Роль научных открытий эпохи Возрождения для здоровья человека



В эпоху Возрождения, в недрах феодальной общественно-экономической формации зарождается новый капиталистический способ производства, который требует нового притока знаний. В противовес средневековой схоластике, с ее опорой на авторитеты, стал утверждаться опытный метод в науке, особое развития получает математика и механика. Внимание ученых обращается к исследованию природы, и предпочтение отдаётся наблюдению и точному счету. Именно в этот период, были заложены азы современных научных теорий. Появилось естествознание со своими изобретениями и открытиями. Так, в эволюционном учении Ч. Дарвина, считается главной движущей силой эволюция борьбы за выживание, приводящая ко всё более совершенному приспособлению человека к окружающей среде. Многие философские и естественнонаучные положения этого периода входили в противоречие с догматами церкви.

В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты. Галилео Галилей конструировал телескоп и создавал первый термоскоп (прототип термометра). В отличие от современного термометра в нем расширялся воздух, а не ртуть. Николай Коперник разрабатывал гелиоцентрическую теорию. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в действительности. Итальянский врач и писатель Арнальдо де Вилланова (1235 – ок. 1311) оставил после себя стихотворное сочинение под названием: «Салернский кодекс здоровья», являющийся изложением системы здорового образа жизни салернской врачебной школы. Это одна из первых в истории систем оздоровления, научно обоснованная и рекомендованная для практического применения.

Новый канон культуры, отвергая карикатурный аскетизм средневековья, опирается на идеи античности. Человек рассматривается уже не только как часть природы и биологического мира. Так, если в средневековой философии, человеку отводилось промежуточное положение между ангелом и зверем, то в эпоху Просвещения, получают наибольшего развития взгляды, в которых человек рассматривается как существо обладающее сознанием, высокоорганизованным мозгом и членораздельной речью. Идейным содержанием культуры Возрождения становится гуманизм, в центре мировоззрения которого – человек. Гуманисты славили земную красоту в противовес средневековому аскетизму с его утверждением, что земная жизнь есть жизнь «смрадная», а человеческая плоть жалка и постыдна. Но эпоха Возрождения, не ограничивалась только идеалами античного мира. Так, если в античном искусстве человек, пусть и прекрасный физически, представлялся лишь игрушкой рока и богов, то эпоха Возрождения возвеличивает человека, возносит его на беспримерно высокий пьедестал.

Идеалом становится Humanitas – всесторонне развитый человек, в котором пытаются примирить дух с телом. Под этим подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. «Тогда не было почти ни одного великого человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества» – писал Ф. Энгельс о выдающихся представителях этой могучей эпохи. Среди них Данте Алигьери и Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо и Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи, Парацельс и Джироламо Фракасторо, Андреас Везалий и Френсис Бэкон и другие.

    Леонардо да Винчи одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать их строение, внедряя новые методы исследования. Он на полвека опередили исследования основоположника современной научной анатомии Андреаса Везалия и Парацельса. В это период, болезнь уже меньше рассматривается как Божье наказание и ее пытаются лечить с помощью различных научных методов.

Выдающийся врач-философ этого времени Парацельс начинает изучать внутренние органы человека, благодаря чему добывает знание функционирования жизненно важных процессов человеческого организма. Парацельс, здоровье рассматривал как достаточное содержание в организме человека трех компонентов: серы, ртути и соли, а в нарушении их правильных соотношений – причину, приводящую к болезни. Вот почему врачи и аптекари эпохи Возрождения придавали большое значение лекарственным препаратам содержащим серу, ртуть и различные соли, и часто сами выплавляли их из природных руд.

Развитие медицинской химии в эпоху Возрождения привело к расширению аптекарского дела. Из простых лавок периода развитого средневековья, когда вся аптека размещалась в одной комнате, они превратились в большие фармацевтические лаборатории, которые включали в себя помещение для приема посетителей, кладовые, где размельчались и хранились лекарства и сырье, и собственно лаборатории с печью и дистилляционным аппаратом. Начиная, с XV века культивировались аптекарские ботанические сады, их также называли садами здоровья «Hortussanitatis». От этого латинского названия и произошло русское – вертоград (т. е. сад, цветник). В XVI–XVII вв. вертограды широко распространились на Руси. Вплоть до конца XVII столетия народная медицина занимала на Руси ведущее положение. В качестве лекарственного сырья использовались также минеральные вещества и части животных.

Выдающийся английский философ Френсис Бэкон в своем труде «О достоинстве и усовершенствовании наук», сформулировал три основные задачи медицины. Первая состоит в сохранении и укреплении здоровья человека, вторая – в излечении болезней, третья – в продлении жизни, что требовало совершенствования врачебного искусства. Он изучал соотношение психоэмоциональной и физической организации в жизни и деятельности человека, и считал, что нет таких заболеваний, которые нельзя было бы предупредить, и в этом, немалую роль должны играть специальные упражнения и закалка всего организма.

