Тема № 1. Литературная ситуация второй половины 1980–90-х годов (2 часа)



Понятия «современная литература» и «современный литературный процесс». Обозначение проблем истории литературы советского периода. “Возвращённая” литература. Литература и литературные журналы второй половины 1980-х — начала 1990-х годов. Литературные премии как явление современной литературной жизни. Реализм, модернизм и постмодернизм — составляющие литературного процесса современности.

Тема №2. Традиции реалистической прозы в современной русской литературе. Неореализм. Реализация «вечных» тем русской литературы в современной прозе (15 часов)

Реализация традиций русской реалистической прозы в новых исторических условиях. Позднее творчество В. Распутина, В. Астафьева, Д. Гранина. Портрет «героя нашего времени» и современного мира. Р. Сенчин «Елтышевы». Творчество А. Иванова. Повесть «Географ пропил глобус» Тема войны в современной русской литературе. В. Астафьев «Веселый солдат». Роман А. Проханова «Убийство городов» – хроника войны на Донбассе. Творчество Захара Прилепина. Общий обзор. Роман «Патологии». Роман «Санькя». Публицистика. Мир глазами женщины. Обзор творчества Л. Улицкой. Повесть «Дочь Бухары». Проза Виктории Токаревой. Дина Рубина. Рассказ «Двойная фамилия».

Тема № 3. Русский постмодернизм (5 часов)

Возникновение постмодернизма в русской литературе, его периодизация, дискуссии о нём. Философия и эстетика постмодернизма. Краткий обзор биографии и творчества Вен. Ерофеева. Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки». История создания и публикации поэмы. Экзистенциальная тема трагизма человеческого существования. Автор и герой: Веничка как повествовательная маска и как alterego автора. Речевой портрет героя. Виктор Пелевин. Личность и творческий путь. Условно-метафорическая проза: «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и пустота». Осознание иллюзорности окружающего, фантомной природы современной реальности в рассказе «Миттельшпиль». «Жёлтая стрела» как фантастическая философская повесть. Своеобразие стиля Пелевина.

 

Тема № 4. Антиутопия и фантастика в современной русской литературе (4 часа)

Т. Толстая. Размышление о будущем цивилизации в повести «Кысь». и постоянство Взгляд писательницы на мир в рассказе «Ночь». Борьба между добром и злом, изменчивость этических норм в поизведениях С. Лукьяненко. Михаил Успенский. Обзор биографии и творчества. «Там, где нас нет» как филологическая фантастика. Проблема жанра (роман-путешествие, роман-утопия). Образ героя-богатыря Жихаря.

 

Тема № 5. Современная поэзия (4 часа)

Поэзия постмодернизма: стремление отказаться от “учительской” роли литературы. Концептуализм Д.Пригова, Л.Рубинштейна и Т.Кибирова. Д.А. Пригов. Авторская маска “Дмитрий Александрович Пригов”. “Маленький человек” и “великий русский поэт” как две ипостаси субъекта лирического высказывания. “Приговская строка” как композиционная и стилевая составляющая текста.Лев Рубинштейн. Каталог как метонимическое зеркало реальности. Творчество Т. Кибирова. Поэтика палимпсеста в поэзии Т. Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. Рок-поэзия (Борис Гребенщиков, Игорь Холин, Егор Летов). В. Полозкова.

Тема № 6. Современная драматургия (3 часа)

Реалистическая драма (Г.Горин, А.Галин, Л.Разумовская, М.Арбатова, Н.Птушкина). Драматургия Н.Коляды. “Маленький человек” в пьесах Коляды («МурлинМурло», «Манекен»). Модернистская драматургия (А.Слаповский, Ю.Мамлеев). Творчество Е.Гришковца.  Постмодернистская драматургия (Л.Петрушевская, А.Образцов, М.Угаров, Н.Садур и др.).

          

Тема № 7.Современная массовая литература (8 часов)

Жанровая система массовой литературы (детектив, “женский роман”, фэнтези). Поэтика стереотипа: репродуцирование заданных сюжетных схем, типов героев, чёткая этическая поляризация персонажей, жёсткая распределённость функций (амплуа) между героями, событийная динамика взамен рефлексии. Роман М.Семёновой «Волкодав».

