I. 1 2. В К АРМА Й ОГЕ НЕТ ПОТЕРИ



Вы ничего не потеряете в Карма Йоге. Даже если вы совершаете небольшое служение стране или обществу,

бедным, больным людям, это приносит свою пользу и преимущества. Это очищает ваше сердце и подготавлива-

ет Антахкарану для восприятия знания Атмана. Самскары или впечатления от этих положительных действий

будут прочно укоренены в вашем подсознательном уме. Силы этих Самскар вновь будут подгонять вас совер-

шать всё больше хороших действий. Разовьются симпатия, любовь, дух патриотизма и служения. Ничто не теря-

ется, когда горит свеча.

В сельском хозяйстве вы можете удобрять и вспахивать землю. Но ваши усилия могут оказаться тщетными,

если в этот год не будет дождя. Такого не бывает в случае Нишкамья Карма Йоги. Здесь не может быть неопре-

делённости в отношении результата любого усилия. Более того, здесь не может быть ни малейшего шанса в по-

лучении вреда от практики этого вида Карма Йоги. Если доктор неразумен, если он назначает лекарства в избы-

точной дозе, определённый вред, несомненно, будет иметь место. Этого не может быть в случае практики Карма

Йоги. Даже если вы совершаете немного служения, даже если вы мало практикуете Нишкамья Карма Йогу, в

какой бы то ни было форме, это спасёт вас от великого страха, от страха Самсары и от рождений и смертей с

сопутствующим им злом. По этой причине Бог Кришна говорит Арджуне:

.Здесь нет потери усилия, нет вреда. Даже малая часть подобного служения освободит человека от великого

страха.. Гита: гл.2, Шлока 40.

Путь Карма Йоги, который в конечном итоге ведёт к достижению бесконечного блаженства Души, не может

быть тщетным.

Невежественные люди говорят, что человек не может работать без какой-либо мотивации. Очень жаль, что

они не поняли сущности и истины Карма Йоги. Их умы насыщены всякого рода фантастическими желаниями и

эгоизмом; в результате чего их умы становятся очень грязными и омрачёнными. Они не могут осознать скрытые

истины Карма Йоги. Они судят других со своей собственной колокольни. Самоотверженность . вещь, неизвест-

ная им. Их умы и мозги сделались бездушными, поэтому они не могут должным образом вибрировать, чтобы

понять, что собой представляет немотивированное действие. Обуреваемые страстью домохозяева не могут и

мечтать о выполнении какой-либо работы, не ожидая какого-то обретения для себя или своих семей.

Когда мысль о совершении добра становится частью и сущностью всего человеческого существа, он не пита-

ет каких-либо надежд. Он обретает огромную радость от служения другим людям, в совершении добра для дру-

гих. Это . особая радость и Ананда (блаженство) в практике энергичной Карма Йоги. Карма Йог обретает внут-

реннюю духовную силу и энергию, совершая бескорыстные и самоотверженные действия.

Человек должен познать секрет Карма Йоги. Он должен погрузиться в самоотверженную работу. Он должен

непрестанно работать. Он должен ухаживать за людьми с Атма Бхавой. Он различными способами должен слу-

жить обществу. Постепенно он поймёт славу и великолепие бескорыстной работы. Он станет совершенно дру-

гим, изменившимся существом с божественной лучезарностью и приятным Йогическим благоуханием. В начале

его Йогической карьеры многие из его действий могут быть эгоистичными. Это неважно. Он не должен обеску-

раживаться на сей счёт. Но постепенно, по мере роста чистоты, некоторые его действия превратятся в бескоры-

стные. С течением времени все его действия будут бескорыстными. Он должен терпеливо трудиться с неутоми-

мой энергией. Он должен разрушить свой старый, эгоистический ум и построить новый, бескорыстный ум. Не-

сомненно, это трудная работа. Она требует борьбы и постоянного усилия, упорного терпения и железной реши-

тельности. Самоотверженная работа возвышает и приносит свободу. Эгоистическая работа сдерживает духов-

ный прогресс, ещё больше связывает вас. Если вам трудно работать без какой-либо мотивации, создайте единст-

венную сильную мотивацию к свободе, когда вы работаете. Это не свяжет вас. Это разрушит все остальные, бо-

лее низкие, эгоистические побуждения, и, в конце концов, мотивация отомрёт сама по себе, подобно тому, как

хворост, используемый при сжигании мёртвого тела, сгорает вместе с телом. Радость развитого Карма Йога по-

истине безгранична. Невозможно словами адекватно описать это возвышенное состояние и духовное счастье.

Взгляните на громадную и великодушную работу, совершённую Богом Буддой, Шри Шанкарой и другими

Карма Йогами прошлого. Их имена передаются из поколения в поколение. Их имена всё ещё помнят. Весь мир в

почтении преклоняется перед ними. Разве вы можете приписать хотя бы крупинку или зёрнышко эгоистической

мотивации к их действиям? Они жили ради совершения служения другим. Они были примерами абсолютного

самоотречения.

Расширяйтесь. Очищайте своё сердце. Живите в истинном духе Карма Йоги. Каждую секунду проживайте

ради реализации идеала и цели жизни. Тогда и только тогда вы реализуете истинную славу Карма Йоги. Держи-

те перед собой примеры великих Карма Йогов, которые служили человечеству и на весь мир излучали блажен-

ство и мудрость.

 

 

I. 1 3. З ДОРОВЬЕ И Й ОГА

Что такое здоровье? Это . состояние равновесия трёх составных частей тела, а именно: Ваты, Питты и Капхи

(или ветра, желчи и слизи), когда ум и все органы тела работают в гармонии и согласии. Тогда человек наслаж-

дается миром и счастьем, и выполняет свои жизненные обязанности с удобством и лёгкостью. Это то состояние,

в котором человек обладает хорошим пищеварением и хорошим аппетитом, нормальным дыханием и пульсом,

хорошим количеством и качеством крови, крепкими нервами и спокойным умом, здоровым духом в здоровом

теле, свободным движением и опорожнением кишечника, нормальным состоянием мочевой системы, имеет ро-

зовые щёки, сияющее лицо и сверкающие глаза. Это состояние, в котором человек прыгает, поёт, улыбается,

смеётся, насвистывает и двигается туда-сюда с радостью и восторгом. Это состояние, в котором он может соот-

ветствующим образом думать, соответствующим образом говорить и действовать с живостью, проворством и

бдительностью.

