Список рекомендуемой литературы
1. Введенская Л.А., 2002 | Гл. 4. | Речевое общение. |
2. Ипполитова Н.А. | Гл. 2. § 1- 4. | Текст в структуре общения. |
3. Учебное пособие-словарь. Терминологическо-понятийное поле «Язык и речь: речевая деятельность». |
ЛЕКЦИЯ № 3
ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
План лекции
3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях
3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста
3.3. Членимость текста. Композиция
3.4. Образец лингвистического анализа текста
3.5. Взаимодействие текстов
3.6. Прецедентные тексты
Общее понятие о тексте и текстовых категориях
Текст – это цель и одновременно результат речевого взаимодействия, хотя на бытовом уровне этот термин трактуется обычно более узко – как речь, зафиксированная на письме. Подобная трактовка неверна, поскольку не учитывает такие способы речевой деятельности, как говорение и слушание. А это несправедливо даже с практической точки зрения: ведь любой из нас в жизни говорит (слушает) гораздо чаще, чем пишет (читает). В рамках речевой деятельности текст рассматривается как продукт речемыслительной деятельности субъекта речи (автора) и как материал для восприятия, понимания и интерпретации его адресатом. Именно поэтому текст называют ещё речевым произведением.
Неизбежно возникает вопрос об объёме текста: можно ли, например, считать текстом таблички типа Не курить!, или факультетское расписание занятий, или обмен этикетными репликами-приветствиями (Привет! – Здорово!). Да, безусловно, это тексты, потому что во всех случаях есть субъект речи, коммуникативная цель, адресованность. А объём речевого произведения может быть разным: от небольшой вывески, пословицы, рецепта, афоризма до романа-эпопеи.
|
|
Первоначальное значение слова текст, заимствованного из латинского языка (textus), означает ткань, сплетение, соединение. Поэтому «важно установить и то, что соединяется, и то, как и зачем соединяется» (Н.С.Валгина)[8]. Под текстом подразумевается последовательность языковых единиц, обладающая прежде всего смысловой целостностью и связностью, поскольку текст (как речь вообще) материален и служит для выражения определённого содержания. Выражаясь научным языком, смысловая целостность и связность – это текстовые категории, то есть существенные и взаимосвязанные признаки текста.
Безусловно, текстовых категорий гораздо больше, и относительно их количества в науке ещё ведутся споры. В табл. 3.1 названы и охарактеризованы наиболее важные из них с точки зрения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».
Таблица 3.1
Основные текстовые категории
|
|
Категория | Значение категории | Комментарий | ||
Коммуникатив- ность (адресованность) | Направленность на восприятие текста адресатом, включающая в себя выбор адресата и учёт его фоновых знаний, заинтересованности в общении и т.д. Формирование стратегии речи: информативная, воздействующая и т. д. | С этой точки зрения текст может быть индивидуально ориентированным (адресат конкретный человек или несколько человек), коллективно ориентированным (адресат – некий коллектив, сообщество) и неопределённо ориентированный (адресат – любой, кто имеет возможность познакомиться с текстом) | ||
Целостность (смысловая завершённость) | Соотнесённость текста с отражаемым объектом как результат воплощения авторского замысла; отражение в тексте связей и зависимостей, существующих в реальной действительности |
В рамках текста образуют неразрывное единство, поскольку внеязыковое содержание, смысл выражаются именно языковыми средствами. Любой композиционно-речевой показатель связности текста (например, лексический повтор) одновременно является и показателем смысловой цельности
| ||
Связность (связанность) | 1) Передаваемое или создаваемое речью объединение фактов и явлений действительности в единое целое. 2) Отношения коммуникативной преемственности между предложениями текста | |||
Субъектная организация (авторизация) | Воплощение авторского Я и других субъектно-речевых планов (в том числе «образа автора») на композиционно-речевом уровне | Обе категории отражают присутствие в тексте человека (автора, персонажей и др.). Выражаются через «точку зрения» как преломление внеязыковой действительности через восприятие, сознание оценку того или иного субъекта. Данный субъект и его «точка зрения» могут быть обозначены в тексте явно (что характерно для строгих стилей) или завуалировано (что особенно характерно для художественного стиля) | ||
Тональность (текстовая модальность) | Выражение отношения автора к сообщаемому; психологическая позиция субъекта речи по отношению к информативному содержанию, к адресату и к ситуации общения |
В связи с последними двумя категориями текста (субъектной организацией и тональностью) особого пояснения требует терминологическое употребление словосочетания точка зрения, означающего преломление явлений окружающей действительности через наше восприятие, сознание, оценку. Точка зрения может принадлежать автору текста, или другому лицу, или быть неопределённо-обобщённой. Более подробно разновидности точки зрения, а также языковые способы её выражения представлены в прил. 5.
|
|
Таким образом, автор текста посредством его взаимодействует с адресатом, который должен, восприняв текст, понять его содержание и авторское намерение. Но, будучи зафиксированным на каком-либо носителе информации, текст может быть ещё проанализирован и в других, например научно-ис-следовательских целях. Так, предметом анализа могут стать заключённая в нём информация, структура текста, его жанровые (в т. ч. композиционные и речевые) особенности и многое другое.
Следует заметить, что термин текст в учебных целях может быть применён также и к части речевого произведения – относительно самостоятельному фрагменту текста: главе, параграфу, сверхфразовому единству и т. д. (характеристику этих и других единиц членения текста см. в табл. 3.4).
► Можно ли считать текстом результат диалогического речевого взаимодействия? Почему?
► Приведите примеры текстов, по объёму равных одному предложению.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!