Современный детектив

Б. Акунин (Г.Ш. Чхартишвили). Б.Акунин — писатель-маска. Художественное творчество как игра. Циклизация детективных произведений Б.Акунина, многообразие жанров.

М. Веллер. Краткий обзор жизни и творчества. «Приключения майора Звягина» как своеобразная сказка для взрослых.

Звёзды детектива: Дарья Донцова и Александра Маринина. Истоки творчества. Иронический детектив Д. Донцовой. Традиции советского детектива в милицейских романах А. Марининой. Цикл о Насте Каменской.

Тема №8. Литература нон-фикшн (6 часов)

Литературанон-фикшн. Её место и роль в современном литературном процессе. Как правильно читать нон-фикшн книги? Тексты нового типа как пространство культуры.

Учебно-тематический план кружка «Современная русская литература» (1,5 часа в неделю)

п/п

Тема занятия К-во часов Форма организации, виды деятельности Дата план Дата факт

Тема № 1. Литературная ситуация второй половины 1980–90-х годов (2 часа)

1.

Понятия «современная литература» и «современный литературный процесс». Обозначение проблем истории литературы советского периода. “Возвращённая” литература. Литература и литературные журналы второй половины 1980-х — начала 1990-х годов. 1 Входное тестирование, лекция учителя    

2.

Литературные премии как явление современной литературной жизни. Реализм, модернизм и постмодернизм — составляющие литературного процесса современности. 1 Лекция учителя, просмотр видеопрезентации    

Тема № 2. Традиции реалистической прозы в современной русской литературе. Неореализм. Реализация «вечных» тем русской литературы в современной прозе (15 часов)

3.

Реализация традиций русской реалистической прозы в новых исторических условиях. 1 Лекция учителя    

4-7.

Позднее творчество В. Распутина, В. Астафьева, Д. Гранина. 4 Семинар    

8.

Портрет «героя нашего времени» и современного мира. Р.Сенчин «Елтышевы». 1 Анализ текста    

9.

Творчество А. Иванова. Повесть «Географ пропил глобус» 1 Работа с текстом, беседа, создание проблемной ситуации, просмотр отрывков фильма    

10.

Тема войны в современной русской литературе. В. Астафьев «Веселый солдат». 1 Лекция учителя    

11.

 Роман А. Проханова «Убийство городов» – хроника войны на Донбассе. 1 Обсуждение отрывков романа, анализ текста    

12.

Творчество Захара Прилепина. Общий обзор. Роман «Патологии» 1 Встреча с писателем.    

13.

Творчество Захара Прилепина. Роман «Санькя» 1 Работа над содержанием романа    

14.

Творчество Захара Прилепина. Публицистика. 1 Работа с текстами    

15.

Мир глазами женщины. Обзор творчества Л. Улицкой. Повесть «Дочь Бухары». 1 Лекция учителя, беседа по тексту    

16-17.

Проза Виктории Токаревой. 2 Лекция учителя Работа с текстами    

18.

Дина Рубина. Рассказ «Двойная фамилия». 1 Обсуждение произведения    

Тема № 3. Русский постмодернизм (5 часов).

19.

Возникновение постмодернизма в русской литературе, его периодизация, дискуссии о нём. Философия и эстетика постмодернизма 1 Лекция учителя    

20.

Краткий обзор биографии и творчества Вен. Ерофеева. Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки». История создания и публикации поэмы 1 Практическое занятие    

21.

Экзистенциальная тема трагизма человеческого существования. Автор и герой: Веничка как повествовательная маска и как alterego автора. Речевой портрет героя. 1 Практическое занятие    

22.

Виктор Пелевин. Личность и творческий путь. Условно-метафорическая проза: «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и пустота». 1 Лекция с элементами беседы    

23.

Осознание иллюзорности окружающего, фантомной природы современной реальности в рассказе «Миттельшпиль». «Жёлтая стрела» как фантастическая философская повесть. Своеобразие стиля Пелевина. 1 Анализ текста    

Тема № 4. Антиутопия и фантастика в современной русской литературе (5 часов)

24.

Т. Толстая. Размышление о будущем цивилизации в повести «Кысь». 1 Обсуждение произведения    

25.

Взгляд писательницы на мир в рассказе «Ночь». 1 Анализ текста    

26-27.