Это желаемое состояние жаждут все. Жизнь с хорошим здоровьем действительно является великим благо-

словением. Какой прок от богатства и владений, если человек не может хорошо есть из-за боли в желудке, если

он не может ходить из-за ревматизма или паралича, если он не может видеть прекрасных природных сцен из-за

катаракты или какого-либо дефекта зрения, если он не может совершать половой акт из-за импотенции. Великий

мыслитель сказал: .Дайте мне здоровье и один день, и я докажу, что пышность императора является нелепой..

Жизнь без хорошего здоровья является жалким состоянием, даже если человек является Богом на всей земле.

Человек наслаждается хорошим здоровьем благодаря хорошим Кармам, совершённым в его предыдущем ро-

ждении. Тот, кто выполнял похвальное служение в предыдущем воплощении, кто делился с другими тем, что

имел, кто помогал бедным и нуждающимся, тот, кто совершал поклонение, медитацию, Йогические Крийи и

Пранаяму в своём предыдущем рождении, наслаждается крепким здоровьем в этом рождении. Закон причинной

связи безжалостен и жесток.

Что является самой великой вещью, которой человек может достичь в этом мире? Это . Самореализация. Ка-

ковы преимущества или польза от Самореализации? Почему вообще мы должны пытаться достичь Самореали-

зации? Достижение Атма Джнаны или реализация идентичности Дживы (индивидуальной Души) и Брахмана

(высшего Духа) . единственное, что может положить конец колесу рождений и смертей с сопутствующими бед-

ствиями из-за болезни, старости, боли, страдания, беспокойств и различных других видов неприятностей. Одна

лишь Атма Джнана может дать вам ничем не омрачённое вечное блаженство, высший покой, высшее знание и

бессмертие.

Возникает следующий вопрос: почему мы должны обладать хорошим здоровьем? Мы должны иметь хоро-

шее здоровье для того, чтобы быть в состоянии достичь четырёх видов Пурушартхи, а именно: Дхармы, Артхи,

Камы и Мокши (что соответственно означает: добродетель, благополучие, желания и освобождение). Если вы

совершаете добродетельные поступки, вы обретёте благополучие и сможете удовлетворить свои мирские жела-

ния. Затем вы можете попытаться реализовать Душу. Без хорошего здоровья вы не сможете достичь ничего. Без

хорошего здоровья вы не сможете совершать какое-либо служение в плане Нишкамья Карма Йоги. Без хорошего

здоровья вы не сможете выполнять Асаны и Пранаяму. Поэтому священные писания утверждают, что это тело

является лодкой для того, чтобы пересечь океан Самсары, инструментом для совершения добродетельных по-

ступков и достижения Мокши. По этой причине в Чарака Самхите вы найдёте: .Здоровье является лучшей ве-

щью в этом мире.. (Дхармартха Камамокшанам Арогьям мулям уттамам).

Если ученик хочет выполнять Карма Йогу и достичь знания Души, он должен освободиться от Адхи и Вьяд-

хи (болезней ума и тела). Согласно учению Йоги, все физические болезни происходят из-за болезней ума, из-за

нездорового состояния ума. Западные психологи также подтверждают этот факт. Они говорят, что болезни тела

являются признаками, вызванными ненавистью, гневом, беспокойством, депрессией и т.д., которые разъедают

ум и воздействуют на тело и приносят различные физические болезни, разрушая клетки тела.

Ученик Карма Йоги должен обладать элементарным знанием Раджа Йоги, психологии, Аюрведы, физиоло-

гии, семейной медицины, гигиены, Санкхьи и Веданты. Тогда он будет в состоянии действительно легко совер-

шить больше работы. Он может обладать знаниями законов ума, а также природы, привычек и способов дейст-

вия ума. Он будет способен всегда поддерживать ум в спокойном и здоровом состоянии. Ни один человек не

может спокойно работать, обладая взволнованным умом. Взволнованный ум нарушает состояние трёх жидко-

стей тела (Тридоши), и они, в свою очередь, приводят к болезням. Это . теория Аюрведы, которая находится в

полном соответствии с теорией Раджа Йоги и теорией западных психологов. Человек должен понимать законы

Вселенной и действие мира, обладая знанием философии Санкхьи Капилы Муни. Огромную ценность представ-

ляет хотя бы элементарное знание астрологии. Различные Ритус или сезоны возникают благодаря движению

Земли вокруг Солнца. Атмосферные условия воздействуют на тело человека. Планеты оказывают влияние на ум

и тело человека. Они оказывают благоприятное или неблагоприятное влияние на него в соответствии с их поло-

жением в различных домах. Тот, кто обладает знанием астрологии, может отразить вредные эффекты неблаго-

приятных планет.

Каждую секунду различные виды вибраций от различного вида объектов физической Вселенной проникают в

ум человека и вызывают различные влияния. Тело является частью Вселенной. Таковым же является ум. То, что

называется миром, является лишь умом. Ум человека подвержен мыслям и мнениям других людей. Это давление

мысли имеет место снаружи. Все люди обладают собственными мыслями, и Карма Йог должен иметь огромную

силу, чтобы действовать против этих внешних мыслей. Он должен обладать храбростью. Он должен обладать

терпением и настойчивостью. Даже если он потерпит неудачу и поражение 20 раз, он должен прилипнуть к сво-

ей работе с решимостью и упорством пиявки, с несокрушимой волей и ослиным терпением. Только тогда, в

конце концов, он достигнет совершенного успеха. Он выйдет с поля битвы с духовными лаврами, Атмической

победой и Атмической Свараджьей.

