О некоторых вопросах методики проведения голосового тренинга 4 страница



Помните —никакого мышечного "напряжения! Собрано внимание, слух. Это раскрепощает мышцы тела, кроме ди­афрагмы, которая вместе с вами «слушает» и «действует»: подает сигналы. Мягко, без мышечного напряжения, опуска­ется челюсть на словах «я аист», «я астра». Диафрагма опирает звук. Свободно, активно звучат подряд три гласные аи, четко заканчивается слово согласными — ст.

Замените позывные другими словами, которые также на­чинаются на гласный а. Например: «я айсберг», «я арфа» «я альфа».

Упражнение 30

«Диктовка»

Четко, неторопливо диктуйте слова такого четверости­шия:

 

На атом, на атом, на атом

В атаку идет атакующий класс.

Он атом, он атом, он атом

Заставил работать на нас.

Первый раз диктуйте по словам (чтобы успели запи­сать). Точно несите интонационно-смысловой рисунок зна­ков препинания. Второй раз диктуйте по стихотворным строчкам, третий — по фразам. Спокойный посыл звука при диктовке на аудиторию будет снимать зажатость в глотке, убирать заниженность голоса, чем особенно грешат мужчи­ны с низкими голосами.

Сонорные согласные (их в этом четверостишии 17—м, н, л, р) помогут ощущать резонанс (вибрацию) в «маске».

При диктовке «на аудиторию» не посылайте звук далеко вперед. Это может вызвать напряжение голосового аппара­та, и шея потянется вперед, что особенно свойственно жен­щинам. Надо выработать в себе ощущение того, что посы­лаешь звук как бы «к себе», а не «от себя». Вспомните, как мы даем команду далеко вперед убежавшей собаке: «Ко мне!» Вы как бы «обхватили» звуком (как обняли ру­кой) собаку и «притянули» ее к себе. Так точно «притяги­вайте» к себе внимание людей, сидящих в последних рядах аудитории, внутренне давая им команду: «Внимание к то­му, о чем я говорю!» Следите за свободой нижней челюсти при произнесении гласного а в ударном слоге.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие акты словесного действия и восприятия речи лежат в про­цессе речевого взаимодействия артиста и зрителя?

2. Что вы знаете о законе «экономии сил» слушателей?

3. Что лежит в основе развития такого свойства голоса, как «по­летность»?

4. Что вы понимаете под тембром голоса и какова его роль в сце­нической речи?

5. Что вы знаете об атаках голоса?

6. Почему упражнения, построенные по типу упражнения «стон», яв­ляются основными в формировании мягкой атаки голоса?

7. Какие упражнения способствуют выработке резонаторных ощуще­ний, звонкости голоса?

8. Что вы знаете 0 двух формах речи? Что дает их тренировка?

9. Какие упражнения и почему помогают воспитать собранность звука?

 

10. Что вы знаете о тренировке свободы мышц нижней челюсти?

11. Почему йотированный звук «Я» способствует тренировке близос­ти звучания гласного «А»?

12. Какой навык надо воспитать при посыле звука на аудиторию?

Добившись свободы звучания гласных и сонорных сог­ласных, необходимо включать в голосовой тренинг и дру­гие согласные звуки, которые также способствуют созданию музыкальной речи.

Согласные

В работе над голосом

 

Непрерывная линия звучания... со­здается в речи только в том случае, ког­да гласные и согласные сами по себе по­ют, как в вокальном искусстве. Если же одни звуки — гласные — тянутся, а сле­дом идущие согласные только стучат, то от этого образуется прорыв, провал, пус­тота, и в результате получается не беско­нечная линия, а звуковые обрывки, клоч­ки, восклицания.