Борьба между добром и злом, изменчивость этических норм в произведениях С. Лукьяненко. 2 Лекция с элементами беседы, просмотр отрывков из фильмов    

28.

Михаил Успенский. Обзор биографии и творчества. «Там, где нас нет» как филологическая фантастика. Проблема жанра (роман-путешествие, роман-утопия). Образ героя-богатыря Жихаря. 1 Лекция учителя    

Тема № 5. Современная поэзия (5 часов)

29.

Поэзия постмодернизма: стремление отказаться от “учительской” роли литературы. Концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна и Т. Кибирова. 1 Лекция учителя    

30.

Д.А. Пригов. Авторская маска “Дмитрий Александрович Пригов”. “Маленький человек” и “великий русский поэт” как две ипостаси субъекта лирического высказывания. “Приговская строка” как композиционная и стилевая составляющая текста. 1 Анализ поэтических текстов    

31.

Каталог как метонимическое зеркало реальности. Творчество Т. Кибирова. Поэтика палимпсеста в поэзии Т. Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. 1 Анализ поэтических текстов.    

32.

Рок-поэзия (Борис Гребенщиков, Игорь Холин, Егор Летов). 1 Круглый стол    

33

Вера Полозкова. Поэзия. 1 Анализ поэтических текстов.    

Тема № 6. Современная драматургия (3 часа)

34.

Реалистическая драма (Г. Горин, А. Галин, Л. Разумовская, М. Арбатова, Н. Птушкина). 1 Лекция с элементами беседы    

35.

Драматургия Н. Коляды. “Маленький человек” в пьесах Коляды («МурлинМурло», «Манекен»). 1 Лекция с элементами беседы    

36.

Модернистская драматургия (А. Слаповский, Ю. Мамлеев). Творчество Е. Гришковца. Постмодернистская драматургия (Л. Петрушевская, А. Образцов, М. Угаров, Н. Садур и др.). 1 Лекция с элементами беседы    

Тема № 7. Современная массовая литература (8 часов)

37-38.

Жанровая система массовой литературы (детектив, “женский роман”, фэнтези). Поэтика стереотипа: репродуцирование заданных сюжетных схем, типов героев, чёткая этическая поляризация персонажей, жёсткая распределённость функций (амплуа) между героями, событийная динамика взамен рефлексии. Роман М. Семёновой «Волкодав».

2 Лекция учителя    
39-40.

Современный детектив Б.Акунин (Г.Ш. Чхартишвили). Б. Акунин — писатель-маска. Художественное творчество как игра. Циклизация детективных произведений Б. Акунина, многообразие жанров.

2 Семинар    
41-42.

М. Веллер. Краткий обзор жизни и творчества. «Приключения майора Звягина» как своеобразная сказка для взрослых.

2 Работа с текстом    
43-44.

Звёзды детектива: Дарья Донцова и Александра Маринина. Истоки творчества. Иронический детектив Д. Донцовой. Традиции советского детектива в милицейских романах

А. Марининой. Цикл о Насте Каменской.

2 Анализ текстов    

Тема 8. Литература нон-фикшн (6 часов)

45

Литература нон-фикшн. Её место и роль в современном литературном процессе.

1 Лекция учителя    
46.

Как правильно читать нон-фикшн книги?

1 Дискуссия    
47.

Тексты нового типа как пространство культуры.

1 Практическое занятие    
48-49.

Итоговое занятие

2 Круглый стол    
50.

Читательский дневник.

1 Литературная гостиная    
             

Литература для учителя

· Берг Б. Литературократия: Проблема присвоения и перераспре­деления власти в литературе. — М., 2002.

· Гудков А., Аубин Б. Литература как социальный институт. — М.г 1994.

· Рейтблат А. Как Пушкин вышел в гении. — М.г 2001.

· А. Чудаков. «Ложится мгла на хладные ступени».

· А. Терехов. «Бабаев».

· А. Наймам..«Славный конец бесславных поколений».

· А. Генис. «Довлатов и окрестности».

· Н. Коржавин. «В соблазнах кровавой эпохи».

· L-критика (Литературная критика): Ежегодник Академии рус­ской современной словесности. — Вып. 2. — М., 2001.