Изучение философии Санкхьи даст вам знания о сотворении вселенной, о том, как образовался ум, как обра-

зовались органы действия и чувств, что такое Танматры или первоэлементы, что такое Махат-таттва, что такое

Пуруша и Пракрити, что является тремя Гунами, как они действуют и оказывают влияние на человека, как они

воздействуют на здоровье и мышление человека и как обрести знание о Пуруше. Санкхья и Йога Патанджали

дополняют друг друга. Веданта является лишь расширением и осуществлением Санкхьи.

Хорошее физическое здоровье может быть достигнуто, а также поддерживаться строгим соблюдением зако-

нов здоровья и правил гигиены, с помощью приёма цельной, лёгкой, полноценной, легко перевариваемой, пита-

тельной и мягкой пищи, или Саттвической диеты, и с помощью дыхания чистым воздухом, с помощью регуляр-

ных упражнений, с помощью ежедневных холодных ванн, с помощью соблюдения умеренности в еде, питье и

половых связях и т.д. Хорошее умственное здоровье может быть достигнуто и поддерживаться с помощью Джа-

пы, медитации, Брахмачарьи, практики Ямы и Ниямы, правильного поведения, правильного мышления, пра-

вильного разговора и правильного действия, Атма Вичары, изменения мысли, расслабления ума посредством

пребывания ума на приятных мыслях, с помощью умственного отдыха и практики бодрости.

Давайте все работать бескорыстно, с совершенной гармонией и здоровым взаимодействием ради благополу-

чия мира и нашего собственного духовного подъёма! Пусть наши конечности и органы станут сильными и здо-

ровыми! Давайте проживём нормальную земную жизнь . 100 лет, совершая бескорыстное служение, изучая Ве-

ды и развивая все Саттвические добродетели! Давайте сиять знанием Брахмана, излучать радость, мир, блажен-

ство и знание в различных уголках мира!

 

I. 1 4. С ЕКРЕТ К АРМА Й ОГИ

Привязанность является первым ребёнком Майи. Вся Лила Господа поддерживается силой привязанности.

Трезвый человек просто пробует небольшое количество шампанского, когда попадает в дурную компанию, и

становится закоренелым пьяницей благодаря привязанности к алкоголю. Трезвенник просто вдыхает небольшое

количество дыма и благодаря привязанности за короткий промежуток времени становится злостным курильщи-

ком. В уме находится своего рода липкая субстанция, которая подобна смеси касторового масла, клейкого веще-

ства растений, гуммиарабика, клейстера, мёда, глицерина, сока джекфрута и всех остальных пастообразных суб-

станций этого мира. Ум приклеивается, если так можно выразиться, к объектам с помощью этой смеси, поэтому

привязанность очень сильная.

Человек всегда жаждет обладать внешними объектами, женой и крупным рогатым скотом. Это обладание

объектами в действительности создаёт эгоизм. Эгоизм вызывает привязанность. Там, где имеет место привязан-

ность, имеет место Ахамта и Мамата . .я. и .моё.. Вся Чакра Майи начинает вращаться. Так человек становится

рабом. Прочные железные цепи сковывают его руки и ноги. Он запутался, как паук или гусеница шелкопряда.

Из-за привязанности у него возникает его собственное самосозданное беспокойство.

Никогда не говорите: .Моя жена, мой сын, мой дом.. Привязанность является коренной причиной всех стра-

даний и беспокойств этого мира. Осторожно дисциплинируйте ум. Будут возникать старые привычки. Вырывай-

те их с корнем. Ведите непривязанную жизнь. Это . ключ к открытию сфер Брахмического блаженства. Но ра-

ботайте неустанно, без привязанности, без отождествления. Только тогда вы сможете обладать подлинным сча-

стьем. Вы почувствуете себя совершенно другим существом. Карма Йога поднимает человека на небывалые

высоты. Человек должен терпеливо работать. Никакая медитация или Самадхи невозможны без

предварительной тренировки в Карма Йоге. Работа без привязанности, несомненно, является трудной задачей.

Это . тяжёлая работа. Но она становится лёгкой и приятной для терпеливого и решительного человека. Вы

должны сделать ее, во что бы то ни стало, если вы хотите достичь окончательного блаженства и бессмертия.

Каждый сделает это, может быть, не сейчас, а после пятисот рождений. Вопрос состоит в том, а почему не

сейчас? Разорвите круг и наслаждайтесь высшим блаженством прямо сейчас, в данную секунду, в этом

рождении. В этом заключается мудрость.

Вы ожидаете что-нибудь от своего маленького сына, если вы что-то делаете для него? Подобным образом вы

должны работать для других, также не ожидая чего бы то ни было. Вы должны расширить своё сердце и думать,

что весь этот мир является вашей собственной Душой. Вначале это принесёт вам некоторое страдание из-за того,

что до сих пор вы никогда не работали в духе бескорыстного и самоотверженного служения. Когда вы немного

отведаете блаженства Карма Йоги, вы никогда не сможете оставить её. Сила Карма Йоги будет побуждать вас

работать всё больше и больше, с огромным рвением и энтузиазмом. Вы начнёте ощущать, что этот мир является

проявлением Бога. Вы обретёте огромную внутреннюю силу и чистоту сердца. Ваше сердце будет наполнено

милосердием, симпатией и чистой любовью. Ваш дух самопожертвования возрастёт до бесконечности. Эгоизм

всех видов будет уничтожен. Те, кто работают на общественной ниве ради благополучия страны и для страдаю-

щего человечества, могут реализовать истину этого заявления.

Непривязанность является беспристрастностью или безразличием к чувственным наслаждениям. Непривя-

занность является Ихамутрартха-пхалабхогавирага . что означает безразличие к чувственным наслаждениям

всех видов здесь и в будущем, которое является одним из пунктов в Садхане Чатуштайе, или четырёх видах спа-

сения для ученика, следующего по пути Джнана Йоги или Веданты. Это . чисто умственное состояние. Скреп-

ляющая связь, действительно, имеет место в уме. Ахамта и Мамата являются двумя ядовитыми зубами ума-змеи.

