Глава II . Идеологии Новейшего времени.



 

Современный либерализм

 

Превращение классического либерализма в современный происходит на рубеже XIX-XX веков и окончательное становление происходит уже в середине XX века в послевоенное время. Тем не менее, классический либерализм никуда не уходит и всё ещё встречается в работах теоретиков либерализма. Основными направлением современной либеральной мысли становятся неолиберализм и либертарианство.

Неолиберализм считается идеологией господства транснациональных компаний, глобальной маркетизации, коммерциализации и монетизации общественных отношений[23]. При этом отмечается, что концепции неолиберализма так же противоречивы, как и концепции неоконсерватизма, при этом некоторые исследователи, такие как А. А. Хмелинин, говорят, что неоконсерватизм является следствием политики неолиберализма[24].  Концепция естественного права в неолиберализме претерпевает изменения и на передний план выходят гражданские и политические права гражданина с точки зрения социального государства, а не свободы. Идеология либерализма отходит от концепции «государство – ночной сторож» и переходит на позицию утраты государственного суверенитета во внешних отношениях, но увеличение роли во внутреннем регулировании. Государства мешают становлению глобального рынка, поэтому они должны заметно ослабнуть, а власть должна быть распределена. Регулятором будет выступать система социальных, политических, экономических и правовых институтов, вроде частной собственности, открытой рыночной экономики, системы распределения преимуществ и недостатков, социальное партнёрство членов общества[25]. Государство в жизни гражданина становится инструментом, которым граждане пользуются, в то время как раньше это граждане должны были обслуживать какую-то «национальную идею», устанавливаемую государством, вне зависимости от того, согласны они с ней или нет. По мнению неолибералов это является тиранией государства над множеством свободных личностей[26]. Важной становится концепция равенства предоставления возможностей и обеспечение этого равенства экономическими и политическими институтами. Также институты неолиберального общества должны обеспечивать исполнение прав человека для сохранения его от произвола властей. Свобода в неолиберализме не является свободой вообще, а становится гражданской свободой: право голосовать, избирать и избираться, вести предпринимательскую деятельность и другие. Мерой успеха в неолиберализме объявляется результат личного труда, выражающийся в материальном благосостоянии и, конечно же, денежном эквиваленте.

Концепция либертарианства подразумевает под собой концепцию «минимального государства». Если в неолиберализме государство легитимно, но заметно ослаблено и децентрализовано, то в либертарианстве, в зависимости от течения, государство не легитимно. В случае анархо-капиталистов («анкапов») государство абсолютно не легитимно, и оно не имеет права на существование. Ведь что такое государство? Это аппарат насилия и принуждения, а это уже нарушает естественные права человека на свободу. Служба безопасности, армия, суды, муниципалитеты – всё становится субъектом рынка и рыночных отношений с обязательной конкуренцией и поддерживаемые частными инвестициями. При другом течении, минархизме, государство также нелегитимно, но это «меньшее зло» по сравнению с его отсутствием. В государстве остаются суды, служба безопасности, взимаются налоги, но само государство не имеет права мешать свободе граждан, лишь реагировать на несправедливое отношение граждан друг к другу.

     Критиков современных концепций либерализма достаточно как «снаружи», со стороны консерваторов и социалистов, так и «изнутри», со стороны более классических либеральных позиций. «Снаружи» неолиберализм обвиняют в том, что несмотря на плюрализм мнений относительно справедливости и этических ценностей, неолиберализм является идеологией пропаганды конкретно «западных» понятий справедливости и этических ценностей. Р. Р. Вахитов писал, что «в развитой индустриальной цивилизации царит комфортабельная, умеренная, демократическая несвобода, свидетельство технического прогресса… Повсюду царит лояльное «счастливое Сознание», которое удовлетворено контролируемым комфортом, убаюкано ложной свободой и не желает пользоваться даже доступными ему критическими институтами». Также присутствуют и обвинения в том, что неолиберальная идеология является проводником империалистического глобализма, поглощающего рынки стран и народов ради дешёвой эксплуатации[27]. «Изнутри» же новый либерализм критикуется за отход от концепций классического либерализма и, как следствие, неправильного истолкования законов рыночного развития, искажения концепции свободы индивида[28].