· Немзер А. Замечательное десятилетие. — М.г 2003.

· А. Зорин. «Авансцена».

· А. Найман. «Рассказы о Анне Ахматовой».

· Попов. «Подлинная история ,3еленых музыкантов"».

· Улицкая. «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети».

· Маканин. «Андеграунд».

· А. Слаповский. «Я — не Я».

· А. Волос. «Недвижимость».

· L-критика (Литературная критика): Ежегодник Академии рус­ской современной словесности. — Вып. 2. — М., 2001.

· Рассадин С. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. — М.,2001.

· Д. Быков. «Орфография».

· М. Бутов. «Свобода».

· М. Вишневецкая. «Вышел месяц из тумана».

· Н. Торланова, В. Букур. «Роман воспитания».

· А. Дмитриев. «Повесть о потерянном».

· М. Палей. «Кабирия с Обводного канала».

· Г. Владимов. «Генерал и его армия». О. Ермаков. «Крещение».

· Азольский. «Диверсант».

· Астафьев. «Веселый солдат».

· В. Макании. «Кавказский пленный».

· Аннинский А. А. Крепости и плацдармы Георгия Владимова. —М., 2001.

· АедкобИ. Дневник // Знамя. — 2003. — № 4.

· Немзер А. Литературное сегодня: О русской прозе. 90-е. —М., 1998.

· Астафьев. «Прокляты и убиты». О. Блоцкий. «Стрекозел».

· Аьииев. «До встречи в раю».

· Солженицын. «Россия в обвале», «На краях», литературно-критические эссе.

· И. Бродский. «Урания».

· Войнович.«Замысел» (главы о Чонкине и психологии творче­ства), «Портрет на фоне мифа» (главы о творчестве А. Солже­ницына).

· В. Аксенов. «Московская сага» (главы по выбору учителя).

· А. Гладилин. «Французская Советская Социалистическая Рес­публика», «Тень всадника».

· Б. Хазанов. «Час короля».

· Ю. Кублановский. «Дольше календаря».

· И. Горбаневская. «Кто о чем поет».

· И. Коржавин. «Сплетения».

· Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. — М., 1998.

· Веллер М. Русский писатель в Эстонии // Знамя. — 1994. —№9. —С. 197-201.

· Зубарева ЕЮ. Проза русского зарубежья (1970-1980-е годы). —М., 2000.

· Минчан А. 20 интервью. — М., 2001.

· ЮрьененС. Мюнхен как форма выживания русской литературы //Знамя. — 1994. — № 7. — С. 203-205.

· С. Болмат. «Сами по себе».

· М. Веллер. «Легенды Невского проспекта».

· Войнович. «Монументальная пропаганда».

· Аовлатов. «Иностранка», «Филиал».

· Ю. Аружников. «Ангелы на кончике иглы».

· Солженицын. «Угодило зернышко промеж двух жерновов», «Протеревши глаза».

· Залотуха. «Великий поход за освобождение Индии (Револю­ционная хроника)».

· Е. Попов. «Душа патриота, или Различные послания к Ферфич-кину».

· В. Пьецух. «Государственное дитя».

· К. Булычев. «РекаХронос» (ч. «Заповедник для академиков»).

· Xвон Зайчик. «Плохих людей нет».

· Генис А. Обживая хаос. Русская литература в конце XX века //Континент. — 1997. — № 94.

· Петухова Е., Чёрный И. Современный русский историко-фантастический роман. — М ., 2002.

· Рыбаков Вяч. То, чего не было, не забывается... // Октябрь. —2001. —№ 11. —С. 161-171.

Литература для учащихся

· Е. Попов. «Прекрасность жизни».

· В. Пьецух. «Заколдованная страна».

· В. Щепетнев. «Шестая часть тьмы».

· А. Кабаков. «Невозвращенец».

· Петрушевская. «Новые Робинзоны».

· Маканин. «Лаз». Т. Толстая. «Кысь».

· Вяч. Рыбаков. «Гравилет „Цесаревич"».

· О. Аивов. «Выбраковка».

· В. Пелевин. «Омон Ра».

· Нефагина Г.А. Русская проза второй половины 80-х — начала90-х годов XX века. — Минск, 1998.

