Как определить стихотворный размер?



Для определения стихотворного размера на слух используется скандирование или скандовка – такое чтение стиха, когда каждый сильный слог в нем выделяется интонационно («ударяется»), независимо от того, падает на него словесное ударение или нет[2].

Согласно О.И. Федотову, внутренняя структура силлабо-тонического стиха зиждется на основных метрических определителях:

1) количество сильных слогов – иктов;

2) междуиктовых интервалах;

3) анакрузе[3].

Междуиктовый интервал показывает, двусложным (односложный междуиктовый интервал) или трехсложным (двусложный междуиктовый интервал) метром написано стихотворение.

Анакруза (в совокупности с междуиктовым интервалом) позволяет определить метр стиха (односложная анакруза и односложный междуиктовый интервал – ямб, нулевая анакруза и двусложный междуиктовый интервал – дактиль и т.д.).

Количество сильных слогов (иктов) в совокупности с метром – показывают размер стиха (четырехстопный ямб, трехстопный амфибрахий).

 

Метр и ритм

Метр – сочетание сильных и слабых слогов (мест, позиций) в стихе. Это сочетание постоянно. Метр – заданная ритмическая схема стиха. Ритм –применение и развитие этой схемы в каждом конкретном случае, придающее произведению уникальное своеобразие. Ритм – отклонение от заданного метра, частное проявление схемы. В определении ритма непосредственную роль играет сочетание ударных и безударных слогов. Ритмические отступления создают сложности в определении размера, поэтому стихотворный размер надо определять не по отдельно взятой стихотворной строке, а по ряду строк (например, четверостишию), поскольку пропуски метрических ударений (пиррихии) и или появление внеметрических ударений (спондеи) могут ввести в заблуждение, даже при скандировании отдельно взятой строки. Тогда как в контексте, даже небольшом, каждый стих подчиняется ритмической инерции. «В.М. Жирмунский и Б.В. Томашевский подчеркивали, что слух читателя воспринимает не ритм одного изолированного стиха, а ритмическую инерцию ряда стихов в стихотворении»[4] .

 

Задание:

Опираясь на учебник В.Е. Холшевникова, назовите, какие еще факторы, помимо сочетания ударных и безударных слогов в стихе, определяю ритм. 

(Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учеб. пособие. СПб., 2004. С. 44-53 (Факторы, определяющие ритм)).

 

Русский классический стих не исчерпывается пятью силлабо-тоническими размерами. В русской поэзии встречаются и более сложные способы метрической организации стиха. Так, в русской классической поэзии встречаются стихотворения, написанные трехсложниками с вариациями анакруз.

Задание:

Проскандируйте и составьте графическую схему приведенных ниже двух строф из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Земля и небо»

 

Страшна в настоящем бывает душе

Грядущего темная даль;

Мы блаженство желали б вкусить в небесах,

Но с миром расстаться нам жаль.

 

Что во власти у нас, то приятнее нам,

Хоть мы ищем другого порой,

Но в час расставанья мы видим ясней,

Как оно породнилось с душой.

 

Отделите вертикальной чертой анакрузы в каждой стихотворной строке. Как бы вы определили размер данного стихотворения?

 

Другое отступление от урегулированности силлабо-тонических размеров – чередование двусложных и трехсложных стоп внутри стиха. Еще М.В. Ломоносов писал о возможности сочетания хореев с дактилями и ямбов с анапестами. В таких случаях при сохранении постоянной анакрузы междуиктовый интервал должен быть то односложным, то двусложным. Такой метр не получил распространения в русской поэзии за исключением русского гекзаметра, введенного В.К. Тредиаковским, а затем разработанного Н.Н. Гнедичем, А.А. Дельвигом и В.А. Жуковским. Этот размер использовался преимущественно для переводов произведений античных авторов или в оригинальных антологических (написанных как подражание античным авторам) стихотворениях.

 

Задание:

Опираясь на учебник В.Е. Холшевникова, охарактеризуйте русский гекзаметр (какой размер является основой русского гекзаметра, какие стопы могут чередоваться в стихе, есть ли определенный порядок чередования стоп, каково положение цезуры в гекзаметре?)

Ответьте на вопросы:

- что представляет собой пентаметр?

- что такое элегический дистих?

(Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учеб. пособие. СПб., 2004. С. 57-60 (Гекзаметр. Пентаметр)).

 

Традиционно русское стихосложение, начиная с реформы Тредиаковского-Ломоносова, именуется силлабо-тоническим. Силлабо-тоническое стихосложение – разновидность тонического стихосложения. Наряду с силлабо-тоническими размерами в поэзии классического периода присутствуют и тонические стихи, но доля их невелика. Однако, начиная с конца XIX века, и особенно в начале XX, появляются новые формы стиха, к которым уже невозможно применить понятие стопы. Это переходные формы от силлабо-тоники к чистой тонике (дольник, тактовик) и чисто тонические размеры (акцентный стих) (М.Л. Гаспаров).

 

Дольник – стихотворный размер, в котором сильные слоги (икты) располагаются так, что между ними может быть как один, так и два слабых слога. В дольнике стих членится не на стопы (которые всегда равносложны), а на доли (которые могут быть как двух-, так и трехсложными). Второе название этого размера – паузник.

Вопрос: почему дольник еще называется паузником?

Первые стихотворения, написанные дольником, появились во второй половине XIX века, но расцвет дольника приходится на начало ХХ века.

Задание:

 

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

 

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

 

Перед вами стихотворение А. Ахматовой. Составьте его схему, используя традиционные для силлабо-тоники графические обозначения, и ответьте на следующие вопросы:

- каков метрический рисунок первых двух строк стихотворения?

- как он нарушается в последующих строках?

- к какому из силлабо-тонических размеров «приближается» это стихотворение? Почему?

- сколько иктов в каждом стихе?

 

Дольники различаются по количеству иктов в стихе. Гекзаметр был 6-иктным дольником. Чаще всего в русской поэзии употреблялись 3-иктный и 4-иктный дольники (трехдольники и четырехдольники). Встречаются случаи чередования трех- и четырехиктныз стихов.

Еще один размер, являющийся переходным от силлабо-тоники к чистой тонике – тактовик.

Задание:

Дайте определение тактовика и приведите пример. Чем отличается тактовик от дольника, в чем их схожесть?

 

Чисто тоническим размером является акцентный стих. Акцентный стих – основная форма тонического стиха, в котором урегулировано только количество ударений, а число безударных слогов произвольно (обычно от 0 до 4). Длина стиха измеряется в акцентном стихе числом слов (ударений): 2-ударные, 3- ударные и 4-ударные. Встречается и неравноударный акцентный стих.

 


[1] Томашевский Б. В. Стих и язык: Филолог. очерки. М.; Л., 1959. С. 10.

[2] Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. М., 2004. С. 32.

[3] Федотов О.И. Основы теории литературы. Т.2. Стихосложение и литературный процесс. – М., 2003. С. 76.

[4] Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. М., 2004. С. 34.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!