В конце XV – начале XVI вв. всю Европу охватывали эпидемии различных болезней, о причинах возникновения которых, в средние века еще не было известно. Дж. Фракасторо, А. Паре, Парацельс, Г. Фаллопий и другие ученые, писали о бедствиях и беспомощности человека перед ними, что вызывало величайшее смятение и суеверный ужас. Так в Европе, ежегодно оспой заболевало около 10 млн. человек, из которых умирало от 25% до 40%. В целях истребления аборигенов конкистадоры распространяли среди них зараженную одежду. В этой жестокой бактериологической войне погибли миллионы коренных жителей, многие районы Америки совершенно вымерли. Первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинута Джироламо Фракасторо (Frac'astoro, Girolamo, 1478–1553 гг.) – итальянским ученым, врачом, физиком, астрономом и поэтом, одним из выдающихся представителей эпохи Возрождения. Согласно его учению, существуют три способа передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху, на расстоянии. Джироламо Фракасторо полагал, что на расстоянии передаются не все болезни, а через соприкосновение – все. Введенный им термин инфекция (лат. in-fectio от inficere– внедряться, отравлять) означал «внедрение», «проникновение», «порчу». От него произошло название «инфекционные болезни», введенное впоследствии немецким врачом К. Гуфеландом (Hufeland К., 1762–1836 гг.). Термин дезинфекция также предложен Джироламо Фракасторо.

Богослов и врач Джон Броун (1735–1788) считал, что все плотные части тела, в отличие от жидкостей, – возбудимы. Именно внешнее раздражение, вызывая внутренний ответ в виде возбуждения и определяют болезнь или здоровье организма. Болезни он разделил на стенические – возникающие при повышенной возбудимости и астенические – возникающие при пониженной возбудимости. Равновесие организма со средой и определяет состояние здоровья. Кроме того, им была сделана попытка количественного определения здоровья или болезни. Джон Броун разработал специально градуированную шкалу с максимумом в 80 баллов. Все, что укладывается в интервал между 30 и 50 баллами он расценивал как здоровье, выше или ниже – как проявление болезни.

На Руси в XIV—XV вв. для борьбы с заразными болезнями вводились такие предохранительные меры, как изоляция больных и оцепление неблагополучных мест, ведь умерших погребали в тех же дворах, в которых они и умирали и в той же одежде. Общение с «зачумленными домами» прекращалось, их жителей кормили с улицы через ворота. В конце XVI – начале XVII века карантинные меры стали приобретать государственный характер. С 1654 по 1665 г. в России было издано более 10 царских указов «о предосторожности от морового поветрия». Во время чумы 1654–1655 гг. на дорогах были установлены заставы и засеки, через которые никого не разрешалось пропускать под страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. Все зараженные предметы сжигались на кострах, письма по пути их следования многократно переписывали, а подлинники сжигали, деньги перемывали в уксусе. Священникам под страхом смертной казни запрещалось отпевать умерших больных. Лечцов к заразным не допускали. Если же кто-либо из них случайно посещал «прилипчивого» больного, он был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома «впредь до царского разрешения». Прекращался ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Все это вело к неурожаям и голоду, который всегда шел вслед за эпидемией. Появлялись цинга и другие болезни, которые вместе с голодом давали новую волну смертности.

Медицина того времени была бессильна перед эпидемиями, так как в Европе полыхали костры инквизиции – церковь физически расправлялась с инакомыслящими. Инквизиция в Европе существовала с конца XIII до начала XIX века. Число ее жертв (по архивам «священного трибунала») исчислялось сотнями тысяч, среди них – десятки тысяч женщин, признанных инквизиторами «ведьмами». Звание ученого, – писал А. И. Герцен, – скорее вело на костер, нежели в Академию, и они шли, вдохновленные истиной.

Кконцу XVII в. России произошли значительные изменения в развитии экономики и культуры. Первым из царей, которыйобратил внимание на роль и значениефизической культуры, становится Петр I. Именно в эпоху его правления, физическая подготовка впервые вводится в качестве обязательного учебного предмета в высшие учебные заведения. В зависимости от условий: места занятий и наличия учителей, к основным средствам физического воспитания относились – фехтование («рапирная» наука), верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы, игры. Военные реформы конца XVII и начала XVIII века сыграли значительную роль приформировании системы военно-физической подготовки в русской армии. Приоритетными задачами ставятся физическое развитие солдат и укрепление их здоровья.

