Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова



Типология литературы. Стих и проза

 

План практического занятия 1. Стихосложение. Стиховой метр и ритм

Понятия: стих, проза, ритм, метр, метрическая система стихосложения, силлабическая система стихосложения, тоническая система стихосложения, силлабо-тоническая система стихосложения, просодия, размер, икт, междуиктовый интервал, пропуск метрического ударения, внеметрическое ударение, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, анакруза, клаузула, дольник, тактовик, акцентный стих, верлибр.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте специфику стихотворной и прозаической речи. Дайте понятие ритма. В чем основные отличия ритма стиха от ритма прозы.

2. Охарактеризуйте метрическую, силлабическую и тоническую системы стихосложения. Как связаны между собой система стихосложения и особенности языка? Что такое просодия? Охарактеризуйте просодию русского языка.

3. Как происходило формирование русского классического стиха (силлабо-тонической системы) (русский силлабический стих (происхождение, представители), реформа Тредиаковского - Ломоносова)?

4. Перечислите и опишите силлабо-тонические размеры. Приведите примеры.

5. Охарактеризуйте проблему соотношения стихотворного метра и ритма в русской силлабо-тонике. Определите значения понятий "метр", "размер", "икт", "междуиктовый интервал", "пропуск метрического ударения", "внеметрическое ударение", "анакруза". Назовите метрические определители силлабо-тонического стиха.

6. Дайте определения дольника, тактовика, акцентного стиха. Приведите примеры.

Обязательная литература:

1.Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учеб. пособие. – Л., 1972. (или последующие издания) Или: Холшевников В.Е. Что такое русский стих // Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. – М., 2002. – С.6-49.

Дополнительная литература:

1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 352-381.

2. Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. – М., 1984.

3. Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1980. – С. 8-234.

4. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

5. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001 (Или другие словари литературоведческих понятий и терминов).

6. Тимофеев Л.И. Очерки истории и теории русского стиха. – М., 1956.

7. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. – М., 1980.

8. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. – М., 1993. – С. 23- 120.

9. Федотов О.И. Основы теории литературы. Т.2. Стихосложение и литературный процесс. – М., 2003.

 

Материалы к занятию:

 

Поэтическая речь членится на две составляющие оппозиционную пару разновидности: стих и прозу.

Стихотворная речь отличается от прозы тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки соотносимые и соизмеримые между собой.

Б. В. Томашевский называет два признака, отличающих стихотворную речь от прозаической:

«1) стихотворная речь дробится на сопоставимые между собой единицы (стихи), а проза есть сплошная речь;

2) стих обладает внутренней мерой (метром), а проза ею не обладает…»[1] Изучением стиха занимается стиховедение. Стиховедение состоит из четырех основных разделов: метрики, ритмики, строфики и фоники.

Метрика – раздел стиховедения, изучающий внутреннюю меру стиха, стихотворные метры, размеры, системы стихосложения.

Ритмика – учение о ритме отдельной сроки или о ритмической системе (композиционно значимые повторы словесно звукового материала) произведения в целом.

Основной повторяющейся ритмической единицей в стихотворном произведении является стих. Внутренняя структура стиха в разных системах стихосложения различна. Различие систем стихосложения зависит от фонетических особенностей языка.

 

Задание:

Охарактеризуйте метрическую, силлабическую и тоническую системы стихосложения. Как связаны между собой система стихосложения и особенности языка? Для каких языков органичны метрическая, силлабическая, тоническая системы стихосложения?

 

История русского стиха

Русский народный стих был издревле стихом тоническим, но русский литературный стих не вырос непосредственно из народного. Ему предшествовал силлабический стих, утвердившийся со второй половины XVII века.

 

Задание:

1. Дайте определение тонической и силлабической системы стихосложения.

2. Опираясь на учебное пособие В.Е. Холшевникова, охарактеризуйте историко-культурную ситуацию, способствовавшую утверждению в русской литературе силлабического стиха. Назовите представителей русской литературы, писавших силлабическим стихом.

 

Метрический репертуар силлабического стиха был разнообразен (от 4-сложных, сверхкоротких, до 16-сложных, сверхдлинных размеров), но наиболее значимыми силлабическими размерами для литературы XVIII века были 11- и 13-сложники. Стих в них разбивался цезурой на два полустишия (5+6 в 11-сложнике и 7+6 в 13-сложнике). В силлабических стихах, как правило, использовалась женская рифма и смежная рифмовка.

Основной принцип создания ритма в силлабическом стихе – соблюдение равного количества слогов в каждом стихе. Рифма предстает как вторичный ритмообразующий фактор.

Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова

В 1735 году В.К. Тредиаковский опубликовал трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», где изложил теоретические основы русского стиха и предложил способ его усовершенствования. Тредиаковский первый в русской поэзии ввел понятие стопы – элементарной ритмической единицы, состоящей из одного ударного и одного безударного слогов.

