Философия Возрождения. Реформация



Начиная с XV – XVI вв. формируются христианские идеологии, несовместимые с католической – период «внешней» реформации. Лидеры новой идеологии: Мартин Лютер (1483–1546), Жан Кальвин (1509–1564), Томас Мюнцер (1490–1525).

Секуляризации (обмирщению) общественной жизни предшествовали в церковной жизни – Реформация, в светской – Возрождение. В этот период происходит смена ценностей, возникает мировозренческий антропоцентризм. Смена ценностей явилась результатом расширения исторического и географического кругозора. Другой немаловажной причиной явился экономический конфликт между церковью и развившимися к тому времени местными элитами. В противовес католической идеологии элита поддерживает новые протестантские идеологии. Основные ценности новой идеологии:

· освящается семья (католики – безбрачие);

· освящается богатство в противовес католической нищете;

· освящается свобода.

С эволюцией религиозного мировоззрения одновременно развиваются следующие направления Возрождения:

Гуманистическое (XIV–XV вв): Франческо Петрарка (1304–1374), Данте Алигьери (1265–1321), Лоренцо Валла (1507–1557) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами церкви;

Неоплатоническое (сер. XV–XVI вв): Николай Кузанский (1401–1464), Джованни Мирандола (1463–1494), Парацельс (1493–1541) – противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; не отрицали Божественную природу человека, но рассматривали его как самостоятельный микрокосм.

Натурфилософское (XVI–XVII вв) Николай Коперник (1473–1543), Галилео Галилей (1564–1642), Джордано Бруно (1548–1600) – формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; утверждали, что мир познаваем благодаря чувственному познанию и разуму; создали научную картину мира.

 

Философия Нового времени

В рамках новой постсредневековой философии возникают два направления: английский эмпиризм – основателем считается Френсис Бэкон (1561–1626), ему предшествовал средневековый номинализм; европейский континентальный рационализм – Рене Декарт (1596–1650).

Основная цель эмпиризма – дополнить силлогистику Аристотеля новым методом – эмпиризмом. Если силлогистика идет от общих выводов к частным, то эмпиризм должен обосновать эти общие выводы (например, индукция, методы установления причинной связи). Бэкон считал, что невозможно познать многие явления, т. к. сознание человека уподобляется кривому зеркалу, таковым сознание делают идолы (призраки).

1). Идолы пещеры – это индивидуальные особенности людей, их пристрастия, психологический склад, наклонности.

2) Идолы театра, т.е. вера в авторитеты (например: влияние схоластики на познание в средние века).

3) Идолы площади (рынка) – проблемы, связанные с языком общения. Например: неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений).

4) Идолы рода – коренятся в самой человеческой сущности (телеологизм). Преломление познания через культуру человека (рода) в целом.

Знание видов препятствий достижения объективного знания позволяет избежать ошибок. Однако это знание лишь отрицательная сторона создания научного метода. Необходимо также положительное учение о методе исследования. В истории науки сформировались два пути или метода исследования: догматический и эмпирический. Догматический метод начинает с общих умозрительных положений и стремится вывести из них все частные случаи (дедуктивный метод). Догматик похож на паука («путь паука»), который из самого себя ткет паутину. Естествознание – истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт – важнейшая часть естествознания. Чувства, опирающиеся на эмпирические методы (наблюдение, измерение и эксперимент) – непогрешимый источник всякого знания. Наука есть опытное знание, и она состоит в применении рационального метода к чувственным данным («путь пчелы»).

Последователи эмпиризма Т. Гоббс (1588–1679), Д. Локк (1632–1704) распространили эмпирический метод на социальную сферу. Первый утверждал, что главная философская проблема лежит не в плоскости гносеологии (учении о познании), а в социальной сфере, прежде всего это проблема общества и государства. В 1651 г. он публикует работу «Левиафан» («Чудовище»). Основная мысль: «человек человеку – волк», поэтому государство – та сила («чудовище»), которая поддерживает жизнеспособность общества, порядка и справедливости в нем.

Д. Локк впервые выдвинул идею государства, построенного на основе разделения властей. Он предполагал разделить государственную власть на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Заслуга его несомненна, но не факт, что она – результат применения эмпирических методов. Пусть он и утверждал, что «нет ничего в мыслях (разуме) человека; чего до этого не было в чувствах».

Основная проблема рационализма – преодоление раздвоенности души и тела, мышления и бытия. По мнению рационалистов (сторонников Р. Декарта), душевную раздвоенность можно преодолеть мышлением. Для этого необходимо:

1) рационально (с помощью мышления) объяснить существование Бога как чистого духа;

2) рационально познать происхождение зла;

3) объяснить связь между свободой воли и природной необходимостью.