К. С. Станиславский

 

Тренировка согласных звуков должна рассматриваться не только как развитие всех частей артикуляционного аппа­рата для четкости и чистоты дикции, но и как необходимое условие постановки речевого голоса. Положительную роль в голосовом тренинге играют так называемые взрывные согласные. Они образуются при активном прорыве воздушной струей препятствий: крепко прижатого кончика языка к верхним резцам д), задней части спинки языка, крепко прижатого к твердому нёбу (к —г), затвора обеих губ (п-б).

В силу своей активной природы рождения взрывные сог­ласные тонизируют работу дыхательного аппарата, особен­но развивают подвижность диафрагмы (проверьте, произно­ся глухие согласные: ппь! ппь! ппь! тть! тть! ккъ! ккь! ккь!, а также помогают приближать звук к губам, отдавая свою энергию идущим за ними гласным звукам. Произнесите с голосом ряд слогов: Па! По! Пу! Пэ! Пи! Пы! Ба! Бо! Бу! Бэ! Би! Бы! Да! До! Ду! Дэ! Ди! Ды! Га! Го! Г у! Гэ! Г и! Гы!..

Тренируйте такие сочетания: птка! птко! птку! пткэ! тки! пткы! бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдгй! бдгы! кпта! кпто! кпту! кптэ! кпти! кпты! гбда! гбдо! гбду! гбдэ! гбди! гбды!.. Тренировка этих согласных развивает весь артикуляцион­ный аппарат: пб — губы, тд — кончик языка, кг — спинку языка.

Оправдайте активность их произнесения задачей: «отчи- тать», «пристыдить», «остановить» мешающего вам работать товарища. Брови, голова, нос, лоб — все должно быть спо­койным, недвижным. Это дает возможность перенести всю энергию на действие только дыхательного и речевого аппа­ратов.

Тренируя всевозможные сочетания согласных, отчиты­вайте, подшучивайте, поддразнивайте, кокетничайте, форси­те... Но только не делайте упражнения формально, мертво, механически, без «душевного участия», как говорил К. С. Станиславский.

Закрепляйте взрывную природу согласных пб; тд; кг в текстах.

Упражнение 31

«Взрываю»

Беззвучно (без голоса), четко артикулируя все слова, «взрывайте» согласный п в чистоговорке:

Пришел Прокоп — кипел укроп.

Ушел Прокоп — кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

 

Согласный р не отрывайте от п. Пускай он беззвучно вибрирует. Следите за четкостью произнесения п в конце слова. Оправдайте утрированно четкое произнесение соглас­ного п. Например: хотите, чтобы товарищ только по арти­куляции губ понял все, о чем вы говорите, и мог бы сосчи­тать количество четко и активно произнесенных согласных п. Затем согласных т:

 

Трактор всюду поспевает:

Пашет, сеет, убирает,

Пилит лес, корчует пни.

Только дела — что смотри.

 

И наконец, согласных к:

 

Кукушка кукует! Кукует в леску:

Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

Упражнение 32

«Стрелок»

«Стреляйте» из пистолета: пйф-паф! пйф-паф! пйф-паф!.. Чтобы добиться резкого взрыва звука п, выбрасываю­щего гласную (пулей вылетает), нажимайте пальцем на во­ображаемый курок. Легкое напряжение в пальце передается на губы (они сжаты) и служат сигналом для толчка воздуш­ной струи, с силой разрывающей губы.

Упражнение 33

«Поезд»

Передайте стук колес поезда в разном темпе. Поезд от­ходит: Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук- тук...

Прибавляет ход:

Туктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктуктук... {Быстрее! Быстрее! Быстрее!) И вот:

 

Вагоны вперед покатили, как мячики:

Так-чики, так-чики, так-чики, так-чики!

(Ю. Тувим)

 

Имитируйте пулеметную очеред: так-так-так-так-так-так...

 

—Так-так-так, — говорит пулеметчик.

—Так-так-так, — говорит пулемет.

 

Упражнение 34

«Жонглер»

Жонглируйте мячиками:

— Ду-тту! До-тто! Да-тта! Дэ-ттэ! Ди-тти! Ды-тты!

