Жанр поэмы в творчестве декабристов.
Декабризм – огромное и неоднородное мировоззренческое и художественное явление. В своём творчестве декабристы часто обращались к лироэпическим жанрам, в т.ч. к жанру романтической поэмы. Её яркими образцами были поэмы Рылеева «Войнаровский», «Наливайко», Одоевского «Василько». В них поэты обращались к историческому прошлому России, но не стремились к исторической достоверности в изложении. Главная задача – поиск героя. Это бунтарь-одиночка, который отважно идёт наперекор обстоятельствам во имя свободы и своих убеждений. Это новый тип героя романтической поэмы – светлая личность, верная своим убеждениям и словам, несущая в мир высокую идею.
Например, князь Василько Одоевского – героическая, светлая личность, идущая навстречу обстоятельствам и отстаивающая свои убеждения. Автор опирается на летописный рассказ, в котором Василька Теребовльского ослепляют, но для него важна не документальность, а личность. Этот воин любим народом, смел и отважен. Он поднимает народ на борьбу за веру и отечество. Жители ценят его как воина и мудрого и справедливого правителя. Василько для своего народа больше миротворец, чем судья. Он истинный христианин и находится под защитой Бога.
При этом герой идёт против времени, относясь к людям по старому обычаю, который уже не поддерживается. Духовная же атмосфера настоящего иная, она звучит из уст бояна как пророчество: «Гости смеются, весело пьют слёзы родного народа».
|
|
Антипод Василько – Давид. Его образ расходится с летописным, где он подталкивает Святополка к убийству из-за происков сатаны и жажды власти. В поэме же появляется ещё и религиозный смысл, сталкиваются два мировоззрения, где Давид – представитель язычества, а Василько – христианства. Христианство несёт оберегающий спасительный свет, несущий жизнь, гул молитв гармоничен. Языческие же сцены связаны с подземельем, страшными обрядами и уничтожающим огнём. Звуки при этом оглушают, наступает какофония, отсюда сатанинские ассоциации. Человек утрачивает свой божественный облик, появляется мотив оборотничества, героев окружают призрачно-чудовищные существа. Противостояние героев – это противостояние новой веры и язычества, справедливости и произвола.
Герой же поэмы Рылеева «Наливайко» не приемлет рабство. Киев он называет «Памятником надгробным над угнетённою страной», т.к. после нашествия Батыя страна утратила величие. Наливайко делает осмысленный выбор и встаёт на освещённый Богом путь справедливого отмщенья. Чтобы решиться окончательно, он молится в Печерской лавре об угнетённых земляках. Внутренний мир героя раскрывается в его исповеди. Он понимает, что обречён, но готов ценой своей жизни вернуть свободу на Украину.
|
|
Так в романтическую поэму включаются жанры из церковной традиции: исповедь и молитва.
Исповедь Наливайки венчает семидневный пост героя, является итогом его духовного сосредоточения, внутреннего самоуглубления. При этом из элементов исповеди присутствуют только внешние: обращённость «отец святой» и исповедальный хронотоп. У героя нет осознания собственной греховности, чувства вины, покаянных интонаций в голосе. Наоборот, он готов принять на себя грехи врагов ради свободы народа. Вместо смирения – осознание жизненной миссии, внутренняя убеждённость в правильности выбранного пути. Исповедь патетична, герой – оратор. Важны внешние условия: особую значимость решению героя имеет место, где исповедь произнесена, оно освещено Богом. В момент кульминации, перед боем с поляками, Наливайко молится в тишине, что противопоставлена шуму вражеского пира. Герой убеждает Бога в неизбежности грядущего кровопролития. Смерть неизбежна, но она во имя высокой цели, проявляется идея жертвенного служения.
В романтической поэме продолжается процесс мифологизации, начатый в лирике. Важна правда вымысла, а не факты. К поэме «Войнаровский» Рылеев даёт исторические комментарии Корниловича и Бестужева. Жизнеописания Мазепы и Войнаровского сопоставлены с поэтическим представлением о героях, как о борцах за свободу отчизны, противостоящих тирану Петру1.
|
|
В роматической поэме ярко отражён политический подтекст: неприятие рабства, необходимость сплоченных действий. Это было актуально для современности, ведь декабристы хотели изменить существующее в стране положение.
Для декабристской поэмы характерно:
· Новый тип героя
· Насыщенность политическими аллюзиями
· Сохранение основных параметров жанра
· Недосказанность, таинственность, как следствие обстоятельств прошлой жизни героев или перерывов в изображении событий.
· Воспроизводятся только кульминация и развязка, стремительность, драматизм происходящего.
· Нравственную позицию героев отражает их речь. Различные формы монолога (исповедь, молитва у Наливайко, слово, обращение к толпе «Василько») и диалог.
Между повествователем и героем существует определённая связь: поэт соотносил свою судьбу с судьбой героя, их роднила готовность к подвигу, осознание трагической обреченности. Монологи приобретали исповедальный характер: устами героя говорил автор, поэма напрямую соотносилась с реальностью, преодолевала литературность.
|
|
Кроме того, Рылеев создаёт оригинальный лиро-эпический (подсказ. укр. фолком) жанр – думы. Он навеян ИГР Карамзина. Задача: напомнить юношеству о подвигах предков, познакомить с эпохами истории. Герои отечественной истории как бы обрели голос и обратились к потомкам. Их жизнь – пример патриотизма, гражданской доблести и борьбы с тиранией для современников.
Цикл Рылеева – своеобразная галерея портретов героев. Думы имеют одинаковую композиционную структуру, на что обратил внимание ещё Пушкин: даётся справка об историческом герое/событии, затем поэтическое прочтение данного факта. Таким образом, они состоят из общих мест и строятся по схеме: место действия-речь героя-нравоучение.
Лишь у двух дум структура нарушена. «Иван Сусанин»: нет пространного монолога, в котором обычно заключено основное содержание, герой показан в действии. «Петр Великий в Острогожске» - непривычная, праздничная, а не мрачная, общая тональность, не задана трагическая предопределенность истории.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!