ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ XIX ВЕК
из властей перед тем, что другая осуществляет против нее как против зла, и вместе с тем определение противодействия ей и установление посредством такого противовеса всеобщего равновесия, но не живого единства» (с. 309). Взаимная вражда между исполнительной и законодательной властью приводит к гибели государства.
Разделение властей следует провести так, чтобы сохранить органическое единство государства. Ведь каждая ветвь власти является «моментом понятия», поэтому «власти в государстве должны, в самом деле, быть различены, но каждая должна в самой себе образовывать целое и содержать в себе другие моменты» (с. 310).
Суд Гегель исключает из системы разделения властей. Во-первых, он не вписывается в понятие. Во-вторых, его место в гражданском обществе, раздираемом конфликтами, а не в государстве, характеризующемся органическим единством.
Гегелевская триада состоит их власти законодательной, правительственной и власти государя. Первая олицетворяет всеобщность, вторая — особенность, третья — объединяет всеобщее и особенное в единичном. Такое государственное устройство Гегель называет конституционной монархией. Вопрос, кто ее устанавливает, совершенно бессмысленный, ибо тогда следует представить толпу атомизированных индивидов, но толпа «не может быть предметом понятия». Государственное устройство складывается постепенно вместе с духом народа и этому духу должно соответствовать. «Поэтому каждый народ имеет то государственное устройство, которое ему соответствует и подходит» (с. 315). Искусственно же навязать какой-либо государственный строй невозможно, даже если он кажется более разумным, чем существующий. В качестве примера Гегель приводит неудачную попытку Наполеона дать испанцам новый государственный строй. Кроме того, государственный строй никогда не создавался отдельными людьми, «ибо государственный строй не есть нечто созданное: он представляет собой работу многих веков, идею и сознание разумного в той мере, в какой оно развито в данном народе» (с. 315).
|
|
Монарх является олицетворением всех моментов понятия государственного устройства: всеобщности, особенности и единичности. В этом и заключается его роль. Без монарха государство не имеет завершенности, целостности и единства. Он является носителем государственного суверенитета. Речь идет не о персоне конкретного монарха (в разумной монархии черты его личности значения не имеют),
306
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ
Глава •
монарх осуществляет функцию окончательного утверждения принимаемого решения. «При совершенной организации власти государства все дело только в наличии вершины формального решения;
|
|
монарх должен быть лишь человеком, который говорит "да" и ставит последнюю точку над "i", ибо вершина должна быть такова, чтобы особенность характера не имела значения. Все то, что присуще монарху, помимо это последнего решения, есть нечто частное, чему не следует придавать значения... В благоустроенной монархии объективная сторона принадлежит только закону, к которому монарху надлежит добавить лишь субъективное "я хочу"» (с. 324).
Исполнение принятых решений — обязанность правительственной власти. В правительственных делах проводится разделение труда, его специализация. Чиновники должны обладать соответствующими способностями и знаниями для исполнения своих обязанностей. Однако так же, как и в случае с монархом, происходит полная деперсонализация чиновника. «Государственная служба требует жертвования самостоятельным и случайным удовлетворением субъективных целей и именно этим дает право находить такое удовлетворение в сообразном долгу выполнении служебных обязанностей, и только в нем» (с. 334). К чиновникам Гегель относится с большим пиететом. Они — основная часть среднего сословия, которое является носителем образованности, средоточием государственного сознания и, таким образом, опорой государства. Там же, где это сословие неразвито, как, например, в России, государство стоит «не на высокой ступени». Гарантией против возможного произвола бюрократии является двойной контроль со стороны иных органов власти и корпораций.
|
|
В законодательной власти представлены три элемента: монархический, правительственный и сословный. Гегель не думает, что представители сословий могут улучшить содержание законов и вообще как-то в позитивном смысле повлиять на законодательный процесс. Ошибаются те, кто полагает, что представители народа или даже сам народ «лучше всего понимает, что идет ему на пользу» (с. 340). Ведь народу не свойственно знание всеобщего. Общее благо и свободу гораздо эффективнее гарантируют другие государственные институты: монархия, правосудие, чиновники и т. д. «Настоящее значение сословных представителей состоит в том, — пишет Ге-гел1>, — что благодаря им государство проникает в субъективное созна-иие народа и что народ начинает принимать участие в делах государства» (с. 342). Каким же образом это происходит?
|
|
307
Раздел IV
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ХГХ hfi^
Гегель выступает против демократических выборов. Сословие гражданского общества должно возвысится до политического сословия, сохранив при этом свое единство. Законодательная власть подразделяется на две палаты. Одна формируется по наследственному принципу владельцами майората, т. е. неотчуждаемого, наследуемого по старшинству земельного владения; другая — корпорациями промышленного сословия. Задача сословного представительства, как уже говорилось, не в том, чтобы улучшить решение общих дел, а в том чтобы формировать общественное мнение. Люди, наблюдая за пуб'-личными дебатами, начинают, наконец, понимать собственные интересы: «...лишь таким образом общественное мнение приходит к истинным мыслям, к пониманию состояния и понятия государства и его дел и тем самым достигает способности судить о них более разумно» (с. 351). Но к реальной системе управления сословное представительство отношения не имеет. Так, Гегель заявляет, что «государством управляет мир чиновников, и над всем стоит личное решение монарха...» (Лекции по философии истории. С. 454).
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!