Вырвите эти два зуба, и ум-змея станет ручным. Здесь не может быть рабства. Это ум создаёт идею .я. и .моё..

Это ум связывает Дживу, и человек думает: .Я являюсь телом.. Это . ум, который вызывает привязанность к

жене, сыну и собственности. Если привязанность в уме разрушена, вы сможете оставаться там, где захотите. Вы

сможете скитаться в любой части мира непривязанным, подобно воде на листе лотоса. Ничто не сможет связать

вас. Всё зло создано умом. Человек может управлять огромным владением и, тем не менее, оставаться непривя-

занным. Королева Чудалай и Раджа Джанак не имели ни малейшей привязанности к своему богатству и имуще-

ству. Джанак говорил: .Даже если вся Митхила сгорит, ничто моего не будет потеряно.. Обратите внимание на

восторженное умственное состояние Джанака! Он пребывал в своей собственной Сварупе, или сущностной при-

роде. У него не было ни крошки привязанности. Умственное состояние Чудалайи также было подобного рода,

как и у Джанака. Хотя Сикхидхваджа, муж Чудалайи, жил в лесу в одной лишь набедренной повязке и с Каман-

далу, его ум был полон привязанности. Он был привязан к своему телу и к Камандалу. Человек может быть

крепко привязанным к небольшому куску ткани для набедренной повязки или посоху, или к небольшому сосуду,

или к своему телу, хотя он оставил семью и собственность. Во время смерти умственные картины сосуда или

посоха, и только они возникнут в его уме. Джада Бхарата был привязан к оленю, и лишь мысль об олене пришла

в его ум в момент смерти, и он должен был принять рождение в виде оленя. Такова сила привязанности.

Миряне обычно судят о состоянии бесстрастия Садху по внешним признакам. Если Садху имеет одну набед-

ренную повязку, длинную бороду и спутанные волосы, он считается первоклассным Виракта Махатмой. Этот

человек может бороться с другим Садху за свою часть, когда странник даёт им милостыню. Его ум может быть

полон страсти и привязанности. Домохозяева обмануты. Некоторые лицемеры демонстрируют внешние прояв-

ления Вайрагьи просто для того, чтобы тайно заработать деньги. Спутанные волосы бесхитростно приклеивают-

ся к голове. В Бенаресе есть специалисты, которые сделают это за две рупии. Домохозяева должны быть очень

осторожны и не должны отвлекаться внешней физической обнажённостью некоторых Садху. Что требуется, так

это умственная обнажённость. Ум должен быть совершенно обнажённым. Только тогда истинная непривязан-

ность может иметь место.

Умственное состояние непривязанности к плодам работы может быть достигнуто двумя способами. Ученик

Веданты или Джнана Йоги развивает Сакши Бхаву посредством различения и самоанализа. Он говорит: .Я яв-

ляюсь молчаливым свидетелем умственных модификаций и работы, совершаемой различными органами тела. Я

отличен от тела, органов, ума и Праны. Всё делает Пракрити. Оперируют Гуны. Функционирует Свабхава. Инд-

рии выполняют соответствующие им Дхармы. Всё является Дхармой ума. Мне ничего не нужно делать. Я явля-

юсь Удасиной. Я абсолютно нейтрален. Я . просто Татастха. Я не желаю каких-либо плодов. Этот мир является

Анитьей и Митхьей. В этом мире нет подлинного счастья. В мирской жизни имеют место бесконечные Доши.

Высшее, вечное, бесконечное блаженство . внутри Атмана. В действительности я являюсь Сатчидананда Атма-

ном. Я использую Индрии, ум, Прану и тело как инструменты для благополучия мира, для Локасанграхи. Весь

этот мир является моим собственным Атманом. Это . моё тело. Вся Вселенная является моим домом. Атман .

это Нишкрия, Акарта, Нираваява и Авьявахара.. Он выполняет постоянную Вичару и размышляет подобным

образом и устанавливается в своей собственной Сварупе. Он сжигает результаты своих действий в огне мудро-

сти, размышляя вышеуказанным способом.

Бхакта совершает самоподчинение и посвящает все свои действия Лотосовым Стопам Господа как Ишварар-

пану. Он говорит: .Я . инструмент в руках моего Возлюбленного. У меня нет индивидуальной воли. Я . Твой,

мой Господь. Всё . Твоё. Тобою будет сделано. Ты есть всё. Ты делаешь всё. Даже атом не может двигаться без

Тебя. Даже лист не может шелохнуться без Тебя. Ты действуешь через все мои органы. Ты говоришь через мои

уста. Я предлагаю Тебе всё, что я делаю или ем. Я предлагаю Тебе мой Тапас и всё остальное. Ты можешь де-

лать всё, что пожелаешь. Я живу лишь для Тебя одного. Я работаю лишь для одного Тебя. Я не могу ни секунды

жить без Тебя..

Работа не может принести страдание, но привязанность и отождествление с работой вызывают все виды бес-

покойств, страданий и несчастья. Поймите секрет Карма Йоги и работайте без привязанности и отождествления,

и вскоре вы достигнете Божественного сознания. Это . Джнана_____. Это . Джнанагни (огонь мудрости), который

сжигает все плоды действий.

 

Шри Свами Шивананда . ПРАКТИКА КАРМА ЙОГИ

Г ЛАВА II.

У НИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

II. 1 . З АКОН К АРМЫ

Каждый человек должен обладать исчерпывающим пониманием законов Природы и их действия. Тогда он

сможет спокойно и счастливо жить в этом мире. Он сможет использовать силы, помогающие для служения сво-

им целям наиболее благоприятным образом. Он сможет нейтрализовать враждебные силы и антагонистические

влияния, препятствующие этому. Подобно тому, как рыба плывёт против течения, точно так же он будет в со-

стоянии идти против враждебных течений, приспосабливая себя должным образом и защищая себя посредством

подходящих предупредительных методов. Иначе он превратится в раба. Он будет беспомощно метаться то туда,

то сюда под действием различных воздействий. Различные враждебные силы тянут его в разных направлениях.

