Немецкая мечта Гете об Италии - бегство к самому себе
Фоторепортаж с литературного рандеву, посвященного 270-летию
Со дня рождения немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гете
(28.08. 1749 - 22.03.1832) 18+
Современники считали немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гете (28.08. 1749 - 22.03.1832) баловнем судьбы. Уже в 30 лет он стал министром при дворе герцога Саксен-Веймарского, его внимания добивались весьма уважаемые в обществе люди. А поэт искал свою «половинку»…
Многие исследователи до сих пор спорят о прототипах гетевской Гретхен. Этот поэтический образ преследовал поэта всю жизнь, воплотившись в личность героини гениального «Фауста». Именно этот образ немцы и сегодня возводят в национальный тип женского характера.
22 августа 2019 года в библиотеке «Фолиант» прошло литературное рандеву с весьма романтичным и загадочным названием: «Мимоходом обняла и всю жизнь переменила». Литературная прогулка была посвящена 270-летию со дня рождения поэта. Речь шла об истории его любви к Кристиане Вульпиус (1765-1816).
Прослушав информ-досье о жизни и творчестве немецкого писателя, посмотрев документальный фильм «Иоганн Вольфганг Гёте (2009)» из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи», читатели библиотеки, активисты ее литературного клуба «Прикосновение», смогли восполнить пробелы в биографии Гете и поняли, что любая жизнь, если внимательно к ней приглядеться, поучительна. А жизнь человека гениального – поучительна вдвойне.
|
|
Жизненное партнерство
Судя по воспоминаниям и дневникам современников, по письмам и портретам самой Кристианы, отличительными чертами любимой женщины Гете были беззаботная легкость, человеческая приятность, женская привлекательность, способность радоваться и быть счастливой. И что с того, что Кристиана едва умела читать? Сначала она нужна была поэту в качестве легкой подруги, отвлекавшей от тяжелых мыслей, а затем - в качестве жены и хозяйки, давшей ему чувство дома, устроенности и уюта.
В советское время о Кристине Вильпус почти совсем не писали. Биографы Гете традиционно старались обойти его странный брак молчанием. Они просто воспроизводили реакцию современников. Брак ведь был с самого начала скандальным, во-первых, потому что целых восемнадцать лет никаким браком не был, то есть был совместной жизнью без церковного благословения - в тогдашнем ханжеском обществе прегрешение чудовищное!
Открыто жить вместе без всякого брака с девушкой, да еще, с девушкой из народа, с фабричной работницей, книжек вообще не читавшей, - это ужас! Это в Германии в середине 18-го века воспринималось как падение нравов и скатывание мира в пропасть.
|
|
А Гете между тем жил опережающей его время моралью, моралью 21-го века, в сущности, предвосхищал то отношение к браку и совместной жизни, которое проложило себе дорогу во второй половине истекшего столетия, после 1968 года, и вообще перевернувло всю «западную» жизнь.
Сегодня «жизненное партнерство», как это официально именуется, приравнено в современной Германии, и не только в ней, разумеется, к браку в юридическом смысле: «партнеры» платят налоги так же, как люди, зарегистрировавшие официальный брак, то есть меньше, чем холостые. И в права наследства вступают на тех же основаниях, что жены и мужья. Все это во времена Гете - в будущем, то есть в нашем настоящем.
Простое происхождение Кристианы - второй, может быть, даже основной источник общественного негодования и посмертного, соответственно, замалчивания. Если бы Гете жил с какой-нибудь графиней, это бы ему простили, как простили, например, его многолетнюю, почти официальную, «платоническую» связь с замужней светской дамой, Шарлоттой фон Штейн, которую ради Кристианы он и оставил. Но связь с «фабричной девчонкой» повергала современников в священный ужас.
|
|
Надо было дожить до нашего времени, чтобы потомки пересмотрели свои взгляды на эту связь. Но даже и тогда это получилось далеко не сразу.
В конце 90-х годов был снят бездарный фильм, в котором роль Кристианы исполняет популярнейшая в Германии Вероника Феррес. Очень полная Кристиана беспрерывно сопит, вопит и ругается, а неубедительный Гете, пыхтя, что-то мямлит в ответ. Задействованы все клише, использованы все банальные ходы. Сплошная истерика и никакого очарования...
