От позитивизма к аналитической философии



Выделяют следующие этапы развития аналитической философии:

1. Позитивизм. Основатель Огюст Конт (1798–1857) считал позитивную науку (естествознание) преемницей религиозной формы сознания. На смену религиозному мировоззрению должна прийти научная картина мира, в которой главенствующее место занимает научный «факт».

Вопросы, ответы на которые не подтверждаются опытом, позитивисты называют «псевдовопросами». Традиционные философские вопросы – «метафизические» – по их мнению, ведут к заблуждению, либо не актуальны.

2. Эмпириокритицизм (конец XIX в.). Классики – Эрнст Мах (1838–1916),       Р. Авенариус (1843–1896). Они пытались найти критерий истинности научного знания. Так как только ощущения – звуки, цвета, теплота, пространство, время, запахи и пр. – обладают реальностью для органов чувств, то вещи для субъекта познания являются только комплексами этих ощущений.

Кстати, противниками этого философского направления были русские марксисты А. А. Богданов (1873–1928), Г. В. Плеханов (1856–1918), В. И. Ленин (1870–1924).

3. Неопозитивизм (другое название – «логический позитивизм»). Начинает свое развитие с 1929 г., с программного манифеста Венского кружка во главе с М. Шликом (1882–1936). Лидеры направления – Р. Карнап (1891–1970),               Б. Рассел (1872–1970). Основной тезис – борьба с иррационализмом путем создания «проверяемой философии».

Уже их предшественник Э. Мах последние годы жизни без успеха боролся с зарождающейся физикой микромира (квантовой механикой), т. к. она описывает явления и процессы размером меньше 10–8см и, следовательно, ненаблюдаемых объектов. Инструмент (приборы) становится посредником между этим миром и исследователем. Все законы этого недоступного ощущениям мира носят вероятностный (статистический) характер.

В 1916 г. его ученик А. Эйнштейн публикует «Основы общей теории относительности», которая утверждает, что пространство и время, в строгом смысле слова, не результат комплекса ощущений, а пространственно-временной континуум (от лат. continuus – непрерывный, связанный). Теория устанавливает зависимость пространственно-временных свойств окружающего мира от расположения и плотности тяготеющих масс (любых объектов обладающих массой). Она лежит в основе современных космологических концепций моделирующих мегамир – наблюдаемую Вселенную.

Неопозитивисты (новые позитивисты) вынуждены обратиться к разработке методологии науки вообще для объяснения и предсказания новой научной картины мира, состоящей уже из микро-, макро- и мегамира. Обострилась классическая для позитивизма проблема разграничения науки и ненаучного знания. Стала доминировать идея сведения философии к логическому анализу языка. Критерием научного знания выступил принцип верификации (Р. Карнап), согласно которому он обязательно характеризуется эмпирической подтверждаемостью.

4) Аналитическая философия (Постпозитивизм). Л. Витгенштейн (1889–1951) утверждал, что не логика (грамматика искусственных языков), а естественный язык – источник научного знания и его развития. Теперь вера как духовная способность, социальное происхождение ученого, культурные ценности оказывают непосредственное влияние на результаты исследования. Аналитическая философия занимается анализом языка естественного (лингвистический анализ) и искусственного (логический анализ).

Т.Кун (1922–1996) в работе «Структура научных революций» предложил модель развития научного знания. Ключевую роль в ней играет понятие «парадигма» – совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.

К. Поппер (1902–1996) видел критерий научного знания, в отличие от религиозного и обыденного, в критическом рационализме. Любое научное знание носит лишь гипотетический, предположительный характер и подвержено ошибкам (принцип «фаллибилизма»). В этом причина роста научного знания. Как альтернативу принципу верификации он видит принцип «фальсифицируемости», т. е. опровержимость научных положений в отличие от метафизических утверждений.

 

Неотомизм

Философское направление развивающее основные идеи Фомы Аквинского (1224–1274). Одной из важнейших является идея гормонии разума и веры. Современная версия томизма. Официальный язык христианства католического вероисповидания – латинский, а греческое имя Фома переводится как Томас. Напомним, что его учение представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи – как соединение материи и формы, процессы – как переход потенции в актуальность.

Классики «Нового томизма»: Жак Маритен (1882–1973), Этьен Жильсон (1884–1978), Мартин Грабман (1875–1949). Бытие для неотомиста не однозначно, а аналогично, т. е. относится к двум различным реальностям: посюсторонней и потусторонней – трансцендентальной (благо, красота, истина, единое). В бытии различают актуальное и потенциальное бытие. Актуально то, что существует; потенциально то, что не существует, но действительно может стать. Всякое бытие, кроме Бога, состоит из акта и потенции. Их взаимное отношение в конкретном сотворенном бытии заключается в том, что потенция есть определяемая основа, а акт – ее определение. Переход от потенции к акту называют становлением. Существут четыре причины (фактора) бытия:

1) материал (то, из чего что-то состоит и делается);

2) форма («определение материала»);

3) действующая причина;

4) цель.

Все существующее можно расположить иерархически в зависимости от степени актуальности, т. е. «полноты бытия»:

1 стадия – низшая из всех форм – это форма неживой природы;                 

2 форма – форма растений;

3 форма – животных;

4 форма – духовная (душа);

5 форма – высшая степень бытия – дух (Святой Дух).

В теории познания неотомизма (гносеологии) выделяют два уровня: сравнение (наука + органы чувств + обычаи) и божественное откровение (священное писание + таинство + чудеса). На втором уровне человек познает не по аналогии, а непосредственно (откровение). В рамках этики выделяют благо троякого рода: 1) безусловное благо; 2) приятное благо; 3) полезное благо. Причем полезное благо есть функция безусловного блага.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!