Он плывёт подобно деревянной доске по реке. Он всегда жалок и несчастлив, хотя обладает богатством и владе-

ет всем, что только может предложить ему мир.

Капитан парохода, у которого есть компас, кто обладает знанием о море, знанием маршрутов движения и

океанских течений, может плыть спокойно. Иначе его пароход будет беспомощно дрейфовать туда-сюда и по-

терпит крушение, будучи выброшенным на скалы, или натолкнувшись на айсберг. Подобным образом мудрый

моряк в океане этой жизни, обладающий детальным знанием законов Кармы и Природы, может плыть спокойно

и уверенно достичь цели жизни. Понимая законы Природы, вы можете по собственному желанию сформировать

или придать определённый вид своему характеру. .О чём человек думает, тем он и становится.. Это . один из

величайших законов Природы. Думайте, что вы чисты, и вы станете чистым. Думайте о том, что вы благородны,

и вы станете благородным. Думайте о том, что вы человек, и вы станете человеком. Думайте о том, что вы Брах-

ман, и вы станете Брахманом.

Станьте воплощением хорошей натуры. Всегда совершайте хорошие действия. Служите, любите, дарите. Де-

лайте людей счастливыми. Живите для того, чтобы служить другим людям. Тогда вы пожнёте счастье. У вас

будут благоприятные обстоятельства или возможности и окружение. Если вы причиняете боль другим, если вы

скандалите, ведёте вредные разговоры, злословите за спиной, если вы выдумщик, если вы эксплуатируете дру-

гих, если вы приобретаете собственность других грязными способами, если вы совершаете какие-то действия,

которые могут вызвать страдания у других людей, вы пожнёте страдания. Вы обретёте неблагоприятные обстоя-

тельства, условия и окружение. Это . закон Природы. Подобно тому, как вы можете построить хороший или

плохой характер возвышенным или низменным мышлением, точно так же вы можете сформировать благоприят-

ные или неблагоприятные обстоятельства, совершая хорошие или плохие действия. Человек, обладающий раз-

борчивостью, всегда внимателен, бдителен и осторожен. Он всегда тщательно наблюдает свои мысли. Он произ-

водит самоанализ. Он точно знает, что происходит на его умственной лаборатории, какие Вритти (волнения) или

Гуны (качества Природы) преобладают в данный момент. Он никогда не позволяет каким-либо вредным мыслям

переступить порог своей мысленной фабрики. Он сразу, в зародыше уничтожает их.

Когда его ум, подобно кобре, поднимает свой капюшон Вритти, он берёт прут Вивеки (способность разли-

чать) и бьёт по капюшону. Подобно тому, как солдат убивает своих врагов одного за другим с помощью меча,

когда они входят в крепость, точно так же человек, обладающий разборчивостью, убивает вредные мысли своим

мечом Вивеки, когда они пытаются войти в крепость ума. Таким образом, он строит благородный характер. Он

внимателен в своей речи. Он мало говорит. Он говорит приятные, любящие слова. Он никогда не произносит

каких-либо неприятных слов, которые могут задеть чувства других людей. Он практикует Маону (обет молча-

ния). Он развивает терпимость, милосердие и вселенскую любовь. Он говорит истину. Он контролирует Вак Ин-

дрии и импульсы речи. Он использует взвешенные слова. Он пишет размеренными строками. Это производит

глубокое, основательное впечатление на умы людей. Он практикует Ахимсу и Брахмачарью в мыслях, словах и

делах. Он практикует Шаочу и Арджаву (честность). Он старается поддерживать равновесие ума и всегда быть

счастливым и бодрым. Он поддерживает Шуддха Бхаву. Он старается выполнять три вида Тапаса (физический,

словесный и умственный) и контролирует свои действия. Он не может совершить какое-либо вредное действие.

Тот, кто распространяет счастье, всегда обретает подобные благоприятные обстоятельства, которые могут

принести ему счастье. Тот, кто доставляет страдания другим, несомненно, согласно закону Природы, обретёт

неблагоприятные обстоятельства, которые могут принести ему страдания и боль. Следовательно, человек созда-

ёт свой собственный характер и обстоятельства. Плохой характер можно превратить в хороший характер с по-

мощью хороших мыслей. Неблагоприятные обстоятельства могут быть изменены в благоприятные с помощью

совершения хороших поступков. О Рам! Ты должен понимать законы Природы и стать мудрым и счастливым.

Ваше рождение и окружение определяется согласно природе ваших желаний. Прарабдха помещает вас в та-

кие подходящие окружающие условия, которые благоприятны для осуществления ваших желаний. Человек по-

мещается в места, где он может обрести объекты своего желания. Человек может родиться в Индии в одном из

рождений как бедный Брахмин. Если он желает стать мультимиллионером, он может получить следующее рож-

дение в Соединённых Штатах Америки. Предположим, в Индии живёт бедный умный мальчик. У него огромное

желание отправиться в Англию и сдать экзамены в университет, но в этом рождении он не может осуществить

этого желания. Предположим также, что в Англии живёт богатая леди, у которой нет сына, и она имеет огром-

ное желание иметь умного ребёнка. В следующем рождении бедный мальчик может родиться в Лондоне как сын

богатой леди согласно закону совпадения. Таким образом, будет удовлетворено его старое сильное желание. Бог

даёт подходящее окружение согласно природе желания человека для его роста и эволюции.