И вот выходит в свет книга Зигрид Дамм «Кристина Вульпиус и Гете». Изданная в 90-х годах, она расходится баснословными тиражами. Больше двух лет книга стоит в списке бестселлеров и делает Кристиану Вульпиус национальной знаменитостью. Позже на основе опубликованных архивных документов появилось еще несколько книг о Гете и его музе. И вдруг выяснилось, что Кристиана милее и понятнее потомкам, чем все романтические барышни и светские дамы, окружавшие поэта. Кажется, что потомки устали. Они хотят покоя, семейного уюта, хорошей еды. Гете всего этого тоже, конечно, хотел.
«Боже, смилуйся над мужьями этих жен!»
Кристиана появляется в жизни Гете и, соответственно, в истории немецкой литературы, внезапно, из ниоткуда, из темноты и неизвестности, в веймарском парке 12 июля 1788 года.
|
|
Кем были ее родители? Отец - мелким служащим, «писарем», подделавшим какие-то официальные документы и со службы изгнанным. Детство девушки героини прошло в бедности и лишениях. К моменту встречи с Гете родители ее уже умерли, в живых остались только тетка и младшая сестра - обе они переселились затем к Гете и помогали Кристиане вести хозяйство.
И еще был брат, Кристиан Август Вульпиус, невольно поспособствовавший знакомству своей сестры с поэтом. Вульпиус был в тот момент личным секретарем какого-то барона, жившего в Нюрнберге: барон собрался его уволить. Оставшись без всяких средств к существованию, Кристиан Августнаписал уже однажды ему помогшему государственному советнику, министру Саксен-Веймарского герцогского двора Иоганну Вольфгангу фон Гете не дошедшее до нас письмо с просьбой о помощи. Вот это-то письмо 23-летняя Кристиана и передала 39- летнему Гете в парке.
Помню, как она глядела,
Помню губы, руки, грудь.
Сердце помнит - помнит тело -
Не забыть. И не вернуть.
Но она была, была!
Да, была! Все это было:
Мимоходом обняла -
И всю жизнь переменила.
Интересно, что брат Кристианы имел некоторое отношение к литературе: много лет безуспешно пытался вырваться из нищеты с помощью тривиальных романов, угождавших вкусам широкой публики. Один из них, «разбойничий роман» под звонким названием «Ринальдо Ринальдини», принес Кристиану Августу в конце концов некоторую известность. Он и до сих пор издается, и был даже переведен на русский язык.
Писателей подобного рода «классики» Гете и Шиллер не пускали к себе на порог. Но Гете тем не менее всю жизнь помогал «зятю», сделав его в конце концов хранителем Веймарской герцогской библиотеки.
Чем занималась Кристиана до встречи с Гете?
Ловкий предприниматель по имени Фридрих Юстин Бертух организовал в Веймере мастерскую по изготовлению искусственных цветов. Этими цветами, вещами по тем временам дорогими, привозившимися из Парижа, местные дамы украшали свои шляпки и чепчики, прикалывали на платья, ставили в вазочки.
Предприятие, задуманное женой Бертуха и незамужней сестрой, преследовало не только коммерческие цели; идея была для своего времени почти революционная - занять девушек из небогатых семей, привить им ремесленные навыки и зачатки художественного вкуса, а заодно и помочь собрать деньги на приданое.
Современники не вполне оценили этот замысел - девушка, целые дни проводившая вне дома, получала репутацию сомнительную. «Боже, смилуйся над мужьями, которые будут наказаны такими женами», - пишет некий посетивший мастерскую путешественник.
С такой репутацией Кристиане предстояло прожить всю жизнь, а между тем для нее и для ее семьи эта работа на фабрике была чуть ли не единственным источником дохода. Веймар того времени представлял собой крошечный городишко в семь тысяч жителей. Это была провинция, мнящая себя столицей, захолустье с претензиями: все всех знали, все обо всех говорили, судачили, перемывали друг другу косточки. Связь Гете с «простушкой» тоже недолго оставалась секретом.