Результатом ответа на эти вопросы стали метафизические системы. Эти системы призваны отвечать на любые вопросы. Первую метафизическую систему предложил Декарт. Для него изначально душа и тело, мышление и бытие есть особенные, несовместимые вещи, т. е. существующие каждая сама по себе. Такая методологическая позиция называется дуализмом.

«Что первично для человека? Душа или тело? Мышление или бытие?». Для Декарта мышление первично. «Мышление для меня более достоверно, чем тело, ибо того факта, что я сужу о теле, я не могу отбросить. Хотя и могу абстрагироваться (отвлечься) от того, о чем я сужу». Декарт утверждает, что фундаментальным достоверным фактом, подтверждающим приоритет мышления, является сомнение в истинности тех или иных высказываний. Если бы для человека было бы достоверно тело, а не мышление, то мышление не обладало бы свободой. Мысль, в отличие от предмета («протяжения»), свободна, следовательно, авторитет для нее губителен. «Я мыслю, следовательно, я существую».

Все, что является предметом нашего сознания (мышления по Декарту), рассматривается либо как вещи, либо их свойства, либо как «вечные истины». Вечные истины – догматы церкви, математические положения. И мышление, и бытие имеют общую субстанцию, которую человек познать не может, поэтому для него мышление и бытие – неполноценные субстанции. «Под субстанциями я понимаю ни что иное, как некую вещь, не нуждающуюся для своего существования ни в чем другом, а именно Бог».

 Человек имеет непосредственное отношение только к царствам мышления и природы (бытия). Эти царства имеют свои атрибуты, т. е. то, без чего они не могут мыслиться или существовать. Атрибутом мышления является свобода, природы – протяжение. Атрибуты имеют бесконечные модусы (от латинского – разновидности). Модусами мышления являются  воображение, художественные произведения, логика, грамматика языка, произведения искусства и пр. Модусами протяжения – фигура, расстояние, хрупкость, вязкость и пр. Р. Декарта считают «отцом новой философии», т. к. он является основателем современного рационализма, убежденного в философском суверенитете разума.

Европейский континентальный рационализм в лице Б. Спинозы (1632–1677) и Г. В. Лейбниц (1646–1716) пытался преодолеть дуализм Р. Декарта. Первый создал монистическую систему, основываясь на утверждении, что не существует различия между высшей субстанцией – Богом – и сотворенными им другими субстанциями. Тождество мышления и бытия осуществляется при этом с «помощью особым образом организованным телом человека». Второй предположил существование бесконечного множества  не связанных между собой субстанций – монад. Свою систему он назвал «монадологией».

 

Философия Просвещения

К представителям Просвещения относят: Монтескье (1689–1755), Вольтера (1694–1778), Руссо (1712–1778), Дидро (1713–1784) и др. во Франции;      Ф. Бекона, Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Юма (1711–1776) и др. в Англии; И. Канта (1724–1804) в Германии; Петра I (1672–1725), М.В.Ломоносова (1711–1765), А.Н.Радищева (1749–1802) в России.

Основная идея, объединяющая этих людей – борьба со всем существующим, традиционным, закостеневшим – в первую очередь с религиозными и политическими авторитетами (см. принцип сомнения Декарта).

В сознании человека не должно быть ничего, в чем бы он не находил самого себя. Превозносятся естественные права, сформулированные еще софистами и Сократом (жизнь, собственность, передвижение).

Основным методом развития своих взглядов является опора на собственные представления, исходящие из сердца (самосознания). В основе самосознания лежит здравый смысл, которым обладают все без исключения здоровые люди. Вне самосознания истины не существует, т. е. никакой сущности (субстанции) помимо самосознания нет. Самосознанию противостоит материя как источник деятельности. Материя (реальность) разрушает наше представление о сущности тех или иных вещей, и только деятельное самосознание должно создать новую сущность. Отсюда огромная роль воспитания и образования. «Сон разума рождает чудовищ».

Основной движущей силой Просвещения является поиск альтернативного существующей абсолютистской монархии государственного устройства. Такого рода альтернативой должен был служить «общественный договор». По мнению просветителей, исторически государство и право покоятся на насилии, принуждении и частной собственности. Ж.Ж. Руссо: «Но свобода есть отличительное свойство человека. Отказаться от своей свободы означает отказаться от того, чтобы быть человеком. Несвобода есть поэтому отказ от своих человеческих прав и даже от своих обязанностей». «Основная задача заключается в том, чтобы найти такую форму соединения человека и государства, которая сохраняет всю общую власть, вместе с тем защищала бы и отстаивала личность и собственность каждого отдельного человека, который, присоединившись к этому союзу, будет подчиняться лишь самому себе и, таким образом, остается таким же свободным как раньше. Решение этой задачи дает общественный договор».