Предположим, мальчик-пастух дал стакан воды напиться богатому человеку, когда тот испытывал сильную

жажду и не мог достать воды, находясь в непроходимых джунглях. Этот мальчик может обрести рождение как

сын этого богача за совершённый хороший поступок. Но он может и не знать, что был пастухом в предыдущем

рождении. Человек обретает окружающую обстановку согласно природе желаний. Желания помещают его в

такие места, где могут быть обретены желанные объекты. Это . закон Природы. Поддерживайте святые жела-

ния. Вы будете помещены в святые окружения, такие, как Уттаракаши, Гималаи и Бенарес, где вы сможете со-

вершать Тапас, Садхану и медитацию среди святых людей, и сможете достичь Самореализации. Поддержание

несвятых желаний поместит вас в места, подобные Парижу и Голливуду, где вы можете ходить в кино, рестора-

ны, на танцы и так далее. Это ваши желания выбирают: святым вам быть или несвятым. Если вы хотите быть

человеческим существом на улицах Парижа, выберите несвятое желание. Если вы хотите сиять божественной

славой и быть человеком-богом, выберите святое желание.

Доктор философии и литературы М.Х.Сайд пишет в .Хинду Майнд.:

.Не существует ничего, что бы действовало более опустошительно в практической жизни индусов, как не-

правильные представления о Законе Кармы, вечном законе причины и следствия, который действует с безупреч-

ной точностью во всех областях человеческой жизни. Говорят, что это мрачная доктрина и что она способствует

параличу человеческого усилия и закрывает источник для всякого правильного действия. На популярном языке

эта доктрина означает предопределение, чистоту и простоту. Считается, что человек является созданием своих

прошлых действий и что вся его настоящая жизнь с её деятельностью, радостями, печалями, страданием и удо-

вольствием, успехом и неудачей, обретением и потерей предопределена его прошлыми делами, над которыми он

не имеет контроля. Следовательно, он должен безропотно покоряться и не тратить напрасно время для улучше-

ния себя и своей судьбы либо судьбы соседей.

В этом заключается лишь элемент истины. Иными словами, это лишь часть истины, которую поняли и кото-

рой следуют. До тех пор, пока не будет понята вся истина в отношении этой доктрины, она всегда будет являть-

ся источником заблуждения и источником большого вреда. Если индийский народ собирается выйти из настоя-

щего состояния деградации и сбросить оковы своего рабства, то, как раз пришло время, чтобы индийцы поста-

рались ясно понять истинное значение и философию действия, а также господство закона Кармы, с помощью

которого эволюционирует вся человеческая раса.

Действительно, способности человека непосредственно вытекают из его собственных мыслей и действий в

прошлом. Его доступные пониманию качества, его физическое наследство, его моральные и умственные ин-

стинкты и способности являются результатом его собственных мыслей и чувств в его предыдущих рождениях.

Фермер пожинает богатый урожай только тогда, когда он долгое время работал на своём поле. До тех пор, пока

он не побеспокоится о земле, о посеве семян, о воде и об удобрении почвы, он не будет находиться в положении,

когда можно наслаждаться плодами этого тяжёлого труда. То, что он посеет сегодня, то он и пожнёт завтра. Это

. незыблемый закон, содержащийся во всём без исключения. Скажем, человеческая способность проявлять но-

вое усилие и действовать в новом направлении парализована или обречена прошлыми действиями как тщетны-

ми и неосновательными. Как, скажем, из-за того, что человек посеял вчера, он не может посеять новый урожай в

новую землю сегодня. Фактически, свободная воля никогда не может быть задушена или задохнуться каким-то

прошлым действием. Важно помнить, что человек не может достичь всего того, что он хочет, сразу и без про-

медления. Добрый закон расплачивается с каждым человеком согласно его потребности в должное время. Закон

идёт своим собственным путём. Результаты прошлых действий, мыслей и чувств кажутся нам результатами

причин, которые возникли из нашего собственного выбора. Подобным образом мы одинаково свободны и рас-

кованны в выборе образа действия, который обеспечит получение плодов в должное время. Человек связан про-

шлыми долгами, которые он навлёк на себя, или договорами, которые он заключил. Как только он расплатится

по своим обязательствам, он сразу станет более свободным в выборе, брать ли на себя новый долг или нет. Он не

обладает контролем над неизбежным, и если закон должен быть оправдан, он не имеет резона для того, чтобы

жаловаться на него. У него всегда открыта возможность придать форму Карме, которая находится в процессе

становления, таким способом, каким он пожелает. Под охраной неизменного закона причины и следствия чело-

век может спокойно продолжать осуществление того, что он желает осуществить. Рано или поздно он, безуслов-

но, преуспеет в своих правильно направляемых усилиях. В Природе ничто не теряется. И вновь, как говорил

Бэкон: .Природа побеждается с помощью повиновения.. Под Природой он имел в виду естественные законы.

Как только мы поймём закон, который управляет нашей жизнью и действием, мы будем в состоянии дейст-

вовать таким образом, чтобы заставить этот закон быть нашим союзником и помощником, нежели противником.

До тех пор, пока условия, заложенные законом, тщательно осуществляются и соблюдаются, мы имеем полную

уверенность в нашем успехе в любом направлении.

Следует ясно различать три аспекта закона Кармы.

Первый . это Санчита Карма, сумма и сокровищница всех наших действий, хороших или плохих, из бесчис-

ленных прошлых жизней, которые мы пережили с того момента, когда мы начали различать правильное и не-

правильное и, таким образом, начали действовать с собственной ответственностью и по нашей собственной

инициативе. Всё это записано и сохранено; как может быть иначе, когда мы живём под господством незыблемо-

го закона?

Второй аспект . это Прарабдха, неизбежная Карма, . это та часть нашей Кармы, которая предназначена нам

быть отработанной в одной жизни в отношении к людям и предметам, с которыми мы встречались и имели опыт

в предыдущих жизнях. Этот аспект называется .спелой Кармой., поскольку это долг, который просрочен, и за

него должно быть заплачено в форме печали и страдания, обретения _____и потери - за самую крошечную мелочь,

хотим мы этого или нет.

Третья форма . это Крияман, это Карма, которая находится в процессе становления. Это то, что сохраняет

нашу свободную волю с определёнными ограничениями и обеспечивает наш будущий успех. Поскольку человек

создан по образу Бога и разделяет божественную жизнь, он свободен действовать таким образом, каким он по-

желает. С помощью добродетели такого же принципа, всё, что человек сильно ни пожелает, он, безусловно, осу-

ществит по прошествии времени.