Вопросы здоровья рассматриваются в контексте медицинской проблематики, а это привело к постепенному исчезновению многих эпидемий и увеличению средней продолжительности жизни. На страницах научных изданий в это время публикуется огромное количество научно-теоретических разработок относительно санитарно-гигиенических требований и оздоровительных мероприятий. Длительное время санитарно-гигиеническая наука, основанная А. Декроли и получившая название «социальная гигиена», успешно решает ряд профилактических заданий. Она включала в себя такие направления, как: формирование основ правильного питания, дыхания и гигиены, правильное поведение в обществе. Однако полностью решить вопрос здоровья только гигиеническими методами не возможно, так как в центре внимания оказался не сам человек и его здоровье, а условия его существования.

Начиная с 80-х годов ХІХ века, диагностировалось расширение круга интересов специалистов за пределы сугубо санитарно-гигиенических вопросов. Выдающиеся представители этого времени Л. Альберти, Л. Бруни, Т. Кампанелла, Ф. Рабле, В. де Фильтре и другие, акцентировали внимание на необходимости воспитания, прежде всего, здоровой, духовно и физически развитой личности. На это обращали внимание и великие педагоги-реформаторы Я. А Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Их передовые для своего времени идеи послужили ценным вкладом в дальнейшее развитие педагогической теории и практики в области физического воспитания и формирования здорового образа жизни человека.

Чешский педагог Я. А. Коменский, считал, что одной из добродетелей, которую необходимо прививать юношеству, это умеренность во всем: питании, труде, отдыхе и т. д. Придерживаться «золотой середины» – главный принцип здоровья, о котором говорилось еще в античный период. Молодежь должна учиться всему тому, что человека делает человеком, а основания для этого содержатся в самом человеке, нужно только позаботиться о развитии этих качеств. В процессе воспитания, по мнению Я. А. Коменского, необходимо обращать особое внимание не только на развитие тела, но и на укрепление духа, таким образом, чтобы на практике реализовывалось выражение: «В здоровом теле – здоровый дух». Особое внимание, при этом обращалось на ценность физических упражнений и на необходимость придерживаться гигиенических требований во всех сферах жизнедеятельности.

Идею единства тела и духа, всестороннего и гармоничного развития личности обосновывает и английский педагог Дж. Локк в работе «Мысли о воспитании». Он говорит: «Здоровый дух в здоровом теле – вот короткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире... Тот, у кого дух – неумный руководитель, никогда не найдет правильный путь, а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет способным двигаться вперед по этому пути». Дж. Локк, считает что, девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию. Поэтому, важнейшей задачей воспитания является выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинированнее. Английский педагог, считает необходимым сочетать физическое воспитание ребенка с формированием его характера и волевых качеств, что и поможет воспитать здорового джентльмена.

Швейцарский педагога И. Г. Песталоцци рассматривает здоровья на принципах природосообразности, так как, именно природа создает ребенка в его гармоническом единстве. Согласно учению И. Г. Песталоцци, человеческая природа состоит из совокупности задатков и сил, отличающих человека как homosapiens. Он выделяет три основных способности, определяющих сущность человеческой личности: способность мыслить, способность создавать и способность чувствовать. Троякие силы человеческой природы рассматриваются как умственные, физические и нравственные. Целью воспитания, при этом, становится развитие всех природных сил и способностей человека в их гармоническом единстве. Для роста и развития ребенка огромную роль играет физическое воспитание, которое И. Г. Песталоцци, рассматривает как естественное стремление к движению. На основе этого, он вводит в расписание уроков в школе гимнастику, как самостоятельную дисциплину.

Физическая культура, эпохи Ренессанса, органически включала в себя также элементы народного танца, игры в мяч и различных форм соревнования. Из правил игры устраняются всякие религиозные формальности. С 40-х годов XIV века, становятся регулярными различные праздничные игрища и шествия, в которых участвовали массы горожан.Однако, более открытый характер физических упражнений и подвижных игр не означал демократизации физической культуры. Народные массы уже не отстраняли от участия в спортивно-развлекательных мероприятиях, но, тем не менее, высшие классы еще не «смешивались» с ними. Состоятельная городская буржуазия, примирившись с городской знатью, развлекалась в крытых залах для игры в мяч или устраивала поединки на копьях. Простонародье и беднота имели доступ только к ярмарочным площадям и игровым площадкам вне города. В это время, во всех странах наблюдается скачкообразное развитие физической культуры, кроме северо-итальянских городов. Так, в Англии,уже с 1384года в учебный план старейшей закрытой школы Колледжа св. Марии в Винчестере были включены регулярные физические упражнения для укрепления здоровья.

Выводы.В эпоху Возрождения ученые, с риском для жизни, низвергают схоластические авторитеты и ломают рамки ограниченности метафизического мышления средневековья. Научные открытия эпохи Возрождения значительно расширяют мировоззрение человека. В процессе развития медицины и других наук, все больше накапливается знаний о человеке и факторах влияющих на его жизнь и здоровье, что способствовало успехам в лечении и профилактики многих заболеваний.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!