На ударный — первый слог (ду, до, да, дэ, ди, ды) — правая рука бросает «мяч» вверх, левая в это время пере­дает «мяч» за «мячом» в правую для подбрасывания. Вспом­ните, а если'не знаете, то полюбопытствуйте, как это делют жонглеры. Непременно добейтесь координации движе­ния рук и звука. Рука вверх — звук на ударном слоге — вверх!

А теперь бросайте друг другу (товарищ — тоже жонглер) «тарелки». Одна за другой летят «тарелки» к товарищу:

— Гду! Гдо! Гда! Гдэ! Гди! Гды!

Он посылает их вам обратно, сопровождая полет «таре­лок» другими сочетаниями звуков, в произнесении которых необходимо тренироваться.

Меняйте темп движения — отсюда и темп речи.

Рука—свободная. Только кисть руки делает резкий ры­вок, пуская в полет «тарелки». Движение небольшое. При­норовитесь!

Если движение кисти руки напряженное — «тарелка» не полетит. Снимите напряжение с руки — снимется напряже­ние и с фонационных путей. Звуки полетят с «тарелками».

Упражнение 35

«Бадминтон»

Встаньте друг против друга. Ощутили вес «ракетки», ко­торая находится в правой руке? (Вообразите, что она дей­ствительно есть.) «Волан» —в левой. «Пристройтесь» к пар­тнеру. Начинайте игру:

— Ббу! — И «волан» летит к товарищу.

— Ббо! — И товарищ посылает его обратно к вам.

— Бба! — Удар рукой вперед и вверх.

— Ббэ! — Этим же отвечает товарищ.

— Бби!—Вы отбиваете «волан» ракеткой.

— Ббы! — Он делает то же самое.

Движение руки, отбивающей «волан», легкое, свободное. «Волан» летит вверх и вперед — так же летит и звук (в го­ловной резонатор и в «зрительный зал»).

Добивайтесь правды в исполнении упражнения. Следите друг за другом, за направлением полета «волана» и т. д.

Меняйте сочетания согласных.

Упражнение 36

«Свинки»

Поиграйте в такую игру: вы — веселые шаловливые «свинки» — принялись печатать на машинке и приговарива­ете в такт ударов:

 

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки — туки — туки — тук!

Туки — туки — туки — тук!

И посту-кйвают, и похрю-кйвают: 

Хрюки — хрюки — хрюки — хрюк!

Хрюки — хрюки — хрюки— хрюк!

(К. Чуковский)

Сначала темп речи не быстрый, а затем все шаловливее, все быстрее «печатайте» и говорите. Старайтесь договари­вать слова: «тук», «хрюк», «постукивают», «похрюкивают».

Дыхание подвижное — движение диафрагмы идет в рит­ме ударных слогов (каждый слог она «держит», «подбрасы­вает») , взрывает глухие согласные в конце слов — к, т.

Упражнение 37

«Барабанщик»

С той же целью (чтобы свободно и активно работала ди­афрагма — была подвижной, держала звук) используйте такой текст:

 

Пара барабанов,

Пара барабанов,     

Пара барабанов

Била   

Бурю.

Пара барабанов,

Пара барабанов

Пара барабанов

Била

Бой.

(И. Сельвинский)

 

Представьте, что «играете на барабане». Ваши «палочки» (руки со свободными кистями) легко отскакивают при каж­дой ударной гласной в слове. Не бейте грубо по барабану. Едва хотите коснуться «барабана», кисть руки отбрасыва­ется вверх!

Вырабатывайте в упражнениях так называемый рече­ручной рефлекс. Это хороший помощник в нахождении ес­тественного звучания. Потом рука уберется. Речеручной рефлекс устанавливает связь между речью и движением. Движения должны быть ритмичны и совпадать с ритмом речи. «В результате в коре больших полушарий как бы соз­дается контрольный пункт, который и является регулирую­щим началом в упорядочении речевой функции»61.