· Тух Б. Первая десятка современной русской литературы. — М.,2002.

· Энциклопедия русской фантастики / Под ред. Вл. Гакова. — М.,1995.

· А. Бушков. «Как у нас на Виндзорщине».

· Д. Быков. «Оправдание».

· С. Витицкий. «Бессильные мира сего».

· А. Аазарчук. «Гиперборейская чума».

· А. Аазарчук, М. Успенский. «Все, способные держать оружие...».

· Ю. Латынина. «Ничья».

· С. Лукьяненко. «Спектр».

· Сорокин. «Очередь».

· В. Пелевин. «Жизнь насекомых».

· Д. Талковский. «Бесконечный тупик» (главы о русских писа­телях).

· Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени. — М., 1997.

· Курицын В. Русский литературный постмодернизм. — М., 2001.

· Аиповецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. — Екатеринбург, 1997.

· Ю. Буйда. «Прусская невеста».

· Э. Гер. «Дар слова».

· П. Крусанов. «Укус ангела».

· В. Пелевин. «Generation П».

· Т. Кибиров. Ирония в поэзии, тема времени и человека в пото­ке времени, поэтические цитаты в творчестве. Черты концептуализма в поэзии М. Айзенберга, С. Тандлевско-го, А- Новикова.

· Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Спра­вочник-антология.— М., 1998.

· Монастырский А. Словарь терминов московской концептуаль­ной школы. — М., 1999.

· Эпштейн М. Парадоксы новизны. — М., 1988.

· А. Еременко. «Добавление к сопромату» (1990).

· И. Жданов. Мотивы и образы сборника «Фоторобот запретного мира» (1997).

· Ольги Седаковой. Лирический герой в по­эзии Седаковой. Человек и Бог, любовь и природа в ее стихах.

· Поэтический мир Веры Павловой (сборники «Вездесь», 2002; «Дневник отличницы», 2002).

· Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты: Спра­вочник-антология.— М., 1998.

· Новое в школьных программах. Русская поэзия XX века / Сост. С.Ф. Амитренко.— М., 1998.

· Т. Кибиров. «Интимная лирика».

· Е. Аавут. «Амур и др.».

· Л. Аосев. «Послесловие».

· В. Павлова. «Четвертый сон».

· Салимон. «Брильянтовый и золотой».

· И. Бродский. «Меньше, чем единица», «Письмо Горацию».

· А. Генис. «Раз. Два. Три».

· Б. Парамонов. «След», «Конец стиля».

· П. Вайль. «Гений места», «Карта Родины».

· Аурье. «Успехи ясновидения».

· Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. — М., 2003.

· Русская литература XX века: итоги столетия / Под ред. А.А. Кобринского. — СПб., 2001.

· Макании. «Квази».

· Файбисович. «Русские новые и неновые».

· Н. Коляда. «Канотье».

· А. Галин. «Чешское фото».

· Е. Гришковец. «Как я съел собаку».

· Н. Садур. «Панночка».

· Л. Петрушевская. «Свидание» из цикла «Темная комната».

· К. Арагунская. «Рыжая пьеса».

· Громова М.И. Русская современная драматургия. — М., 1999.

· Лейдерман Н. Драматургия Николая Коляды. — Каменск-Уральский, 1997.

· Торенштейн Ф. «Споры о Достоевском».

· Горин Г. «КинIV».

· С. Носов. «Берендей».

· Б. Акунин. «Внеклассное чтение».

· Д. Донцова. «Привидение в кроссовках».

·  А.Маринина. «Стилист».

· Богданова О.В. Современный литературный процесс. — СПб.,2001.

· Немзер А. Памятные даты. — М., 2002.

· Трофимова Е. И. (ред.). Творчество Александры Марйниной какотражение современной российской ментальности. — М., 2002.

· Б. Акунин. «Алтын-Толобас», «Пелагия и белый бульдог». Д. Донцова. «Созвездие жадных псов».

· Лавров. «Граф Соколов — гений сыска».

· Н. Леонов. «Защита Гурова».

· А. Маринина. «Украденный сон», «Смерть ради смерти». Т. Полякова. «Мой любимый киллер».

· Агеев А. Газета, глянец, Интернет. — М., 2001.

· Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. — М.,2002.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 491; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!