Культурный контекст и преобразование слова
1. «Буквальное» и «действительное» значение; «ядро» и «периферия»; «внутренняя» и «внешняя» форма слова.
2. Актуализация понятия «незнакомка» в контексте эпохи: А.И. Куприн «Первый встречный».
3. : Общекультурный и авторский контекст понятия в стихотворении А.Блока «Незнакомка». «Прекрасная Дама» наизнанку (М.Бахтин).
4. «Формульная опасность» и ее реализация а) в науке (в лекции Бахтина о Блоке); б) в бытовом дискурсе.
5. Сохранение/утрата блоковских коннотаций в литературе: «Незнакомка» В.Набокова в романе «Ада».
6. Прекрасная Незнакомка в тривиальной литературе?
Литература:
1. Блок А.А. Незнакомка.
2. Куприн А.И. Первый встречный.
3. Набоков В. Ада, или Страсть. Киев, Кишинев, 1995. С. 429-431. ИЛИ: Набоков В. Ада, или радости страсти. Собр.соч. американского периода. СПб., 1996. С. 442-444.
4. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 2. М., 2000. С. 349-350.
5. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. М., 2007. С. 173-177.
6. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1079. С. 122-123; 134-135.
ПЗ № 4.
Заголовочно-финальный комплекс
1. Заглавие – объем понятия. Диалогическая природа заглавия.
2. Заглавие и специфика литературного рода.
3. Классификации и типологии заглавий.
4. «Гранатовый браслет» А.Куприна: роль ЗФК в создании классического высказывания
1) варианты развертывания заглавия:
А) функция предметной детали в новеллистическом сюжете;
Б) функция предметной детали в характеристике главного героя.
|
|
2) функции музыкального эпиграфа:
А) в создании кольцевой композиции;
Б) в определении любви\страсти;
В) теория «возвращенных страстей» Фурье и вставной текст «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист».
Литература:
1. Куприн А.И. Гранатовый браслет.
2. Орлицкий Ю.Б. Заглавие // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной «Intrada», 2008. С. 73-74.
3. Орлицкий Ю.Б. Эпиграф // Там же. С. 306-307.
4. Веселова Н. А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика // Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 1998.
5. Ламзина А.В. Заглавие // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000.
6. Иванченко Г., Сухова Т. Авторские стратегии создания заглавия // Поэтика заглавия: Сб. науч. тр. М.;Тверь: Лилия Принт, 2006. С. 8–17.
7. Карлы И.Э. Датировка в лирическом стихотворении (в печати, статья на кафедре теории литературы).
8. Лит. газета. 8-14 июля 2009. № 28.
9. *Семенова Н.В. Куприн и романтизм: полифункциональность эпиграфа в рассказе «Гранатовый браслет» // Мир романтизма. Вып. 7 (31). Тверь, 2002. С. 253-257.
10. *Семенова Н.В. «Гранатовый браслет» А.И.Куприна: прототип и прототекст // Родная словесность в школе и вузе. Вып. 3 (5). Тверь, 2007. С. 111-118.
|
|
ПЗ № 5.
Диалогические отношения и диалог. Цитата
1. Концепция диалогичности М.М. Бахтина.
2. Диалог в тексте и диалог текстов. Интертекст.
3. Цитирование как частный вид диалога (цитата, аллюзия, реминисценция).
4. Функция цитирования. Порождение «своих» смыслов.
5. Функция цитаты в рассказе А.Чехова «Анна на шее»:
1) узнавание цитаты и уровни цитирования: функции французских слов в рассказе;
2) цитата как отсылка и цитата как средство создания «присвоенного образа»:
А) отсылки к Мопассану;
Б) отсылки к Ибсену.
Литература:
1. Чехов А.П. Анна на шее.
2. Мопассан Г. Ожерелье. Драгоценности.
3. Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 94–101.
4. Семенова Н.В. Цитата в художественной прозе (На материале произведений В. Набокова): Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т. 2002. С. 36-44.
5. Фоменко И.В. Цитата // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999. С. 496-506.
6. Кубасов А.В. Проза А.П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998. С. 326-328.
7. * Семенова Н.В. «Подтексты» в рассказе А.П. Чехова «Анна на шее» // Чеховские чтения в Твери. Вып. 4. Тверь, 2008. С. 210-217.
|
|
ПЗ № 6.
Служебные слова
1. Дискуссия об «упаковочном материале».
2. Смыслообразующие функции служебных слов.
3. Словари служебных слов и их возможности.
4. Служебные слова как возможность реконструкции авторского мироощущения («Первая любовь» И.Бунина):
- контексты предлога, значение в словаре служебных слов и в авторском контексте;
- соотношение контекстов;
- рассказ о природе как рассказ о любви и система служебных слов;
- оценка рассказа Бунина в критике и интерпретация цикла с точки зрения структурных слов.
Литература:
1. Бунин И.А. Первая любовь.
2. Словарь структурных слов русского языка / Под ред. В.В. Морковкина. М.: Лазурь, 1997.
3. Фоменко И.В. Служебные слова как возможность реконструкции авторского восприятия // Новое литературное обозрение. № 8. М., 1994. С. 73–78 (или раздел о служебных словах в кн. Фоменко И.В. «Введение в практическую поэтику»).
4. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979 («Введение». Гл. 111, §12. К вопросу об “упаковочном материале”. Гл. IV. § 14).
ПЗ № 7.
Язык художественной литературы.
Анализ и интерпретация высказывания
1. Понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы» (концепции, предлагаемые в языкознании и в литературоведении).
|
|
2. Анализ и интерпретация:
- зачем анализировать;
- что анализировать;
- как анализировать;
- интерпретация как реализованное понимание. Роль личности интерпретатора.
3. Единство и целостность художественного высказывания.
4. С чего начинать анализ? “Скрипка Ротшильда” А.П. Чехова:
· Заглавие как ключевое понятие;
· Что может дать анализ:
а) композиции как основы единства;
б) мотива и мотивной структуры;
в) ключевых слов;
г) смены точек зрения.
5. Развертывание целостности: о чем же рассказ «Скрипка Ротшильда»?
Литература:
1. Чехов А.П. Скрипка Ротшильда.
2. Компаньон А. Демон теории: Литература и здравый смысл. М., 2001. С. 34-40.
3. Фоменко И.В. Введение в практическую поэтику. Тверь, 2004. (Ч. II, Раздел I – § 1,2; Раздел II – § 1).
4. Шапир М.И. Язык поэтический // Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины. М., 1999.
5. * Артёмова С.Ю., Фоменко И.В. «Скрипка Ротшильда»: интерпретация vs анализ // «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова: Сб. статей. Череповец, 2009. С. 75-82.
Задания для самопроверки
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!