Упражнение 38

«Разговор лягушек»

На зеленой опушке повстречались две лягушки. Между ними произошел следующий разговор:

 

П е р в а я. Кума,

Ты к нам?

В т о р а я. К вам, к вам,

К вам, к вам!

К воде скачу,

Ловить хочу!

П е р в а я. А кого, кого, кума?

В т о р а я. Рака, карпа и сома.

П е р в а я. Как поймаешь, дашь ли нам?

В т о р а я. Как не дать?

Конечно, дам.

(С. Маршак)

Следите за свободой тела. При каждом ударном слоге — легкое движение тела, рук (подпрыгиваете, как лягушка). Работайте своим голосом. Звук естествен, не искажен. Схвачен только характер лягушачьих прыжков.

Произнесите следующие сочетания:   

— Кчку! кчко! кчка! кчкэ! кчки! кчкы!

Испытываете затруднение? Начали «спотыкаться»? Не слышите согласный к, стоящий перед гласной? Пропал пер­вый к? В чем причина? В дыхании. Оно не подчиняется вам, не успевает «взорвать» три стоящие подряд согласные (кчк). Надо добиться цели!   Сделайте еще и еще раз упражнение.

Упражнение 39

«Ножницы»

Резкими, короткими движениями пальцев руки разрезай­те воображаемую бумагу. Сопровождайте движение паль-цев (ножниц) звуками «чик».

Чикайте: чик! чик! чик! чик! — медленно (приноравли­ваетесь) .

— Чик-чик-чик-чик-чик-чик-чик! — быстрее (приноро­вились).

— Чик!.— чикнули в последний раз.
Оправдайте движение (обрезаете края фотографической карточки или подрезаете челку и т. д.). Увидели себя в зер­кале, оценили; «Челка! Чудно!» или «Челка! Чепуха!» — и т. д.

Упражнение 40

«Цокот копыт»

Прислушайтесь. Слышите? — Цок-цок-цок-цок! — цока­ют копыта. Передайте услышанный цокот копыт. Легче! Изящнее. Короче — звук!

 

Цбк-цбк!

Цбк-цбк!

Цбк-копытце!

Под копытцем пыль клубится!

Упражнение 41

«Трубочист»

Вы «моете» трубочиста. Делаете свободные движения ру­кой от плеча влево, вправо, влево, вправо... Приговариваете:

 

Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

(К. Чуковский)

 

Скандируйте стихи, а рука, двигаясь, будет подчеркивать ударные слоги, которые легко «вылетают», «выскакивают». Четко заканчивайте слова с глухой согласной в конце: чист, будет, трубочист.

Приучайтесь к четкому произнесению концов слов, осо­бенно глухих согласных. Это не только позволяет точнее до­нести смысл, «дорисовать картину», передаваемую зрителю, слушателю, но и воспитывает навык рефлекторного дыхания. Напоминаем: хорошо кончая слова (чист, будет, трубо­чист), невольно выбрасываешь вместе со звуком не исполь­зованный при фонации воздух, и сквозь раскрытую голосо­вую шель, которая вызывает рефлекторное расширение стенок бронхов, мгновенно втягивается наружный воздух, то есть происходит незаметный, быстрый «добор» воздуха.

Упражнение 42

«Воробьи»

Представьте, что вы «воробьи». Прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и «чирикаете».

 

П е р в ы й. Чик-чирик, чей червячок?

В т о р о й. Чей червяк?

Чирик, молчок!

На крючочке червячок.

Попадешься на крючок.

П е р в ы й. На крючок? Чего? Чего?

Не боюсь я ничего!

Червячка с крючка схвачу!

Чик-чирик! И — проглочу!

