У нее - свой круг друзей, у него свой.
Что она любит, чем она живет? Любит танцевать, может танцевать часами, с гордостью сообщает в письмах, что «проплясала» себе подметки. Любит театр, комедию. Дружит с актерами. С годами становится чем-то вроде посредницы между Гете, директором Веймарского театра, вечно требовательным, вечно недовольным, и актерами, не всегда охотно ему подчинявшимися.
Читала она только в плохую погоду, если делать больше было нечего. Читала ли самого Гете? Кое-что, по-видимому, читала. Но разбойничьи романы брата были ей, наверное, ближе.
Госпожа тайная советница
Мы никогда, наверное, не узнаем, почему Гете решил, в конце концов, жениться на Кристиане Вульпиус - и почему не сделал этого раньше.
Есть легенда, кочующая из книги в книгу. 14 октября 1806 года части французской армии, опьяненные победой Наполеона над пруссаками под Йеной и Ауэрштедтом, заняли столицу крошечного герцогства. Начались грабежи, от которых многим веймарцам, в частности брату Кристианы, еще годы спустя не удалось оправиться.
Дом Гете пощадили, в нем должен был остановиться маршал Ней. Но маршал задерживался; так называемая «охранная грамота» была выписана лишь на следующий день. А ночью в дом ворвались мародеры. Что именно произошло, мы в точности не знаем и никогда, наверное, не узнаем. Пьяная солдатня угрожала якобы Гете оружием, бесстрашная Кристиана будто бы защитила его своей пышной грудью. После чего, согласно легенде, он и решил на ней жениться. А, решив, уже через несколько дней, 19 октября, осуществил задуманное.
|
|
Поспешность, предполагают исследователи, могла быть вызвана отсутствием в Веймаре герцога, который наверняка стал бы отговаривать своего друга. А если герцог «отговаривает», то другу и «князю поэтов» приходится подчиняться.
Вообще, мотивы человеческих поступков, особенно значительных поступков, всегда окутаны тайной. Возможно, смерть близких им обоим людей, Шиллера в 1805 году и тетки и сестры Кристианы, неожиданно скончавшихся почти одновременно в начале все того же 1806 года, сыграла свою роль.
Как бы то ни было, «мамзель» Вульпиус становится госпожой тайной советницей фон Гете. Теперь ей надо наносить светские визиты и принимать чопорных дам. Она справляется с этой ролью, как может; Гете не подготовил ее к новым обязанностям. Он по-прежнему часто отсутствует, проводит долгие месяцы в великосветском тогда Карлсбаде, вновь влюбляется в молоденьких девушек, по-видимому, опять платонически.
Кристиана одна ездит на более скромные курорты.
Наверное, от их былой страсти немного осталось с годами, она сменилась любовью, благодарностью, верностью - и уверенностью в верности. Гете, как бы там и что ни было, всегда на стороне жены.
|
|
В 1811 году в Веймаре появляется экзальтированная Беттина фон Арпим, урожденная Брентано, сестра одного и жена другого поэта-романтика, писавшая Гете восторженные письма и вообще претендовавшая на какую-то особую, чуть ли не «метафизическую» связь с великим человеком. Кристиану она третировала как досадное недоразумение. Кристиана тоже была от нее не в восторге. Дело дошло, наконец, до открытого столкновения. Беттина обозвала жену своего якобы избранника «взбесившейся кровяной колбасой»; та, недолго думая, влепила ей пощечину, причем так неловко, что разбила ей очки, чуть ли ее не поранила.
Гете сразу встал на сторону жены, переписку с Беттиной прекратил, встретиться с ней отказался. Отношения Гете с романтиками были испорчены навсегда. Не будь этих разбитых очков, история немецкой литературы пошла бы, возможно, по немного другому пути.