 

Современный консерватизм

 

Современный консерватизм, сложившийся в период после Второй мировой войны, является либо синтезом многочисленных течений, основанных на консерватизме и чём-то ещё, либо отделении определённого аспекта консерватизма в своё собственное течение. Количество «консерватизмов» значительно увеличивается, поскольку этим термином принято называть любую частную реакцию, сопротивление реформам и «взгляд в прошлое». Авторы выделяют большое количество типологий современного консерватизма, рассматривая его с различных позиций: отношения с либерализмом, отношения к сфере общества, религии, государству, основная группа, что придерживается идеологии, и других позиций. Всё это обуславливает пёстрый состав типологий и сложность классификации современного консерватизма.

Консерватизм, как течение общественно-политической мысли, за два столетия своего существования претерпел существенную эволюцию. Основные компоненты, свойственные консерватизму изначально, сохранились. Они являются базой для дальнейшей постоянной трансформации самого явления. Но вбирая в себя различные концепции и теории, консерватизм приобрёл противоречивость, разнородность, аморфность и незавершённость своих теоретических положений. Современный консерватизм выглядит как определённое умонастроение, нежели последовательно и чётко сформулированный комплекс идей и понятий. Консерватизм всё ещё не является единым и целостным направлением мировой общественно-политической мысли и, исходя из имманентных для него противоречий, вряд ли когда-нибудь станет.

 В современном консерватизме, в основном, выделяют такое направление как «неоконсерватизм» (оно же «неоком», оно же «новые правые») и возрождающуюся идею социал-консерватизма. Неоконсерватизм, как принято считать, явление присущее американской интеллектуальной элите, а «новые правые» более применимо к европейским консерваторам (хотя, в сущности, различия между ними обусловлены историческим и политическим опытом государств, нежели самой идейной составляющей), в то время как социал-консерватизм куда более распространён в странах с сильными традициями и общинным бытовым укладом общества.

Как считает К. Гаджиев, особенностью идейно-политические ориентаций неоконсерваторов состоит в росте интереса к социокультурным и морально-этическим проблемам[29]. Это выразилось в привнесении в геополитику понятий «культурное доминирование», «культурная гегемония», «культурное господство», а культурная экспансия стала одним из важнейших инструментов распространения соответствующих ценностей, институтов и самого образа жизни. Такое определение описывает текущее культурное глобальное влияние западной цивилизации и США в особенности. Шабельников считает, что в американская форма консерватизма, образованная «перебежчиками» из либерального лагеря, является консервативной формой либерализма, противопоставляемой народному или демократическому либерализму[30]. Неокомы расходятся с классическими консерваторами по многим вопросам, но неизменным остались такие принципы: приоритет свободы перед равенством; потенциальная опасность тирании при правлении большинства; права человека заработаны, а не даны природой; частная собственность важна для обеспечения свободы, порядка и прогресса; важность религии в жизни общества; существование незыблемых принципов универсальной справедливости. Как замечает Фурс, отличие неолиберализма от неоконсерватизма заключается в дифференциации лоббистских групп: в неолиберализме это транснациональные корпорации, а в неоконсерватизме национальный капитал[31]. Выступая сторонниками рыночной экономики и разделяя принципы свободной конкуренции, идеологи неоконсерватизма, тем не менее, указывают на необходимость государственного контроля и регулирования глобальных процессов: государство должно, в первую очередь, выступать гарантом соблюдения правил игры на глобальном экономическом пространстве, защитником демократических ценностей и правил свободной конкуренции

А. В. Щипков считает, что новый консерватизм станет синтезом социалистических и консервативных идей, то, что называется «социал-консерватизмом» и что противостоит либерализму[32]. В социал-консерватизме государство не должно испытывать воздействие со стороны групповых интересов. Социал-консервативное государство построено на общности нации и сочетает в себе «левую» экономику с консервативным государством. Сильное, даже авторитарное государство – основа политического и социального развития общества, залог стабильности и порядка. Идея сильного государства, как правило, в большей степени воплощается во внешней политике, требующей серьёзной координации со стороны государственных органов. Во внутренней политике будут господствовать общинные коммунитарные отношения.


 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!