остывший чай;

Когда он был не в духе,

Когда кусались мухи,

И никому не жалко

Бывало короля,

В любом подобном случае,

Пока не станет лучше,

Король шептал считалку,

Губами шевеля:

«Шестью восемь — сорок восемь,

На два делим, пять выносим;


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!