Как говорит Благословенный Бог Шри Кришна:

.Совершай правильные действия; действие выше, чем бездействие, в бездействии даже поддержание тела

становится невозможным..

Всё, что является истиной в отношении индивидуума, также правильно в отношении нации, поскольку инди-

видуумы составляют нацию. .То, что в малом, то и в большом. . говорил древний Гермес.

Фактически в Природе коллективная Карма расы или нации подобна индивидуальной. Те же принципы ле-

жат в основе Кармических законов и применяются без особых различий к национальной и коллективной Карме.

Нации возникают и увядают, империи расцветают и распадаются на том же основании. Мудрые головы нации не

должны пренебрегать господствующей властью этого закона.

Пребывая в пучине национального бедствия, следует хорошенько запомнить, что ничто не может прийти к

нам, если мы не заслужили это. Мы не обладаем способностью непосредственно видеть причину катастрофы, но

из этого не вытекает, что она имеет место без достаточной причины.

На протяжении последнего тысячелетия и прежде множество душераздирающих и унижающих событий про-

изошло на земле Матушки-Индии, опустошая всю страну, грабя её сыновей, отнимая их драгоценности и даже

ещё более ценное . жизнь.

События настоящего времени ещё слишком свежи в наших воспоминаниях и не требуют особого напомина-

ния. Разве эти опаляющие душу инциденты и катаклизмы имели место без какого-то повода или причины? Нет.

Ничто не может произойти вне сферы законов. В нашем невежестве мы неспособны проследить непосредствен-

ную причину с определённостью, уверенностью, и точностью. Но не должно быть и тени сомнения в том, что

ничто не может случиться незаслуженно для нас или для нашей страны.

Наша собственная апатия, безразличие, отсутствие патриотизма, общинные и кастовые разногласия, взаим-

ная ненависть, подозрения и споры были основной причиной нашей прошлой и настоящей деградации.

Поскольку наша коллективная Карма навлекла на нас гнев божественного правосудия, порыв возмездия тес-

но связан с пробуждением наших вредных действий. Мы по заслугам страдали и дорого за них заплатили. Но мы

в состоянии вновь напрячь нашу коллективную волю, направить её в правильном направлении и научиться быть

мудрыми и осмотрительными в свете нашего прошлого горького опыта и унижения. С течением времени мы

вновь увидим падение рабства, и вновь станем свободными и такими же великими, как были наши предки".

 

 

II.2. З АКОН ПРИЧИНЫ

Весь феномен Природы управляется одним важным законом . универсальным законом причинности, кото-

рый известен также как закон Кармы. Закон причинности является универсальным законом, который поддержи-

вает внутреннюю гармонию и логический порядок Вселенной. Человеческие дела также являются субъектом

этого закона, так же как и события и случаи в этом физическом плане. Карма является Санскритским термином,

который происходит от корня .Кри., означающего .действовать., и означает .действие. или .дело.. Любое фи-

зическое или умственное действие является Кармой. Мысль также является Кармой. Реакция, которая сопрово-

ждает действие, является Кармой. Карма . это широкое понятие. Притяжение, отталкивание, гравитация, дыха-

ние, разговор, гуляние или хождение, видение, слышание, употребление пищи, восприятие, повеление, желание,

мышление . всё это является действиями тела, ума и чувств. Всё это является Кармой. Карма включает как при-

чину, так и следствие.

Все остальные законы Природы подчинены этому основному закону. Светит Солнце, горит огонь, текут ре-

ки, дует ветер, деревья расцветают и плодоносят, ум думает, чувствует и повелевает, мозг и различные органы,

такие, как сердце, лёгкие, селезёнка и почки, работают в гармонии и в строгом подчинении этому великому за-

кону причины и следствия. Этот великий закон действует всюду . на физическом и ментальном планах. Не су-

ществует феномена, который бы ускользал от действия этого могущественного закона.

Семя обнаруживает свою причину в дереве и, в свою очередь, становится причиной дерева. Взрослый отец

порождает сына, и сын, в свою очередь, становится отцом. Причина обнаруживается в следствии, и следствие

обнаруживается в причине. Следствие подобно причине. Это является универсальной цепью причины и следст-

вия, которая не имеет конца. Нет необходимости в соединении цепи. Этот мир живёт на основании этого фунда-

ментального жизненно важного закона. Этот закон является непреклонным и незыблемым.

Учёные тщательно изучают феномен Природы и пытаются обнаружить точные причины всего, что имеет ме-

сто в Природе. Астроном сидит в своей обсерватории с гигантским, мощным телескопом, наблюдая картину

звёздного неба и очень тщательно изучая звёзды и планеты. Он пытается найти точную причину того, что вызы-

вает этот феномен. Размышляющий философ сидит в созерцательном настроении и пытается обнаружить при-

чину этого мира, причину страданий и несчастий этой Самсары, а также причину феномена этого рождения и

смерти.

Ни одно событие не может произойти без позитивной, определённой причины, стоящей за ним. Разразившая-

ся война, полёт кометы, возникновение землетрясения или извержение вулкана, гром, молния, наводнение, бо-

лезни тела, удача и неудача . за всем этим стоят определённые причины.

Если у вас вскочил карбункул или вы сломали ногу или руку, очевидно, что это возникает благодаря опреде-

лённой плохой Карме в предшествующем рождении. Плохая Карма стала причиной, а карбункул или перелом

является следствием. Если вы обладаете определённой удачей в этом рождении, то это благодаря хорошим дей-

ствиям, которые вы, должно быть, совершали в своём предыдущем рождении.

Не существует такого понятия, как случай или случайность. Если вы неспособны проследить причину от-

дельного случая, причина скрыта или неизвестна. Этот закон причины и следствия совершенно таинственен.