Немецкая мечта Гете об Италии - бегство к самому себе
За три недели до роковой встречи Гете возвратился из Италии. Итальянское путешествие - а правильнее сказать: почти два года, прожитые им Италии, в основном в Риме - в жизни Гете эпизод важнейший, как бы разделяющий его жизнь на две части, на «до» и «после». А это и была середина жизни, в 37 лет он уехал, в 39 вернулся.
Вообще, немецкая мечта Гете об Италии - отдельная тема. Она уходит корнями в Средневековье, во времена «Священной Римской империи германской нации», к тем монахам и художникам, которые с великими трудами и страхами перебирались через Альпы в поисках знаний и красоты. Симпатия эта взаимная. Немцев ведь в Европе не любят, в Голландию с немецким номером на машине вообще лучше не въезжать, французы воротят нос, немецкий паспорт берут в руки, как жабу. А в Италии все наоборот: радостные улыбки, солнце сияет.
Гете впервые поехал в Италию - но не доехал до нее - еще в 1775 году, в 26 лет: эпизодмногозначительный, «роковой», каковых в жизни Гете было вообще немало. Дело было так: юный, только что вступивший на престол герцог Саксен-Веймарский Карл Август, познакомившись с молодым и уже прославленным писателем, автором «Страданий юного Вертера», пригласил его в свою резиденцию в качестве друга, советника, фаворита.
Гете, в ту пору живший у родителей во Франкфурте, приглашение принял. Отец его, отнюдь не в восторге от такой сомнительной перспективы, уговаривал отправиться в Италию, где сам бывал в юности
Карл Август должен был прислать за Гете экипаж - экипаж почему-то не появлялся, вещи были собраны, а нетерпение вообще свойственно молодости. Гете поддался на отцовские уговоры, доехал до Гейдельбсрга, где его догнал курьер с сообщением, что экипаж прибыл и ждет его. Гете колеблется - и поворачивает обратно на север.
Начинается «первое веймарское десятилетие», отмеченное непрерывным участием Гете в государственных делах, в придворной жизни. А еще - творческим кризисом и странной, мучительной для него связью с Шарлоттой фон Штейн, поставившей себе цель воспитать «молодого дикаря». «Буйному гению», как тогда говорили, требовалось привить светские манеры и придворные навыки, любовь к классической соразмерности и «золотой середине».
От всего этого он бежит в 1786 году в Италию. Это было бегство к себе самому, разумеется, спасение дара. Но это было и бегство в страну классической соразмерности, в идиллию, к истокам европейской культуры, в мир мрамора и гекзаметров.
Осваивая науку любви
А еще в сферу эротики, в страну плотских утех.
Среди филологов бытует мнение, что Гете до итальянского путешествия, то есть почти до сорока лет, оставался девственником, что со всеми его бесчисленными Клэрхен и Минхен, в которых он влюблялся в молодости, дело не шло дальше писем и стихов, в лучшем случае - поцелуев украдкой. Доказать это, разумеется, невозможно, но гипотеза кажется правдоподобной. Скорее всего, первой женщиной автора «Фауста» была римская трактирщица по имени Фаустина . …А уж о том, что Иоганну и Кристиане предстоит прожить вместе целую жизнь, никто из них поначалу даже не думал.
О, зачем твоей высокой властью
Будущее видеть нам дано.
И не верить ни любви, ни счастью,
Как бы ни сияло нам оно!
О судьба, к чему нам дар суровый –
Обнажать до глубины сердца
И сквозь все случайные покровы
Постигать друг друга до конца!
Сколько их, кто, в темноте блуждая,
Без надежд, без цели ищут путь,
И не могут, о судьбе гадая,
В собственное сердце заглянуть,
И ликуют, чуть проникнет скудно
Луч далекой радости в окно...
Гете почти сразу поселил Кристиану в своем «садовом домике». Это было время создания «Римских элегий», одного из гетевских шедевров - стихов, написанных в античном духе и античным размером, очень по тому времени «вольных». Они обращены, по всей видимости, к некоей римской возлюбленной, но черты веймарской любви отчетливо сквозь них проступают, Фаустина сливается с Кристианой.
Вот небольшой отрывок в переводе С. Ошерова:
Рад я: теперь-то меня классический край
вдохновляет,
Древний и нынешний мир внятно со мной
говорят.
