СКАНДИНАВСКАЯ ШКОЛА ПРАВОВОГО РЕАЛИЗМА



Глава 6

обоснованными большинству людей, то есть имеющими цели, которые всеми осознаются как желаемые. Иначе нормы не будут оказывать морального воздействия или даже могут вызвать моральное неприятие. Необходимо также, чтобы применение санкций было систематическим и совершенно справедливым» (р. 156).

Применение силы должно быть связано с пропагандой, подго­тавливающей мысли к восприятию императивов; должно существо­вать прямое внушение императивов родителями, учителями, началь­никами и т. д.

При этом Оливекрона убежден, что силовой механизм нужен не только для того, чтобы держать под контролем возможных право­нарушителей, но и для того, чтобы формировать мораль обычного гражданина. «Даже если он сам этого не подозревает, даже если его оскорбляет такое предположение, — его нормы нравственности, ко­торые он привык приписывать собственным превосходным качест­вам, в большей части определены тем обстоятельством, что санкции систематически применяются в обществе. Отбросьте эти санкции, уничтожьте силовой механизм, и его мораль претерпит глубокие изменения» (р.160).

Ученый признавал и обратное влияние морали и идеи справед­ливости на формирование права, но призывал это влияние не пере­оценивать. Мыслитель убежден, что нормы права в большинстве своем определяются эгоизмом и инстинктом самосохранения.

Итак, говоря о реальности права, Оливекрона имел в виду такое положение вещей, при котором действительно удается монополизи­ровать использование силы. Применение силы относится к соци­альным фактам. Все остальное в праве, в частности, права и обязан­ности, относятся к метафизике и не должны восприниматься как некая объективная основа права. Право есть система норм о силе, которую должны применять члены организации, в данном случае, государство, достигшее практической монополизации силы на опре­деленной территории. Но такая власть зависит от психологической эффективности этих норм. Наибольшую же эффективность применение силы имеет, по учению Оливекроны, в сфере судебной деятельности.

Правовые реалисты не смогли уйти от оценочных категорий в теории и от ценностной интерпретации права. Это, по-видимому, Указывает на то, что право представляет собой более сложное явление, че определяемое исключительно в категориях силы, принуждения, Страха. Право, действительно, реальное явление. В актуализации

443


Раздел V

ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XXBFl^

аспекта реальности права и увязывании его с взаимообусловлен­ными действиями людей — заслуга этой школы. Реалистам уда­лось также показать психическую составляющую права. Но попытка представить право как факт, понимаемый по аналогии с материаль­ными фактами, оказалась неубедительной. Если право отождествить с применением силы как неким материальным процессом, происхо­дящим во времени и пространстве, то его смысл именно как права окажется утраченным. Такая сила не будет отличаться от силы гра­бителя. Если же право понимать как систему норм о силе, которую должны применять члены государственной организации (субъекты государственной власти), мы опять придем к понятию нормы права, которая в скандинавском правовом реализме не имеет реального су­ществования. Между тем норму права совсем не обязательно сво­дить или к материальному, или к индивидуальному психическому явлению. Ее можно рассматривать как психосоциокультурный факт, объединяющий должное и сущее в праве, но не смешивающий их, как интерсубъективную, т. е. субъективно-объективную реальность. Как раз такая интерпретация права разрабатывалась в рамках фено­менологии.

ГЛАВА 7 ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ:

А. РАИНАХ

Феноменологический метод в его классическом варианте был обоснован немецким философом Э. Гуссерлем (1859-1938). Фено­менология оказала сильнейшее воздействие на все области челове­ческого знания, в том числе, на социально-гуманитарные науки. Идеи феноменологии в той или другой степени разделяли такие извест­ные ученые-гуманитарии, как А. Раинах, М. Шелер, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартр, Р. Ингарден, Г. Гурвич, А. Щюц, Г. Шлет, А. Лосев, И. Ильин, С. Франк, К. Коссио, П. Рикер, Э. Левинас, Ж. Дер-рида, Б. Вальденфельс и др.

Гуссерлем была поставлена задача обретения абсолютного фун­дамента человеческого знания, что требовало вывести из игры, «за­ключить в скобки», элиминировать естественную установку, чтобы

444


Глава


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!