Поэтому Бог Кришна говорит:

.Таинственным является путь действия.

(.Гахана кармано гайтих.).

Если ваш ограниченный разум неспособен обнаружить причину несчастного случая или другого происшест-

вия, это не означает, что за этим не стоит причина.

Все физические и умственные силы в природе повинуются этому великому закону причины и следствия. За-

кон и Законодатель едины. Закон и Бог . едины. Природа и её законы едины. Законы гравитации, отталкивания,

сцепления и отталкивания, притяжения и отталкивания, закон любви и ненависти на физическом плане, законы

относительности и единства, закон ассоциации на умственном плане . все они действуют в строгом соответст-

вии с законом причины и следствия. От вибрации электрона до вращения могущественной планеты, от падения

манго на землю до мощного повеления Йога, от движения бегуна в лёгкой атлетике до движения радиоволн в

тонком эфире, от передачи телеграфного послания до телепатической связи Йога в мире мыслей . каждое собы-

тие является следствием определённой невидимой силы, которая действует в полном согласии и гармонии с за-

коном причины и следствия.

Тщательное изучение этого закона даёт поддержку человеку, который потерял надежду, находится в отчая-

нии и страдании. Судьба создаётся мыслями, привычками и характером человека. Существует возможность его

исправления и улучшения изменением его мыслей и привычек. Подлец может стать святым, проститутка может

стать строгой женщиной, нищий может стать королём. Всё это обеспечивает этот могущественный закон. Толь-

ко Законом Кармы можно объяснить красоту неравенства этого мира: почему один человек богатый, другой

бедный, почему один безнравственный, а другой святой, почему один очень тупой, а другой гений или всесто-

ронне развитая личность, почему один родился слабым, а другой сильным и здоровым и так далее. Как вы може-

те объяснить эти неравенства? Всё это является Кармой. Бог никогда не может быть несправедливым или при-

страстным.

Этот мир является относительным планом. Он состоит из добра, зла и смеси добра и зла. Поэтому Бог Криш-

на говорит в Гите:

.Добро, зло и их смешение . тройственны. Это будущий плод действия для несдающегося.. (Гита, гл.8, Шло-

ка 12)

(.Аништамиштам мишрам ча тривидхам карманах пхалам..)

В этом мире не существует абсолютное добро или абсолютное зло. То, что даёт вам удобство и удовольствие,

то, что полезно вам, миру и вашему окружению, является добром. То, что даёт вам неудобства, вызывает обес-

покоенность, страдания и несчастье, то, что не полезно миру и вашему окружению, является злом. То, что даёт

страдания и боль одним и доставляет удовольствие другим, является смесью добра и зла.

Каждое действие, которое вы совершаете, производит двойственный эффект. Оно производит впечатление на

ваш ум, и когда вы умираете, вы переносите Самскару в Кармашаю, или во вместилище действий в своём под-

сознательном уме. Мир производит впечатление или оставляет запись в Акаше. Любое действие отражается и

воздействует на вас с равной силой и эффектом. Если вы вредите другому человеку, вы в действительности вре-

дите себе. Это неправильное действие отражается и воздействует на вас и наносит вам вред. Оно принесёт стра-

дания и боль. Если вы делаете другому человеку хорошее, вы в действительности помогаете себе. В действи-

тельности вы совершаете добро для себя, поскольку не существует ничего, кроме Души. Это добродетельное

воздействие отразится на вас с равной силой и эффектом. Оно принесёт вам радость и счастье. Поэтому мудрецы

и Риши, провидцы и добродетельные люди в один голос говорят:

.Возлюби ближнего своего, как себя самого. Никогда не рань чувства других. Ахимса Парамо Дхарма . не-

причинение вреда является высшей добродетелью. Делай добро всем. Обращайся с другими так, как ты хотел,

чтобы обращались с тобой..

Тот, кто правильно понимает этот закон, никогда не будет причинять какой-либо вред кому бы то ни было.

Он станет воплощением добродетели.

Если вы совершаете плохое действие против индивидуума, это приносит беспокойство всей атмосфере. Если

вы питаете злую мысль, она загрязняет весь мир мысли. Поэтому оккультисты говорят:

.Развивайте добрые мысли. Уничтожайте злые мысли..

За каждой мыслью стоит причина. Каждое действие, каждая мысль, какой бы обыденной и незначительной

она ни была, прямо или опосредованно воздействует на весь мир. Та благородная душа, которая всегда делает

добро миру и поддерживает возвышенные мысли, является благословением для всего мира. Она очищает весь

мир.

Предположим на минуту, что вы написали в газете какую-то сенсационную статью. Она вызывает эмоции и

чувства читателей. Они начинают что-то делать против Правительства. Возникает серьёзный беспорядок. При-

водятся в действие полицейские силы. Многих людей убивают. Создаётся множество новых законов для того,

чтобы оказать сопротивление и подавить беспорядки. Родители тех, кто был убит, страдают. Этот беспорядок

оказывает воздействие на умы людей и в других частях мира. Фактически весь мир поражён одним событием.

Одна сенсационная статья привела к таким губительным последствиям. Одно событие может одновременно

быть как причиной, так и следствием. Бесконечные цепочки причины и следствия возникают повсюду. Вы не

можете сказать, что эта связь бесполезна или в ней нет необходимости.

Теперь у вас есть всестороннее понимание этого великого закона причины и следствия. Вы можете изменить

свои мысли, привычки и сформировать новый характер. Вы можете стать праведным человеком и святым, со-

вершая добродетельные действия и поддерживая благородные и божественные мысли. Когда вы достигнете зна-

ния Души, когда вы уничтожите этот малый ум, когда вы переступите пределы трёх Гун и трёх Авастх, вы смо-

жете обрести покой в своей собственной Сварупе. Вы можете стать идентичным с Законодателем, и тогда закон

причины и следствия не будет действовать на вас. Вы можете завоевать Природу. Пусть этот невидимый Зако-

нодатель, Брахман, управляет вами для достижения конечного блаженства жизни!

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!