Палитра таких «справедливых» социальных систем многообразна. Идеалом государства для Вольтера, например, был «просвещенный абсолютизм» – абсолютная монархия во главе с просвещенным властителем. Д. Локк и Монтескье видели государство, построенное на основе разделения властей. Г. Бабеф (1760–1797) и К. Сен-Симон (1760–1825) были сторонниками общества без частной собственности. Функции государства должны быть заменены самоуправлением. Уже во время Великой французской революции (1789–1794) такие сообщества назовут коммунистическими.

Оптимизм и воодушевление Просвещению придавала другая ключевая идея – идея «прогресса». Кондорсе (1743–1794) написал «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», где пытался доказать изначальную доброту и неограниченную способность человека и всего человечества к совершенствованию. Единственным условием является доверие к своему разуму.

Вольнодумство Просвещения воплотилось в отношении к традиционной религии – римско-католической церкви как социальному институту и ее идеологии (см. 13 с. «Средневековая философия»). Как к социальному институту общее отношение выразил Вольтер: «Раздавить гадину!». С идеологией не так сложилось все однозначно.

Уже, в связи с Реформацией, упоминались альтернативные католицизму протестантские идеологии. В рамках философии большинство из них трактуется как деистический взгляд на религию. Деизм – направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными качествами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). Деистами были Вольтер, Монтескье, Руссо и др.

Во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции распространяется атеистическо-материалистическая философия. Она категорически отрицает существование Бога в каких-либо его проявлениях, объясняя окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. Атеистами были Ж. Мелье (1664–1729), Д. Дидро, Ж. Ламетри (1709–1751) и др.

 

Теория познания Канта

Иммануил Кант (1724–1804) немецкий (прусский) философ, основоположник немецкого классического идеализма. Основные работы: «Пролегомены ко всякой будущей метафизике», «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума». Написаны в период творчества называемого «критическим» (с 1780-го г.).

Основная задача Канта – познать границы интеллектуальной деятельности. Ответить на вопрос: какова граница и пределы научного знания? По Канту «любая наука научна в той степени, насколько в ней математики».

После Канта снимается проблема дуализма – противопоставления мира, воспринимаемого органами чувств (тело, бытие) и умопостигаемого мира (дух, мышление). Мышление, по Канту, само конструирует реальность. То, что до него считалось «объективной реальностью», обладающей сущностью, становится только результатом конструктивной деятельности мышления (ноуменами) познающего человека и человечества. То есть субъект познания имеет дело лишь с явлениями («феноменами»), а сами вещи ему недоступны и остаются для него «вещами в себе». Такая методологическая позиция называется «агностицизмом». Исторически ей предшествовал «скептицизм» в античной философии (Пиррон).

Процесс познания включает три этапа.

1 этап: опыт, который включает в себя две составляющие:

а) априорная форма пространства или форма внешнего созерцания (длина, фигура, твердость); б) априорная форма времени, т. е. форма, соответствующая внутренней жизни человека, или внутреннее созерцание (математика, логика, метафизика и пр.).

 До Канта опыт представлялся как чистый лист бумаги.

 2 этап развития знаний – этап рассудка. Основная задача рассудочной деятельности – перевести опытный материал в понятия (слова), этот этап соответствует знанию как духовной способности мировоззрения (обыденное знание и научное знание).

 На третьем этапе формируется разум, он отвечает за направленность рассудка, т. е. разум в прямом смысле руководит деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Там, где возникает вопрос, там есть разум, соответствует вере и нравственности как духовным способностям. Таким образом, Кант впервые говорит не о мышлении, а о принципиально различных духовных способностях – рассудке и разуме.

Разум не может ответить на вопросы: ограничен мир в пространстве и времени или не ограничен, свободен человек или не свободен, существует Бог или нет (в отличие от рассудка, который не задается такими вопросами). Это решает каждый человек для себя. Кант пытается таким образом сгладить противоречия между стоиками и эпикурейцами. Для него человек не может быть средством для достижения целей, он является целью для самого себя, т. к. самодостаточен.

Из лекции по этике И. Канта: «Самые ужасные пороки» – неблагодарность, зависть, злорадство. «Нравственность – ни один человек не должен разрушать красоту природы, потому что если он сам не может использовать ее, то все-таки другие люди могут найти ей применение».

Моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, Кант назвал категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего поведения».

Кантовский подход развивали, по их мнению, И. Фихте (1762–1814) и     Ф. Шеллинг (1775–1854). Первого раскритиковал сам И. Кант, обвинив в субъективном идеализме. Согласно И. Фихте выходило, что единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание («Я – концепция»).

