Поэтика служебных (структурных) слов.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Тверской государственный университет

Кафедра истории и теории литературы

Практическая поэтика

Методическое пособие для студентов 3 курса

Филологического факультета

Тверь             2019

Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для самостоятельной работы с научной литературой и вопросы для самоконтроля.

 

 

Составители доц. С.Ю. Артёмова, проф. И.В. Фоменко,

проф. Н.В. Семенова,

 

 

Те проблемы, которые предстоит обсудить в курсе, можно объединить понятием «практическая поэтика». Практической поэтики ни как самостоятельной научной дисциплины, ни как раздела теоретической или исторической поэтики не существует. Практическая поэтика – это угол зрения, под которым мы попробуем рассмотреть высказывание на языке художественной литературы.

Разумеется, ни наука в целом, ни, тем более, учебный курс не могут претендовать на то, чтобы описать все механизмы «производства смысла». Наша задача – убедиться в том, что эти механизмы действительно существуют и их можно изучать. Именно поэтому курс состоит только из двух частей, каждая из которых посвящена одному из фундаментальных объектов любой поэтики: слову и тексту как авторскому высказыванию. В каждой из двух частей рассматриваются только универсальные механизмы, то есть те, которые с необходимостью возникают в любом художественном высказывании независимо от его родовой или жанровой принадлежности, своеобразия творческого почерка писателя, прозаической или стихотворной речи, особенностей нарратива и т.д. В заключительном третьем разделе речь пойдет о принципах анализа авторских высказываний, отличающихся своим текстопостроением (классическим, циклическим, гипертекстовым) и о возможностях и количественного анализа.

Но, пожалуй, главное, что следует иметь в виду: курс построен так, чтобы показать, что в науке нет и не может быть одной «правильной» точки зрения, что она, наука, живет только в диалоге, в сложном взаимодействии разных подходов, пониманий и толкований явлений. Поэтому, в частности, и задания для самоконтроля построены так, чтобы каждый смог, если захочет, сознательно присоединиться к одной из существующих точек зрения или, как идеальный предел, выработать свою собственную.

 

Программа лекционного курса

 

Лекция 1

Предмет поэтики.

Два значения слова поэтика. Соотношение понятий филологиятеория литературыпоэтика. Методологические предпосылки представлений о содержании поэтики в XX веке.Предмет практической поэтики.

Поэтика слова

Поэтика полнозначных слов.

Основные понятия: слово, контекст, смысл.

Слово. Словокак объект филологии. Трудности в определении понятия. Разные точки зрения (Р.О. Якобсон, Л.В. Щерба, Ю.Н. Тынянов, В.П. Григорьев). Слово и лексема.

Контекст. Слово в контексте литературного языка, естественной и художественной речи. Малый и большой, вербальный и ментальный контексты. Цель привлечения контекста. Дифференциация понятий «контекстное» и «авторское» значение слова. Слово в контексте. «Фразеологическая» точка зрения (по Б.А. Успенскому).

Смысл. В герменевтике: «совокупное значение языковых единиц». Понятие смысл как методологическая категория. Отношения «автор – текст – читатель». Текст и произведение vs дискурс. Уровни содержания и смысла. Точки зрения на текст как на «хранилище смыслов» и как на смыслопорождающий механизм.

Литература:

Аверинцев С.С. Филология // Краткая литературная энциклопедия. Т.7. 

Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979 («Введение»).

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.,1996 (разделы: “Поэтика Б.В. Томашевского и ее судьба”(предисловие), “Определение поэтики”).

Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., 1965 (Глава 2 “Смысл стихового слова”).

Художественное восприятие. Основные термины и понятия. Тверь. 1991 (статьи: «Социальная природа литературы», «Понимание», «Книга как объект восприятия»).

 

Лекция 2–3

Слово в контексте.

Слово в вербальном контексте. Слово в невербальном контексте (ритм, фоника). Ритм в поэтической и прозаической речи. Эвфония. Ограниченная продуктивность понятия «благозвучие».

Коннотации. Слова, маркированные автором. Окказионализмы как особый тип неологизмов. Смыслообразующая роль авторских примечаний \ комментариев. Ключевое понятие: низкочастотное слово или словосочетание, несущее в себе пучок значений. Заглавие как ключевое понятие.

Слова, маркирующие автора. Разные трактовки понятия «ключевое слово». Способность к модификации значений. Смыслообразующая роль ключевых слов. Грамматические категории (род и лицо) как косвенные указания на авторское значение.

Коннотации при отсутствующем слове (пробел).

Литература:

Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.- С. 94 - 101.

Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979 («Введение». Гл.111,§12 К вопросу об “упаковочном материале”. Гл.1У. § 14).

Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.- С. 154 - 162.

Шапир М.И. Язык поэтический // Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины. М., 1999.

Щерба Л.В. Опыт анализа стихотворения Лермонтова «На севере диком...» // Щерба Л.В. Избранные работы. Л., 1957.

 

Лекция 4

Поэтика служебных (структурных) слов.

Дискуссия об «упаковочном материале». Две точки зрения на роль служебных слов.

Смыслообразующая роль структурных (служебных) слов: аргументы pro и contra. Интуиция как основание для аргументации. Структурные слова в художественной практике: постановка проблемы. Структурные слова как основа смысловой вариативности. Структурные слова как агенты экспрессии. Структурные слова как основа структурообразования. Структурные слова как смысловая доминанта. Структурные слова как основа «материализации» авторского мироощущения, в котором сам художник может не отдавать себе отчета.

Литература:

Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979 (Гл.111,§12 К вопросу об “упаковочном материале”. Гл.1У. § 14).

Фоменко И.В. Служебные слова как возможность реконструкции авторского мироощущения / Литературный текст: проблемы и методы исследования. Тверь, 1994. С.4 - 27.

 

Лекция 5–6.

Поэтика высказывания.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!