В январе 1815 года у Кристианы случился инсульт. Она оправилась, но здоровье ее с этого момента начинает ухудшаться, письма полны жалоб на недомогание. Годы ее заката совпадают с его, Гете, новым, неожиданным расцветом. 66-летний поэт чувствует себя - и выглядит - волшебно помолодевшим, начинает сочинять «Западно-восточный диван» - вершину его позднего творчества, вступает в переписку с Марианной фон Виллсмер - замечательной женщиной, женой богатого франкфуртского предпринимателя, проводит несколько недель в гостях у нее и ее мужа. Он обращается к ней в стихах под именем выдуманного им персидского поэта «Гатема», она отвечает, тоже в стихах, как «Зюлейка». Гете, обработав их, включает ее ответ в свой «Диван».
|
|
Обо всем этом Кристиана, наверное, даже не знала. В мае 1816-го она переносит второй инсульт, у нее развивается уремия (острая почечная недостаточность). Умирала она мучительно. Гете при ее агонии, видимо, не присутствовал. 6 июня 1816 год мучения ее закончились.
Не присутствовал Гете и на похоронах - он на них вообще никогда не присутствовал. Боялся смерти, не хотел ничего о ней слышать. Смерть близких приходилось скрывать от него. Так, сын Гете, Август, по стопам отца и деда отправился в свое собственное итальянское путешествие и смертельно заболел в Риме. Только через 14 лет после смерти Кристианы близкие решились сообщить отцу о внезапной кончине его сына.
|
|
Конечно, все разговоры о том, что Кристиана - сама по себе интересная и значительная личность, сильно преувеличены. Все женщины Гете - и Кристиана, и Шарлотта фон Штейн, и все бесчисленные Клэрхен и Минхен, и даже Марианна фон Виллемер интересуют потомков только потому, что гений Гете задел их своим крылом. Иначе они не менее, но и не более интересны, чем любой другой человек.
…Мы просто ничего бы не знали о Кристиане, не сделайся она сначала возлюбленной, затем женой веймарского олимпийца. В том же Веймаре на той же или соседней улице наверняка жила какая-то другая девушка, может быть, ничуть не хуже Кристианы, но Гете, однако, на глаза не попавшаяся.
Но Кристиана Вульпиус была такой, какой была. Не подделывалась, не притворялась. Любила. Умела радоваться и радовать. Не боялась, не щадила себя. И, может быть, главное в ней было то, что на вызов жизни она всегда старалась ответить лучшим, достойнейшим образом.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аникст А.А. Гете и Фауст. От замысла к свершению./ А.А. Аникст .- М: Книга, 1983.
2. Брагинский И.С. Западно-восточный синтез в Диване: Гете и классическая поэзия./ И.С. Брагинский. - М., 1963.
3. Гете И.В. Из моей жизни. Поэзия и правда./ И.В. Гете. - М.,1969.
4. Гете И.В. Об искусстве и литературе. //Собр. соч. в 10 т.т. - Т.10./ И.В. Гете. – М., 1968.
5. Жирмунский В.М. Легенда о докторе Фаусте. В.М. Жирмунский. - М.: Наука, 1978.
6. Жирмунский , В.М. Творческая история «Фауста»//В.М. Жирмунский. Очерки по истории немецкой классической литературы. - Л.,1972.
7. Зарубежная литература: Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1974.
8. Зарубежная литература: Хрестоматия/ Ред. Скороденко В.А.- М.: Просвещение, 1991.
9. Ишимбаев Г. Трансформация Фаустовского сюжета и диалектика трагического./ Г. Ишимбаев.// Вопросы литературы. - М.: Высшая школа, 1999.- №11,12.
10. Кессель Л.М. Гете и «Западно-восточный Диван»./ Л.М. Кессель. –М.: Наука, 1973.
11. Макушинский А. Кристина Вульпиус, простая женщина, жена Гете/ Алексей Макушинский // Крестьянка.-2009.-№2.- Стр. 52-57.
12. Романтизм и реализм в немецкой литературе 18-19 веков: Сб. ст. – Киев, 1984.
13. Рубинович В.С. Западная литература: история духовных исканий./ В.С. Рубинович.- М.: Интерпракс, 1994.
14. Цоглин А. Трудное счастье/Аркадий Цоглин//Загадки истории.- 2019.- №25.- Стр. 30-31.
15. Шагинян М.Л. Гете./ М.Л. Шагинян. - Л., 1950.
16. Эккерман И.И. Разговоры с Гете./ И.И. Эккерман. - М., 1981.
22. 08.19. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», e-mail:rossinskiye@gmail.com ; Страница группы Вконтакте:http://vk.com/library_foliant ; 30-78-00.
Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!