 

Хотя упражнение делается сидя, но при вере в то, что вы «воробьи», невольно рождаются быстрые, легкие характер­ные движения головы, тела, которыми сопровождается текст. Острый, быстрый поворот головы «шустрого воробья» и та­кие же острые, быстрые движения языка (в верхние зубы и — отскок на гласную), энергичный, короткий выдох при произнесении согласного ч, легкое движение диафрагмы.

Трудными звуками русской речи являются губнозубные в, ф. Они западают, их не слышно чаще всего в начале сло­ва, что искажает смысл. «В — вообще очень нелюбимая бук­ва. Она запирает звук, требует особой постановки говориль­ного аппарата, свойственной только ей да еще букве ф (верхние зубы на нижней губе)»62. Именно потому, что эти согласные действительно запирают звук, и надо тренировать особую активность их произнесения.

Вспомните знакомое по дыхательной гимнастике упраж­нение «Пульверизатор» и закрепите активное произнесение согласного ф в текстах. Например, покрыв волосы лаком, рассматриваете себя в зеркале и оцениваете новую причес­ку:

 

И в фас, и в профиль «фантази»

К физиономии Зизи.

Факт.

Проверьте звучание ф в таком тексте: Форма новая у Феди,

 

Фуражка в самый раз.

Нынче Федю все соседи

Провожают в первый класс.

Франт наш Федя.

(Е. Благинина)

Упражнение 43

«Воля»

Вы идете в метель и вьюгу. Ветер бьет в лицо, валит с ног...

Погрузите себя в атмосферу обстоятельств: вызовите дрожь в теле, в губах, которые, не переставая дрожать, издают тянущийся, дрожащий звук вввввввввввввввввв...

Начинайте действовать, призывая всю свою волю к пре­одолению препятствий.

 

— Эй, Ветрило-ветродуй,

 Ветродуй, в лицо

не дуй!

Валишь с ног и в дрожь

вгоняешь,

Воешь, свищешь

и пугаешь?..

Не возьмешь!

Я волевой.

В страх не ввергнешь,

вой не вой!..

Вьюга взвилась, вьюга взвыла,

Вьюга вспять поворотила!

Верх взять воля помогла.

Воля все превозмогла.

Воспитывайте волю!

Сохраняйте дрожащее ввв... в стихах: удваивайте и утра­ивайте согласный в, дрожа от холода, когда разговаривае­те с Ветром.

Русская речь требует хорошо натренированного языка, потому что двенадцать согласных в нашей речи образуются при движении кончика или передней части языка по направ­лению к верхним зубам или передней части твердого нёба: Д, Т, Н, Ц, Ч, 3, С, Ж, Ш, Щ, Л, Р.

Надо натренировать хорошую вибрацию кончика языка, чтобы сонорный согласный Р не «проваливался» в слове сре­ди звучания других согласных и гласных. И хотя в русской речи Р менее раскатистый, чем, допустим, в испанском язы­ке, но он должен звучать определенно, не искажать смысла слова.

Вибрацию языка предлагалось тренировать упражнени­ями на звукоподражание, данными в разделе дыхательной гимнастики. Проделайте еще несколько упражнений.

Упражнение 44

«Переполох»

Передайте услышанный вами грачиный крик:

 

Слушай...

— КРажа!

— КРажа!

— КРажа!

— ГРабят,

БРАтцы!

Где же стРАжа?

— Что уКРАли?

— Два пеРА,

— БезобРАзие!

С утРА...

— Вы уКРАли?

— Мы не бРАли.

— БРАли!          

— БРАли!

— КРАли!

— КРАли!
Это я

Грачиный крик Перевел

На наш язык.

(А. Шибаев)

Придумывайте упражнения, в которых можно было бы использовать прием звукоподражания или имитации. На­пример, в руках трещотка. Вертите ее, и она трещит: рррррр... Чем быстрее вращается кисть руки, тем быстрее трещит трещотка — и Р становится мягким: рьрьрьрьрьрь-рьрьрь!..

Упражнение 45


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!