 

Объективный идеализм Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). Окончил теологический институт вместе с Ф. Шеллингом, но, в отличие от него, философское признание приобрел поздно. Первая, обратившая на себя внимание, работа «Феноменология духа» опубликована в 1807 г. В ней раскрывается сущность диалектики как метода и объективного идеализма как системы.

Гегель строит свою систему на двух принципах:

1) принцип тождества: «все действительное – разумно, все разумное – действительно». Таким образом, никакого дуализма между душой и телом или мышлением и бытием не было и нет. То, что мы называем телом, бытием, природой лишь «инобытие» сознания, его «отчуждение» от себя. В этом проявляется объективный идеализм онтологии (учения о бытии) Гегеля.

Введение этого принципа, который приписывал себе Шеллинг, позволило Гегелю утверждать: «мною заканчивается философия» (см. 6 с. «Философия Фалеса и Пифагорейского союза»).

2) принцип всеобщей связи и развития (диалектический). Утверждает, что развитие – фундаментальное свойство Мирового духа и сотворенного им, окружающей наше субъективное сознание, реальности. В своем индивидуальном развитии человек повторяет развитие всего человечества. Историю Гегель понимал как самораскрытие Мирового духа, как прогрессивное движение человечества к осознанию и реализации свободы.

Развитие (идеальное по своей природе) – это движение, в смысле восхождения от низшего и малозначащего к высшему и полноценному. Все движение протекает по законам разума. В учебной литературе выделяют, как правило, три «закона диалектики»:

а) закон единства и борьбы противоположностей утверждает, что единственным условием развития духа (мышления) является борьба противоречивых тенденций (социальные революции, формирование личности, экономический кризис, эволюция биологических видов и т. д.);

б) закон перехода количественных изменений в качественные и обратно (условие перехода – мера: необходимые и достаточные условия, влияющие на характер и условия протекания социальной революции, становление личности, экономического кризиса, биологического вида и т. д.);

в) закон отрицания отрицания утверждает, что существует цикличность и преемственность духовного развития (на смену одной социальной революции придет с необходимостью другая, одному этапу формирования личности – другой более сложный, сменивший кризис период экономического подъема с необходимостью сменит новый кризис и т. п.).

Диалектика (от греч. – «искусство вести беседу») – искусство аргументации, наука логики. Если для Сократа диалектика – искусство вести беседу с целью выяснения смысла понятий, то для Гегеля – «научное использование закономерности, заключенной в природе мышления, и одновременно сама эта закономерность». Она как антипод метафизики (отождествляемой с поверхностным субъективным взглядом на вещи и процессы) оказала определяющее влияние на развитие марксизма и экзистенциализма (С. Кьеркегор).

А. И. Герцен (1812–1870): «Гегель – это Шекспир и Гомер в одном».    В. И. Ульянов – Ленин в 1920 г. во вступительной статье в первом номере первого советского философского журнала «Под знаменем марксизма» поставил задачу – изучение диалектики Гегеля для успешного построения нового мира.

  

Тесты по истории философии

1. Отсутствие связи между знанием, верой и нравственностью как духовными способностями характерно для типа мировоззрения:

a) религиозного;                          c) мифологического;

b) философского;                        d)  догматического.

 

2. Форма контроля общественного мнения за поведением человека:

a) наука;                                       c) мораль;

b) нравственность;                 d) закон.

 

3. Античную философию принято характеризовать как:

a) теоцентрическую;                      c) космоцентрическую;

b) антропоцентрическую;        d) этноцентрическую.

 

4. Первым философом считается:

a) Фалес;                                         c) Парменид;

b) Пифагор;                                     d) Анаксимен.

 

5. К Бытию, по Пармениду, можно отнести:

a) монитор компьютера;                c) желание;

b) конкретного человека;               d) теорему Пифагора.

 

6. Независимое существование идей от материи называют:

a) субъективным идеализмом;   c) агностицизмом;

b) материализмом;                       d) объективным идеализмом.

 

7. Самая совершенная  из существующих политических систем, по Платону, считается:

a) демократия;                                  c) тирания;

b) тимократия;                                  d) олигархия.

 

8. Автором работы «О душе» является:

a) Платон;                                        c) Эпикур;

b) Пифагор;                                     d) Аристотель.

c)

9. Постижение и следование высшей цели проповедовали:

a) эпикурейцы;                               c) скептики;

b) стоики;                                        d) киники.

 

10.  Автором идеи «общественного договора» является:

a) Кондорсе;                                    c) Ж. Ламетри;

b) Д. Дидро;                                    d) Ж. Ж. Руссо.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!