Названия стопТредиаковский заимствует из античного стихосложения, но оговаривает, что в русском языке слоги, составляющие стопы различаются не по долготе и краткости (количеству слога), а по ударности – безударности: «…всяк ясно выразуметь может, что долгота и краткость слогов, в новом сем Российском Стихосложении, не такая, разумеется, какова у Греков и у Латин в сложении стихов употребляется; но токмо тоническая, то есть в едином ударении голоса состоящая…» (Тредиаковский В.К. «Новый и краткий способ к сложению российских стихов…»).

Тредиаковский вводит двусложные стопы: хорей, ямб, пиррихий и спондей и их обозначение с помощью следующих значков: – ударный слог, U – безударный.

 

Задание:

Дайте характеристику введенных Тредиаковским двусложных стоп, нарисуйте их графическую схему.

 

Реформа Тредиаковского была половинчатой. Во-первых, он считал, что новый, силлабо-тонический принцип стихосложения нужно использовать только для длинных стихов (11- и 13-сложников), а короткие можно писать по-старому, силлабическим стихом. Во-вторых, он считал лучшим, подходящим для героических стихов хорей, а ямб фактически отвергался. Также не признавалось возможным использовать в русском стихе трехсложные размеры. В-третьих, Тредиаковский предлагал сохранить характерные для русских силлабических 11- и 13-сложников женскую рифму и цезуру.

Стихотворный размер, которым Тредиаковский предлагал складывать русские стихи, выглядел так:

Выше/ злато/ сере/бра, // злата ж/ - добро/детель

– U – U – U – // – U – U – U

 

Начатую В.К. Тредиаковским реформу завершил М.В. Ломоносов. В 1739 году Ломоносов написал «Оду… на победу над турками и татарами и на взятие Хотина» и приложил к ней теоретический трактат «Письмо о правилах российского стихотворства», где развил и обосновал предложенный Тредиаковским тонический принцип русского стихосложения.

Ломоносов распространил силлабо-тонический принцип на все стихи (как длинные, так и короткие), ввел трехсложные размеры, утвердил равноправие ямба и хорея, мужской и женской рифм.

 

Задание:

1. Какие трехсложные силлабо-тонические стопы используются в русском классическом стихе? Составьте их графические схемы.

2. Приведите примеры стихов, написанных классическими (силлабо-тоническими) размерами.

3. Известно, что Ломоносов поначалу отвергал возможность использования пиррихиев и спондеев, но потом согласился, что в стихах, написанных двусложными стопами они неизбежны. Ответьте на вопрос, почему в русском силлабо-тоническом стихе наряду с хореями и ямбами неизбежно появляются пиррихии и спондеи?

 

Неизбежность появлений пиррихиев и спондеев в стихе ставит под сомнение правомерности использования понятия стопы как определенного чередования ударного и безударного(ых) слогов.

Современные представления о стихе таковы:

В строке последовательно чередуются не ударный и безударный слоги, а сильные места и слабые места (слоги). Сильное место – икт – слог, на который падает метрическое ударение. Слабое место – междуиктовый интервал - слог или слоги, лишенные метрического ударения. Чередование иктов и иеждуиктовых интервалов образует метр стиха. Реальные словесные ударения приходятся на сильные места (слоги), но не обязательно на все. Только последний икт всегда ударен, это – ударная константа. Например, в стихе «У лукомо′рья ду′б зеле′ный» чередование сильных и слабых мест будет выглядеть так: U – U – U – U – U (где – сильное место, икт, а U – слабое место), а реальные ударения будут падать только на 2, 3 и 4 икты, поэтому ритм данной строки можно графически изобразить так: U – U –′ U –′ U –′ U, где – сильное место, икт, U – слабое место, ′ - ударение.

Если словесное ударение падает на сильный слог, то такой икт обозначается так: –′, если на сильный слог (икт) словесное ударение не падает (пропуск метрического ударения), то такой икт обозначается так: – ; если (что встречается гораздо реже) словесное ударение падает на слабый слог (внеметрическое или сверхсхемное ударение), то такой слог обозначается знаком U′, если словесное ударение не падает на слабый слог, то такой слог обозначается знаком U.

Таким образом, стопа – не чередование ударного и безударного слога, а повторяющееся сочетание сильного и слабого места.

Принадлежность стиха к одному из пяти силлабо-тонических метров определяется ритмическим зачином (анакрузой) и междуиктовым интервалом.

Анакруза измеряется количеством слабых слогов до первого сильного.

Междуиктовый интервал показывает, двусложным или трехсложным метром написано стихотворение.

Задание:

Ответьте на вопросы:

- какая будет анакруза в хорее, ямбе, дактиле, амфибрахии, анапесте?

- какой междуиктовый интервалом будет в двусложниках и какой в трехсложниках?

 

Если анакруза меняется, то меняется и метр стихотворения.

 

Метр и размер

Стихотворный метр – это стопа, которой написано произведение (ямб, хоре, дактиль и т.д.), а размер – его вид, т.е. стих, с определенным количеством иктов (например, четырехстопный хорей, трехстопный дактиль). Чтобы определить стихотворный размер, нужно не только выявить метр стиха, но и сосчитать количество иктов в строке.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 547; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!