ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ: А. РАИНАХ



Гяма 7-

априорными положениями (он вкладывал в этот термин несколько иной смысл, чем И. Кант, которому и принадлежит этот термин). По мнению ученого, априорность не присуща ни положениям, ни суж­дению, ни познанию, а «полагаемому», подвергаемому суждению или познаваемому положению дел.

По мысли Райнаха, такого рода априорные положения (гуссер-левские «эйдосы») имеются в праве «в изобилии». Они могут быть строго сформулированы и с очевидностью усмотрены, они незави­симы от какого-либо постигающего их сознания, как независимы в своем существовании и от каких-либо проявлений позитивного пра­ва, как числа независимы от математической науки. Лишь устояв­шиеся предрассудки, уверен Раинах, мешают такому видению права. Необходимо поэтому «оставить ставшую давно привычной установку и с ясным взором подойти к самим вещам» (с. 157).

Наряду с чистой математикой и чистым естествознанием Раинах провозглашал чистую науку права, складывающуюся из строго априорных и синтетических положений и служащую основанием для не-априорных эмпирических дисциплин. Сам Раинах ограничился изложением априорных начал гражданского права, но был убежден, что и другие дисциплины, например, уголовное, государственное и административное право могут иметь такие же основоположения.

Раинах отмечал наличие широких областей социальной жизни, которые не затрагиваются позитивным правом. Но и здесь мы можем найти те же самые априорно-правовые положения. Они представляют собой «априори социальной коммуникации» (с. 159).

Априорные основы права существуют независимо от позитив­ного права, но они предполагаются и используются этим правом. Поэтому их анализ, интуитивное прояснение их сущности, может иметь значение для позитивно-правовых дисциплин. Не случайно в юриспруденции часто говорят о положениях, которые, не будучи писаным правом, «понятны сами по себе» или «вытекают из приро­ды вещей». В подавляющем большинстве случаев речь идет о зако­номерностях априорного учения о праве. «Это, действительно, суть положения, которые вытекают из "природы" или "сущности" рас­сматриваемых понятий» (с. 159-160).

447


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XX века

Требование и обязательство

Раинах анализирует следующую ситуацию: один человек дает обещание другому. Это событие вызывает своеобразное последствие совершенно отличное от того, что имеет место в том случае, если один человек что-то сообщает другому или высказывает просьбу. Обещание создает своеобразную связь между двумя лицами, в силу которой одно лицо может что-либо требовать, а другое лицо обязано это требование выполнить. Эта связь является следствием, продук­том обещания. Она может быть сколь угодно длительной, но ей при­суща тенденция прийти к исходу, развязке. Для этого содержание обещания или выполняется, или тот, кто получил обещание, отказы­вается от своего требования.

Казалось бы, ситуация вполне обыкновенная, само собой разуме­ющаяся, но так кажется только на первый взгляд, с позиций обыден­ной установки сознания. Раинах подвергает данную ситуацию фено­менологическому анализу. Для этого ему необходимо «вывести за скобки» обыденные представления о предмете, основанные на при­вычке восприятия. Необходимо «заново открыть глаза на давно зна­комый предмет» и тогда можно увидеть его в «полном своеобразии и неповторимой красоте».

Раинах видит это своеобразие в том, что вместе с обещанием в мире появляется нечто новое. С одной стороны возникает требова­ние, а с другой — обязательство. Возникшее образование не может быть подведено ни под одну привычную категорию: это не физиче­ское, не телесное образование; но оно не есть и чисто психическое переживание. В этом вопросе позиция Райнаха глубоко расходится с идеями правовых реалистов. Мыслитель отмечает, что такое тре­бование или обязательство может в неизменном виде длиться года­ми. Разве могут существовать переживания такой длительности? Разве требования и обязательства пропадают, когда субъект не имеет никаких переживаний или не должен их иметь, например, во сне или глубоком обмороке?

Казалось бы, эти феномены ближе всего подходят к миру идей (идейных образований). Но идейные образования характеризуются их вневременным характером. Требования же и обязательства, на­против, появляются, длятся в течение определенного периода вре­мени и затем исчезают. Поэтому Раинах относит их к «темпораль­ным предметам совершенно особого вида», который ранее не попадал в поле зрения ученых (с. 162).

448


Глава


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!