Я, исполняя совет, неустанной рукою листаю
Древних творенья, - и здесь мне все дороже они.
Правда, всю ночь напролет неустанно служу
я Амуру:
Вдвое меньше учен - вдвое счастливей зато.
Впрочем, рукою скользя вдоль бедра иль
исследуя форму
Этих прекрасных грудей, разве же я не учусь?
Мраморы только теперь я постиг: помогло мне
сравненье;
Учится глаз осязать, учится видеть рука.
Милая мне. не скупясь, возмещает ночными
часами
Те часы, что она днем у меня отняла.
Мы и беседуем с ней, а не только целуемся
ночью;
Сон одолеет ее - я, размышляя, лежу.
Даже стихи сочинял я не раз, ее обнимая,
Стопам гекзаметра счет вел, у нее по спине
Пальцами перебирая. Любимая в сладкой
дремоте
Дышит, и вздох ее мне в грудь проникает огнем.
Ярче светильник меж тем разжигает Амур,
вспоминая
Пору, когда он служил так триумвирам своим.
Легко представить себе, в каком ужасе была, прочитав это, госпожа фон Штейн, супруга герцогского шталмейстера.
В роли экономки
Когда связь Гете и Кристианы обнаружилась, общество было шокировано. Герцог так рассердился на своего фаворита, что просто-напросто выселил его из знаменитого дома на Фрауенплане, где теперь музей и где Гете надеялся жить со своей Кристианой. Дом этот ему не принадлежал; лишь через несколько лет он сделается его собственностью. В то время зависимость от власть предержащих со всеми их прихотями была еще вполне «феодальной», а для нас почти уже невообразимой.
Гете пришлось переселиться за городские ворота; лишь через три года герцог смилостивился и возвратил ему его прежнее обиталище. Милость эту надо было еще заслужить...
В декабре 1789 года - в год Французской революции, - рождается первенец, в честь все того же герцога названный Августом, единственный выживший из их пятерых детей. Судя по всему, у Гете и Кристианы была так называемая несовместимость по резус-фактору. Современная медицина с этим справляется, тогдашняя не знала, что делать. Положение Кристианы в официальных терминах - «экономка в доме Гете». В неофициальных - невенчанная жена, мать незаконнорожденного ребенка. В понятиях той эпохи все это - чуть ли не уголовное преступление. Слава и положение Гете, конечно, исключали прямые преследования со стороны полиции и закона, но общественное презрение и преследования со стороны возмущенных мещан, мнящих себя аристократами, Гете предотвратить не мог.
Чего только не говорили о Кристиане веймарские дамы-мещанки! Она и «кругла, как ноль» (Кристиана в самом деле была женщиной не худенькой), и его, Гете, «толстая половина», и вообще «потаскушка».
Во главе добродетельной своры обнаруживаем Шарлотту фон Ленгефельд, в 1790 году вышедшую замуж за Шиллера. Сам великий драматург ничем, увы, от жены своей в этом отношении не отличался; при всей своей знаменитой дружбе с Гете Кристиану он старался не замечать.
Знаменитая дружба начинается в 1794 году, Шиллер живет в соседней с Веймаром Йене, куда Гете все чаще бежит от семейной идиллии. Поэт вообще всегда бежал от не удовлетворявших его обстоятельств. Бегство, если не основной, то один из ведущих мотивов всей его жизни. Для семейной жизни он был, очевидно, не создан. Главное - вообще не мог работать не в одиночестве, т.е. в условиях не совсем полной свободы. И пусть вся жизнь веймарского дома была подчинена его разнообразным занятиям и увлечениям, литературным и научным, все равно он чувствовал себя скованным и себе не в полной мере принадлежащим. Потому и бежал в разные места, но всего чаще - в Йену; где жил, как правило, в пустующем герцогском замке, в «монашеских», как сам он пишет, условиях.
Кристиана должна была посылать ему еду и вино. Письма его полны жалоб на неудобства йенской жизни, невозможность пообедать так, как он привык, отсутствие какого-то особенного паштета. Это фактически означает, что она ведет двойное хозяйство; хозяйственные заботы и составляют основное содержание ее жизни.
Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!